Судья Спичак А.В. Дело № 33а-5444/2021
УИД 24RS0011-01-2020-000526-21
3.022
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 апреля 2021 года г.Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Сидоренко Е.А.,
судей Шавриной А.И., Парфеня Т.В.,
при ведении протокола помощником судьи Пинчук Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сидоренко Е.А. дело по административному иску прокурора Дзержинского района Красноярского края к администрации Курайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и возложении обязанности по определению гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения,
по апелляционной жалобе главы муниципального образования Курайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края Гаврилова С.А.
на решение Дзержинского районного суда Красноярского края от 17 февраля 2021 года, которым постановлено:
«Административные исковые требования и.о. прокурора Дзержинского района Красноярского края поданные в порядке ст.39 КАС РФ к администрации Курайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и возложении обязанности по определению гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Курайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края в части непринятии мер по определению гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения поселений расположенных на территории Курайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края.
Обязать администрацию Курайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края определить гарантирующую организацию для каждой централизованной системы холодного водоснабжения на территории поселений расположенных на территории Курайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края в течении двух лет со дня вступления решения суда в законную силу».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Дзержинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Курайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что по результатам проведенной в октябре – ноябре 2020 года прокуратурой проверки соблюдения администрации Курайского сельсовета Дзержинского района законодательства, выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер по определению гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения поселений, расположенный на территории Курайского сельсовета, что влечет нарушение требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательства о недрах. По результатам проверки в адрес главы Курайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края внесено представление об устранении нарушений требований природоохранного законодательства. До настоящего времени выявленные нарушения не устранены, меры к устранению не приняты.
С учетом уточнения заявленных требований прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Курайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края в части непринятии мер по определению гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения поселения;
обязать администрацию Курайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края определить гарантирующую организацию для каждой централизованной системы холодного водоснабжения на территории поселений расположенных на территории Курайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе глава муниципального образования Курайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края Гаврилов С.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что ввиду отсутствия на территории сельсовета организаций, осуществляющих деятельность в сфере холодного водоснабжения, в том числе эксплуатирующих водопроводные и (или) канализационные сети, о чем было известно прокуратуре, органу местного самоуправления, администрации Курайского сельсовета наделить статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение, какую-либо организацию не представляется возможным. Указывает, что исковое заявление не отвечает требованиям законодательства, поскольку при обращении прокурора в защиту законных интересов гражданина должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином либо указание на обращение гражданина к прокурору, а также приведены факты нарушения прав, свобод и законных интересов лица, в защиту которых предъявлено исковое заявление. Кроме того, заявленный прокурором срок исполнения обязательств, не является разумным, а для исполнения требований прокурора необходимо провести ряд мероприятий, большинство из которых требуют финансовых затрат.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора района Кабанцов М.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела и решение суда, выслушав представителя ответчика Тугаринову О.Г., поддержавшую апелляционную жалобу, прокурора Андреева А.И., возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, в собственности сельского поселения Курайский сельсовет Дзержинского района Красноярского края находятся расположенные в с.К… 1 скважина, 1 водонапорная башня и водонапорные сети, к которым присоединена школа, а также пользуются жители с.К…. В д.П… расположены и функционируют 1 скважина, 1 водонапорная башня и водонапорные сети. Данные сети водоснабжения обслуживает администрация Курайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края.
Постановлением №2а-п от 10.01.2014 администрации Курайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края утверждена перспективная схема водоснабжения на территории Курайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края.
Поскольку администрацией Курайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края до настоящего времени не определение гарантирующая организация для централизованной системы холодного водоснабжения, суд удовлетворил иск и исходил из того, что не определение ответчиком гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения влечет нарушение требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательства о недрах, отсутствие контроля за рациональным использованием и охраной недр, отсутствие санитарно-эпидемиологического контроля за состоянием водных объектов, приводит к отсутствию контроля за состоянием работоспособности водозаборных скважин, отсутствию обязанности по их содержанию и ремонту, что может привести к аварии, повлечь загрязнение, засорение или истощение подземных водных объектов, ухудшает экологическую обстановку, в связи с чем нарушается гарантированное Конституцией РФ право граждан на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
При этом, определяя обязанность административного ответчика по определению гарантирующей организации, суд сослался на частями 1, 1.1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в посл. ред. от 01.04.2020), согласно которым, как указано судом, к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселение гарантирующей организации, а также на пункта 1 статьи 12 Федерального закона №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», согласно которой, как указано судом, только органы местного самоуправления поселений для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливает зоны её деятельности.
Между тем, судом неправильно применены нормы материального закона, что привело к принятию незаконного решения.
Согласно п.2 ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определены полномочия по определению для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, а не сельского поселения.
В силу ч.1.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Законом Красноярского края от 15.10.2015 N 9-3724 "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края" за сельскими поселениями Красноярского края в части водоснабжения и (или) водоотведения закреплена только организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п.а ст.1). Вопрос об определении для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения за сельскими поселениями не закреплен, соответственно, это полномочие на территории сельского поселения должно осуществляться органами местного самоуправления муниципального района, в данном Дзержинского района Красноярского края.
В соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (часть 2 указанной статьи закона N 416-ФЗ).
Таким образом, законом определены четкие критерии определения гарантирующей организации: наличие водопроводных и (или) канализационных сетей, к которым подключено наибольшее количество абонентов.
Между тем, как следует из обстоятельств дела организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующей водопроводные и (или) канализационные сети, на территории сельского поселения Курайский сельсовет отсутствует. Объекты водоснабжения на территории Курайского сельсовета: водопроводные сети в с.Курай – 5080 метров и в с.Петровка – 2 494 метра, по одной водозаборной скважине в селе Курай и в селе Петровка, обслуживание осуществляется администрацией Курайского сельсовета.
При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований для удовлетворения иска, в связи с чем решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст.ст.309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзержинского районного суда Красноярского края от 17 февраля 2021 года отменить, принять новое решение.
В иске прокурору Дзержинского района Красноярского края к администрации Курайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и возложении обязанности по определению гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения отказать.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: