Дело № 2-1-183/2022

УИД 73RS0011-01-2022-000410-49

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 мая 2022 РіРѕРґР°      СЂ.Рї. Майна

Майнский районный суд Ульяновской области под председательством судьи Николаевой Н.Д., при секретаре Авдеевой И.В.,

с участием помощника прокурора Майнского района Ульяновской области Веткасова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Майнского района Ульяновской области в защиту интересов Тарасовой Веры Викторовны к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению «Ульяновская государственная аптека», Государственному учреждению здравоохранения «Майнская районная больница» о возложении обязанности по обеспечению лекарственным препаратом, взыскании денежных средств, потраченных на приобретение лекарственного препарата, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Майнского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту интересов Тарасовой В.В. к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению «Ульяновская государственная аптека», Государственному учреждению здравоохранения «Майнская районная больница» о возложении обязанности по обеспечению лекарственным препаратом, взыскании денежных средств, потраченных на приобретение лекарственного препарата, компенсации морального вреда.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Майнского района проведена проверка по обращению Тарасовой В.В., **** года рождения, являющейся инвалидом, в ходе которой выявлены основания для прокурорского вмешательства.

Проведенной проверкой установлено, что Тарасовой В.В. лечащим врачом в ГУЗ «Майнская районная больница» выписаны рецепты на лекарственный препарат «Rivaroxaban» 20 мг № 28 от 15.03.2021 ****.

Выписанные рецепты были предъявлены для обслуживания истцом в аптеку № 24 ГУ «Ульяновская государственная аптека».

До настоящего времени Тарасовой В.В. указанные лекарственные препараты не выданы.

При указанных обстоятельствах Тарасова В.В. была вынуждена приобретать указанный препарат за счет собственных денежных средств. Общая сумма затрат за январь-февраль 2022 года составила ****.

Факт не произведенной выдачи препаратов подтверждается журналом учета рецептов, принятых на отсроченное обслуживание, аптеки № 24 ГУ «Ульяновская государственная аптека».

Предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами определено разделом II Порядка, согласно п. 2.7 которого в случае временного отсутствия лекарственных средств, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту.

Между тем, в день обращения и через 10 дней в аптеку № 24 ГУ «Ульяновская государственная аптека» лекарства Тарасовой В.В. не выданы.

Предоставление льгот гражданину является нормой прямого действия и не может быть поставлено в зависимость от иных договорных отношений.

Полагает, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатным жизненно необходимым лекарственным препаратом свидетельствует о существенном нарушении прав инвалида на бесплатную медицинскую помощь и является незаконным. Действиями данного ответчика Тарасовой В.В. причинен моральный вред.

Прокурор просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области, Государственное учреждение «Ульяновская государственная аптека», Государственное учреждение здравоохранения «Майнская районная больница» обеспечить Тарасову В.В., **** года рождения, лекарственным препаратом «Rivaroxaban» 20 мг № 28 по рецептам от ****.

Взыскать с ответчиков в пользу Тарасовой В.В. денежные средства, потраченные на приобретение лекарственного препарата «Rivaroxaban» за период с января по февраль 2022 года, в размере ****.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Тарасовой В.В. в счет компенсации морального вреда **** рублей.

В соответствии со ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратить решение суда к немедленному исполнению.

Истец Тарасова В.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.

Помощник прокурора Майнского района Ульяновской области Веткасов А.С. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить. Дополнил, что «ривароксабан» является международным непатентованным названием лекарственного препарата, который также выпускается под названием «ксарелто».

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области Егорова С.А. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. Из письменного отзыва следует, что Тарасова В.В. имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального и регионального бюджета. За назначение, дозировку препарата несет ответственность лечащий врач. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лекарственным препаратом, медицинским изделием. Обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Прокуратура и суд не могут решать вместо лечащего врача, на какое медицинское изделие и на какой лекарственный препарат должен быть выписан льготный рецепт. Не отрицает, что в соответствии с выпиской из региональной медицинской информационной системы истец не был обеспечен лекарственным препаратом «ривароксобан», рецепты не обслужены по причине давности, рецепт действителен в течение 30 календарных дней. В свою очередь по решению суда истец будет обеспечен при выписке нового рецепта. Полагает, что оснований для взыскании компенсации морального вреда не имеется, поскольку истцом не представлено доказательств наличия причинно-следственной связи между действием (бездействием) ответчика и причинением морального вреда. Просит в удовлетворении исковых требованиях в части компенсации морального вреда отказать.

Представитель ответчика Государственное учреждение «Ульяновская государственная аптека» Долгова М.В. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменном отзыве представитель ответчика указал, что вопросы, касающиеся поставки лекарственных препаратов на склад Учреждения для дальнейшего отпуска из аптек, находятся вне рамок их полномочий. Поставка лекарственных препаратов на склад Учреждения осуществляется поставщиками на основании государственных контрактов, заключенных Министерством здравоохранения Ульяновской области. Отпуск лекарственных препаратов осуществляется ГУ «Ульяновская государственная аптека» при наличии их поставки на склад Учреждения поставщиками Министерства здравоохранения Ульяновской области при предъявлении гражданином рецепта. ГУ «Ульяновская государственная аптека» не может являться ответчиком по данному делу, поскольку не обладает полномочиями по закупке лекарственных препаратов, а также не обладает полномочиями по выписке рецептов для обеспечения граждан лекарственными препаратами. Сведениями об отпуске лекарственных препаратов истцу в 2021 году не обладают.

Представитель ответчика ГУЗ «Майнская районная больница» о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд не явился, о причинах неявки не известил, объяснений и возражений не представил.

Суд полагает возможным в силу положений ст. 167 ГПК РФ гражданское дело рассмотреть в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

Заслушав помощника прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Лекарственный препарат «Ривароксобан (Rivaroxaban)» включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р, в том числе, на период - 2021, 2022 год.

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2020 года № 929н/1345н.

Кроме того, обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ с фармацевтическими организациями.

В соответствии со ст.6.5 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг устанавливается Правительством РФ.

Согласно п. 4 постановления Правительства РФ от 29.12.2004 № 864 «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг» финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год. Министерству здравоохранения РФ – на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328 (действующего на момент спорных отношений до 01.09.2021), за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России (п.2.3).

В соответствии с Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 929н/1345н, действующим с 01.09.2021 года, при обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) (далее - медицинский работник) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в соответствии с пунктом 16 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (п. 14). В случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения (п. 19).

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, Тарасова В.В., **** года рождения, является инвалидом ****, имеет право на лекарственное обеспечение за счет средств федерального бюджета, производится лечение лекарственным препаратом «Rivaroxaban».

Лечащим врачом ГУЗ «Майнская районная больница» Тарасовой В.В. выписаны рецепты на лекарственный препарат «Rivaroxaban» 20 мг № 28 от ****.

При обращении Тарасовой В.В. в аптеку № 24 ГУ «Ульяновская государственная аптека» с указанными рецептами, она своевременно лекарственными препаратами не обеспечена, что подтверждено представленным журналом учета рецептов, принятых на отсроченное обеспечение по федеральной льготе, Выпиской из РМИС и не оспаривается ответчиками.

Из вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в лице уполномоченных органов.

На данные органы возложена и обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов, своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники финансирования указанных мероприятий.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/565-П, Министерство здравоохранения Ульяновской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья.

Пунктом 2.1. Положения предусмотрено, что Министерство разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»;

организует обеспечение граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации;

организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Согласно п. 2.11 Положения Министерство получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство здравоохранения Ульяновской области возложены обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями определенных групп населения, к числу которых относится Тарасова В.В.

Поскольку факт нарушения прав Тарасовой В.В. по рассматриваемому спору установлен, суд считает необходимым обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Тарасову В.В. лекарственным препаратом «Rivaroxaban» 20 мг № 28 по рецептам от ****.

Доводы Министерства о невозможности обеспечения рецепта, срок годности которого истек, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении искового требования о возложении на Министерство обязанности обеспечить Тарасову В.В. лекарственным препаратом по выписанным лечащим врачом рецептам, поскольку нуждаемость Тарасовой В.В. в указанном лекарственном препарате носит постоянный характер, что также подтверждено представленными суду доказательствами и не оспаривается сторонами.

Обоснованными являются и требования истца о взыскании денежных средств, потраченных на приобретение лекарственного препарата.

Так, в силу положений ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Расходы истца в сумме ****. на приобретение лекарственного препарата «Ксарелто» (аналога «Rivaroxaban») в январе и феврале 2022 года в связи с необеспечением жизненно необходимым лекарственным препаратом, выписанным по льготным рецептам **** подтверждены кассовым чеком от 17.01.2022 года на сумму ****., и кассовым чеком от 17.02.2022 года на сумму ****.

При этом, согласно предоставленному суду отчёту о получении лекарственных средств, в 2022 году Тарасова В.В. была обеспечена лекарственным препаратом «Ксарелто» только в апреле 2022 гола по рецептам от **** года.

Принимая во внимание, что Тарасова В.В. вынуждена была приобретать лекарственные препараты за свой счет, в связи с необеспечением её лекарственным препаратом «Rivaroxaban» в январе и феврале 2022 года, учитывая, что Тарасова В.В. имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по назначению врача, с Министерства здравоохранения Ульяновской области подлежит взысканию в пользу истицы компенсация за самостоятельно приобретенный лекарственный препарат «Ксарелто» (аналога «Rivaroxaban») в январе и феврале 2022 года в сумме ****.

Понесенные истцом расходы имели вынужденный характер, в связи с необеспечением её в январе и феврале 2022 года лекарственным средством «Rivaroxaban», и на основании ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации законные и обоснованные.

В удовлетворении исковых требований прокурора к ГУ «Ульяновская государственная аптека», ГУЗ «Майнская районная больница» о возложении обязанности по обеспечению лекарственным препаратом Тарасовой В.В. и возмещению потраченных на приобретение лекарственных препаратов денежных средств надлежит отказать, так как указанные юридические лица надлежащими ответчиками по спору не являются, полномочиями по закупке лекарственных препаратов не наделены.

Разрешая требование истца о взыскании с Министерства здравоохранения Ульяновской области компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда

Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина (абзац первый пункта 2 названного постановления Пленума).

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (абзац третий пункта 4 названного постановления Пленума).

Исходя из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

По мнению суда со стороны Министерства имело место ограничение Тарасовой В.В. на получение социальных гарантий, установленных Конституцией РФ, что повлекло нарушение ее права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что недопустимо, истцу были выписаны рецепты, по которым она должна была получить лекарственный препарат бесплатно, однако, до настоящего времени про этим рецептам им не обеспечена, кроме того, нуждаемость в препарате носит постоянный характер, что подтверждается представленной суду медицинской документацией.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены общие основания ответственности за причинение вреда.

Согласно данной норме закона вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Таким образом, общие условия, при наличии которых может быть удовлетворено требование о возмещении вреда, установлены статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и являются следующими: противоправность действий ответчика, наличие и размер возникших у истца убытков, причинно-следственная связь между поведением ответчика и наступившим отрицательным для истца результатом, вина причинителя вреда.

Статья 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.

Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. Одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.

Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (абзац второй пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10).

Исходя РёР· приведенных нормативных положений РІ РёС… системной взаимосвязи, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ наличии оснований для взыскания СЃ Министерства здравоохранения Ульяновской области РІ пользу Тарасовой Р’.Р’. компенсации морального вреда, причиненного допущенным бездействием Министерства Р·Рґ░Ђ░°░І░ѕ░ѕ░…░Ђ░°░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░Ј░»░Њ░Џ░Ѕ░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░І ░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░µ░Ѕ░░░░ ░░░Ѓ░‚░†░° ░Ѕ░µ░ѕ░±░…░ѕ░ґ░░░ј░‹░ј ░»░µ░є░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░ї░Ђ░µ░ї░°░Ђ░°░‚░ѕ░ј, ░І░‹░ї░░░Ѓ░°░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░µ░ј░ѓ ░»░µ░‡░°░‰░░░ј ░І░Ђ░°░‡░ѕ░ј ░ї░ѕ ░»░Њ░і░ѕ░‚░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░Ђ░µ░†░µ░ї░‚░ѓ.

░Ј░‡░░░‚░‹░І░°░Џ ░„░°░є░‚░░░‡░µ░Ѓ░є░░░µ ░ѕ░±░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░° ░ґ░µ░»░°, ░ї░Ђ░░ ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░‹░… ░±░‹░» ░ї░Ђ░░░‡░░░Ѕ░µ░Ѕ ░ј░ѕ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░‹░№ ░І░Ђ░µ░ґ, ░Ѓ░Ђ░ѕ░є ░Ѕ░µ ░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░µ░Ѕ░░░Џ ░»░µ░є░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░ї░Ђ░µ░ї░°░Ђ░°░‚░ѕ░ј, ░Ѓ░ѓ░ґ ░Ѓ░‡░░░‚░°░µ░‚, ░‡░‚░ѕ ░є░ѕ░ј░ї░µ░Ѕ░Ѓ░°░†░░░Џ ░ј░ѕ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░І░Ђ░µ░ґ░° ░І ░Ѓ░ѓ░ј░ј░µ **** ░Ђ░ѓ░±░»░µ░№ ░ѕ░‚░І░µ░‡░°░µ░‚ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ░ј ░Ђ░°░·░ѓ░ј░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░░ ░Ѓ░ї░Ђ░°░І░µ░ґ░»░░░І░ѕ░Ѓ░‚░░. ░’ ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░░ ░ѕ░Ѓ░‚░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░‡░°░Ѓ░‚░░ ░░░Ѓ░є░° ░І ░ґ░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░‡░°░Ѓ░‚░░ ░Ѕ░°░ґ░»░µ░¶░░░‚ ░ѕ░‚░є░°░·░°░‚░Њ.

░˜░Ѓ░…░ѕ░ґ░Џ ░░░· ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░„░°░є░‚░░░‡░µ░Ѓ░є░░░… ░ѕ░±░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І, ░Ѓ░І░░░ґ░µ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░░░… ░ѕ ░Ѕ░ѓ░¶░ґ░°░µ░ј░ѕ░Ѓ░‚░░ ░ў░°░Ђ░°░Ѓ░ѕ░І░ѕ░№ ░’░µ░Ђ░‹ ░’░░░є░‚░ѕ░Ђ░ѕ░І░Ѕ░‹ ░І ░ѓ░є░°░·░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј ░»░µ░є░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј ░ї░Ђ░µ░ї░°░Ђ░°░‚░µ ░ї░ѕ ░¶░░░·░Ѕ░µ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░ї░ѕ░є░°░·░°░Ѕ░░░Џ░ј, ░Ѓ░ѓ░ґ, ░Ђ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░ѓ░Џ░Ѓ░Њ ░ї░ѕ░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░░░Џ░ј░░ ░‡░°░Ѓ░‚░░ 1 ░Ѓ░‚░°░‚░Њ░░ 212 ░“░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░†░µ░Ѓ░Ѓ░ѓ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░, ░Ѓ░‡░░░‚░°░µ░‚ ░Ѕ░µ░ѕ░±░…░ѕ░ґ░░░ј░‹░ј ░ѕ░±░Ђ░°░‚░░░‚░Њ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░І ░‡░°░Ѓ░‚░░ ░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░µ░Ѕ░░░Џ ░░░Ѓ░‚░†░° ░»░µ░є░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░ї░Ђ░µ░ї░°░Ђ░°░‚░ѕ░ј ░є ░Ѕ░µ░ј░µ░ґ░»░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░µ░Ѕ░░░Ћ.

░ќ░° ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░░ ░░░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░░ ░Ђ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░ѓ░Џ░Ѓ░Њ ░Ѓ░‚.░Ѓ░‚. 194-199 ░“░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░†░µ░Ѓ░Ѓ░ѓ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░, ░Ѓ░ѓ░ґ

░  ░• ░░ ░˜ ░›:

░˜░Ѓ░є░ѕ░І░‹░µ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░ї░Ђ░ѕ░є░ѓ░Ђ░ѕ░Ђ░° ░њ░°░№░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░Ј░»░Њ░Џ░Ѕ░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░І ░·░°░‰░░░‚░ѓ ░░░Ѕ░‚░µ░Ђ░µ░Ѓ░ѕ░І ░ў░°░Ђ░°░Ѓ░ѕ░І░ѕ░№ ░’░µ░Ђ░‹ ░’░░░є░‚░ѕ░Ђ░ѕ░І░Ѕ░‹ ░є ░њ░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░µ░Ђ░Ѓ░‚░І░ѓ ░·░ґ░Ђ░°░І░ѕ░ѕ░…░Ђ░°░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░Ј░»░Њ░Џ░Ѕ░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░, ░“░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░ѓ░‡░Ђ░µ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Ћ ░«░Ј░»░Њ░Џ░Ѕ░ѕ░І░Ѓ░є░°░Џ ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░°░Џ ░°░ї░‚░µ░є░°░», ░“░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░ѓ░‡░Ђ░µ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Ћ ░·░ґ░Ђ░°░І░ѕ░ѕ░…░Ђ░°░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░«░њ░°░№░Ѕ░Ѓ░є░°░Џ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░°░Џ ░±░ѕ░»░Њ░Ѕ░░░†░°░» ░ѕ ░І░ѕ░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░░░░ ░ѕ░±░Џ░·░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░ї░ѕ ░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░µ░Ѕ░░░Ћ ░»░µ░є░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░ї░Ђ░µ░ї░°░Ђ░°░‚░ѕ░ј, ░І░·░‹░Ѓ░є░°░Ѕ░░░░ ░ґ░µ░Ѕ░µ░¶░Ѕ░‹░… ░Ѓ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░І, ░ї░ѕ░‚░Ђ░°░‡░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░Ѕ░° ░ї░Ђ░░░ѕ░±░Ђ░µ░‚░µ░Ѕ░░░µ ░»░µ░є░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░µ░ї░°░Ђ░°░‚░°, ░є░ѕ░ј░ї░µ░Ѕ░Ѓ░°░†░░░░ ░ј░ѕ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░І░Ђ░µ░ґ░° ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░░░‚░Њ ░‡░°░Ѓ░‚░░░‡░Ѕ░ѕ.

░ћ░±░Џ░·░°░‚░Њ ░њ░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░µ░Ђ░Ѓ░‚░І░ѕ ░·░ґ░Ђ░°░І░ѕ░ѕ░…░Ђ░°░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░Ј░»░Њ░Џ░Ѕ░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░░░‚░Њ ░ў░°░Ђ░°░Ѓ░ѕ░І░ѓ ░’░µ░Ђ░ѓ ░’░░░є░‚░ѕ░Ђ░ѕ░І░Ѕ░ѓ, **** ░і░ѕ░ґ░° ░Ђ░ѕ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Џ, ░»░µ░є░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░ї░Ђ░µ░ї░°░Ђ░°░‚░ѕ░ј: ░«Rivaroxaban░» 20 ░ј░і ░„– 28 ░ї░ѕ ░Ђ░µ░†░µ░ї░‚░°░ј ░ѕ░‚ ****.

░’░·░‹░Ѓ░є░°░‚░Њ ░Ѓ ░њ░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░µ░Ђ░Ѓ░‚░І░° ░·░ґ░Ђ░°░І░ѕ░ѕ░…░Ђ░°░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░Ј░»░Њ░Џ░Ѕ░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░І ░ї░ѕ░»░Њ░·░ѓ ░ў░°░Ђ░°░Ѓ░ѕ░І░ѕ░№ ░’░µ░Ђ░‹ ░’░░░є░‚░ѕ░Ђ░ѕ░І░Ѕ░‹ ░·░° ░Ѓ░°░ј░ѕ░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ ░ї░Ђ░░░ѕ░±░Ђ░µ░‚░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ ░»░µ░є░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ ░Ѓ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░І░ѕ ░«Rivaroxaban░» ░·░° ░ї░µ░Ђ░░░ѕ░ґ ░Ѓ ░Џ░Ѕ░І░°░Ђ░Џ ░ї░ѕ ░„░µ░І░Ђ░°░»░Њ 2022 ░і░ѕ░ґ░° ░ґ░µ░Ѕ░µ░¶░Ѕ░‹░µ ░Ѓ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░І░° ░І ░Ђ░°░·░ј░µ░Ђ░µ ****., ░І ░Ѓ░‡░µ░‚ ░є░ѕ░ј░ї░µ░Ѕ░Ѓ░°░†░░░░ ░ј░ѕ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░І░Ђ░µ░ґ░° **** ░Ђ░ѓ░±░»░µ░№.

░’ ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░░ ░░░Ѓ░є░° ░І ░ѕ░Ѓ░‚░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░‡░°░Ѓ░‚░░ ░░ ░І ░░░Ѓ░є░µ ░є ░“░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░ѓ░‡░Ђ░µ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Ћ ░«░Ј░»░Њ░Џ░Ѕ░ѕ░І░Ѓ░є░°░Џ ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░°░Џ ░°░ї░‚░µ░є░°░», ░“░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░ѓ░‡░Ђ░µ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Ћ ░·░ґ░Ђ░°░І░ѕ░ѕ░…░Ђ░°░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░«░њ░°░№░Ѕ░Ѓ░є░°░Џ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░°░Џ ░±░ѕ░»░Њ░Ѕ░░░†░°░» ░ѕ ░І░ѕ░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░░░░ ░ѕ░±░Џ░·░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░ї░ѕ ░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░µ░Ѕ░░░Ћ ░»░µ░є░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░ї░Ђ░µ░ї░°░Ђ░°░‚░ѕ░ј, ░І░·░‹░Ѓ░є░°░Ѕ░░░░ ░ґ░µ░Ѕ░µ░¶░Ѕ░‹░… ░Ѓ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░І, ░ї░ѕ░‚░Ђ░°░‡░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░Ѕ░° ░ї░Ђ░░░ѕ░±░Ђ░µ░‚░µ░Ѕ░░░µ ░»░µ░є░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░µ░ї░°░Ђ░°░‚░°, ░ѕ░‚░є░°░·░°░‚░Њ.

░ ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░І ░‡░°░Ѓ░‚░░ ░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░µ░Ѕ░░░Џ ░ў░°░Ђ░°░Ѓ░ѕ░І░ѕ░№ ░’░µ░Ђ░‹ ░’░░░є░‚░ѕ░Ђ░ѕ░І░Ѕ░‹, **** ░і░ѕ░ґ░° ░Ђ░ѕ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Џ, ░»░µ░є░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░ї░Ђ░µ░ї░°░Ђ░°░‚░ѕ░ј: ░«Rivaroxaban░» 20 ░ј░і ░„– 28 ░ї░ѕ ░Ђ░µ░†░µ░ї░‚░°░ј ░ѕ░‚ **** ░ї░ѕ░ґ░»░µ░¶░░░‚ ░Ѕ░µ░ј░µ░ґ░»░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░µ░Ѕ░░░Ћ.

░ ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░ј░ѕ░¶░µ░‚ ░±░‹░‚░Њ ░ѕ░±░¶░°░»░ѕ░І░°░Ѕ░ѕ ░І ░Ј░»░Њ░Џ░Ѕ░ѕ░І░Ѓ░є░░░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░‡░µ░Ђ░µ░· ░њ░°░№░Ѕ░Ѓ░є░░░№ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░Ј░»░Њ░Џ░Ѕ░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░ј░µ░Ѓ░Џ░†░° ░Ѓ░ѕ ░ґ░Ѕ░Џ ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░░░Џ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѓ░ѓ░ґ░ѕ░ј ░І ░ѕ░є░ѕ░Ѕ░‡░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░„░ѕ░Ђ░ј░µ.

░Ў░ѓ░ґ░Њ░Џ ░ќ.░”. ░ќ░░░є░ѕ░»░°░µ░І░°

░њ░ѕ░‚░░░І░░░Ђ░ѕ░І░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░░░·░і░ѕ░‚░ѕ░І░»░µ░Ѕ░ѕ 18 ░ј░°░Џ 2022 ░і░ѕ░ґ░°.

2-1-183/2022

Категория:
Гражданские
Другие
ГУ "Ульяновская Государственная Аптека"
Тарасова В.В.
Министерство здравоохранения Ульяновской области
Прокурор Майнского района
ГУЗ "Майнская районная больница"
Суд
Майнский районный суд Ульяновской области
Судья
Николаева Н. Д.
Дело на сайте суда
mainskiy.uln.sudrf.ru
18.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее