Решение по делу № 2-919/2024 от 02.04.2024

Дело № 2-919/2024

УИД 34RS0019-01-2024-002044-95

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 апреля 2024 года                                    г. Камышин

Камышинский городской суд Волгоградской области

в составе: председательствующего судьи                    Пименовой А.И.,

при секретаре судебного заседания                     Кардашевой Ю.А.,

с участием истца

помощника Камышинского городского прокурора             Оганесяна Б.Л.,

представителя ответчика МБОУ СШ № 4                Хиценко Н.Н.

представителя третьего лица комитета по образованию

администрации городского округа – город Камышин

Волгоградской области                         Чусова С.Ю.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Камышинского городского прокурора Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя школа № 4 городского округа – город Камышин Волгоградской области о возложении обязанности провести обследование технического состояния зданий,

установил:

первоначально Камышинский городской прокурор Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Камышинский городской суд Волгоградской области с исковым заявлением к администрации городского округа – город Камышин Волгоградской области, комитету по образованию администрации городского округа – город Камышин, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя школа № 4 городского округа – город Камышин Волгоградской области, в котором просил обязать администрацию городского округа – город Камышин Волгоградской области в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу довести до комитета по образованию администрации городского округа – город Камышин Волгоградской области лимиты бюджетных обязательств в целях проведения в муниципальном бюджетном образовательном учреждении средняя школа № 4 городского округа – город Камышин Волгоградской области обследования технического состояния нежилого здания школы, расположенной по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Набережная, д. 11, с использованием современных средств технической диагностики. Обязать комитет по образованию администрации городского округа – город Камышин Волгоградской области в течение 1 месяца со дня доведения лимитов бюджетных обязательств обеспечить необходимое финансирование муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя школа № 4 городского округа – город Камышин Волгоградской области в целях обследования технического состояния нежилого здания школы, расположенной по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Набережная, д. 11, с использованием современных средств технической диагностики. Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя школа № 4 городского округа – город Камышин Волгоградской области в течении шести месяцев с даты поступления финансирования провести обследование технического состояния нежилого здания школы, расположенной по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Набережная, д. 11, с использованием современных средств технической диагностики.

В обоснование заявленных требований указал, что Камышинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании и законодательства, регламентирующего безопасность пребывания несовершеннолетних, в деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя школа № 4 городского округа – город Камышин Волгоградской области (далее - МБОУ СШ №4). За учреждением на праве оперативного управления закреплено нежилое здание школы, расположенное по адресу: г. Камышин, ул. Набережная, д. 11. В нарушение требований действующего законодательства МБОУ СШ № 4 эксплуатационный контроль зданий должным образом не осуществляет, при весенних и осенних осмотрах зданий в нарушение требований раздела №3 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденного Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312, современные средства технической диагностики не используются, несмотря на истечение нормативных сроков эксплуатации комплексное обследование технического состояния зданий (сооружений) не проведено, что не обеспечивает безопасные условия обучения, воспитания несовершеннолетних. В соответствии с предоставленными копиями актов осмотров технического состояния плановые осмотры технического состояния зданий в целом, их систем и внешнего благоустройства, технического состояния отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства учреждения проводятся формально, без точного описания выявленных дефектов, перечень необходимых работ ограничен только указанием на необходимость их проведения, точные сроки и исполнители не указаны. При весеннем и осеннем осмотре не уточняются объемы ремонтных работ по зданиям и объектам, подлежащим включению в план текущего ремонта в год проведения осмотра. Сведений о техническом состоянии здания в целом не приведено. В соответствии с уставом учреждения учредителем МБОУ СШ № 4 является администрация городского округа – город Камышин. Функции и полномочия учредителя осуществляет комитет по образованию администрации городского округа – город Камышин. Непроведение должного эксплуатационного контроля за состоянием здания МБОУ СШ № 4 путем привлечения специальных организаций может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что в свою очередь нарушает гарантированные Конституцией РФ, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.

С учетом изменений в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просил суд обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя школа № 4 городского округа – город Камышин Волгоградской области в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу провести обследование технического состояния нежилого здания школы площадью 4 821,5 кв.м с кадастровым (условным) номером 34:36:000020:880, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Набережная, д. 11, с использованием современных средств технической диагностики.

Определением Камышинского городского суда Волгоградской области от 25 апреля 2024 года принят отказ Камышинского городского прокурора Волгоградской области от исковых требований к администрации городского округа – город Камышин, комитету по образованию администрации городского округа – город Камышин о возложении обязанности.

В судебном заседании помощник Камышинского городского прокурора Оганесян Б.Л. исковые требования с учетом их изменений поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика МБОУ СШ № 4 Хиценко Н.Н. в судебном заседании относительно заявленных требований не возражал, просил увеличить срок для исполнения решения суда.

Представитель третьего лица комитета по образованию администрации городского округа – город Камышин Волгоградской области Чусов С.Ю. в судебном заседании просил увеличить срок для исполнения решения суда.

Представитель третьего лица администрации городского округа – город Камышин Волгоградской области извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

Информация по делу своевременно размещалась на интернет-сайте Камышинского городского суда Волгоградской области http://kam.vol.sudrf.ru.

С учётом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотрение дела при указанной явке.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Положениями статей 41 и 43 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и право на образование.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с названным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

В соответствии с пунктами 2, 15 части 3 статьи 28 Закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

В силу положений, содержащихся в пункте 2 части 6 статьи 28 Закона № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В части 7 статьи 28 Закона № 273-ФЗ указано, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качеством образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Положениями статьи 41 Закона № 273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Согласно части 9 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно статье 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (часть 1).

Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2).

В соответствии с частями 6, 7 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

Согласно части 1 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений, индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.

Если иное не предусмотрено федеральным законом лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.

Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года № 312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее - Положение). Данное положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.

В соответствии с разделом 3 вышеуказанного Положения контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.

Приложением № 2 Положения установлена рекомендуемая продолжительность эффективной комплектации до постановки на капитальный ремонт (от 8 лет в тяжелых условиях эксплуатации до 25 лет при благоприятных условиях эксплуатации).

В соответствии с пунктами 4.3, 4.4, 5.1 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», который введен в действие приказом Росстандарта от 27 декабря 2012 года № 1984-ст, первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих вне благоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также: по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); - по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.

Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции.

При комплексном обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для проведения вариантного проектирования реконструкции или капитального ремонта объекта. При обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния). При обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: грунты основания, фундаменты, ростверки и фундаментные балки; стены, колонны, столбы; перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны и др.); балконы, эркеры, лестницы, подкрановые балки и фермы; связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжения конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной Камышинской городской прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства об образовании и законодательства, регламентирующего безопасность пребывания несовершеннолетних, в деятельности МБОУ СШ № 4, установлено, что эксплуатационный контроль здания МБОУ СШ № 4, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Набережная, д. 11, должным образом не осуществляется, при весенних и осенних осмотрах здания в нарушение требований раздела 3 Положения, утвержденного Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года № 312, современные средства технической диагностики не используются, несмотря на истечение нормативных сроков эксплуатации комплексное обследование технического состояния зданий (сооружений) не проведено, что не обеспечивает безопасные условия обучения, воспитания обучающихся.

Как следует из технического паспорта, здание школы, расположенное по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Набережная, д. 11, построено в 1985 году (л.д. 34-49).

Согласно Уставу настоящее учреждение начало свою деятельность в 1943 году как средняя школа № 4 города Камышина Волгоградской области. Организационно-правая форма – муниципальное учреждение. Тип муниципального учреждения – бюджетное. Учреждение является юридическим лицом, имеет круглую печать, штампы, бланки, самостоятельный баланс и (или) лицевые счета в Управлении финансов администрации городского округа – город Камышин. Учреждение владеет и пользуется имуществом, переданным ему на праве оперативного управления (пункты 1.1.2., 1.1.3, 1.5 Устава) (л.д. 21-27).

Нежилое здание школы № 4, расположенное по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Набережная, д. 11, с 3 октября 2009 года находится в собственности городского округа-город Камышин Волгоградской области, со 2 ноября 2009 года в оперативном управлении МБОУ СШ № 4, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 18-20).

В пунктах 1.6., 1.8. Устава МБОУ СШ № 4 указано, что учредителем школы является администрация городского округа – город Камышин, права собственника осуществляет комитет по образованию администрации городского округа-город Камышин (л.д. 21).

К компетенции учреждения, в том числе относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (пункт 1.10 Устава).

Учреждение несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к его компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком, качество образования своих учеников, жизнь и здоровье учащихся, работников учреждения во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод учащихся и работников учреждения, иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации (пункт 1.14).

Доказательств проведения плановых осмотров технического состояния здания в целом, его системы и внешнего благоустройства, технического состояния отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства учреждения не представлено. Осмотр здания с использованием современных средств технической диагностики не проводился.

Согласно представленной МБОУ СОШ № 4 городского округа – город Камышин Волгоградской области информации на запрос прокурора от 19 марта 2024 года, подписанной директором МБОУ СШ № 4 Хиценко Н.Н., обследование технического состояния нежилых зданий общеобразовательного учреждения с использованием современных средств технической диагностики не проводилось, специализированные организации для проведения обследования технического состояния здания не привлекались (л.д. 12).

Разрешая заявленные по существу требования, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь приведенными выше нормами материального права, исходя из того, что непроведение обследования технического состояния нежилого здания школы, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, г. Камышин, ул. Набережная, д. 11, с использованием современных средств технической диагностики может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинения вреда их жизни и здоровью, при этом соответствующих мер образовательным учреждением не принимается, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором исковые требования к МБОУ СШ № 4 являются обоснованными, в связи с чем возлагает на МБОУ СШ № 4 обязанность провести обследование технического состояния нежилого здания школы площадью 4821,5 кв.м с кадастровым (условным) номером 34:36:000020:880, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Набережная, д. 11, с использованием современных средств технической диагностики.

В соответствии с положениями части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая значимость разрешаемого судом требования, направленного на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку здание школы в своем состоянии представляет собой опасность для несовершеннолетних, суд определяет срок для его исполнения в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, полагая, что он соответствует принципам разумности и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Камышинского городского прокурора Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя школа № 4 городского округа – город Камышин Волгоградской области о возложении обязанности провести обследование технического состояния зданий удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 4 городского округа – город Камышин Волгоградской области провести обследование технического состояния нежилого здания школы площадью 4 821,5 кв.м с кадастровым (условным) номером 34:36:000020:880, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Набережная, д. 11, с использованием современных средств технической диагностики в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Камышинский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Судья                                                                            А.И. Пименова

    Мотивированное решение составлено 6 мая 2024 года.

    Судья                                                                            А.И. Пименова

2-919/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Камышинский городской прокурор в интересах НКЛ
Ответчики
Администрация городского округа - город Камышин
МБОУ СШ №4 городского округа - г.Камышин
Комитет по образованию Администрации г/о - г.Камышин
Суд
Камышинский городской суд Волгоградской области
Судья
Пименова А.И.
Дело на странице суда
kam.vol.sudrf.ru
02.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2024Передача материалов судье
03.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.04.2024Судебное заседание
25.04.2024Судебное заседание
06.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее