Решение по делу № 2-683/2024 от 26.01.2024

к делу № 2-683/2024

23RS0008-01-2024-000355-06

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Белореченск 21 марта 2024 года                     

Белореченский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Киряшева М.А.,

при секретаре Савилове М.А.,

с участием представителя истца – старшего помощника Белореченского межрайонного прокурора Замараевой Ю.П.,

представителя ответчиков - администрации МО Белореченский район Какаевой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Белореченского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 8 имени В.И. Севастьянова г. Белореченска муниципального образования Белореченский район (далее МБОУ СОШ №8), администрации муниципального образования Белореченский район, Управлению образования администрации Белореченский район об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Белореченский межрайонный прокурор обратился в суд, в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчикам об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и в обоснование иска указал, что межрайонной прокуратурой в августе 2023 года проведена проверка исполнения законодательства об образовании в части доступности и безопасности пребывания детей в образовательных организациях муниципального образования Белореченский район, в ходе которой в деятельности МБОУ СОШ 8 выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, по результатам которой выявлены нарушения закона.

Проверкой установлено, следующие нарушения:

- в нарушение п. 2.4.11 СП 2.4.3648-20 в туалетах для девочек и мальчиков на 1 этаже отсутствуют кабинки с дверьми, на 2 этаже в обоих туалетах кабинками с дверями не оборудованы;

- в нарушение п. 2.4.4 СП 2.4.3648-20 учебные доски, для работы с которыми используется мел, не оборудованы дополнительными источниками искусственного освещения, направленного непосредственно на рабочее поле в кабинетах №№ 29, 23, 24, 22а, 21, 20, 33, 34;

- в нарушение п. 3.4.13 СП 2.4.3648-20 отсутствует подводка воды в кабинете начальных классов № 26, в связи с поломкой отсутствует вода в кабинете химии;

- в нарушение п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 в спортивном зале на потолке имеют дефекты и повреждения, что не допускает влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.

В целях устранения нарушений закона межрайонной прокуратурой и.о. директора МБОУ СОШ 8 25.08.2023 внесено представление № 7-01/Прдп478-23-20030017, по результатам рассмотрения, которого 12.09.2023 в межрайонную прокуратуру направлена информация о необходимости выделения дополнительных денежных средств для устранения выявленных нарушений.

Не устранение выявленных нарушений также подтверждается письмом территориального отдела Роспотребнадзора от 01.11.2023 № 23-12-22/02-3353- 2023.

Просил суд обязать МБОУ СОШ №8 в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу рассчитать в установленном порядке сумму бюджетного финансирования на мероприятия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, выраженных в обустройстве: в туалетах на 1, 2 этажах кабинки с дверьми; дополнительного источника искусственного освещения, направленного непосредственно на рабочее поле в кабинетах №№ 29, 23, 24, 22а, 21, 20, 33, 34; подводки воды в кабинете начальных классов № 26, в кабинете химии; устранение дефектов и повреждений на потолке в спортивном зале.

Обязать администрацию муниципального образования Белореченский район и Управление образования муниципального образования Белореченский район в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выделение в достаточном объеме средств, необходимых для устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в помещениях МБОУ СОШ 8, указанных в п. 1.

Обязать МБОУ СОШ 8 после получения соответствующего финансирования устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.

В судебном заседании старший помощник Белореченского межрайонного прокурора Замараева Ю.П. в соответствии со ст. 39 ГПК РФ уточнила исковые требования и просил суд обязать МБОУ СОШ №8 в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу рассчитать в установленном порядке сумму бюджетного финансирования на мероприятия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, выраженных в обустройстве: подводки воды в кабинете начальных классов № 26, в кабинете химии; устранение дефектов и повреждений на потолке в спортивном зале; Обязать администрацию муниципального образования Белореченский район и Управление образования муниципального образования Белореченский район в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выделение в достаточном объеме средств, необходимых для устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в помещениях МБОУ СОШ №8; Обязать МБОУ СОШ №8 после получения соответствующего финансирования устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.

В судебном заседании представитель соответчика - Управления образования администрации Белореченского района, действующая на основании доверенности Смородинова Т.В. не явилась, заявлением просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие, не возражала против удовлетворения уточненных исковых требований.

Представитель соответчика МБОУ СОШ № 8 в лице директора Паронян А.Г. просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, не возражал против удовлетворения уточненных исковых требований.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации МО Белореченский район Какаева О.И. не возражала против удовлетворения уточненных исковых требований. Просила суд установить срок для осуществления финансирования МБОУ СОШ № 8 для устранения выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства до 01.09.2024.

Представитель третьего лица – территориального отдела Управления ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Северском, Абинском, Крымском, Белореченском, Апшеронском районах, городе Горячий Ключ в лице Белоконь С.Н. заявлением просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, просил удовлетворить исковые требования.

Заслушав доводы представителя истца, представителя соответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со статьями 41, 42 Конституции РФ население Российской Федерации имеет право на благоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку, право на благоприятную окружающую среду.

Согласно положению статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Под санитарно-эпидемиологическими требованиями понимаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

Статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; обязательного подтверждения соответствия продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В соответствии с части 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

    В соответствии с п. 2 ч. 3, и. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на санитарно- гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов.

В соответствии с п. 1 ст. 39 Закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 утверждены "Санитарно-эпидемиологические правила: СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее - Правила, СП 2.4.3648-20).

Согласно п. 3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Судом установлено, что в августе 2023 года Белореченской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения и исполнения должностными лицами МБОУ СОШ №8 законодательства об образовании в части доступности и безопасности пребывания детей в образовательных организациях муниципального образования Белореченский район, в ходе которой в деятельности МБОУ СОШ 8 выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства:

- в нарушение п. 2.4.11 СП 2.4.3648-20 в туалетах для девочек и мальчиков на 1 этаже отсутствуют кабинки с дверьми, на 2 этаже в обоих туалетах кабинками с дверями не оборудованы;

- в нарушение п. 2.4.4 СП 2.4.3648-20 учебные доски, для работы с которыми используется мел, не оборудованы дополнительными источниками искусственного освещения, направленного непосредственно на рабочее поле в кабинетах №№ 29, 23, 24, 22а, 21, 20, 33, 34;

- в нарушение п. 3.4.13 СП 2.4.3648-20 отсутствует подводка воды в кабинете начальных классов № 26, в связи с поломкой отсутствует вода в кабинете химии;

- в нарушение п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 в спортивном зале на потолке имеют дефекты и повреждения, что не допускает влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.

В целях устранения выявленных нарушений, межрайонной прокуратурой и.о. директора МБОУ СОШ 8 25.08.2023 внесено представление № 7-01/Прдп478-23-20030017.

По результатам рассмотрения представления № 7-01/Прдп478-23-20030017, 12.09.2023 в межрайонную прокуратуру направлена информация о необходимости выделения дополнительных денежных средств для устранения выявленных нарушений.

Не устранение выявленных нарушений также подтверждается письмом территориального отдела Роспотребнадзора от 01.11.2023 № 23-12-22/02-3353- 2023.

Судом установлено, что на момент рассмотрения дела МБОУ СОШ №8 не выполнены полностью мероприятия по устранению пунктов предписаний, а именно: - в нарушение п. 3.4.13 СП 2.4.3648-20 отсутствует подводка воды в кабинете начальных классов № 26 и в кабинете химии;

- в нарушение п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 в спортивном зале на потолке имеют дефекты и повреждения, что не допускает влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Доказательств обратного суду не представлено.

Таким образом, на основании изложенного, совокупность исследованных доказательств подтверждает осуществление МБОУ СОШ №8 образовательной деятельности с нарушением федерального законодательства в части санитарно-эпидемиологического законодательства.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 названного Федерального закона).

С учетом установленных выше обстоятельств, суд полагает, что уточненные исковые требования Белореченского межрайонного прокурора к МБОУ СОШ №8 о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, подлежащими удовлетворению.

В соответствии с Уставом МБОУ СОШ №8 является некоммерческой организацией и имеет организационно-правовую форму - муниципальное бюджетное образовательное учреждение, учредителем является муниципальное образование Белореченский район, функции и полномочия учредителя осуществляет управление образования муниципальное образование Белореченский район.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "О" образовании в Российской Федерации" обеспечение содержания зданий, сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройства прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местной самоуправления муниципальных районов и городских округов.

В силу п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.200 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Устранение выявленных нарушений, требует совместных согласованных действий ответчиков по устранению и определению источников финансирования, доведения лимитов до учреждения и заключения соответствующих контрактов или договора на выполнение работ. Образовательное учреждение с учетом выделяемых денежных средств на осуществление деятельности самостоятельно не сможет устранить нарушения без соответствующего финансирования.

По этим основаниям суд полагает, что Администрация муниципального района Белореченский район надлежащим ответчиком, поскольку как собственник здания и исполнительный орган местного самоуправления выделяет средства, которые через Управление образования, как осуществляющим функции главного распорядителя средств бюджета, доводятся до образовательных учреждений, следовательно, являются лицами обязанными к финансированию мероприятий по обеспечению соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

Исходя из положений статьи 206 Гражданского процессуального законодательства при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая при этом значительный объем требуемых на устранение недостатков денежных средств и материально-технических ресурсов, необходимость предоставления ответчикам разумных сроков для соблюдения бюджетных процедур связанных с планированием и выделением дополнительных денежных средств, сроков для их устранения, суд соглашается с заявленными сторонами сроком в части определения сроков исполнения заявленных требований.

При подаче заявления истец освобожден от уплаты госпошлины. В соответствии с п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков от уплаты госпошлины освобождаются.

В силу положений п п. 19 п. 1 ст. 333.36, п.2 ст. 333. 20 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая, что МБОУ СОШ №8 финансируется из муниципального бюджета, суд считает обоснованным освободить ответчика от уплаты госпошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Уточненные исковое заявление Белореченского межрайонного прокурора - удовлетворить.

Возложить обязанность на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 имени В.И. Севастьянова г. Белореченска муниципального образования Белореченский район в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу рассчитать в установленном порядке сумму бюджетного финансирования на мероприятия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, выраженных: в подводке воды в кабинете начальных классов № 26, в кабинете химии; устранение дефектов и повреждений на потолке в спортивном зале.

Возложить обязанность на Управление образования администрации Белореченского района предусмотреть, а администрацию муниципального района Белореченского района в течение 6 месяцев осуществить финансирование расходов на обеспечение мероприятий по устранению нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в помещениях здания муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 8 имени В.И. Севастьянова г. Белореченска муниципального образования Белореченский район.

Возложить обязанность на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 имени В.И. Севастьянова г. Белореченска муниципального образования Белореченский район после получения финансирования обеспечить устранению нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в помещениях здания муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 8 имени В.И. Севастьянова г. Белореченска муниципального образования Белореченский район, а именно: подвести воду в кабинет начальных классов № 26, в кабинет химии; устранить дефекты и повреждения на потолке в спортивном зале.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

    Решение в окончательной форме изготовлено 21.03.2024 года.

                    Судья: подпись

Копия верна:

Судья М.А.Киряшев

2-683/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Белореченский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация муниципального образования Белореченский район
МБОУ СОШ №8 им. В.И. Севастьянова г.Белореченска МО БР
Другие
Управление Роспотребнадзора по КК
Суд
Белореченский районный суд Краснодарского края
Дело на сайте суда
belorechensk.krd.sudrf.ru
26.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.01.2024Передача материалов судье
26.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2024Подготовка дела (собеседование)
19.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2024Судебное заседание
21.03.2024Судебное заседание
21.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2024Дело оформлено
21.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее