Дело № 2а-1652/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Мелеуз 27 октября 2021 года
Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Барашихиной С.Ф.,
с участием представителя административного истца ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Башкортостан Дзюба Д.Ю.
административного ответчика - осужденного Гаврилович А.В.,
помощника Мелеузовского межрайонного прокурора Каримова С.Ф.
при секретаре Кузнецовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Башкортостан к Гаврилович Александру Валерьевичу об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Башкортостан обратилось в суд с административным иском об установлении административного надзора в отношении осужденного Гаврилович А.В., освобождаемого из мест лишения свободы <дата обезличена>, совершившего тяжкое преступление при опасном рецидиве преступлений.
Просит рассмотреть вопрос об установлении административного надзора в отношении Гаврилович А.В. на срок погашения судимости, установив следующие ограничения: 1) запретить пребывание вне избранного места жительства в период с 22.00 часов до 07.00 часов; 2) запретить выезд за пределы избранного места жительства без разрешения органов внутренних дел; 3) обязать Гаврилович А.В. являться на регистрацию в отдел внутренних дел по месту жительства четыре раза в месяц.
Представитель административного истца Дзюба Д.Ю. в судебном заседании административное исковое заявление ФКУ ИК-7 УФСИН России по РБ поддержал, суду изложил обстоятельства, указанные в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Гаврилович А.В. удовлетворению административного искового заявления не возражал, суду пояснил, что установление административного надзора на срок 8 лет считает слишком большим.
Помощник Мелеузовского межрайонного прокурора Каримов С.Ф. полагал заявленный административный иск подлежащим частичному удовлетворению.
Выслушав представителя административного истца, ответчика, помощника Мелеузовского межрайонного прокурора Каримова С.Ф., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
В соответствии со ст. 272 КАС РФ суд рассматривает дела по заявлениям об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее по тексту – Федеральный закон) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в данном Федеральном законе, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с частью 1 ст. 3 вышеприведенного Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;
4) двух и более преступлений, предусмотренных частью 1 ст. 228, ст. 228.3, частью 1 ст. 231, частью 1 ст. 234.1 УК РФ.
При этом частью 3 ст. 3 Федерального закона установлено, что в отношении указанного в части 1 данной статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
В силу ч.2 вышеприведенной статьи административный надзор независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 ст. 3 Федерального закона устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за:
1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 данной статьи;
2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;
3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом «л» части второй статьи 105, пунктом «е» части второй статьи 111, пунктом «з» части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 УК РФ;
4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 данной статьи).
Согласно статьи 4 Федерального закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Из материалов дела следует, что приговором ... суда <адрес обезличен> Республики Башкортостан от <дата обезличена> Гаврилович А.В. осужден по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ к 1 году лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В действиях Гаврилович А.В. установлено наличие опасного рецидива преступлений.
Удовлетворяя заявленные требования ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Башкортостан об установлении административного надзора, суд исходит из того, что в отношении освобождаемого из мест лишения свободы Гаврилович А.В. необходимо установить административный надзор независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 ст. 3 Федерального закона, поскольку осужденный совершил преступление при опасном рецидиве преступлений.
Совершенное Гаврилович А.В. преступление по приговору от <дата обезличена> отнесено к категории тяжких, по которым срок погашения судимости, установленный п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ на момент совершения преступления, составляет 8 лет после отбытия наказания.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении: 1) лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости; 2) лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания; 3) лиц, указанных в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок назначения принудительных мер медицинского характера, но не менее срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Как следует из п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
В связи с этим при разрешении вопроса об установлении ограничений, суд считает необходимым удовлетворить административные исковые требования частично и установить административному ответчику Гаврилович А.В. следующие ограничения: запрет на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, в период времени с 22.00 час. до 07.00 час., если это не связано с осуществлением им трудовой деятельности; запрет на выезд за пределы городского округа <адрес обезличен> края без разрешения органов внутренних дел, а также суд обязывает Гаврилович А.В. являться 2 раза в месяц в орган внутренних дел по избранному им месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Башкортостан к Гаврилович А.В. об установлении административного надзора удовлетворить частично.
Установить в отношении Гаврилович Александра Валерьевича, <дата обезличена> года рождения, уроженца <адрес обезличен> Республики Башкортостан административный надзор на срок 8 (восемь) лет.
Установить в отношении Гаврилович А.В. следующие административные ограничения:
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица в период времени с 22.00 час. до 07.00 час, если это не связано с осуществлением им трудовой деятельности;
- запретить Гаврилович А.В. выезд за пределы городского округа <адрес обезличен> края без разрешения органов внутренних дел.
Обязать Гаврилович А.В. являться 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по избранному им месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки Гаврилович А.В. на учет в органах внутренних дел по избранному им месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 27 октября 2021 года.
Председательствующий судья С.Ф.Барашихина