Решение по делу № 2а-1526/2019 от 27.06.2019

                                    К делу №2а-1526/19

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ейск                                        «24» июля 2019 года

Ейский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи                                          Тунгел А.Ю.,

при секретаре                                                                      Попко А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чешейко В.И., Казымова Д.В., Носиченко Т.В. к администрации Ейского городского поселения Ейского района об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в переводе нежилого помещения в жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

    Истцы обратились в Ейский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просят признать незаконным решение администрации Ейского городского поселения Ейского района от 06.05.2019 года об отказе в переводе нежилых помещений с кадастровым номером по <адрес> в <адрес> в жилые помещения и обязать администрацию Ейского городского поселения Ейского района перевести нежилые помещения общей площадью 224,2 кв.м., расположенные в здании с кадастровым номером по <адрес> в <адрес> в жилые помещения.

В судебном заседании представитель административных истцов, действующая на основании доверенности Николаева И.Б. пояснила, что административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежит административное здание, назначение - нежилое, площадью 224,2 кв.м. по <адрес>. Административное здание расположено на земельном участке площадью 10749 кв.м., с видом разрешенного использования - административные здания и предоставленного истцам в аренду. 08.04.2019 года административные истцы обратились в администрацию Ейского городского поселения Ейского района с заявлением о переводе указанного нежилого здания в жилое. К заявлению приложены документы, предусмотренные ч. 2 ст. 23 ЖК РФ, Решением от 06.05.2019 года получен отказ в переводе спорных жилых помещений в жилые, так как перевод приведет к несоответствию разрешенного вида использования земельного участка на котором он расположен, что является нарушением требований законодательства о градостроительной деятельности. С указанным решением административные истцы не согласны. Основания, при которых не допускается перевод нежилого помещения в жилое перечислены в ч. 4 ст. 22 ЖК РФ, а именно: помещение не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и наличие обременений права собственности на переводимое помещение. Иных оснований для отказа в переводе нежилого помещения в жилое, жилищным законодательством не предусмотрено. Согласно Правилам землепользования и застройки Ейского городского поселения Ейского района, земельный участок, расположенный по <адрес>, относится к землям населенных пунктов и расположен в территориальной зоне «Ж1. Зона застройки индивидуальными жилыми домами», следовательно, в данной территориальной зоне предусмотрено размещение жилых домов. Земельный участок по <адрес> находится в собственности муниципального образования Ейский район и предоставлен истцам в аренду, в связи с чем, истцы как арендаторы не вправе изменять договор в одностороннем порядке и изменять вид разрешенного использования арендуемого земельного участка. Представитель истцов считает отказ в переводе спорного объекта в жилое незаконным, просит обязать административного ответчика перевести нежилые помещения по <адрес> в <адрес>, в жилые.

Представитель административного ответчика - Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Ейский район на основании доверенности Гопало Н.В. административное исковое заявление истцов считает необоснованным. В судебном заседании пояснила, что порядок признания помещения жилым устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом РФ и другими федеральными законами, при этом перевод нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. Перевод нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Жилищного кодекса РФ и законодательства о градостроительной деятельности. Отказ в переводе нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае несоблюдения предусмотренных ст. 22 Жилищного кодекса РФ условий перевода помещения (п. 3 ч. 1 ст. 24 Жилищного кодекса РФ). Административное здание площадью 224,2 кв.м. кадастровый , находящегося по адресу: <адрес>, расположено на земельном участке с кадастровым с основным видом разрешенного использования - «административные здания». Нормы градостроительного и земельного законодательства РФ прямо указывают на приоритет разрешенного использования земельного участка перед разрешенным использованием здания, строения, сооружения и только при условии изменения вида разрешенного использования земельного участка это может дать основание к изменению вида разрешенного использования объекта капитального строительства. В соответствии с Правилами землепользования и застройки Ейского городского поселения Ейского района, утвержденными решением Совета Ейского городского поселения Ейского района от 29.01.2013 № 52/4 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Ейского городского поселения Ейского района» вид разрешенного использования земельного участка «административные здания», установленный для земельного участка с кадастровым допускает нахождение на нем административного здания, относящегося к нежилым зданиям, имеющим ряд общих функциональных и объемно планировочных признаков и предназначенных преимущественно для умственного труда и непроизводственной сферы деятельности, отличающихся от зданий для осуществления деятельности по производству материальных ценностей или услуг населению (СНиП 31-05-2003. Общественные здания административного назначения). Таким образом, принятие администрацией Ейского городского поселения Ейского района решения о переводе нежилых помещений административного здания площадью 224,2 кв.м. кадастровый , находящегося по адресу: <адрес>, в жилые до изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым «административные здания» на иной вид разрешенного использования земельного участка, предусмотренный Правилами и допускающий размещение на указанном земельном участке жилых помещений, разрушило бы единый правовой режим земельного участка и нежилого помещения, находящегося на нем, что являлось бы грубым нарушением градостроительного законодательства и, как следствие, порядка перевода нежилого помещения в жилое. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов, что до настоящего времени административными истцами в отношении земельного участка с кадастровым не осуществлено и ограничений в этом у них либо запрета на это в силу Закона не имеется. Просит в удовлетворении административного искового заявления отказать.

    Выслушав стороны, изучив материалы дела, исследовав представленные суду доказательства, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в том числе относится принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.

    Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, что прямо предусмотрено ч. 1, 2 ст. 46 Конституции РФ.    Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

    Как установлено в судебном заседании, административные истцы: Чешейко В.И., Казымов Д.В., Носиченко Т.В. являются собственниками административного здания, назначение - нежилое, площадью 224,2 кв.м., кадастровый , по <адрес> (л.д.7-11). Административное здание расположено на земельном участке площадью 10749 кв.м., с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов и предоставленный истцам в аренду на основании договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, от ДД.ММ.ГГГГ , с видом разрешенного использования - административные здания (л.д.12-13).

Собственники помещения – Чешейко В.И., Носиченко Т.В., Казымов Д.В. обратились в администрацию Ейского городского поселения Ейского района в заявлением о переводе нежилого помещения в жилое. (л.д.14).

Постановлением Главы Ейского городского поселения Ейского района от 06.05.2019 года, в переводе нежилых помещений, расположенных в здании по <адрес> в <адрес>, отказано (л.д.15). В уведомлении об отказе указано, о несоблюдении собственниками помещений, предусмотренных ч. 1 ст. 22 ЖК РФ условий перевода помещений, а именно: указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 23:42:0202230:94, находящимся в муниципальной собственности с категорией земель - земли населенных пунктов, видом разрешенного использования - административные здания. Согласно ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В силу части 2 и 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В соответствии с Правилами землепользования и застройки Ейского городского поселения Ейского района, утвержденными решением Совета Ейского городского поселения Ейского района от 29 января 2013 года № 52/4, вид разрешенного использования «административные здания» допускает нахождение на земельном участке исключительно административных зданий; перевод объекта в жилое приведет к его несоответствию разрешенному виду использования земельного участка, на котором он расположен; требования законодательства о градостроительной деятельности не соблюдены.

    По правилам ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

    Истцами оспаривается отказ администрации Ейского городского поселения Ейского района от 06.05.2019 года в переводе нежилых помещений в жилые помещения.

    Разрешая по существу настоящий административный иск, суд учитывает следующее.

    В соответствии со ст. 23 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

    Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения). Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

    При подаче заявления о переводе нежилого помещения в жилое заявителем представлены: выписка из ЕГРН, план переводимого помещения с его техническим описанием, поэтажный план дома, подготовленный и оформленный проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, Постановление Главы Ейского городского поселения от 27.08.2018 года, договора на электро, водо и газоснабжение.

    Данный перечень соответствует списку документов, необходимых для перевода нежилого помещения в жилое, указанных в ст. 23 ЖК РФ.

    Согласно ст. 24 ЖК РФ, отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: 1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения; 4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.    Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

    В соответствии с ч. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений.

    Частями 1, 3 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

    В силу частей 8, 9 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Реконструкция указанных в части 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.

    Частью 2 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что градостроительный регламент устанавливается с учетом, в том числе видов территориальных зон.

    В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон (часть 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

    В соответствии с ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации каждый земельный участок должен принадлежать только к одной территориальной зоне.

    Согласно ч.2 ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

    Виды разрешенного использования; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и прочие сведения в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах территориальной зоны, указываются в градостроительном регламенте (пункт 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

    Пунктом 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, независимо от форм собственности иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

    В соответствии с п. 4 указанной нормы земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если вилы их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.

    Согласно ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

    Ч. 4 указанной нормы установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

    Ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

    Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, одной из которых являются «земли населенных пунктов».

    В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

    Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

    Как следует из положений п. 3 ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительный регламент является составной частью правил землепользования и застройки.

    Решением Совета Ейского городского поселения Ейского района от 29 января 2013 года № 52/4 утверждены Правила землепользования и застройки Ейского городского поселения Ейского района, в соответствии с п. 1 ст.19 которых изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории Ейского городского поселения Ейского района осуществляется в соответствии с перечнем видов разрешенного использования на территории соответствующей территориальной зоны, установленным настоящими Правилами.

    Согласно выписке из Правил землепользования и застройки Ейского городского поселения Ейского района от ДД.ММ.ГГГГ , земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1079 кв.м., с кадастровым номером относится к землям населенных пунктов и расположен в территориальной зоне «Ж1. Зона застройки индивидуальными жилыми домами».

    В соответствии с частью 3 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пунктом 5 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового назначения, здравоохранения, дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, стоянками автомобильного транспорта, гаражами, объектами, связанными с проживанием граждан и не оказывающими негативного воздействия на окружающую среду.

    Согласно выписке из Правил землепользования и застройки Ейского городского поселения Ейского района от 30.05.2018 г. основными видами разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства в зоне Ж1 является размещение индивидуальных жилых домов, многоквартирных малоэтажных     жилых домов, ЛПХ, объектов детского дошкольного воспитания, начального и среднего общего образования, административных зданий, амбулаторно-поликлинических учреждений и т.д.

    Таким образом, в данной территориальной зоне предусмотрено размещение жилых домов.

    При таких обстоятельствах, суд считает, что вид использования спорного нежилого здания, в случае его перевода в жилое, не вступает в противоречие с основными видами разрешенного использования занятого этим объектом земельного участка, предусмотренные Правилами землепользования и застройки Ейского городского поселения Ейского района.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд –

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Чешейко В.И., Казымова Д.В., Носиченко Т.В. к администрации Ейского городского поселения Ейского района об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в переводе нежилого помещения в жилое помещение – удовлетворить.

Признать недействительным решение от 06.05.2019 г. администрации Ейского городского поселения Ейского района об отказе в переводе нежилых помещений, общей площадью 224,2 кв.м. расположенные в здании с кадастровым номером по <адрес> в <адрес>, в жилые помещения.

Обязать администрацию Ейского городского поселения Ейского района перевести нежилые помещения, общей площадью 224,2 кв.м., расположенные в здании с кадастровым номером по <адрес> в <адрес>, в жилые помещения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд, путем подачи жалобы через Ейский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, то есть с 29 июля 2019 года.

Председательствующий:

2а-1526/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Казымов Дмитрий Владимирович
Носиченко Татьяна Викторовна
Чешейко Виктор Иосифович
Ответчики
Администрация Ейского городского поселения Ейского района
Суд
Ейский городской суд Краснодарского края
Судья
Тунгел Александр Юрьевич
Дело на сайте суда
eisk-gor.krd.sudrf.ru
27.06.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
27.06.2019[Адм.] Передача материалов судье
01.07.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
01.07.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.07.2019[Адм.] Судебное заседание
24.07.2019[Адм.] Судебное заседание
29.07.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.08.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2019[Адм.] Дело оформлено
05.09.2019[Адм.] Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее