Решение по делу № 2-127/2021 от 13.10.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 февраля 2021 года                                                                                город Тула

Центральный районный суд города Тулы в составе:

председательствующего Рыбиной Н.Н.,

при секретаре Мишкиной Е.Ю.,

с участием представителя истца комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы по доверенности ФИО6, ответчиков ФИО2, ФИО3, их представителя, допущенного к участию в деле в порядке ч.6 ст. 53 ГПК РФ ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда <адрес> гражданское дело по исковому заявлению Комитета имущественных и земельных отношений администрации <адрес> к ФИО2, ФИО3 об изъятии жилого помещения путем предоставления другого благоустроенного жилого помещения,

установил:

комитет имущественных и земельных отношений администрации <адрес> обратился в суд с требованиями к ФИО2, ФИО3 об изъятии жилого помещения путем предоставления другого благоустроенного жилого помещения.

В обоснование своих требований истец сослался на то, что собственниками жилого помещения по адресу: <адрес> общей площадью 49,1 кв.м являются ФИО2, ФИО3

Многоквартирный дом по вышеуказанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу.

В целях реализации государственной программы <адрес> «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения <адрес>», утвержденной постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , на основании муниципального контракта на приобретение жилых квартир в многоквартирном доме для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда» от ДД.ММ.ГГГГ , акта приема-передачи объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, приобретена <адрес> участием средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, общей площадью 51,8 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, для предоставления ФИО2, ФИО3 - долевым собственникам <адрес> общей площадью 49,1 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, по договору мены равноценных жилых помещений.

ФИО2, ФИО3 выразили свой отказ на вселение в вышеназванную квартиру.

В связи с вышеизложенным, истец просит суд: изъять у ФИО2, ФИО3 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, путем предоставления по договору мены благоустроенного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>.

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена администрация <адрес>.

Представитель истца комитета имущественных и земельных отношений администрации <адрес> по доверенности ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Ответчики ФИО2, ФИО3, их представитель, допущенный к участию в деле в порядке ч.6 ст. 53 ГПК РФ ФИО7 возражали против удовлетворения требований истца по основаниям, изложенным в возражениях.

    Представитель третьего лица АО «Россельхозбанк» в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил отзыв, в котором указывает, что квартира, расположена по адресу: <адрес>, приобретена ответчиками по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ с использованием кредитных средств, представленных Тульским региональным филиалом АО «Россельхозбанк». В настоящее время задолженность по кредиту не погашена, составляет 805 883,70 руб. в случае удовлетворения требований истца просил суд указать в решении условие о переходе обременения в виде ипотеки на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в пользу АО «Россельхозбанк» до полного исполнения ответчиками исполнения обязательств по кредитному договору.

    Представитель третьего лица администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

    Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Выслушав объяснения стороны истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 40 Конституции Российской Федерации, гарантирующая каждому гражданину право на жилище, запрещает произвольное лишение граждан их жилища.

Согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии с положениями ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно частям 1, 2, 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

Порядок определения выкупной цены жилого помещения установлен ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. В выкупную цену включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода.

Частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Частью 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пп. "г" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 32 ЖК РФ) необходимо иметь в виду, что несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как видно из материалов дела и установлено судом, <адрес> общей площадью 49,1 кв.м в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО2, ФИО3 на основании договора купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ .

Право собственности ответчиков на названный объект недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке.

Из материалов дела следует, что в квартире, по адресу: <адрес>, ФИО2, ФИО3 на регистрационном учете не состоят, что подтверждается выпиской из лицевого счета, ответом Отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции УМВД России по <адрес>.

Согласно протоколу заседания межведомственной комиссии главного управления администрации <адрес> по Центральному территориальному округу от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на основании заключения межведомственной комиссии главного управления администрации <адрес> по Центральному территориальному округу от ДД.ММ.ГГГГ , указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Срок отселения физических и юридических лиц в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определяется региональной адресной программой.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", государственной программы Тульской области «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Тульской области» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Часть 2 указанной статьи предусматривает, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств переселения граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы и в разбивке по этапам этой программы; обоснование объема средств, предусмотренных пунктом 3 настоящей части, с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, планируемая стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемый размер возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со статьей 32 ЖК РФ; планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, финансируемая с использованием финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектами Российской Федерации заявок в одном календарном году и которая должна быть реализована не позднее срока, установленного частью 11 настоящей статьи. Общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда), должна соответствовать требованиям части 2.1 настоящей статьи.

Как усматривается из материалов дела, в целях реализации государственной программы <адрес> «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения <адрес>», утвержденной постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , на основании муниципального контракта на приобретение жилых квартир в многоквартирном доме переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда» от ДД.ММ.ГГГГ приема передачи объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ с участием средств Фонда содействия реформированию ЖКХ приобретена <адрес> общей площадью 51,8 кв.м, расположенная по адресу: <адрес> для предоставления ФИО2, ФИО3 долевым собственникам квартиры общей площадью 49,1 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, по договору мены равноценных жилых помещений.

Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако утверждение представителя истца о том, что ответчики подлежат переселению в другое жилое помещение на основании Федерального закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и государственной программы Тульской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Тульской области», утвержденного постановлением правительства Тульской области от 29.12.2018 №598, суд находит несостоятельным, поскольку положения п.3 ст.2, ст. 16 названного Федерального закона, во исполнение которого принята региональная программа по переселению, также предусматривают необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений статьи 32Жилищного кодекса РФ.

Из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Из материалов дела не усматривается, что принималось решение об изъятия для муниципальных нужд земельного участка и жилого помещения аварийного многоквартирного дома по адресу: <адрес>, которое находится в долевой собственности ответчиков.

Судом установлено, что ФИО2, ФИО3 отказались от вселения в предложенное им помещение, по адресу: <адрес>, что подтверждается соответствующими заявлениями ФИО2, ФИО3 на имя председателя комитета имущественных и земельных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Таким образом, собственник жилого помещения, находящегося в жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, имеет право выбора любого из вышеупомянутых способов обеспечения его жилищных прав: предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Судом установлено, что ответчики, являясь совместными собственниками изымаемой недвижимости, не выразили желание на предоставление другого жилого помещения, поскольку согласие на это ФИО2, ФИО3 не получено.

В силу пункта 2 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истцом не соблюдена процедура изъятия жилого помещения для муниципальных нужд, установленная ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и правовых оснований для удовлетворения иска не имеется, поскольку нарушен вышеуказанный порядок изъятия жилого помещения, а также между сторонами не достигнуто соглашение по заключению договора мены указанных жилых помещений, а согласно пп. "и" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы к ФИО2, ФИО3 об изъятии жилого помещения путем предоставления другого благоустроенного жилого помещения - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца после принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий

2-127/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
КИЗО г. Тулы
Ответчики
Агеева Лилия Евгеньевна
Агеев Владимир Викторович
Другие
АО "Россельхозбанк"
Суд
Центральный районный суд г. Тула
Судья
Рыбина Н.Н.
Дело на странице суда
centralny.tula.sudrf.ru
13.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.10.2020Передача материалов судье
16.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.10.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.11.2020Предварительное судебное заседание
07.12.2020Судебное заседание
12.01.2021Судебное заседание
26.01.2021Судебное заседание
10.02.2021Судебное заседание
15.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.02.2021Дело оформлено
10.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее