Решение по делу № 33-3771/2022 от 24.03.2022

Судья – Оплетина Е.С.

Дело № 33-3771/2022 (№ 2-286/2022)

УИД 59RS0004-01-2021-007640-16

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Лапухиной Е.А.,

судей Крюгер М.В., Лобанова В.В.,

при ведении протокола помощником судьи Косогоровой К.Б.,

рассмотрела 20 апреля 2022 года в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Светлаковой Людмилы Яковлевны на решение Ленинского районного суда г.Перми от 13 января 2022 года, которым постановлено:

«исковые требования Светлаковой Людмилы Яковлевны к Министерству строительства Пермского края о возложении обязанности произвести перерасчет суммы выданного государственного жилищного сертификата и взыскании денежных средств в размере 265534,00 руб. – оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Крюгер М.В., пояснения представителя ответчика Министерства строительства Пермского края Петровой Ю.Ю., возражавшей относительно доводов жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Светлакова Л.Я. обратилась в суд с иском к Министерству строительства Пермского края, Администрации Кочевского муниципального округа о возложении на Министерство строительства Пермского края обязанности произвести перерасчет суммы выданного государственного жилищного сертификата и взыскании 265534 руб.

В обоснование требований указано, что Светлакова Л.Я. являлась участником программы переселения с 1999 года, в 2021 году выдан жилищный сертификат на сумму 2164483 руб. При расчете суммы жилищного сертификата стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (МКС) был определен на основании справки Пенсионного фонда России, который не включал в расчет период работы с 01.01.2007 по 31.03.2012, и общий стаж определен 29 лет 11 месяцев 10 дней, что составило 90% от норматива. Вместе с тем в общий стаж работы в МКС период с 01.01.2007 по 31.03.2012 подлежал включению, следовательно размер субсидии должен быть рассчитан в том числе из 100% от норматива предоставления жилищных субсидий, поскольку стаж работы в МКС составляет 35 лет 2 месяца 10 дней. Ошибка была допущена по вине Пенсионного фонда Российской Федерации, предоставившего неверные сведения о стаже. Ответчиком перерасчет размера предоставленной жилищной субсидии не произведен, ссылаясь, что расчет произведен верно и на основании сведений Пенсионного фонда Российской Федерации.

Судом постановлено приведенное выше решение, с которым в апелляционной жалобе не согласилась истец, считает его незаконным и подлежащим отмене. В жалобе указывает, что факт неверно предоставленных сведений о ее стаже в учетное дело, на основании которых Министерством строительства Пермского края был осуществлен расчет социальной выплаты несоответствующий законодательству в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение. Обнаружив данный факт, истец обратилась в Министерство, однако актуальные сведения о ее стаже при ответе на обращение не были взяты в расчет, приведены неверные данные о стаже, полученные от Пенсионного фонда. Истец же получив сертификат, который следовало сдать в банк до 19.06.2021, действовала в рамках действующей ведомственной целевой программы. Полагает, что реализация государственного жилищного сертификата не может являться препятствием для удовлетворения ее требований. Указала, что неправомерное уменьшение размера выданного сертификата привело к нарушению имущественных прав истца, поскольку сумма ипотечных средств, в случае верно произведенного расчета, уменьшилась бы на 265534 руб. Также обратила внимание, что при получении жилищного сертификата не могла проверить правильность сведений о своем стаже, поскольку учетное дело ей не предоставлялось и полномочиями по проверке учетного дела она не наделена. К тому же отметила, что сертификат выдавался в 2021 году, а справка о стаже работы приобщена в 2019 году, при этом в материалах учетного дела имелась копия трудовой книжки, изучив которую можно было устранить противоречия по стажу. Полагает, что отсутствие порядка урегулирования спорных вопросов в части выдаваемого размера жилищного сертификата после его получения не может являться основанием для ущемления ее прав. Кроме того, судом первой инстанции не разрешен вопрос об удовлетворении требований либо отказе в них к ответчику Администрации Кочевского муниципального района.

В возражениях на доводы жалобы Министерство строительства Пермского края просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу истца без удовлетворения.

Истец, представитель администрации Кочевского муниципального округа Пермского края, третьи лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте Пермского краевого суда, о причинах неявки не сообщили, об отложении дела не просили.

На основании ч.3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений относительно них, и в рамках тех требований, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Светлакова Л.Я. состояла на жилищном учете в администрации Кочевского муниципального района с 07.12.1999.

Заявление на участие в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» было подано 14.06.2006.

19.03.2021 Светлаковой Л.Я. выдан государственный жилищный сертификат Серия ПС №**, в котором указан размер социальной выплаты 2164483 руб. Данный сертификат должен быть предоставлен в банк до 19.06.2021, действителен до 19.10.2021.

29.03.2021 Светлакова Л.Я. обратилась за разъяснением расчета суммы государственного жилищного сертификата в Министерство строительства Пермского края, ссылаясь на неверный расчет стажа в МКС, поскольку период работы с 01.01.2007 по 31.03.2012 подлежит включению в стаж работы в МКС, приложив сведения о стаже.

14.04.2021 Министерством строительства Пермского края дан ответ на обращение Светлаковой Л.Я., что согласно сведениям Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочевском районе Пермского края от 14.04.2019 стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на 30.06.2014 составлял 24 года 3 дня, что подтверждено сведениями Управления Пенсионного фонда РФ в г. Кудымкаре Пермского края, представленными администрации Кочевского муниципального округа Пермского края от 05.04.2021. При расчете субсидии также учтен стаж работы в период с 01.07.2014 по 23.10.2015, с 03.08.2016 по 16.03.2021 – 5 лет 11 месяцев 7 дней. Указано, что размер социальной выплаты произведен Министерством в соответствии с действующим законодательством и согласно документов учетного дела.

Согласно выписки из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам от 04.08.2021 № 22 принято решение: учетное дело № ** Светлаковой Л.Я. снять с учета и исключить из списка участников ведомственной целевой программы, как получившую социальную выплату для приобретения жилья, поскольку Светлаковой Л.Я. государственный жилищный сертификат реализован, 29.06.2021 средства социальной выплаты перечислены в счет оплаты договора купли-продажи на приобретение жилого помещения. Истцом не оспаривалось, что 09.06.2021 приобретено жилое помещение в г.Перми с использованием государственного жилищного сертификата.

В материалах учетного дела имеется копия трудовой книжки истца, заверенная работодателем на 17.12.2020 с указанием, что истец работает по настоящее время с последней записью работы от 03.08.2016. Для расчета общего стажа работы в местностях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в материалы учетного дела Пенсионным фондом России были представлены сведения о стаже от 14.05.2019, в которых период с 01.01.2007 по 31.03.2012 – 5 лет 3 месяца 1 день, не был включен в льготный стаж работы в МКС (л.д. 106 оборот).

03.12.2021 ОПФР по Пермскому краю в материалы дела дан ответ, что Светлаковой Л.Я. с 07.11.2014 назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с пп.6 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ. По состоянию на 31.12.2020 общее количество стажа работы в МКС составило 35 лет 4 месяца 25 дней, период работы с 01.01.2007 по 31.03.2012 (5 лет 3 месяца 1 день) также учтен в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Разрешая по существу заявленные требования, оценив по правилам ст.67 ГПК РФ в совокупности представленные доказательства, руководствуясь положениями ст. ст. 3, 4, 5 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», ссылаясь на Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879, приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 21.10.2015 № СЭД-35-01-97-311 «Об утверждении Порядка оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов», суд первой инстанции, пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основании тщательного исследования всех представленных по делу доказательств в их совокупности, с учетом требований действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.

Суд первой инстанции достоверно и правильно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, дал им надлежащую юридическую оценку, правильно применил положения действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения.

Право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992, предусмотрено Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон № 125-ФЗ).

Положениями ст. 1 Федерального закона №125-ФЗ установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Правила).

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона №125-ФЗ жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.

Согласно ст. 4 Федерального закона №125-ФЗ право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Жилищные субсидии могут использоваться гражданами только на приобретение или строительство жилых помещений.

В соответствии со ст.5 Федерального закона № 125-ФЗ, размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из: состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992; норматива общей площади жилого помещения в размере тридцати трех квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере сорока двух квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при определении используемого для расчета размера жилищной субсидии норматива общей площади жилого помещения учитывается норма дополнительной жилой площади в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и который действует на дату расчета жилищной субсидии; норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При определении норматива предоставления жилищных субсидий гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, для инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за который также принимается время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо время проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата (пункт 12 Правил).

Социальная выплата предоставляется владельцу сертификата в безналичной форме путем зачисления средств федерального бюджета на его банковский счет, открытый в банке (пункт 48 Правил).

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 21.10.2015 № СЭД-35-01-97-311 утвержден Порядок оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов (далее – Порядок), в соответствии с которым для оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов органы местного самоуправления направляют в Министерство строительства Пермского края учетное дело, содержащее документы в соответствии с требованиями пунктов 19, 44, 44(1), 44(2), 45 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153, в том числе сведения о стаже работы в МКС. При этом орган местного самоуправления передает учетное дело с письмом, в котором гарантирует, что документы учетного дела проверены и подтверждают право гражданина на получение государственного жилищного сертификата (п.3.2 Порядка).

При разрешении заявленного спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 ГПК РФ сделан обоснованный вывод об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований, с чем судебная коллегия не может не согласиться.

Доводы апелляционной жалобы о неверно предоставленных сведениях о стаже в учетное дело, на основании которых Министерством строительства Пермского края был осуществлен расчет социальной выплаты несоответствующий законодательству не может быть принят во внимание, поскольку Министерство строительства не наделено полномочиями по включению (определению) периодов общего трудового стажа, поскольку в силу п.3.4 Порядка специалисты Министерства в течение 15 рабочих дней со дня получения учетных дел осуществляют проверку учетных дел лишь на предмет соответствия требованиям, установленным пунктами 19, 44, 44(1), 44(2), 45 Правил. Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, истец при получении жилищного сертификата расписалась, что с показателями, исходя из которых осуществлен расчет размера социальной выплаты для приобретения жилого помещения ознакомлена, достоверность сведений, содержащихся в сертификате проверила, жилищный сертификат реализовала путем приобретения жилого помещения 09.06.2021.

Таким образом, учитывая, что истец получила государственный жилищный сертификат на предоставление средств федерального бюджета социальной выплаты в размере 2164483,00 руб., была ознакомлена с показателями, исходя из которых осуществлен расчет размера социальной выплаты для приобретения жилого помещения, реализовала сертификат путем приобретения жилого помещения, судебная коллегия считает, что данное обстоятельство является подтверждением согласия истца на получение социальной выплаты в указанном размере.

Обращаясь с настоящим иском, истец фактически указывает на несогласие с расчетом размера социальной выплаты при предоставлении государственного жилищного сертификата по мотиву неверного исчисления продолжительности стажа ее работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не включении при расчете периода работы с 2007 года по 2012 год.

Вместе с тем, действующим законодательством, включая Правила от 21.03.2006 № 153 не предусмотрен механизм предоставления доплаты к ранее выданному и уже реализованному сертификату, как и возможность выдачи дополнительного жилищного сертификата в случае установления неверности расчета размера социальной выплаты.

В тоже время Правилами (пунктом 46, 47) предусмотрены условия для замены выданного, но не реализованного сертификата, а также возможность повторной выдачи сертификата в случае, если он не был реализован в установленные сроки его действия.

Так, в силу п.46 Правил, при наличии у владельца сертификата обстоятельств, потребовавших замены выданного сертификата, он представляет в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, заявление о замене сертификата с указанием обстоятельств, потребовавших его замены, и приложением документов, подтверждающих эти обстоятельства, а также сертификата или справки о расторжении договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты.

Решение о замене сертификата либо об отказе в замене сертификата принимается органом исполнительной власти, выдавшим сертификат, в течение 30 дней с даты получения заявления. Оформление и выдача нового сертификата органом исполнительной власти осуществляется в порядке и сроки, установленные пунктом 36 настоящих Правил.

Расчет размера социальной выплаты при выдаче нового сертификата производится исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации, действовавшего на дату выдачи сертификата, подлежащего замене, за исключением случаев замены сертификата в связи со смертью владельца сертификата (члена его семьи).

Пунктом 47 Правил установлено, что в случае если в установленные сроки действия сертификата гражданин - участник ведомственной целевой программы не приобрел жилое помещение с использованием социальной выплаты, он вправе обратиться в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, с просьбой о повторной выдаче сертификата. Решение о повторной выдаче сертификата принимает орган исполнительной власти.

Вместе с тем, вопрос о замене сертификата в виду несогласия с размером социальной выплаты либо повторной его выдачи, истцом не ставился, получив государственный жилищный сертификат, истец его реализовал.

При этом п. 65 Правил установлено, что социальная выплата считается предоставленной гражданину - участнику ведомственной целевой программы с момента исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты в счет оплаты жилого помещения, приобретаемого по договору купли-продажи жилого помещения (договору участия в долевом строительстве, договору об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве), представленному распорядителем счета, либо платежей, предусмотренных пунктом 60 настоящих Правил.

В данном случае, учитывая, что государственный жилищный сертификат был истцом получен и реализован, сумма социальной выплаты, указанная в государственном жилищном сертификате истца, не может быть пересчитана и доплате не подлежит.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что справка о стаже работы с пенсионного органа датирована 2019 годом, тогда как сертификат выдавался в 2021 году не имеет правового значения, поскольку истец указывает на не включение в стаж периода работы с 2007 года по 2012 год, то есть до выдачи данной справки, также при получении жилищного сертификата истец расписалась, что ознакомлена, замечаний никаких не подавала, при расчете субсидии учтен стаж работы по 16.03.2021.

Доводы истца о том, что она имела право при расчете на предоставление социальной выплаты в размере 100 %, так как ответчиком необоснованно при исчислении ее стажа работы не учтен весь ее трудовой стаж, не могут быть приняты, поскольку возможность выплаты стоимости субсидии ответчиком в денежной форме законодательством, регулирующим спорные правоотношения не предусмотрена.

Также судебная коллегия отмечает, что требование истца о взыскании в ее пользу 265534 руб. в качестве возмещения материального ущерба не основано на законе. Доказательств причинения ответчиком ущерба истцу в заявленном размере материалами дела не подтверждается. Государственный жилищный сертификат на получение социальной выплаты в размере 2164483 руб. получен и реализован истцом путем приобретения жилого помещения с ее согласия, тем самым социальная выплата считается ей предоставленной.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истца и взыскания с Министерства строительства Пермского края в ее пользу 265534 руб. у суда первой инстанции не имелось.

В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами, к которым пришел суд первой инстанции, к переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом первой инстанции доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения. Кроме того, доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе по существу рассмотренного спора, уже заявлялись в суде первой инстанции, являлись предметом исследования, получили правовую оценку с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ.

Доводы апеллянта о том, что судом первой инстанции не разрешен вопрос об удовлетворении требований либо отказе в них к ответчику администрации Кочевского муниципального района не влияют на существо принятого по настоящему делу судебного акта, поскольку указывая в иске данного ответчика, истцом фактически ставился вопрос лишь об истребовании у него учетного дела, которое было представлено в материалы дела и впоследствии требований к нему истцом не заявлено.

Учитывая, что по существу решение суда принято законно и обоснованно, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г.Перми от 13 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Светлаковой Людмилы Яковлевны – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья – Оплетина Е.С.

Дело № 33-3771/2022 (№ 2-286/2022)

УИД 59RS0004-01-2021-007640-16

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Лапухиной Е.А.,

судей Крюгер М.В., Лобанова В.В.,

при ведении протокола помощником судьи Косогоровой К.Б.,

рассмотрела 20 апреля 2022 года в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Светлаковой Людмилы Яковлевны на решение Ленинского районного суда г.Перми от 13 января 2022 года, которым постановлено:

«исковые требования Светлаковой Людмилы Яковлевны к Министерству строительства Пермского края о возложении обязанности произвести перерасчет суммы выданного государственного жилищного сертификата и взыскании денежных средств в размере 265534,00 руб. – оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Крюгер М.В., пояснения представителя ответчика Министерства строительства Пермского края Петровой Ю.Ю., возражавшей относительно доводов жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Светлакова Л.Я. обратилась в суд с иском к Министерству строительства Пермского края, Администрации Кочевского муниципального округа о возложении на Министерство строительства Пермского края обязанности произвести перерасчет суммы выданного государственного жилищного сертификата и взыскании 265534 руб.

В обоснование требований указано, что Светлакова Л.Я. являлась участником программы переселения с 1999 года, в 2021 году выдан жилищный сертификат на сумму 2164483 руб. При расчете суммы жилищного сертификата стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (МКС) был определен на основании справки Пенсионного фонда России, который не включал в расчет период работы с 01.01.2007 по 31.03.2012, и общий стаж определен 29 лет 11 месяцев 10 дней, что составило 90% от норматива. Вместе с тем в общий стаж работы в МКС период с 01.01.2007 по 31.03.2012 подлежал включению, следовательно размер субсидии должен быть рассчитан в том числе из 100% от норматива предоставления жилищных субсидий, поскольку стаж работы в МКС составляет 35 лет 2 месяца 10 дней. Ошибка была допущена по вине Пенсионного фонда Российской Федерации, предоставившего неверные сведения о стаже. Ответчиком перерасчет размера предоставленной жилищной субсидии не произведен, ссылаясь, что расчет произведен верно и на основании сведений Пенсионного фонда Российской Федерации.

Судом постановлено приведенное выше решение, с которым в апелляционной жалобе не согласилась истец, считает его незаконным и подлежащим отмене. В жалобе указывает, что факт неверно предоставленных сведений о ее стаже в учетное дело, на основании которых Министерством строительства Пермского края был осуществлен расчет социальной выплаты несоответствующий законодательству в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение. Обнаружив данный факт, истец обратилась в Министерство, однако актуальные сведения о ее стаже при ответе на обращение не были взяты в расчет, приведены неверные данные о стаже, полученные от Пенсионного фонда. Истец же получив сертификат, который следовало сдать в банк до 19.06.2021, действовала в рамках действующей ведомственной целевой программы. Полагает, что реализация государственного жилищного сертификата не может являться препятствием для удовлетворения ее требований. Указала, что неправомерное уменьшение размера выданного сертификата привело к нарушению имущественных прав истца, поскольку сумма ипотечных средств, в случае верно произведенного расчета, уменьшилась бы на 265534 руб. Также обратила внимание, что при получении жилищного сертификата не могла проверить правильность сведений о своем стаже, поскольку учетное дело ей не предоставлялось и полномочиями по проверке учетного дела она не наделена. К тому же отметила, что сертификат выдавался в 2021 году, а справка о стаже работы приобщена в 2019 году, при этом в материалах учетного дела имелась копия трудовой книжки, изучив которую можно было устранить противоречия по стажу. Полагает, что отсутствие порядка урегулирования спорных вопросов в части выдаваемого размера жилищного сертификата после его получения не может являться основанием для ущемления ее прав. Кроме того, судом первой инстанции не разрешен вопрос об удовлетворении требований либо отказе в них к ответчику Администрации Кочевского муниципального района.

В возражениях на доводы жалобы Министерство строительства Пермского края просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу истца без удовлетворения.

Истец, представитель администрации Кочевского муниципального округа Пермского края, третьи лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте Пермского краевого суда, о причинах неявки не сообщили, об отложении дела не просили.

На основании ч.3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений относительно них, и в рамках тех требований, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Светлакова Л.Я. состояла на жилищном учете в администрации Кочевского муниципального района с 07.12.1999.

Заявление на участие в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» было подано 14.06.2006.

19.03.2021 Светлаковой Л.Я. выдан государственный жилищный сертификат Серия ПС №**, в котором указан размер социальной выплаты 2164483 руб. Данный сертификат должен быть предоставлен в банк до 19.06.2021, действителен до 19.10.2021.

29.03.2021 Светлакова Л.Я. обратилась за разъяснением расчета суммы государственного жилищного сертификата в Министерство строительства Пермского края, ссылаясь на неверный расчет стажа в МКС, поскольку период работы с 01.01.2007 по 31.03.2012 подлежит включению в стаж работы в МКС, приложив сведения о стаже.

14.04.2021 Министерством строительства Пермского края дан ответ на обращение Светлаковой Л.Я., что согласно сведениям Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочевском районе Пермского края от 14.04.2019 стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на 30.06.2014 составлял 24 года 3 дня, что подтверждено сведениями Управления Пенсионного фонда РФ в г. Кудымкаре Пермского края, представленными администрации Кочевского муниципального округа Пермского края от 05.04.2021. При расчете субсидии также учтен стаж работы в период с 01.07.2014 по 23.10.2015, с 03.08.2016 по 16.03.2021 – 5 лет 11 месяцев 7 дней. Указано, что размер социальной выплаты произведен Министерством в соответствии с действующим законодательством и согласно документов учетного дела.

Согласно выписки из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам от 04.08.2021 № 22 принято решение: учетное дело № ** Светлаковой Л.Я. снять с учета и исключить из списка участников ведомственной целевой программы, как получившую социальную выплату для приобретения жилья, поскольку Светлаковой Л.Я. государственный жилищный сертификат реализован, 29.06.2021 средства социальной выплаты перечислены в счет оплаты договора купли-продажи на приобретение жилого помещения. Истцом не оспаривалось, что 09.06.2021 приобретено жилое помещение в г.Перми с использованием государственного жилищного сертификата.

В материалах учетного дела имеется копия трудовой книжки истца, заверенная работодателем на 17.12.2020 с указанием, что истец работает по настоящее время с последней записью работы от 03.08.2016. Для расчета общего стажа работы в местностях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в материалы учетного дела Пенсионным фондом России были представлены сведения о стаже от 14.05.2019, в которых период с 01.01.2007 по 31.03.2012 – 5 лет 3 месяца 1 день, не был включен в льготный стаж работы в МКС (л.д. 106 оборот).

03.12.2021 ОПФР по Пермскому краю в материалы дела дан ответ, что Светлаковой Л.Я. с 07.11.2014 назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с пп.6 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ. По состоянию на 31.12.2020 общее количество стажа работы в МКС составило 35 лет 4 месяца 25 дней, период работы с 01.01.2007 по 31.03.2012 (5 лет 3 месяца 1 день) также учтен в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Разрешая по существу заявленные требования, оценив по правилам ст.67 ГПК РФ в совокупности представленные доказательства, руководствуясь положениями ст. ст. 3, 4, 5 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», ссылаясь на Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879, приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 21.10.2015 № СЭД-35-01-97-311 «Об утверждении Порядка оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов», суд первой инстанции, пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основании тщательного исследования всех представленных по делу доказательств в их совокупности, с учетом требований действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.

Суд первой инстанции достоверно и правильно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, дал им надлежащую юридическую оценку, правильно применил положения действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения.

Право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992, предусмотрено Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон № 125-ФЗ).

Положениями ст. 1 Федерального закона №125-ФЗ установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Правила).

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона №125-ФЗ жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.

Согласно ст. 4 Федерального закона №125-ФЗ право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Жилищные субсидии могут использоваться гражданами только на приобретение или строительство жилых помещений.

В соответствии со ст.5 Федерального закона № 125-ФЗ, размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из: состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992; норматива общей площади жилого помещения в размере тридцати трех квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере сорока двух квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при определении используемого для расчета размера жилищной субсидии норматива общей площади жилого помещения учитывается норма дополнительной жилой площади в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и который действует на дату расчета жилищной субсидии; норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При определении норматива предоставления жилищных субсидий гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, для инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за который также принимается время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо время проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата (пункт 12 Правил).

Социальная выплата предоставляется владельцу сертификата в безналичной форме путем зачисления средств федерального бюджета на его банковский счет, открытый в банке (пункт 48 Правил).

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 21.10.2015 № СЭД-35-01-97-311 утвержден Порядок оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов (далее – Порядок), в соответствии с которым для оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов органы местного самоуправления направляют в Министерство строительства Пермского края учетное дело, содержащее документы в соответствии с требованиями пунктов 19, 44, 44(1), 44(2), 45 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153, в том числе сведения о стаже работы в МКС. При этом орган местного самоуправления передает учетное дело с письмом, в котором гарантирует, что документы учетного дела проверены и подтверждают право гражданина на получение государственного жилищного сертификата (п.3.2 Порядка).

При разрешении заявленного спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 ГПК РФ сделан обоснованный вывод об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований, с чем судебная коллегия не может не согласиться.

Доводы апелляционной жалобы о неверно предоставленных сведениях о стаже в учетное дело, на основании которых Министерством строительства Пермского края был осуществлен расчет социальной выплаты несоответствующий законодательству не может быть принят во внимание, поскольку Министерство строительства не наделено полномочиями по включению (определению) периодов общего трудового стажа, поскольку в силу п.3.4 Порядка специалисты Министерства в течение 15 рабочих дней со дня получения учетных дел осуществляют проверку учетных дел лишь на предмет соответствия требованиям, установленным пунктами 19, 44, 44(1), 44(2), 45 Правил. Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, истец при получении жилищного сертификата расписалась, что с показателями, исходя из которых осуществлен расчет размера социальной выплаты для приобретения жилого помещения ознакомлена, достоверность сведений, содержащихся в сертификате проверила, жилищный сертификат реализовала путем приобретения жилого помещения 09.06.2021.

Таким образом, учитывая, что истец получила государственный жилищный сертификат на предоставление средств федерального бюджета социальной выплаты в размере 2164483,00 руб., была ознакомлена с показателями, исходя из которых осуществлен расчет размера социальной выплаты для приобретения жилого помещения, реализовала сертификат путем приобретения жилого помещения, судебная коллегия считает, что данное обстоятельство является подтверждением согласия истца на получение социальной выплаты в указанном размере.

Обращаясь с настоящим иском, истец фактически указывает на несогласие с расчетом размера социальной выплаты при предоставлении государственного жилищного сертификата по мотиву неверного исчисления продолжительности стажа ее работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не включении при расчете периода работы с 2007 года по 2012 год.

Вместе с тем, действующим законодательством, включая Правила от 21.03.2006 № 153 не предусмотрен механизм предоставления доплаты к ранее выданному и уже реализованному сертификату, как и возможность выдачи дополнительного жилищного сертификата в случае установления неверности расчета размера социальной выплаты.

В тоже время Правилами (пунктом 46, 47) предусмотрены условия для замены выданного, но не реализованного сертификата, а также возможность повторной выдачи сертификата в случае, если он не был реализован в установленные сроки его действия.

Так, в силу п.46 Правил, при наличии у владельца сертификата обстоятельств, потребовавших замены выданного сертификата, он представляет в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, заявление о замене сертификата с указанием обстоятельств, потребовавших его замены, и приложением документов, подтверждающих эти обстоятельства, а также сертификата или справки о расторжении договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты.

Решение о замене сертификата либо об отказе в замене сертификата принимается органом исполнительной власти, выдавшим сертификат, в течение 30 дней с даты получения заявления. Оформление и выдача нового сертификата органом исполнительной власти осуществляется в порядке и сроки, установленные пунктом 36 настоящих Правил.

Расчет размера социальной выплаты при выдаче нового сертификата производится исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации, действовавшего на дату выдачи сертификата, подлежащего замене, за исключением случаев замены сертификата в связи со смертью владельца сертификата (члена его семьи).

Пунктом 47 Правил установлено, что в случае если в установленные сроки действия сертификата гражданин - участник ведомственной целевой программы не приобрел жилое помещение с использованием социальной выплаты, он вправе обратиться в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, с просьбой о повторной выдаче сертификата. Решение о повторной выдаче сертификата принимает орган исполнительной власти.

Вместе с тем, вопрос о замене сертификата в виду несогласия с размером социальной выплаты либо повторной его выдачи, истцом не ставился, получив государственный жилищный сертификат, истец его реализовал.

При этом п. 65 Правил установлено, что социальная выплата считается предоставленной гражданину - участнику ведомственной целевой программы с момента исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты в счет оплаты жилого помещения, приобретаемого по договору купли-продажи жилого помещения (договору участия в долевом строительстве, договору об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве), представленному распорядителем счета, либо платежей, предусмотренных пунктом 60 настоящих Правил.

В данном случае, учитывая, что государственный жилищный сертификат был истцом получен и реализован, сумма социальной выплаты, указанная в государственном жилищном сертификате истца, не может быть пересчитана и доплате не подлежит.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что справка о стаже работы с пенсионного органа датирована 2019 годом, тогда как сертификат выдавался в 2021 году не имеет правового значения, поскольку истец указывает на не включение в стаж периода работы с 2007 года по 2012 год, то есть до выдачи данной справки, также при получении жилищного сертификата истец расписалась, что ознакомлена, замечаний никаких не подавала, при расчете субсидии учтен стаж работы по 16.03.2021.

Доводы истца о том, что она имела право при расчете на предоставление социальной выплаты в размере 100 %, так как ответчиком необоснованно при исчислении ее стажа работы не учтен весь ее трудовой стаж, не могут быть приняты, поскольку возможность выплаты стоимости субсидии ответчиком в денежной форме законодательством, регулирующим спорные правоотношения не предусмотрена.

Также судебная коллегия отмечает, что требование истца о взыскании в ее пользу 265534 руб. в качестве возмещения материального ущерба не основано на законе. Доказательств причинения ответчиком ущерба истцу в заявленном размере материалами дела не подтверждается. Государственный жилищный сертификат на получение социальной выплаты в размере 2164483 руб. получен и реализован истцом путем приобретения жилого помещения с ее согласия, тем самым социальная выплата считается ей предоставленной.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истца и взыскания с Министерства строительства Пермского края в ее пользу 265534 руб. у суда первой инстанции не имелось.

В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами, к которым пришел суд первой инстанции, к переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом первой инстанции доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения. Кроме того, доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе по существу рассмотренного спора, уже заявлялись в суде первой инстанции, являлись предметом исследования, получили правовую оценку с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ.

Доводы апеллянта о том, что судом первой инстанции не разрешен вопрос об удовлетворении требований либо отказе в них к ответчику администрации Кочевского муниципального района не влияют на существо принятого по настоящему делу судебного акта, поскольку указывая в иске данного ответчика, истцом фактически ставился вопрос лишь об истребовании у него учетного дела, которое было представлено в материалы дела и впоследствии требований к нему истцом не заявлено.

Учитывая, что по существу решение суда принято законно и обоснованно, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г.Перми от 13 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Светлаковой Людмилы Яковлевны – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-3771/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Светлакова Людмила Яковлевна
Ответчики
Министерство строительства Пермского края
Администрация Кочевского муниципального округа Пермского края
Другие
Кивилева Наталья Сергеевна
Светлаков Сергей Алексеевич
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Крюгер Мария Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
24.03.2022Передача дела судье
20.04.2022Судебное заседание
27.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.04.2022Передано в экспедицию
20.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее