Решение по делу № 2-3980/2023 от 27.07.2023

05RS0-50

Дело

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

(окончательная форма)

Именем Российской Федерации

<адрес>                  07 сентября 2023 года

Кировский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Мусаева А.М.;

при секретаре судебного заседания ФИО4;

с участием:

старшего помощника прокурора <адрес>ФИО8;

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке заочного производства гражданское дело по исковому заявлению Заместителя прокурора <адрес> к Администрации МО ГО "<адрес>", ФИО2, ФИО3, Управлению имущественных и земельных отношений администрации ГОсВД "<адрес>" о признании недействительными постановления администрации <адрес>, о признании права отсутствующим, аннулировании записи регистрации права собственности и кадастрового учета, об освобождении незаконного (самовольно) занятого земельного участка и приведении его в пригодное для использования состояние,

установил:

Истец обратился в Кировский районный суд <адрес> с иском к Администрации МО ГО "<адрес>", ФИО2, ФИО3, Управлению имущественных и земельных отношений администрации ГОсВД "<адрес>" о признании недействительными постановления администрации <адрес>, о признании права отсутствующим, аннулировании записи регистрации права собственности и кадастрового учета, об освобождении незаконного (самовольно) занятого земельного участка и приведении его в пригодное для использования состояние.

В обоснование своих требований истец указывает, что прокуратурой <адрес> проведена проверка законности регистрации прав собственности на земельные участки и постановки их на кадастровый учет.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости, выданной ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по <адрес>, за ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 646 кв.м, для строительства индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, пр-т. А.Акушинского, в районе <адрес>, кадастровый - основание государственной регистрации перехода (прекращение) права послужил договор купли- продажи, заключенный с ФИО3

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости, выданной ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по <адрес>, за ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 646 кв.м, для строительства индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, пр-т. А.Акушинского, в районе <адрес>, кадастровый - основание государственной регистрации перехода (прекращение) права послужил договор купли- продажи, заключенный с ФИО3

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости, выданной ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по <адрес>, за ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 648 кв.м, для строительства индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, пр-т. А.Акушинского, в районе <адрес>, кадастровый - основание государственной регистрации перехода (прекращение) права послужил договор купли- продажи, заключенный с ФИО3

Земельные участки с кадастровыми номерами 05:40:000023:8046, 05:40:000023:8047 и 05:40:000023:8048 образованы из земельного участка с кадастровым номером 05:40:000023:7941 площадью 1940 кв.м.

Первичным документом - основанием государственной регистрации права на вышеуказанный земельный участок ДД.ММ.ГГГГ послужило постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об отводе ФИО3 земельного участка под строительство индивидуального жилья по <адрес> в районе <адрес>.

Вместе с тем, из ответа Управления по делам архивов администрации ГОсВД «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в постановлениях за 1998 год в архиве на хранение не имеются постановления с буквенными обозначениями, в том числе постановление от 13.02,1998 -п.

Имеющееся в архиве постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ гласит «О закреплении построенного магазина за гражданином ФИО5 размером 6*9 по <адрес>».

В соответствии со ст.39.1 Земельного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Такое решение относительно земельного участка, расположенного по адресу. <адрес>, пр.А.Акушинского, в районе <адрес>, с кадастровым номером 05:40:000023:7941, администрацией ГОсВД «<адрес>» не принималось.

Следователем следственного отдела по расследованию преступлений на обслуживаемой территории СУ УМВД России по <адрес> по факту завладения земельным участком площадью 1940 кв.м, по подложным документам ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело.

Кроме того, порядок предоставления земельного участков под строительство регулировался статьями 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3, который действовал с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции по состоянию на 2003 год предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию как без предварительного согласования мест размещения объектов, и. так и с предварительным согласованием мест размещения объектов, после их постановки на кадастровый учет.

Однако, каких-либо документов о формировании земельного участка ФИО3 и его постановке на кадастровый учет до вынесения постановления не имеется.

Из содержания постановления от ДД.ММ.ГГГГ -п усматривается, что земельный участок ФИО3 предоставлялся в собственность.

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может быть осуществлена на торгах, проводимых в форме аукционов (пункт 2 статьи 30 ЗК РФ в редакции действовавшего в тот период).

Такое решение и соответствующие процедуры относительно продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, пр.А.Акушинского, в районе <адрес>, с кадастровым номером 05:40:000023:7941, площадью 1940 кв.м, не принимались, конкурс или аукционные торги по предоставлению этого земельного участка не проводились.

Кроме того, для решения вопроса предоставления земельного участка в этом порядке должны были проводиться определенные процедуры по формированию земельного участка и его границ, по их установлению на местности, по выяснению разрешенного вида использования участка, по государственному кадастровому учету земельного участка, по проведению торгов (конкурсов, аукционов), по подписанию протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов).

Эти обстоятельства, а именно, то, что ФИО3 в установленном порядке с заявлением о предоставлении участка не обращаясь, его формирование и постановка на кадастровый учет до даты постановления не производились, первичных документов, послуживших основанием для его издания, не имеется, приводят к выводу о том, что данное постановление не было изготовлено в установленном законодательством порядке, то есть постановление является подложным.

Это означает, что земельный участок из владения муниципального образования «<адрес>» не по постановлению, в котором был выражена воля муниципального образования, а по подложному постановлению, составленному неизвестными лицами, помимо воли муниципального образования.

Вышеназванное постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п не является актом органа местного самоуправления, изданным в порядке, установленном земельным законодательством для предоставления земельных участков, поэтому, данные постановления не могли служить основанием для государственной регистрации права собственности ФИО3

С учетом того, что ФИО3 под строительство индивидуального жилья земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, пр.А.Акушинского, в районе <адрес>, в установленном законом порядке не выделялся, основания для возникновения права собственности за ней на земельный участок общей площадью 1940 кв.м, отсутствовали.

Поэтому, запись о государственной регистрации права собственности ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ подлежит аннулированию с исключением ее из Единого государственного реестра недвижимости.

В связи с этим у лица, право которого зарегистрировано на основании подложного постановления, не могло возникнуть право собственности на участок, в связи с этим он не мог приобрести полномочия собственника земельного участка, соответственно, он не являлся лицом, имеющим полномочия на отчуждение земельного участка, поэтому к ФИО6, ФИО2, ФИО7 не могли перейти права, которые у них не могли возникнуть и не были.

Поэтому, владение вышеуказанными лицами земельными участками, основанные на договоре, заключенном с лицом, у которого право собственности не могло возникнуть и которое не имело полномочия на отчуждение участка, также является незаконным.

Поскольку, земельный участок выбыл из владения муниципального образования помимо его воли на основании подложного постановления, надлежащим способом, восстанавливающим право собственности муниципального образования, является истребование земельного участка из чужого незаконного владения ФИО6, ФИО2, ФИО7

О том, что постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п является подложным не было известно и то, что оно вынесено с нарушением установленного законом порядка и является подложным прокурору, который обращается в суд в интересах муниципального образования, стало известно в 2023 году в ходе проведенной проверки.

С этого времени срок исковой давности, который составляет три года, не истек.

Удовлетворение требований об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения ФИО6, ФИО2, ФИО7 является основанием для аннулирования регистрации права собственности им на спорные участки.

Поскольку земельные участки ФИО3 и ФИО6, ФИО2, ФИО7 в установленном порядке не предоставлялись, возведение на данном земельном участке объектов капитального строения, который к тому же не могли быть размещены на этих земельных участках, придает этим объектам статус самовольной постройки, независимо от того, что на строительство указанных объектов выдавались разрешения на строительство.

Следовательно, сделка купли-продажи земельного участка, заключенная между ФИО3 и ФИО6, ФИО2, ФИО7 в соответствии с ГК РФ является ничтожной, поскольку указанный земельный участок в установленном порядке в собственность не предоставлялся и право собственности на данный земельный участок зарегистрировано незаконно.

До нарушения прав истца земельный участок был свободным от каких-либо строений.

Поэтому, возведенные на земельном участке объекты, подлежат сносу.

На основании изложенного, а также положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ФИО3 не была вправе обращаться в территориальное Управление Росреестра по РД для регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок, так как он ей в предусмотренном законом порядке не предоставлялся и (или) не выделялся.

Сохранение сведений о рассматриваемых земельных участках в едином государственном реестре недвижимости может создать препятствия для использования данного земельного участка по назначению.

Настоящее заявление подается в целях предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц на приобретение в собственность данных земельных участков в порядке, установленном действующим земельным законодательством, в том числе путем участия на торгах, а также граждан, состоящих в очереди на получение земельных участков, а также законных интересов муниципального образования городской округ с внутригородским делением «<адрес>», поскольку в результате незаконных действий ответчиков вышеуказанные земельные участки выбыли из муниципальной собственности, а распоряжение земельными участками муниципального образования является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.

Кроме того, само по себе наличие постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об отводе ФИО3 земельного участка под строительство индивидуального жилья по <адрес> в районе <адрес>, которым предоставлен в собственность ФИО3 земельный участок площадью 1940 кв.м, для строительства индивидуального жилья, также не дает прокурору основание считать каждое постановление вынесенным с нарушением закона и прав неопределенного круга лиц, поэтому, он может и не знать и не должен знать о том, что конкретное постановление вынесено с нарушением закона и прав неопределенного круга лиц, о порочности постановления, т.е. о его вынесении с нарушением прав неопределенного круга лиц прокурору может стать известно при проверке, проводиться либо в порядке прокурорского надзора, либо по получении соответствующей информации о незаконности постановления.

Действующим законодательством не предусмотрено, что орган местного самоуправления должен направлять прокурору копию каждого постановления для его проверки в порядке прокурорского надзора, законом не предусмотрена обязательность проверки прокурором каждого постановления, выносимого органом местного самоуправления.

Копия оспариваемого постановления прокурору не направлялась.

На практике в Администрации <адрес>, при заинтересованности в этом, могут сокрыть незаконные постановления с тем, чтобы прокурор не принял меры прокурорского надзора.

Поэтому, у прокурора ранее не возникало основание для обращения в суд за защитой права неопределенного круга лиц на земельный участок, такое право у прокурора возникло тогда, когда стало известно о подложности постановления, а это имело место в 2023году и с этого времени срок исковой давности не пропущен.

В связи с изложенным просит суд:

Признать незаконным постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об отводе ФИО3 земельного участка под строительство индивидуального жилья по <адрес> в районе <адрес>.

Признать незаконной и аннулировать запись в Едином государственном реестре недвижимости о государственной регистрации права собственности ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ .

Истребовать земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, пр.А.Акушинского, в районе <адрес>, с кадастровым номером 05:40:000023:7941, площадью 1940 кв.м, из незаконного владения ФИО3

Истребовать земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, пр.А.Акушинского, в районе <адрес>, с кадастровым номером 05:40:000023:8046, площадью 646 кв.м, из незаконного владения ФИО2

Признать незаконной и аннулировать государственную регистрацию права собственности на имя ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, пр.А.Акушинского, в районе <адрес>, с кадастровым номером 05:40:000023:8046 площадью 646 кв.м.

Признать незаконным и аннулировать кадастровый план земельного участка, выданный ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000023:7941 и 05:40:000023:8046.

Обязать ФИО2 привести земельный участок в первоначальное состояние, путем сноса шлакоблочного забора за свой счет в течение месяца со дня принятия решения судом по данному исковому заявлению.

Старший помощник прокурора <адрес> ФИО8 в судебном заседании просил исковое заявление удовлетворить по указанным в нем доводам.

Ответчик, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела в зал судебного заседания не явился о причинах своей неявки суд не известил.

Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в зал судебного заседания своего представителя не направили, о причинах неявки суд не известили.

В связи с этим, принимая во внимание, что в силу статьи 165.1 ГК РФ, судом были приняты меры к надлежащей доставке юридически значимого сообщения ответчику, руководствуясь ст.165.1 ГК РФ, ст.113, 118-119 и 233 ГПК РФ, с учетом разъяснений данных в п.63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015г. "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" дело рассмотрено в порядке заочного производства.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришёл к следующему.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что прокуратурой <адрес> проведена проверка законности регистрации прав собственности на земельные участки и постановки их на кадастровый учет.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости, выданной ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по <адрес>, за ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 646 кв.м, для строительства индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, пр-т. А.Акушинского, в районе <адрес>, кадастровый - основание государственной регистрации перехода (прекращение) права послужил договор купли- продажи, заключенный с ФИО3

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости, выданной ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по <адрес>, за ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 646 кв.м, для строительства индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, пр-т. А.Акушинского, в районе <адрес>, кадастровый - основание государственной регистрации перехода (прекращение) права послужил договор купли- продажи, заключенный с ФИО3

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости, выданной ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по <адрес>, за ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 648 кв.м, для строительства индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, пр-т. А.Акушинского, в районе <адрес>, кадастровый - основание государственной регистрации перехода (прекращение) права послужил договор купли- продажи, заключенный с ФИО3

Земельные участки с кадастровыми номерами 05:40:000023:8046, 05:40:000023:8047 и 05:40:000023:8048 образованы из земельного участка с кадастровым номером 05:40:000023:7941 площадью 1940 кв.м.

Первичным документом - основанием государственной регистрации права на вышеуказанный земельный участок ДД.ММ.ГГГГ послужило постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об отводе ФИО3 земельного участка под строительство индивидуального жилья по <адрес> в районе <адрес>.

Вместе с тем, из ответа Управления по делам архивов администрации ГОсВД «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в постановлениях за 1998 год в архиве на хранение не имеются постановления с буквенными обозначениями, в том числе постановление от 13.02,1998 -п.

Имеющееся в архиве постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ гласит «О закреплении построенного магазина за гражданином ФИО5 размером 6*9 по <адрес>».

В соответствии со ст.39.1 Земельного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Такое решение относительно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, пр.А.Акушинского, в районе <адрес>, с кадастровым номером 05:40:000023:7941, администрацией ГОсВД «<адрес>» не принималось.

Следователем следственного отдела по расследованию преступлений на обслуживаемой территории СУ УМВД России по <адрес> по факту завладения земельным участком площадью 1940 кв.м, по подложным документам ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело.

Кроме того, порядок предоставления земельного участков под строительство регулировался статьями 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3, который действовал с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции по состоянию на 2003 год предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию как без предварительного согласования мест размещения объектов, и. так и с предварительным согласованием мест размещения объектов, после их постановки на кадастровый учет.

Однако, каких-либо документов о формировании земельного участка ФИО3 и его постановке на кадастровый учет до вынесения постановления не имеется.

Из содержания постановления от ДД.ММ.ГГГГ -п усматривается, что земельный участок ФИО3 предоставлялся в собственность.

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может быть осуществлена на торгах, проводимых в форме аукционов (пункт 2 статьи 30 ЗК РФ в редакции действовавшего в тот период).

Такое решение и соответствующие процедуры относительно продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, пр.А.Акушинского, в районе <адрес>, с кадастровым номером 05:40:000023:7941, площадью 1940 кв.м, не принимались, конкурс или аукционные торги по предоставлению этого земельного участка не проводились.

Кроме того, для решения вопроса предоставления земельного участка в этом порядке должны были проводиться определенные процедуры по формированию земельного участка и его границ, по их установлению на местности, по выяснению разрешенного вида использования участка, по государственному кадастровому учету земельного участка, по проведению торгов (конкурсов, аукционов), по подписанию протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов).

Эти обстоятельства, а именно, то, что ФИО3 в установленном порядке с заявлением о предоставлении участка не обращаась, его формирование и постановка на кадастровый учет до даты постановления не производились, первичных документов, послуживших основанием для его издания, не имеется, приводят к выводу о том, что данное постановление не было изготовлено в установленном законодательством порядке, то есть постановление является подложным.

Это означает, что земельный участок из владения муниципального образования «<адрес>» не по постановлению, в котором был выражена воля муниципального образования, а пс подложному постановлению, составленному неизвестными лицами, помимо воли муниципального образования.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимости имущество и сделок с ним», который действовал на момент регистрации права ФИО3, а также части 5 статьи 1 ныне действующего Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии со ст. 17 указанного федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ, а также частью 6 статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для государственной регистрации возникновения прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

Вышеназванное постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п не является актом органа местного самоуправления, изданным в порядке, установленном земельным законодательством для предоставления земельных участков, поэтому, данные постановления не могли служить основанием для государственной регистрации права собственности ФИО3

С учетом того, что ФИО3 под строительство индивидуального жилья земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, пр.А.Акушинского, в районе <адрес>, в установленном законом порядке не выделялся, основания для возникновения права собственности за ней на земельный участок общей площадью 1940 кв.м, отсутствовали.

Поэтому, запись о государственной регистрации права собственности ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ подлежит аннулированию с исключением ее из Единого государственного реестра недвижимости.

В связи с этим у лица, право которого зарегистрировано на основании подложного постановления, не могло возникнуть право собственности на участок, в связи с этим он не мог приобрести полномочия собственника земельного участка, соответственно, он не являлся лицом, имеющим полномочия на отчуждение земельного участка, поэтому к ФИО6, ФИО2, ФИО7 не могли перейти права, которые у них не могли возникнуть и не были.

Поэтому, владение вышеуказанными лицами земельными участками, основанные на договоре, заключенном с лицом, у которого право собственности не могло возникнуть и которое не имело полномочия на отчуждение участка, также является незаконным.

Соответственно, собственник вправе истребовать свою собственность у лица, в фактическом незаконном владении которого находится имущество.

Об этом разъяснения даны в постановлении Конституционного суда РФ Постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 и ФИО13», а также в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

Согласно ст.302 ГК РФ имущество, возмездно приобретенное у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

Земельное законодательство предусматривало, что земельные участки из муниципальной собственности для строительства могут быть предоставлены только на торгах и за плату (статья 30 ЗК РФ).

Согласно статье 37 ЗК РФ при продаже земельного участка, в том числе и земельного участка из земель муниципальной собственности, обязательно должен быть заключен договор купли-продажи по правилам гражданского законодательства с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей закона.

В соответствии с частью 4 статьи 38 ЗК РФ порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и этим Кодексом.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» утверждены Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, которые определяют порядок организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков.

Пунктом 26 этих Правил протокол о результатах торгов является основанием для" заключения с победителем торгов договора купли-продажи или аренды земельного участка.

Как указано выше, торги по продаже данного земельного участка не проводились, земельный участок значится как предоставленный на основании постановления Администрации г Махачкалы, что уже само по себе является грубым нарушением правил предоставления земельного участка для строительства из земель муниципальной собственности.

Эти факты прямо указывают на выбытие участка из владения муниципального образования помимо его воли.

Данных о том, что, не смотря на отчуждение земельного участка, фактическим владельцем участка остается ФИО6, ФИО3, истцом суду не представлены.

Поэтому, требования об истребовании участка у ФИО3, у которой участок не находится во владении, подлежат оставлению без удовлетворения.

Поскольку, земельный участок выбыл из владения муниципального образования помимо его воли на основании подложного постановления, надлежащим способом, восстанавливающим право собственности муниципального образования, является истребование земельного участка из чужого незаконного владения ФИО2

При этом, как разъяснено в названном постановлении Конституционного Суда РФ, не требуется признание сделок недействительными, поскольку, как это разъяснено в названном постановлении Пленумов, удовлетворение иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения является основанием для внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр недвижимости.

О том, что постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п является подложным не было известно и то, что оно вынесено с нарушением установленного законом порядка и является подложным прокурору, который обращается в суд в интересах муниципального образования, стало известно в 2023 году в ходе проведенной проверки.

С этого времени срок исковой давности, который составляет три года, не истек.

Удовлетворение требований об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения ФИО2 является основанием для аннулирования регистрации права собственности им на спорные участки.

Поскольку земельные участки ФИО3 и ФИО6, ФИО2, ФИО7 в установленном порядке не предоставлялись, возведение на данном земельном участке объектов капитального строения, который к тому же не могли быть размещены на этих земельных участках, придает этим объектам статус самовольной постройки, независимо от того, что на строительство указанных объектов выдавались разрешения на строительство.

Согласно ч. 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы третьих лиц (ч. 2 ст. 166 ГК РФ).

Суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях (ч. 4 ст. 166 ГК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих ли, ничтожна.

Следовательно, сделка купли-продажи земельного участка, заключенная между ФИО3 и ФИО6, ФИО2, ФИО7 в соответствии с ГК РФ является ничтожной, поскольку указанный земельный участок в установленном порядке в собственность не предоставлялся и право собственности на данный земельный участок зарегистрировано незаконно.

Согласно статье 60 ЗК РФ постановление прав может быть осуществлено путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

До нарушения прав истца земельный участок был свободным от каких-либо строений.

Поэтому, возведенные на земельном участке объекты, подлежат сносу.

Исходя из характера правоотношений и субъектного состава участников, возникший спор подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Учитывая, что этими действиями нарушены права и законные интересы муниципального образования городской округ «<адрес>», настоящее исковое заявление подается в интересах названного муниципального образования.

На основании изложенного, а также положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ФИО3 не была вправе обращаться в территориальное Управление Росреестра по РД для регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок, так как он ей в предусмотренном законом порядке не предоставлялся и (или) не выделялся.

Согласно части 1 статьи 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.

В соответствии со статьей 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В связи с вышеизложенным, незаконно изъятые муниципальные земельные участки подлежит возврату в муниципальную собственность.

Подпункт 4 части 2 статьи 60 ЗК РФ предусматривает, что действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушению, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Сохранение сведений о рассматриваемых земельных участках в едином государственном реестре недвижимости может создать препятствия для использования данного земельного участка по назначению.

Настоящее заявление подается в целях предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц на приобретение в собственность данных земельных участков в порядке, установленном действующим земельным законодательством, в том числе путем участия на торгах, а также граждан, состоящих в очереди на получение земельных участков, а также законных интересов муниципального образования городской округ с внутригородским делением «<адрес>», поскольку в результате незаконных действий ответчиков вышеуказанные земельные участки выбыли из муниципальной собственности, а распоряжение земельными участками муниципального образования является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.

Кроме того, само по себе наличие постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об отводе ФИО3 земельного участка под строительство индивидуального жилья по <адрес> в районе <адрес>, которым предоставлен в собственность ФИО3 земельный участок площадью 1940 кв.м, для строительства индивидуального жилья, также не дает прокурору основание считать каждое постановление вынесенным с нарушением закона и прав неопределенного круга лиц, поэтому, он может и не знать и не должен знать о том, что конкретное постановление вынесено с нарушением закона и прав неопределенного круга лиц, о порочности постановления, т.е. о его вынесении с нарушением прав неопределенного круга лиц прокурору может стать известно при проверке, проводиться либо в порядке прокурорского надзора, либо по получении соответствующей информации о незаконности постановления.

Действующим законодательством не предусмотрено, что орган местного самоуправления должен направлять прокурору копию каждого постановления для его проверки в порядке прокурорского надзора, законом не предусмотрена обязательность проверки прокурором каждого постановления, выносимого органом местного самоуправления.

Копия оспариваемого постановления прокурору не направлялась.

На практике в Администрации <адрес>, при заинтересованности в этом, могут сокрыть незаконные постановления с тем, чтобы прокурор не принял меры прокурорского надзора.

Поэтому, у прокурора ранее не возникало основание для обращения в суд за защитой права неопределенного круга лиц на земельный участок, такое право у прокурора возникло тогда, когда стало известно о подложности постановления, а это имело место в 2023году и с этого времени срок исковой давности не пропущен.

Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года.

В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите своего права.

Согласно разъяснениям, которые содержатся в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В соответствии со ст. 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Органы прокуратуры являются органами, имеющими право на обращение в суд с иском в защиту прав, как муниципального, так и в защиту неопределенного круга лиц, поэтому, орган прокуратуры вправе обратиться в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в любое время с момента как органу прокуратуры стало известно о нарушении прав такого круга лиц.

Кроме того, пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, независимо от того, кто обратился за судебной защитой: само лицо, право которого нарушено, либо в его интересах другие лица в случаях, когда закон предоставляет им право на такое обращение.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеет публичный характер и в случае нарушения действующего законодательства пои предоставлении земельных участков прокурор обращается в суд в защиту неопределенного круга лиц, а также публичных образований, органы которых осуществляют распоряжение названными земельными участками.

Следовательно, неопределенный круг лиц, в интересах которого обратился прокурор, не имел доступа к обозначенному правовому акту администрации <адрес> и срок исковой давности прокурором не пропущен.

Обращение прокурора в интересах неопределенного круга лиц также обусловлено еще тем, что граждане состоящие в очереди на получения бесплатно земельного участка в <адрес>, и те которые в будущем будут состоять в такой очереди, не знают о том, что земельный участок площадью 1940 кв.м, незаконно изъят у муниципального образования и передан физическому лицу, соответственно лишены получить земельный участок как бесплатно, так и за плату, тем самым пополнив бюджет <адрес>.

В связи с тем, что ответчик, надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания не явился, свои возражения не представил, суд лишен возможности опровергнуть доводы истца о невыполнении ответчиком своих обязательств и в силу положений статьи 68 ГПК РФ вынужден согласиться с доводами истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 234-235 и 237 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Заместителя прокурора <адрес> к Администрации МО ГО "<адрес>", ФИО2, ФИО3, Управлению имущественных и земельных отношений администрации ГОсВД "<адрес>" о признании недействительными постановления администрации <адрес>, о признании права отсутствующим, аннулировании записи регистрации права собственности и кадастрового учета, об освобождении незаконного (самовольно) занятого земельного участка и приведении его в пригодное для использования состояние – удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об отводе ФИО3 земельного участка под строительство индивидуального жилья по <адрес> в районе <адрес>.

Признать незаконной и аннулировать запись в Едином государственном реестре недвижимости о государственной регистрации права собственности ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ .

Истребовать земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, пр.А.Акушинского, в районе <адрес>, с кадастровым номером 05:40:000023:8046, площадью 646 кв.м, из незаконного владения ФИО2.

Признать незаконной и аннулировать государственную регистрацию права собственности на имя ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, пр.А.Акушинского, в районе <адрес>, с кадастровым номером 05:40:000023:8046 площадью 646 кв.м.

Признать незаконным и аннулировать кадастровый план земельного участка, выданный ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000023:7941 и 05:40:000023:8046.

Обязать ФИО2 привести земельный участок в первоначальное состояние, путем сноса шлакоблочного забора за свой счет в течение месяца со дня принятия решения судом по данному исковому заявлению.

В удовлетворении требований Заместителя прокурора <адрес> об истребовании земельного участка с кадастровым номером 05:40:000023:7941 из незаконного владения ФИО3 - отказать.

Ответчик вправе подать в Кировский районный суд <адрес>, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

В апелляционном порядке ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд <адрес> в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: А.М. Мусаев

Заочное решение в окончательной форме принято 14.09.2023г.

2-3980/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора Кировского района г.Махачкалы
Ответчики
Арсланова Калимат Жанарслановна
Управление имущественных и земельных отношений администрации ГОсВД "город Махачкала"
Арсланова Марьям Запировна
Администрация МО ГО "город Махачкала"
Суд
Кировский районный суд г. Махачкала
Судья
Мусаев Абдурахман Мусаевич
Дело на странице суда
kirovskiy.dag.sudrf.ru
27.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.07.2023Передача материалов судье
03.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2023Подготовка дела (собеседование)
24.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.09.2023Судебное заседание
14.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.10.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
03.10.2023Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
03.10.2023Дело оформлено
07.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее