Решение по делу № 2-33/2024 (2-2065/2023;) от 30.08.2023

Дело № 2-33/2024

УИД № 37RS0005-01-2023-001900-14

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДАРАЦИИ

20 марта 2024 года г. Иваново

Ивановский районный суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Меремьяниной Т.Н.,

при секретаре Микине А.М.,

с участием помощника прокурора Лунёва С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры к Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности,

установил:

Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился в суд с иском к Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности.

Исковые требования мотивированы тем, что Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории Ивановской области.

Установлено, что в границах Ивановского муниципального района расположены следующие гидротехнические сооружения:

- плотина на р. Шахмахта в д. Куликово; поставлена на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества 09.08.2021;

- плотина на р. Шахмахта в д. Рогатино, поставлена на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества 21.10.2021.

- плотина на реке Мурма в д. Захарьино, поставлена на учет в качестве
бесхозяйного недвижимого имущества 15.04.2022.

Указанные объекты в муниципальной собственности администрации Ивановского муниципального района Ивановской области или иной собственности у кого-либо не находятся, что подтверждается информацией Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области от 28.02.20; №исх-641-041/01-13.

Вместе с тем, меры по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений - плотины на р. Шахмахта в д. Куликово, плотины на р. Шахмахта в д. Рогатино и плотины на реке Мурма в д. Захарьино надлежащим образом не реализовываются по причине их балансовой неопределенности, что представляет реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования.

Гидротехническое сооружение является объектом недвижимого имущества, которое связано с землей, его перемещение без соразмерного ущерба невозможно, то есть оно отвечает признакам недвижимого имущества. Отсутствие на ГТС права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.

Природоохранной прокуратурой установлено, что в нарушение требования законодательства о безопасности гидротехнических сооружений администрацией Ивановского муниципального района Ивановской области право собственности гидротехнические сооружения: плотину на р. Шахмахта в д. Куликово, плоти на р. Шахмахта в д. Рогатино и плотину на реке Мурма в д. Захарьино не оформлялось, в связи с чем они являются бесхозяйными и представляют потенциальную опасность причинения вреда здоровью людей и окружающей среде, материальным потерям и нарушению условий жизнедеятельности людей.

Ссылаясь на данные обстоятельства, с учетом положений ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), истец просил суд возложить на администрацию Ивановского муниципального района Ивановской области обязанность реализовать меры в установленном законом порядке в соответствии со ст. 225 ГК РФ по принятию в муниципальную собственность гидротехнических сооружений - плотины на р. Шахматка в д. Васильево, плотины на р. Шахматка в д. Рогатино и плотины на реке Мурма в д. Захарьино, расположенных в границах Ивановского муниципального района Ивановской области, путем подачи заявлений о принятии бесхозяйной недвижимой вещи на учёт в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество и выполнения действий, связанных с принятием гидротехнических сооружений в муниципальную собственность в соответствии с требованиями законодательства.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Администрация Богданихского сельского поселения Ивановской области, Администрация Куликовского сельского поселения Ивановской области.

Представитель истца – помощник прокурора – Лунёв С.А. заявленные требования в уточненной редакции поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, указывал, что решениями Ивановского районного суда, вступившими в законную силу уже признано право собственности на спорные гидротехнические сооружения, в связи с чем предмет спора отсутствует.

В судебное заседание не явились представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Администрации Куликовского сельского поселения Ивановской области, Администрации Богданихского сельского поселения Ивановской области, Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области, о дате и времени судебного заседания были извещены в соответствии с главой 10 ГПК РФ, согласно заявлениям, просят рассмотреть дело в их отсутствие.

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц, участвующих в деле.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы настоящего гражданского дела, а также материалы дел , , оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатацию, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, регулирует Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

На основании абз. 2, 4 ст. 3 данного Федерального закона под гидротехническими сооружениями понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении». А безопасность гидротехнических сооружений - это свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечить защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов. Собственниками гидротехнических сооружений могут являться Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.

В соответствии с абз. 2 ст. 9 указанного Федерального закона собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт.

Согласно п.п. 8, 23, 26 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

В силу ч. 1 ст. 49 данного Федерального закона экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

В соответствии с п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения, имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

В силу статьи225Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Из материалов дела следует, что в соответствии с выпиской об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, по адресу: <адрес>.

Указанное сооружение поставлено на кадастровый учет 15.04.2022 по заявлению Богданихского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области о постановке на учет данного объекта недвижимости в качестве бесхозяйного, объекту присвоен кадастровый .

Из материалов дела также следует, что гидротехническое сооружение (плотина) на реке Шахматка в д. Рогатино Ивановского района Ивановской области, 1979 года строительства, поставлено на учет в качестве бесхозяйного 21.10.2021 на основании заявления Куликовскимого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области; гидротехническое сооружение (плотина) на реке Шахматка в д. Василево Василево (согласно Российскому регистру гидротехнических сооружений имеет наименование «Плотина на р. Шахматка в д. Куликово) Ивановского района Ивановской области, 1979 года строительства, поставлено на учет в качестве бесхозяйного 09.08.2021 на основании заявления Куликовского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области.

Решением Ивановского районного суда Ивановской области от 09.08.2023 по делу признано незаконным бездействие Администрации Богданихского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области, выразившееся в непринятии мер по принятию в муниципальную собственность гидротехнического сооружения – плотина на реке Мурма д. Захарьино. На Администрацию возложена обязанность в срок до 01.12.2023 принять меры к принятию в муниципальную собственность указанного объекта недвижимого имущества.

Апелляционным определением Ивановского областного суда Ивановской области от 21.11.2023 решение Ивановского районного суда Ивановской области оставлено без изменения.

Решением Ивановского районного суда Ивановской области от 09.08.2023 по делу признано незаконным бездействие Администрации Куликовского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области, выразившееся в непринятии мер по принятию в муниципальную собственность бесхозяйных гидротехнических сооружений в районе д. Рогатино (кадастровый ) и д. Василево (кадастровый ). На Администрацию возложена обязанность в срок до 01.12.2023 принять меры к принятию в муниципальную собственность указанных объектов недвижимого имущества.

Апелляционным определением Ивановского областного суда Ивановской области от 21.11.2023 решение Ивановского районного суда Ивановской области оставлено без изменения.

Решением Ивановского районного суда Ивановской области от 22.01.2024 удовлетворены требования Администрации Куликовского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области, признано право муниципальной собственности Куликовского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области, на бесхозяйные объекты недвижимого имущества:

- сооружение, назначение сооружения: сооружения гидротехнические, наименование сооружения: гидротехническое сооружение (плотина) на реке Шахматка в д. Рогатино, кадастровый , площадь застройки 3051 кв.м, год ввода в эксплуатацию – 1979, адрес: <адрес>;

- сооружение, назначение сооружения: сооружения гидротехнические, наименование сооружения: гидротехническое сооружение (плотина) на реке Шахматка в д. Василево, кадастровый , площадь застройки 2228 кв.м, год ввода в эксплуатацию – 1979, адрес: <адрес>.

Указанное решение вступило в законную силу 27.02.2024.

Решением Ивановского районного суда Ивановской области от 12.02.2024 удовлетворены требования администрации Богданихского сельского поселения Ивановской области, признано право муниципальнойсобственности Богданихского сельского поселения Ивановского муниципальногорайона. Ивановской области на сооружение: назначение сооружения: гидротехнические сооружения, наименование: гидротехническое сооружение - плотина на реке Мурма с кад. , площадью 3018 кв.м, протяженностью 410 м, год ввода в эксплуатацию 1987, адрес: <адрес>.

Указанное решение вступило в законную силу 15.03.2024.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 61 данного кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Аналогичные разъяснения даны в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. №23 «О судебном решении».

Приведенные положения процессуального закона и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации направлены на обеспечение обязательности вступивших в законную силу судебных постановлений и законности выносимых судом постановлений в условиях действия принципа состязательности.

Разрешая заявленные исковые требования, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения.

Принимая указанное решение, суд исходит из того, что согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе из судебного решения, их установившего.

Решениями Ивановского районного суда Ивановской области от 09.08.2023, имеющими преюдициальное значение для разрешения настоящего спора, на администрацию Куликовского сельского поселения Ивановской области и на администрацию Богданихского сельского поселения Ивановской области была возложена обязанность принять меры по принятию спорных гидротехнических сооружений в муниципальную собственность.

В целях исполнения решений суда, а также реализации положений ст. 225 ГК РФ, администрации инициировали вопрос о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, путем обращения в суд с соответствующими исками.

Решениями Ивановского районного суда от 22.01.2024 и от 12.02.2024, вступившими в законную силу, на гидротехнические сооружения с кадастровым номером на реке Шахматка в д. Рогатино и с кадастровым номером на реке Шахматка в д. Василево (д. Куликово) признано право муниципальной собственности за Куликовским сельским поселением Ивановской области, а на гидротехническое сооружение с кадастровым номером на реке Мурма признано право муниципальной собственности за Богданихским сельским поселением Ивановской области.

Таким образом, спорные гидротехнические сооружения в настоящее время имеют собственника, что исключает возможность удовлетворения заявленных прокурором требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194- 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры к Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.


Судья Меремьянина Т.Н.

Мотивированное решение изготовлено 27.03.2024

Дело № 2-33/2024

УИД № 37RS0005-01-2023-001900-14

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДАРАЦИИ

20 марта 2024 года г. Иваново

Ивановский районный суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Меремьяниной Т.Н.,

при секретаре Микине А.М.,

с участием помощника прокурора Лунёва С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры к Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности,

установил:

Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился в суд с иском к Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности.

Исковые требования мотивированы тем, что Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории Ивановской области.

Установлено, что в границах Ивановского муниципального района расположены следующие гидротехнические сооружения:

- плотина на р. Шахмахта в д. Куликово; поставлена на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества 09.08.2021;

- плотина на р. Шахмахта в д. Рогатино, поставлена на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества 21.10.2021.

- плотина на реке Мурма в д. Захарьино, поставлена на учет в качестве
бесхозяйного недвижимого имущества 15.04.2022.

Указанные объекты в муниципальной собственности администрации Ивановского муниципального района Ивановской области или иной собственности у кого-либо не находятся, что подтверждается информацией Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области от 28.02.20; №исх-641-041/01-13.

Вместе с тем, меры по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений - плотины на р. Шахмахта в д. Куликово, плотины на р. Шахмахта в д. Рогатино и плотины на реке Мурма в д. Захарьино надлежащим образом не реализовываются по причине их балансовой неопределенности, что представляет реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования.

Гидротехническое сооружение является объектом недвижимого имущества, которое связано с землей, его перемещение без соразмерного ущерба невозможно, то есть оно отвечает признакам недвижимого имущества. Отсутствие на ГТС права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.

Природоохранной прокуратурой установлено, что в нарушение требования законодательства о безопасности гидротехнических сооружений администрацией Ивановского муниципального района Ивановской области право собственности гидротехнические сооружения: плотину на р. Шахмахта в д. Куликово, плоти на р. Шахмахта в д. Рогатино и плотину на реке Мурма в д. Захарьино не оформлялось, в связи с чем они являются бесхозяйными и представляют потенциальную опасность причинения вреда здоровью людей и окружающей среде, материальным потерям и нарушению условий жизнедеятельности людей.

Ссылаясь на данные обстоятельства, с учетом положений ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), истец просил суд возложить на администрацию Ивановского муниципального района Ивановской области обязанность реализовать меры в установленном законом порядке в соответствии со ст. 225 ГК РФ по принятию в муниципальную собственность гидротехнических сооружений - плотины на р. Шахматка в д. Васильево, плотины на р. Шахматка в д. Рогатино и плотины на реке Мурма в д. Захарьино, расположенных в границах Ивановского муниципального района Ивановской области, путем подачи заявлений о принятии бесхозяйной недвижимой вещи на учёт в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество и выполнения действий, связанных с принятием гидротехнических сооружений в муниципальную собственность в соответствии с требованиями законодательства.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Администрация Богданихского сельского поселения Ивановской области, Администрация Куликовского сельского поселения Ивановской области.

Представитель истца – помощник прокурора – Лунёв С.А. заявленные требования в уточненной редакции поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, указывал, что решениями Ивановского районного суда, вступившими в законную силу уже признано право собственности на спорные гидротехнические сооружения, в связи с чем предмет спора отсутствует.

В судебное заседание не явились представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Администрации Куликовского сельского поселения Ивановской области, Администрации Богданихского сельского поселения Ивановской области, Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области, о дате и времени судебного заседания были извещены в соответствии с главой 10 ГПК РФ, согласно заявлениям, просят рассмотреть дело в их отсутствие.

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц, участвующих в деле.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы настоящего гражданского дела, а также материалы дел , , оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатацию, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, регулирует Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

На основании абз. 2, 4 ст. 3 данного Федерального закона под гидротехническими сооружениями понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении». А безопасность гидротехнических сооружений - это свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечить защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов. Собственниками гидротехнических сооружений могут являться Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.

В соответствии с абз. 2 ст. 9 указанного Федерального закона собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт.

Согласно п.п. 8, 23, 26 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

В силу ч. 1 ст. 49 данного Федерального закона экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

В соответствии с п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения, имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

В силу статьи225Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Из материалов дела следует, что в соответствии с выпиской об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, по адресу: <адрес>.

Указанное сооружение поставлено на кадастровый учет 15.04.2022 по заявлению Богданихского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области о постановке на учет данного объекта недвижимости в качестве бесхозяйного, объекту присвоен кадастровый .

Из материалов дела также следует, что гидротехническое сооружение (плотина) на реке Шахматка в д. Рогатино Ивановского района Ивановской области, 1979 года строительства, поставлено на учет в качестве бесхозяйного 21.10.2021 на основании заявления Куликовскимого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области; гидротехническое сооружение (плотина) на реке Шахматка в д. Василево Василево (согласно Российскому регистру гидротехнических сооружений имеет наименование «Плотина на р. Шахматка в д. Куликово) Ивановского района Ивановской области, 1979 года строительства, поставлено на учет в качестве бесхозяйного 09.08.2021 на основании заявления Куликовского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области.

Решением Ивановского районного суда Ивановской области от 09.08.2023 по делу признано незаконным бездействие Администрации Богданихского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области, выразившееся в непринятии мер по принятию в муниципальную собственность гидротехнического сооружения – плотина на реке Мурма д. Захарьино. На Администрацию возложена обязанность в срок до 01.12.2023 принять меры к принятию в муниципальную собственность указанного объекта недвижимого имущества.

Апелляционным определением Ивановского областного суда Ивановской области от 21.11.2023 решение Ивановского районного суда Ивановской области оставлено без изменения.

Решением Ивановского районного суда Ивановской области от 09.08.2023 по делу признано незаконным бездействие Администрации Куликовского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области, выразившееся в непринятии мер по принятию в муниципальную собственность бесхозяйных гидротехнических сооружений в районе д. Рогатино (кадастровый ) и д. Василево (кадастровый ). На Администрацию возложена обязанность в срок до 01.12.2023 принять меры к принятию в муниципальную собственность указанных объектов недвижимого имущества.

Апелляционным определением Ивановского областного суда Ивановской области от 21.11.2023 решение Ивановского районного суда Ивановской области оставлено без изменения.

Решением Ивановского районного суда Ивановской области от 22.01.2024 удовлетворены требования Администрации Куликовского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области, признано право муниципальной собственности Куликовского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области, на бесхозяйные объекты недвижимого имущества:

- сооружение, назначение сооружения: сооружения гидротехнические, наименование сооружения: гидротехническое сооружение (плотина) на реке Шахматка в д. Рогатино, кадастровый , площадь застройки 3051 кв.м, год ввода в эксплуатацию – 1979, адрес: <адрес>;

- сооружение, назначение сооружения: сооружения гидротехнические, наименование сооружения: гидротехническое сооружение (плотина) на реке Шахматка в д. Василево, кадастровый , площадь застройки 2228 кв.м, год ввода в эксплуатацию – 1979, адрес: <адрес>.

Указанное решение вступило в законную силу 27.02.2024.

Решением Ивановского районного суда Ивановской области от 12.02.2024 удовлетворены требования администрации Богданихского сельского поселения Ивановской области, признано право муниципальнойсобственности Богданихского сельского поселения Ивановского муниципальногорайона. Ивановской области на сооружение: назначение сооружения: гидротехнические сооружения, наименование: гидротехническое сооружение - плотина на реке Мурма с кад. , площадью 3018 кв.м, протяженностью 410 м, год ввода в эксплуатацию 1987, адрес: <адрес>.

Указанное решение вступило в законную силу 15.03.2024.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 61 данного кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Аналогичные разъяснения даны в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. №23 «О судебном решении».

Приведенные положения процессуального закона и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации направлены на обеспечение обязательности вступивших в законную силу судебных постановлений и законности выносимых судом постановлений в условиях действия принципа состязательности.

Разрешая заявленные исковые требования, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения.

Принимая указанное решение, суд исходит из того, что согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе из судебного решения, их установившего.

Решениями Ивановского районного суда Ивановской области от 09.08.2023, имеющими преюдициальное значение для разрешения настоящего спора, на администрацию Куликовского сельского поселения Ивановской области и на администрацию Богданихского сельского поселения Ивановской области была возложена обязанность принять меры по принятию спорных гидротехнических сооружений в муниципальную собственность.

В целях исполнения решений суда, а также реализации положений ст. 225 ГК РФ, администрации инициировали вопрос о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, путем обращения в суд с соответствующими исками.

Решениями Ивановского районного суда от 22.01.2024 и от 12.02.2024, вступившими в законную силу, на гидротехнические сооружения с кадастровым номером на реке Шахматка в д. Рогатино и с кадастровым номером на реке Шахматка в д. Василево (д. Куликово) признано право муниципальной собственности за Куликовским сельским поселением Ивановской области, а на гидротехническое сооружение с кадастровым номером на реке Мурма признано право муниципальной собственности за Богданихским сельским поселением Ивановской области.

Таким образом, спорные гидротехнические сооружения в настоящее время имеют собственника, что исключает возможность удовлетворения заявленных прокурором требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194- 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры к Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.


Судья Меремьянина Т.Н.

Мотивированное решение изготовлено 27.03.2024

2-33/2024 (2-2065/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Ивановский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
администрация Ивановского муниципального района
Другие
Администрация Богданихского сельского поселения
Администрация Куликовского сельского поселения
Департамент природных ресурсов и экологии
Суд
Ивановский районный суд Ивановской области
Судья
Меремьянина Татьяна Николаевна
Дело на сайте суда
ivanovsky.iwn.sudrf.ru
30.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.08.2023Передача материалов судье
05.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.09.2023Судебное заседание
18.12.2023Производство по делу возобновлено
25.12.2023Судебное заседание
01.03.2024Производство по делу возобновлено
15.03.2024Судебное заседание
19.03.2024Судебное заседание
20.03.2024Судебное заседание
27.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее