дело ....а-31/2020 (3а-688/2019)
16OS0000-01-2019-000644-71
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
город Казань 14 января 2020 года
Верховный РЎСѓРґ Республики Татарстан РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Сафиной Рњ.Рњ. РїСЂРё ведении протокола судебного заседания помощником СЃСѓРґСЊРё Нуреевой Р”.Р ., рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Р¤РРћ14, Р¤РРћ15 Рє Министерству земельных Рё имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии» РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Р¤РРћ16., Р¤РРћ17 обратились РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости: производственного РєРѕСЂРїСѓСЃР° площадью 1 442, 2 квадратного метра СЃ кадастровым номером ...., распложенного РїРѕ адресу: <адрес>далее – объект недвижимости СЃ кадастровым номером ....
Ссылаясь на нарушение своих прав как налогоплательщиков налога на имущество физических лиц, налоговая база по которому исчисляется как кадастровая стоимость, административные истцы просили определить кадастровую стоимость объекта недвижимости равной его рыночной стоимости в размере 14 087 664 рубля по состоянию на 13 марта 2017 года.
Р’ судебном заседании представитель административных истцов Р¤РРћ18 поддержал административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РїРѕ изложенным РІ нем основаниям, уточнил заявленные требования РІ части размера рыночной стоимости, устанавливаемой РІ качестве кадастровой, РїСЂРѕСЃРёР» определить ее РІ размере 15 076 570 рублей.
Представитель Министерства земельных Рё имущественных отношений Республики Татарстан Р¤РРћ19 административный РёСЃРє РЅРµ признала.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Республике Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии», Рсполнительный комитет муниципального образования «город Набережные Челны» Республики Татарстан, надлежащим образом извещенные Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела, представителей для участия РІ судебном заседании РЅРµ направили.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан Липанин В.А., представитель федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Фаттахова К.М. просили рассмотреть дело в их отсутствие.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации помещения, расположенные в пределах муниципального образования, отнесены к объектам налогообложения по налогу на имущество физических лиц. Налогоплательщиками данного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При этом законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе установить единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года № 82-ЗРТ «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года.
Решениями Городского совета муниципального образования «город Набережные Челны» от 19 ноября 2014 года № 34/4, от 22 октября 2015 года № /11 установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, обязательный к уплате на территории муниципального образования город Набережные Челны, утверждены налоговые ставки в процентах от кадастровой стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон) установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.19 Федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости (государственный кадастр недвижимости) сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости (государственный кадастр недвижимости) соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Федерального закона, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
Как РІРёРґРЅРѕ РёР· материалов дела, объект недвижимости СЃ кадастровым номером ...., принадлежащий РЅР° праве общей долевой собственности Р¤РРћ20 Рё Р¤РРћ21 поставлен РЅР° государственный кадастровый учет 13 марта 2017 РіРѕРґР° (С‚. 1 Р».Рґ. 102-104).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на эту дату рассчитана филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан в соответствии с пунктом 2.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных или количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 марта 2011 года № 113, с применением среднего значения удельного показателя по кадастровому кварталу, в котором расположен объект недвижимости, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года № 2572-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан» (т. 1 л.д. 98-100, 106). При этом кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 13 марта 2017 года составила 25 346 318 рублей 87 копеек (т. 1 л.д. 101).
РќРµ согласившись СЃ величиной кадастровой стоимости объекта недвижимости, Р¤РРћ22., Р¤РРћ23. РїСЂРѕСЃСЏС‚ определить ее РІ размере рыночной стоимости РїРѕ состоянию РЅР° 13 марта 2017 РіРѕРґР°.
В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», на административного истца также возлагается обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Р’ подтверждение величины рыночной стоимости административные истцы представили СЃСѓРґСѓ отчет РѕР± оценке РѕС‚ <дата> подготовленный РїРѕ РёС… инициативе оценщиком общества СЃ ограниченной ответственностью «ФРРћ24 Согласно отчету рыночная стоимость объекта недвижимости СЃ кадастровым номером .... РїРѕ состоянию РЅР° 13 марта 2017 РіРѕРґР° составила 14 087 664 рубля. (С‚. 1 Р».Рґ. 12-72).
Возражая заявленным требованиям, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан указало на недостоверность представленных административными истцами сведений о рыночной стоимости объекта недвижимости.
Для проверки соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения в нем рыночной стоимости объекта недвижимости и установления ее действительной величины судом назначена экспертиза, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>
Как следует из заключения эксперта от ....т. 2 л.д. 1-184), представленный административными истцами отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и методологии, рыночная стоимость объекта недвижимости в отчете определена неправильно. Отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт определил рыночную стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером .... по состоянию на 13 марта 2017 года в ином размере, который составил 15 076 570 рублей без учета налога на добавленную стоимость.
Представитель административных истцов с результатами судебной экспертизы согласился, уточнил заявленные требования в части размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, в соответствии с заключением эксперта.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан указал на нарушение экспертом правил оценочной деятельности, однако каких-либо мотивированных замечаний на заключение эксперта суду не представил.
Оценив заключение эксперта по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о его соответствии требованиям, установленным частью 2 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Заключение эксперта содержит подробное описание проведенных исследований с указанием примененных методов, обоснование сделанных в результате исследования выводов и ответы на поставленные судом вопросы.
Рксперт предупрежден РѕР± уголовной ответственности Р·Р° дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны Рё обоснованны, исследования проведены всесторонне Рё РІ полном объеме РІ пределах имеющейся Сѓ эксперта специальности.
При исследовании заключения эксперта судом не установлено каких-либо противоречий в выводах эксперта, неполноты, неясности заключения, которые могли бы послужить основанием для проведения повторной и (или) дополнительной экспертизы, стороны о необходимости назначения таких экспертиз суду не заявили.
Поскольку достоверность отчета об оценке не подтвердилась в результате судебной экспертизы, такой отчет не может быть принят судом в качестве допустимого доказательства определения рыночной стоимости. Следовательно, действительная рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена исходя из иных доказательств, не опровергнутых в ходе судебного разбирательства, то есть из заключения эксперта.
При этом суд учитывает, что обращение административных истцов в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости обусловлено возможным снижением платежей в части налога на имущество физических лиц, налоговая база для исчисления которого определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимости, не связанного с их реализацией.
Установление кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости равной его рыночной стоимости с учетом налога на добавленную стоимость, увеличивает налоговые обязательства для собственника этого объекта, поскольку в период владения им и его эксплуатации собственники будут исчислять и уплачивать налог на имущество физических лиц от итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной судом в качестве кадастровой стоимости объекта, включающей в себя налог на добавленную стоимость.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 39, подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, объектом налогообложения налогом РЅР° добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (пункт 1 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации).
Поскольку в данном случае установление рыночной стоимости объекта недвижимости осуществляется в целях исчисления налога на имущество физических лиц без реализации этого имущества, его кадастровая стоимость должна быть установлена судом равной рыночной стоимости без учета налога на добавленную стоимость.
При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить требования административных истцов об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером .... в размере 15 076 570 рублей по состоянию на 13 марта 2017 года.
Частью пятой статьи 24.20 Федерального закона 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно пункту 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости на основании установления рыночной стоимости по решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 разъяснено, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки. В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 Налогового кодекса Российской Федерации).
Установленная судом кадастровая стоимость применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28).
На основании изложенного, с учетом даты подачи административного искового заявления (11 сентября 2019 года), даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости (13 марта 2017 года), сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, следует применять для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 года и учитывать при определении налоговой базы с 13 марта 2017 года до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, СЃСѓРґ
Р Р• РЁ Р Р›:
административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Р¤РРћ25, Р¤РРћ26 удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость объекта недвижимости: нежилого здания производственного корпуса площадью 1 442, 2 квадратного метра с кадастровым номером ...., распложенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 15 076 570 рублей по состоянию на 13 марта 2017 года.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором административным истцом подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2019 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 13 марта 2017 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 11 сентября 2019 года.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Татарстан.
Судья Сафина М.М.
Справка: решение принято в окончательной форме 24 января 2020 года.
Судья Сафина М.М.