Судья Зацепилина Е.В. Дело № 33-3244
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 декабря 2017 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Корневой М.А.,
судей Рогожина Н.А., Юдиной С.В.,
при секретаре Стародубовой Ю.И.,
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску Чистоходова Александра Сергеевича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании права на единовременную социальную выплату,
по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний России на решение Заводского районного суда г. Орла от 09 октября 2017 г., которым постановлено:
«Исковые требования Чистоходова Александра Сергеевича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании права на единовременную социальную выплату - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Федеральной службы исполнения наказаний России, оформленное протоколом № от 12 июля 2016 года, в части отказа в постановке Чистоходова Александра Сергеевича на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
Признать за Чистоходовым Александром Сергеевичем право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России поставить Чистоходова Александра Сергеевича с составом семьи 2 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 12 июля 2016 года.
В остальной части заявленного иска Чистоходову Александру Сергеевичу - отказать».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области по доверенности Андриянцева А.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения Чистоходова А.С., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Чистоходов А.С. обратился в суд с исковым заявлением к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области (далее - УФСИН России по Орловской области) о признании права на единовременную социальную выплату.
В обоснование заявленных требований указывал, что проходит службу в УФСИН России по Орловской области, выслуга в календарном исчислении составляет более 16 лет.
11 февраля 2014 г. он обратился с рапортом в УФСИН России по Орловской области о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения на состав семьи 2 человека (он и супруга), который на основании решения подкомиссии УФСИН России по Орловской области был направлен для решения вопроса в комиссию ФСИН России.
12 июля 2016 г. комиссия ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказала ему в постановке на учет для получения указанной выплаты.
Основанием для отказа явилось совершение им действий, повлекших ухудшение жилищных условий, выразившихся в том, что он в 2013 г. зарегистрировал и вселил в квартиру по адресу: <адрес> свою супругу Чистоходову Т.Н., с которой состоит в зарегистрированном браке, а также не предоставление сведений в отношении несовершеннолетней дочери от первого брака, содержащих информацию об имеющихся (имевшихся) жилых помещениях, в связи с чем отсутствует возможность установить факт ухудшения жилищных условий членов семьи.
Истец полагал, что данный отказ является незаконным, так как вселение супруги не свидетельствует об ухудшении жилищных условий, а сведения на несовершеннолетнюю дочь он не предоставил в связи с тем, что дочь от первого брака членом его семьи не является и проживает отдельно.
Уточнив при рассмотрении дела исковые требования, просил суд признать решение ФСИН России от 12 июля 2016 г. незаконным, обязать ФСИН России поставить его с составом семьи из двух человек (он и супруга) на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 11 февраля 2014 г. - даты подачи им рапорта, а также взыскать с УФСИН России по Орловской области и ФСИН России компенсацию морального вреда в сумме по 5 000 руб. с каждого.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ФСИН России ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на то, что решение комиссии ФСИН России об отказе в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, является законным и обоснованным.
Указывает, что отсутствие выписки из ЕГРП на несовершеннолетнюю дочь, содержащую информацию об имеющихся (имевших) жилых помещениях, не позволяет установить факт ухудшения жилищных условий членов семьи Чистоходова А.С.
Утверждает, что регистрация ФИО1 его супруги была произведена с целью приобретения права состоять на соответствующем учете.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее по тексту - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).
В силу части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).
На основании части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются:
1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником;
2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти);
3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;
4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 (далее - Правила).
Пунктом 12 Правил предусмотрено, что в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Чистоходов А.С. проходит службу в УФСИН России по Орловской области в должности оперативного дежурного дежурной части ФКУ ОК УФСИН России по Орловской области и имеет выслугу в календарном исчислении более 15 лет.
Чистоходов А.С. с 28 марта 1995 г. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его матери ФИО8 (л.д. 63). Совместно с истцом в квартире, общей площадью 44,40 кв.м были зарегистрированы 2 человека (<...>). Таким образом, на каждого проживающего приходилось 14,8 кв.м. (44.4 /3).
17 августа 2013 г. истец вступил в брак с ФИО12 (ФИО13. и 02 декабря 2013 г. зарегистрировал супругу по месту своего жительства. После регистрации супруги в жилом помещении, где проживает истец, на каждого проживающего стало приходиться 11,1 кв.м. (44.4/4).
Таким образом, как до вселения супруги, так и после Чистоходов А.С. был обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Иных жилых помещений, принадлежавших истцу на каком-либо праве последний не имеет.
11 февраля 2014 г. он обратился с рапортом в УФСИН России по Орловской области о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения на состав семьи 2 человека (он и супруга), которое было направлено для решения вопроса в комиссию ФСИН России.
12 июля 2016 г. комиссия ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказала ему в постановке на учет для получения указанной выплаты.
Основанием для отказа явилось совершение сотрудником действий, повлекших ухудшение жилищных условий, выразившихся в том, что он зарегистрировал и вселил в квартиру, где проживает по адресу: <адрес>, в 2013 г. супругу ФИО7, с которой состоит в зарегистрированном браке.
Кроме того, комиссия указала, что он не предоставил выписку из ЕГРП на несовершеннолетнюю дочь, содержащую информацию об имеющихся (имевшихся) жилых помещениях, в связи с чем отсутствует возможность установить факт ухудшения жилищных условий членов семьи.
Из материалов дела следует, что ФИО7 на праве общей долевой собственности принадлежит <...> доля в праве на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 44,30 кв.м, в которой она была зарегистрирована до 01 декабря 2013 г. совместно со своими совершеннолетними <...>, каждой из которых принадлежит по <...> долей в указанной квартире (л. д. 72).
Таким образом, обеспеченность ФИО7, как члена семьи истца, в принадлежащей ей на праве общей долевой собственности квартиры, составляла менее 15 кв.м. (как исходя из принадлежащей ей доли в праве собственности, так и из количества зарегистрированных в ней лиц).
При этом, факт наличия у супруги Чистоходова А.С. доли в праве на жилое помещение был учтен подкомиссией УФСИН России по Орловской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей, при рассмотрении заявления последнего в целях принятия решения об его направлении в комиссию ФСИН России для разрешения вопроса о постановке на учет для получения единовременной выплаты.
Установив изложенные обстоятельства, свидетельствующие о том, что в результате вселения супруги, нуждаемость сотрудника в жилом помещении не изменилась, поскольку и ранее он был обеспечен жилой площадью в размере 14,8 кв.м, что менее установленный законом учетной нормы 15 кв.м на одного члена семьи, суд пришел к правильному выводу о том, что действия Чистоходова А.С. не могут расцениваться как ухудшающие жилищные условия, поскольку вселение в занимаемое сотрудником жилое помещение супруга, в силу положений ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ не может расцениваться как ухудшение последним своих жилищных условий и не может служить основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Тем более, что такое вселение не повлияло на факт нуждаемости истца для целей получения единовременной социальной выплаты.
Судом при рассмотрении спора также установлено, что Чистоходов А.С. приходится отцом несовершеннолетней ФИО10, <дата> года рождения, которая зарегистрирована и проживает с матерью ФИО9 по адресу: <адрес>.
При этом, на праве собственности ФИО10 не принадлежит какое-либо недвижимое имущество.
На содержание дочери Чистоходов А.С. ежемесячно уплачивает алименты в размере <...> денежного довольствия с <дата> (л.д. 30).
Таким образом, установив, что ФИО10 не является членом семьи Чистоходова А.С. и с ним не проживает, а единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи, суд верно пришел к выводу о том, что истец при подаче рапорта предоставил все необходимые документы, предусмотренные вышеназванными Правилами.
В этой связи суд обоснованно признал решение комиссии ФСИН России незаконным и возложил на ответчика обязанность поставить Чистоходова А.С. с составом семьи 2 человека (он и супруга) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения с даты рассмотрения комиссией заявления (с 12 июля 2016 г.).
Рассматривая требования истца о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда, суд указал, что возможность компенсации морального вреда по приведенным Чистоходовым А.С. основаниям не предусмотрена.
В указанной части, а также в части даты постановки истца на учет для получения единовременной социальной выплаты, решение суда первой инстанции не обжалуется.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела допущено не было, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 09 октября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи