Решение по делу № 3а-1330/2018 от 22.10.2018

Дело № 3а-1330/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 декабря 2018 года г. Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

судьи Леганова А.В.,

при секретаре Осиповой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Рускон» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и об определении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной,

установил:

ООО «Рускон» обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 23<...>, собственником которых Общество является, в размере их рыночной стоимости определенной на основании отчетов об оценке от 23 сентября 2018 года №№ 654/18, 655/18, подготовленных <...>

Административный истец мотивирует свои требования тем, что он уплачивает имущественный налог, рассчитываемый из кадастровой стоимости объектов недвижимости. Поскольку оспариваемая кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, это приводит к необоснованному увеличению имущественного налога.

В судебном заседании представитель ООО «Рускон» - Колесник С.С., действующий на основании доверенности, настаивал на удовлетворении административного иска по изложенным в нем основаниям. Просил установить кадастровую стоимость земельных участков ООО «Рускон» в размере их рыночной стоимости, отраженной в представленных административным истцом отчетах об оценке.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе с учетом положений частей 8-9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Представителем административного ответчика – департамента имущественных отношений Краснодарского края, Вартанянц С.Г., действующим на основании доверенности, направлен в суд письменный отзыв на административный иск, согласно которому последний просит вынести по делу законное и обоснованное решение.

Иные лица, участвующие в деле, ходатайств относительно рассмотрения дела в их отсутствие, а также заявлений, содержащих указания на причины неявки, суду не представили.

Выслушав представителя административного истца, исследовав представленные доказательства и материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.

Из материалов дела следует, что административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами <...>, что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права и выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объектов. Таким образом, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость указанных объектов.

В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость спорных земельных участков с кадастровыми номерами <...> определена уполномоченным органом по состоянию на 1 января 2016 года в размере 118672509 рублей 12 копеек, 239535374 рубля 4 копейки, 34150312 рублей 79 копеек, 1764884 рубля 78 копейки, 163849290 рублей 50 копеек, 27232083 рубля 70 копеек, 27458131 рубль 94 копейки, 183189095 рублей 4 копейки, соответственно.

Суд, рассматривая вопрос о дате определения кадастровой стоимости спорных земельных участков, исходит из того, что лица, участвующие в деле, не оспаривали это обстоятельство, не представили суду доказательств наличия иной даты определения кадастровой стоимости. В связи с чем, поскольку Федеральная кадастровая палата до 1 января 2017 года являлась уполномоченным органом по ведению реестра государственного кадастра, суд считает 1 января 2016 года верной датой определения кадастровой стоимости спорных земельных участков, что также подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 1 февраля 2018 года о кадастровой стоимости объектов.

Согласно данным отчетов об оценке рыночной стоимости земельных участков от 23 сентября 2018 года №№ 654/18, 655/18, представленных административным истцом и подготовленных <...>, рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 1 января 2016 года составляет 51108000 рублей, 129575000 рублей, 16095000 рублей, 984000 рублей, 98274000 рублей, 12820000 рублей, 12855000 рублей, 106721000 рублей, соответственно.

Указанные отчеты об оценке 24 сентября 2018 года представлялись в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю (далее - Комиссия).

Решениями Комиссии от 4 октября 2018 года №№ 24/22, 24/23, вступившими в законную силу, установлено несоответствие указанных отчетов об оценке требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», а также требованиям о содержании и описании в отчете информации, установленным федеральными стандартами оценки, в связи с чем заявления ООО «Рускон» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и установлении кадастровой стоимости участков в размере их рыночной стоимости отклонены.

Принимая во внимание решения Комиссии, суд пришел к выводу, что административным истцом не предоставлено суду допустимых и достаточных доказательств размера рыночной стоимости земельных участков на дату определения кадастровой стоимости, в связи с чем определением суда от 25 октября 2018 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков.

Согласно заключению от 17 ноября 2018 года № 523/ДПО судебной оценочной экспертизы, выполненной <...>, рыночная стоимость объектов недвижимости на дату определения кадастровой стоимости (1 января 2016 года) составляет 97902674 рубля, 167829790 рублей, 26439450 рублей, 1370480 рублей, 128810423 рубля, 19438062 рубля, 21515155 рублей, 138228273 рубля, соответственно.

Заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также не противоречит положениям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки. В ходе судебного разбирательства представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы эксперта не опровергнуты.

Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьёй 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, экспертное заключение содержит расписку эксперта о том, что он предупрежден об уголовной ответственности по указанной статье Уголовного кодекса Российской Федерации. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заключение эксперта является достоверным.

Суд считает, что административным истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости их рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности административного истца, как собственника данных объектов недвижимости.

При таких обстоятельствах, учитывая объем заявленных требований и установленные факты, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению в части установления кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, установленной согласно выводам судебной оценочной экспертизы.

Установление судом рыночной стоимости объектов недвижимости является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

На основании положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Административный истец обратился с настоящим иском в суд 22 октября 2018 года, в Комиссию с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <...> – 24 сентября 2018 года. В связи с чем, датой подачи заявления следует считать 24 сентября 2018 года.

Таким образом, в отношении спорных объектов недвижимости следует установить кадастровую стоимость в размере их рыночной стоимости с 1 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

При таких обстоятельствах, учитывая объем административных исковых требований и установленные факты, суд считает административный иск подлежащим частичному удовлетворению.

Генеральным директором <...> в суд подано ходатайство о взыскании с ООО «Рускон» расходов по проведению в рамках настоящего дела судебной экспертизы, в размере 70000 рублей.

Согласно части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

На основании пункта 1 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.

Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.

Административными ответчиками не оспаривалось право ООО «Рускон» на установление кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере их рыночной стоимости, а решение суда об удовлетворении административного иска ООО «Рускон» сводится к реализации в судебном порядке такого права.

Размер рыночной стоимости объектов недвижимости, установленный судом в качестве кадастровой стоимости на основании судебной экспертизы, подготовленной <...>, административными ответчиками не оспаривался в ходе судебного разбирательства.

При указанных обстоятельствах, с учетом вышеприведенных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, судебные расходы, связанные с проведением судебной экспертизы, следует отнести на административного истца, поскольку решение суда по настоящему делу нельзя расценивать, как принятое против интересов административных ответчиков.

Таким образом, заявление <...> подлежит удовлетворению. Судебные расходы подлежат взысканию с административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск ООО «Рускон» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и об определении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной – удовлетворить частично.

Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу – <...>, установленной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 97902674 (девяносто семь миллионов девяносто две тысячи шестьсот семьдесят четыре) рубля, на период с 1 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу – <...>, установленной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 167829790 (сто шестьдесят семь миллионов восемьсот двадцать девять тысяч семьсот девяносто) рублей, на период с 1 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу – <...>, установленной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 26439450 (двадцать шесть миллионов четыреста тридцать девять тысяч четыреста пятьдесят) рублей, на период с 1 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу – <...>, установленной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 1370480 (один миллион триста семьдесят тысяч четыреста восемьдесят) рублей, на период с 1 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу – <...>, установленной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 128810423 (сто двадцать восемь миллионов восемьсот десять тысяч четыреста двадцать три) рубля, на период с 1 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу – <...>, установленной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 19438062 (девятнадцать миллионов четыреста тридцать восемь тысяч шестьдесят два) рубля, на период с 1 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу – <...>, установленной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 21515155 (двадцать один миллион пятьсот пятнадцать тысяч сто пятьдесят пять) рублей, на период с 1 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу – <...>, установленной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 138228273 (сто тридцать восемь миллионов двести двадцать восемь тысяч двести семьдесят три) рубля, на период с 1 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <...>, считать 24 сентября 2018 года.

Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <...>

Взыскать с ООО «Рускон» в пользу <...> судебные расходы в размере 70 000 (семьдесят тысяч) рублей в счет оплаты за проведение судебной экспертизы.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 24 декабря 2018 года.

Судья:

3а-1330/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ООО "РУСКОН"
Ответчики
Управление Федеральной Службы государственнойрегистрации, кадастра и картографии по краснодарскому краю
Департамент имущественных отношений по КК
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистравции, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю
Другие
АМО город-герой Новороссийск
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Леганов Андрей Викторович
Дело на странице суда
kraevoi.krd.sudrf.ru
22.10.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
23.10.2018[Адм.] Передача материалов судье
25.10.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
25.10.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2018[Адм.] Производство по делу приостановлено
11.12.2018[Адм.] Производство по делу возобновлено
11.12.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2018[Адм.] Судебное заседание
19.12.2018[Адм.] Судебное заседание
24.12.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.01.2019[Адм.] Дело оформлено
19.12.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее