Судья Щербина И.С. Дело № 33-1953/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 августа 2015 года город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Забелиной О.Н.
судей Хомяковой М.Е., Наместниковой Л.А.
с участием прокурора Шолоховой А.С.,
при секретаре Ноздрачевой Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Орла в интересах Аракчеева Руслана Николаевича к администрации г.Орла о понуждении к совершению действий,
по апелляционной жалобе администрации г.Орла на решение Советского районного суда г.Орла от 09 июня 2015 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Советского района г.Орла в интересах Аракчеева Руслана Николаевича к администрации г.Орла о понуждении к совершению действий - удовлетворить.
Обязать администрацию г.Орла предоставить Аракчееву Руслану Николаевичу, 07 июня 1996 года рождения, благоустроенное жилое помещение в г.Орле общей площадью не менее 28-33 кв.м, по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи один человек».
Заслушав доклад судьи Хомяковой М.Е., выслушав объяснения представителя ответчика администрации г.Орла по доверенности ПолосухинойЛ.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения истца АракчееваР.Н., согласного с постановленным судебным актом, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия,
установила:
прокурор Советского района г.Орла обратился в суд в интересах АракчееваР.Н. с иском к администрации г.Орла о понуждении к совершению действий.
В обоснование требований указано, что Аракчеев Р.Н. является ребенком, оставшимся без попечения родителей. Решением Орловского районного суда Орловской области от 09.09.2009 его отца лишили родительских прав, мать ФИО6 умерла <...>, в связи с чем, ребенка передали на попечение дедушке ФИО1, с которым он проживал по адресу: <адрес>. С 01.09.2013 по 01.12.2014 Аракчеев Р.Н. обучался в БОУ ОО СПО «Орловский техникум сферы услуг». В настоящее время не работает, не учится, проживает у знакомых. Постановлением администрации г.Орла Аракчеев Р.Н. был поставлен на учет детей-сирот. До настоящего времени жилье администрацией г.Орла АракчеевуР.Н. не предоставлено. Полагает, что данными действиями администрации г.Орла нарушены права АракчееваР.Н.
По указанным основаниям, с учетом уточненных в порядке ст.39 ГПК РФ исковых требований, прокурор района просил суд обязать администрацию г.Орла предоставить Аракчееву Р.Н. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 28-33 кв.м, по договору найма специализированного жилого помещения.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Департамент финансов Орловской области, Департамент образования, молодежной политики и спорта Орловской области, Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области, Департамент строительства, топливно-энергетического, комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
Администрация г.Орла не согласилась с решением суда, в своей апелляционной жалобе просит решение суда изменить, дополнив его резолютивную часть после слов «по договору найма муниципального специализированного жилого помещения» словами «согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Обращает внимание на то, что Законом Орловской области от 06.12.2006 (ред. от 06.03.2013, с изм. от 05.12.2014) № 727-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлен порядок предоставления жилых помещений, в соответствии с которым очередность формируется в хронологической последовательности подачи заявлений лиц, указанной категории.
Указывает, что Аракчеев Р.Н. согласно постановлению администрации г.Орла № от 09.06.2014 принят на учет лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, и включен в соответствующий Список по муниципальному образованию «Город Орел» и на 2015 год значится в нем под № 156.
Полагает, что предоставление истцу жилого помещения нарушит права и законные интересы других лиц, указанной категории, включенных в соответствующий Список ранее Аракчеева Р.Н.
Приводит доводы о том, что у истца отсутствует право на незамедлительное предоставление жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, поскольку только действующий до 01.01.2013 внеочередной порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма предоставлял возможность лицам из числа детей-сирот реализовать его незамедлительно с момента возникновения субъективного права на жилое помещение,
Ссылается на то, что суд не дал правовой оценки тому, что на 2015 год отсутствует финансирование переданных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений включенным в Список по муниципальному образованию «Город Орел» лицам из числа детей-сирот, в том числе АракчеевуР.Н.
На основании ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется, поскольку судом первой инстанции при разрешении спора правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в судебном решении мотивированы.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
Законом Орловской области от 06.12.2007 № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены дополнительные гарантии и условия реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 3 Закона предусмотрен порядок предоставления жилых помещений, а именно: гражданам, перечисленным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам найма специализированного жилого помещения. По договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту постановки их на учет общей площадью на одного человека не менее 28 - 33 квадратных метров (часть 3 в ред. Закона Орловской области от 05.09.2012 № 1400-ОЗ).
Материалами дела подтверждается и установлено судом, что АракчеевР.Н. относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать, ФИО6 умерла 01.06.2009, а отец ФИО7 лишен родительских прав по решению Орловского районного суда Орловской области от 09.09.2009.
Постановлением администрации г.Орла от 27.10.2009 № над несовершеннолетним Аракчеевым Р.Н. была установлена опека, попечителем назначен ФИО1 (дедушка), а также за несовершеннолетним АракчеевымР.Н. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Из справки Бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Орловский техникум сферы услуг» усматривается, что в период с 01.09.2013 по 01.12.2014 Аракчеев Р.Н. обучался в данном учреждении, ежемесячно получал социальную стипендию, находился на полном государственном обеспечении.
Судом первой инстанции установлено, что по адресу: <адрес> зарегистрировано 6 человек: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, Аракчеев Р.Н. В настоящее время Аракчеев Р.Н. по месту регистрации не проживает, а проживает у знакомых.
Постановлением администрации г.Орла № от 09.06.2014 признано невозможным проживание Аракчеева Р.Н. по месту его регистрации, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения, приходящейся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещений, менее учетной нормы площади жилого помещения. Также данным постановлением Аракчеев Р.Н. принят на учет детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда. Контроль за исполнением данного постановления возложен на администрацию г.Орла.
Согласно сведениям, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области и Межрегиональным бюро технической инвентаризации, сведения о зарегистрированном праве собственности на территории Орловской области за Аракчеевым Р.Н. отсутствуют.
Разрешая заявленный спор по существу с учетом вышеприведенных правовых норм и принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что Аракчеев Р.Н., как ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право на обеспечение его жильем по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ.
До настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
Судебная коллегия, признавая данные выводы суда правильными, исходит из следующего.
По смыслу правовой гарантии, установленной Федеральным законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются государством отдельным благоустроенным жилым помещением.
Судом первой инстанции было бесспорно установлено, что истцом право на получение от государства социальной гарантии в виде отдельного благоустроенного жилого помещения до настоящего времени не реализовано, в связи с чем на администрацию г.Орла обоснованно была возложена обязанность обеспечить истца жилым помещением в соответствии с действующим законом.
Довод апелляционной жалобы о том, что предоставление истцу жилого помещения нарушит права и законные интересы других лиц, указанной категории, включеных в соответствующий Список ранее Аракчеева Р.Н.., судебной коллегией во внимание не принимается, поскольку действующее законодательство не содержит указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Доводы апелляционной жалобы о том, что выделенных денежных средств из бюджета Орловской области недостаточно для надлежащего и своевременного исполнения в полном объеме администрацией г. Орла переданных государственных полномочий по обеспечению указанной категории лиц жилыми помещениями, судебная коллегия признает необоснованными, поскольку реализация исполнения судебного акта не может быть поставлена в зависимость от финансирования органа местного самоуправления.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда и не могут повлиять на правильность определенных судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных гражданско-процессуальным законодательством к отмене состоявшегося судебного решения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Орла от 09 июня 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г.Орла – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи