Дело № 2-203/2021
УИД 02RS0009-01-2021-000284-61
номер строки в статистическом отчете 2.209
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 мая 2021 года с. Чемал
Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Иваныш И.В.,
при секретаре Зябловой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай к сельской администрации Чепошского сельского поселения об обязании в срок до 01 сентября 2021 года получить положительное санитарно-эпидемиологического заключения использования водного объекта в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения на скважину, расположенную по адресу: Республика Алтай, Чемальский район, с. Чепош, ул. Кучияк, д. 69 г,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к сельской администрации Чепошского сельского поселения об обязании в срок до 01 сентября 2021 года получить положительное санитарно-эпидемиологического заключения использования водного объекта в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения на скважину, расположенную по адресу: Республика Алтай, Чемальский район, с. Чепош, ул. Кучияк, д. 69 г. Исковые требования мотивированы тем, что поводом для обращения в суд является бездействие ответчика по получению разрешительных документов на скважину, расположенную по адресу: Республика Алтай, Чемальский район, с. Чепош, ул. Кучияк, д. 69 г. До настоящего времени Управление в рамках возложенных полномочий, не выдал положительного СЭЗ на указанный источник хозяйственно-питьевого водоснабжения, в связи с чем его эксплуатация осуществляется в отсутствии положительного санитарно-эпидемиологического заключения на условия водопользования, чем нарушаются права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Эксплуатация скважины без положительного СЭЗ на условия водопользования непосредственно посягает на права граждан и создает угрозу причинения вреда здоровью населения и риск распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, обратились к суду с заявлением о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии с требованиями статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей истца и ответчика.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
В силу ст. 12, 1065 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется различными предусмотренными законом способами, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, обязывающих сторону исполнить обязательства в натуре. Так же одним из способ защиты права может быть возложение исполнение обязанности в натуре.
С учетом заявленных требований о возложении исполнении обязанности в натуре, суд рассмотрел указанное заявление в порядке искового производства по правилам Гражданско-процессуального кодекса РФ.
Согласно ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению, осуществлять производственный контроль, осуществлять иные мероприятия направленные на предоставление оказываемой услуги населению надлежащего качества.
В соответствии с п. 1 ст. 19 указанного Федерального закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. В п. 2 данной статьи указано, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Аналогичные обязанности возлагаются на организацию оказывающую услуги по водоснабжению и Федеральным законом от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПиН 2.1.4.1074-01. В соответствии с п. 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Согласно пункту 3.3, 3.4, 3.5 указанного СанПиН безвредность питьевой воды по химическому, микробиологическому, органолептическому составу определяется ее соответствием нормативам. В таблицах СанПиН указаны предельно допустимые величины вредный веществ и иные нормативные показатели, превышение которых указывает не несоответствие качества питьевой воды.
Судом установлено из материалов дела следует, что по адресу: Республика Алтай, Чемальский район, с. Чепош, ул. Кучияк, д. 69 г расположена водозаборная скважина Г8/09.
Приказом Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай № 949 от 19.12.2018 года администрации Чепошского сельского поселения предоставлено право пользования участками недр местного значения «скважина Г8/09» (с. Чепош, ул. Кучияк, д. 69г) для добычи подземных вод сроком до 1 декабря 2043 года.
У сельской администрации Чепошского сельского поселения имеется лицензия на пользование недрами 04РА № 00223 ВЭ с целевым назначением и видами работ - добыча подземных вод.
Согласно п. 2.1.2 Условий пользования участками недр местного значения сельской администрации Чепошского сельского поселения для добычи подземных вод, Пользователь недр обязан использовать подземную воду водозаборной скважины Г8/09 в технических целях.
Из отзыва главы МО Чепошское сельское поселение Прадед Л.И. следует, что вода из спорной скважины используется в технических целях, согласно гидрогеологического заключения АО «АЛТАЙ-ГЭО», справки из санитарно-топографическом положении скважины Г8/09 и качественном состоянии каптируемых ею подземных вод, расположенной в с. Чепош по ул. Кучияк 69 г, а также ежегодных протоколов лабораторных изысканий, в воде превышена массовая концентрация нитрат-ионов, получение положительного санитарно-эпидемиологического заключения на данную скважину невозможно.
Указанное обстоятельство истцом не оспаривалось.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Пункты 3 и 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ указывают, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Это же условие использования водного объекта распространятся на подземные источники водоснабжения, в том числе – скважины.
Разрешая требования, суд исходит из того, что в силу действующего законодательства, обязанность по получению санитарно-эпидемиологических заключений использования водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на скважину, лежит на органе местного самоуправления, именно ответчик как орган местного самоуправления осуществляет полномочия собственника в отношении них.
Вместе с тем, установив, что подземная вода водозаборной скважины Г8/09 используется в технических целях, а не для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, в воде превышена массовая концентрация нитрат-ионов, что не оспаривалось стороной истца, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194, 198, 199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай к сельской администрации Чепошского сельского поселения об обязании в срок до 01 сентября 2021 года получить положительное санитарно-эпидемиологического заключения использования водного объекта в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения на скважину, расположенную по адресу: Республика Алтай, Чемальский район, с. Чепош, ул. Кучияк, д. 69 г, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай.
Судья И.В. Иваныш
Мотивированное решения принято 24 мая 2021