РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 июля 2024 года <адрес>
Буйнакский городской суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Вагидова Н.А., при секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РД в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о совершении правонарушения, предусмотренного ст.6.35 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РД в <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ Врио директора муниципального бюджетного учреждения «Махачкала-1» (далее МБУ «Махачкала-1») ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.35 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Данное постановление было направлено по электронной почте МБУ «Махачкала-1<данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается скриншотом со страницы почты. При этом, по адресу регистрации ФИО1 обжалуемое постановление не получал. Принимая во внимание факт получения учреждением постановления по электронной почте ДД.ММ.ГГГГ, праздничные и выходные дни с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, последний 10-й день обжалования приходится на ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, данная жалоба подана в установленный законом срок обжалования.
Постановление считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям. С территории <адрес> Республики Дагестан мусор вывозится ежедневно, контейнерные площадки и мусорные контейнеры находятся в идеальном состоянии. В нарушении ч.3 ст.25.1 КоАП РФ МБУ «Махачкала-1» не было уведомлено о сложившейся ситуации и принятых актах. В постановлении не указано конкретное место совершения правонарушения, а просто указан <адрес>. Тогда как, региональный оператор в соответствии с требованиями Федерального закона № «Об отходах производства» обязан осуществлять транспортировку отходов исключительно с мест (площадок) накопления ТКО, отраженных в территориальной схеме обращения с отходами Республики Дагестан. При этом, в соответствии с требованиями законодательства РФ в области обращения с отходами ручная погрузка твердых коммунальных отходов не осуществляется. Только на вывоз отходов с мест (площадки) накопления ТКО применяются положения СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21. В остальных случаях накопления ТКО вне мест (площадок) накопления ТКО является несанкционированным накоплением ТКО, уборка которых осуществляется в соответствии с п.16-17 Правил обращения с ТКО. Между тем, в постановлении не указано ни одного адреса места (площадки) накопления ТКО, расположенные в <адрес>, с которым МБУ «Махачкала-1» не обеспечило вывоз отходов. Считает, что в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.35 КоАП РФ.
В дополнениях к Жалобе указал, что из материалов дела протокол об административном правонарушении, надлежащего описания события административного правонарушения не содержит. При описания события административного правонарушения, совершение которого вменено ФИО1, должностное лицо ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> фактически ограничилось указанием диспозиции правовой нормы. Обстоятельства при которых совершено административное правонарушение, в протоколе не отражены. Подобное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям ст.28.2 КоАП РФ.
Согласно ст.24.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ГКО и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО. При этом накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляется в соответствии с Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Пунктом 13 и пунктами 156 и 148 (12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
В соответствии со ст.8 Закона №89-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В соответствии с подпунктом «з» пункта 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «О общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют свои полномочия содержанию мест (площадок) накопления ТКО включает себе их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборка ТКО, находящихся на месте накопления ТКО (контейнерной площадки) или рядом с таким местом (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер) и подметание мусора вокруг контейнеров, и т.д.
В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена территориальная схема обращения с отходами по <адрес> в соответствии с указанным перечнем 14 столбец указано, что собственниками всех контейнерных площадок на территории <адрес> Республики Дагестан является муниципалитет в лице администрации <адрес>. Кроме того, в соответствии с п.4 Правил обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Обращение с ТКО и внесение изменений в постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № обращение с ТКО на территории субъекта РФ обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Обязанностью регионального оператора по обращению с ТКО является своевременный вывоз ТКО с мест (площадок) накопления ТКО. Полный перечень мест (площадок) для накопления ТКО определен в территориальной схеме обращения с отходами в РД, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии № от ДД.ММ.ГГГГ.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности Ахмедпашаев А.У. в судебное заседание не явился, хотя надлежаще извещался о времени и месте судебного заседании, об уважительности причины неявки суд не уведомил.
В судебном заседании представитель Ахмедпашаева А.У по доверенности Халитов С.М. полностью поддержал доводы изложенные в жалобе и дополнениях к жалобе и просил их удовлетворить.
Начальник ТО Управления Роспотребназора по Республике Дагестан в г.Буйнакске Исаев А.Н. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении жалобы Ахмедпашаева А.У. по основаниям, изложенным им в своем постановлении от 17 марта 2023 года.
Представитель Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры в судебное заседание не явился.
Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Постановлением начальника ТО Управления Роспотребназора по <адрес> в <адрес> ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № должностное лицо – ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.35 КОАП РФ, и на него наложено административное взыскание в виде штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
Статьей 6.35 ч.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления что влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит постановление начальника ТО Управления Роспотребназора по <адрес> в <адрес> ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № отменить по следующим основаниям: в постановлении не указано ни одного адреса места (площадки) накопления ТКО, расположенные в <адрес>, с которым МБУ «Махачкала-1» не обеспечило вывоз отходов. С территории <адрес> Республики Дагестан мусор вывозится ежедневно, контейнерные площадки и мусорные контейнеры находятся в идеальном состоянии. Из материалов дела протокол об административном правонарушении, надлежащего описания события административного правонарушения не содержит. При описания события административного правонарушения, совершение которого вменено ФИО1, должностное лицо ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> фактически ограничилось указанием диспозиции правовой нормы. Обстоятельства при которых совершено административное правонарушение, в протоколе не отражены. Подобное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям ст.28.2 КоАП РФ.
Согласно ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды выявлены нарушения санитарного законодательства РФ. Было установлено, что мусорные контейнеры и контейнерные площадки <адрес> Республики Дагестан в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ переполнены, прилегающая площадка к контейнерам захламлена, на ряде мусор контейнерных площадок города вывозится только мусор, находящийся в контейнерах, при этом, мусор, накопленный на площадке вне контейнеров, оставляются на месте.
Согласно ч.1 ст.24.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с ч.1 ст.13 Закона№-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
На основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № Муниципальное бюджетное учреждение «Махачкала-1» присвоен статус регионального оператора по обращению с отходами без проведения конкурсного отбора по обращению с ТКО на территории Махачкалинской территориальной зоны, в том числе на территории <адрес> Республики Дагестан.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее правонарушение, виновность лица в совершении правонарушения, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч.4 ст.154 ЖК РФ обращение с ТКО является коммунальной услугой.
В соответствии с п.4 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обращении с ТКО и внесении изменений в постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (вместе с Правилами обращения с ТКО») обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, самостоятельно или захоронение ТКО с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Порядок предоставления коммунальных услуг определяется Правилами «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Подпунктом «а» пункта 148 (22) Правил № установлена обязанность исполнителя коммунальной услуги по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, Правилами № и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
Согласно пункту 17 Приложения № Правил № требованием к коммунальной услуге по обращению с ТКО является обеспечение своевременного вывоза несортированных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное врем года (при среднесуточной температуре +5 градусов Цельсия и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 градусов Цельсия) не реже одного раза в сутки (ежедневный вывоз). Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течении 1 месяца; не более 24 часов единовременно – при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 градусов Цельсия.
Аналогичные требования к сроку временного накопления несортированных ТКО определены пунктом 11 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21.
График вывоза несортированных ТКО должен быть рассчитан таким образом, при котором исполнителем коммунальной услуги соблюдаются требования подпункта «а» пункта 148 (22) Правил № в части предоставления потребителю коммунальной услуги по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества и при этом не нарушается режим вывоза, определенной пунктом 17 приложения № к Правилам №.
Таким образом, региональный оператор обязан соблюдать требования пункта 17 Приложения № к Правилам №, касающиеся периодичности вывоза ТКО независимо от того, осуществляется вывоз с площадок накопления ТКО или бестарным способом, а также самостоятельно или с привлечением третьих лиц.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в обоснование своей позиции о виновности в совершении вменяемого МБУ «Махачкала-1» административного правонарушении начальник Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> ссылается на материалы проверки и фотоматериалы контейнерной площадки для сбора ТКО от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Дагестан.
Так, постановлением заместителя Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО6 о возбуждении производства об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ административное правонарушение инкриминируемое директору МБУ «Махачкала-1» установлено при проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды. Настоящее постановление и материалы направлены для рассмотрения в ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес>.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ начальник ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> назначил рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении Врио директора МБУ «Махачкала-1» по ст.6.35 КоАП РФ на ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут в помещении ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> по адресу: <адрес> №. Копия определения направлена по электронной почте mu-gars@mail.ru.
Заочным решением Буйнакского городского суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ иск начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> к МБУ «Махачкала-1» и администрации городского округа «<адрес>» об устранении нарушений требований санитарного законодательства удовлетворен и постановлено обязать МБУ «Махакала-1» обеспечить соблюдения периодичности вывоза мусора (при температуре воздуха плюс 5 градусов Цельсия и выше ежедневно) с мусороконтейнерных площадок <адрес>.
Предостережением начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ с предложением МБУ «Махачкала-1» принятия мер по соблюдению периодичности вывоза мусора (при температуре воздуха плюс 5 градусов Цельсия и выше – срок временного накопления несортированных ТКО не более 1 суток).
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка №<адрес> Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ МБУ «Махаскала-1» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Предписаниями начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий от 23 и ДД.ММ.ГГГГ МБУ «Махачкала-1» предписано обеспечить соблюдение периодичности вывоза мусора – вывоз не реже 1 раза в 3 суток с контейнерных площадок <адрес>.
Как следует из постановления заместителя Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в ходе рейдового обследования в период с 11 часов 30 минут по 18 часов 30 минут ДД.ММ.ГГГГ установлено, что мусорные контейнеры и контейнерные площадки <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ переполнены, прилегающая площадка к контейнерам захламлена.
При этом нарушаются требований п.11 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течении трех суток и составляет: плюс 5 градусов Цельсии и выше – не более 1 суток.
В подтверждении этих доводов в материалы дела приобщены фото файлы с указанием даты и времени проведения проверки – ДД.ММ.ГГГГ и улиц размещения контейнерных площадок, а именно <адрес> №, <адрес> №, <адрес> №, <адрес> №, <адрес> №, <адрес> №, <адрес> № <адрес> Республики Дагестан, из содержания которых усматривается о допущении вышеперечисленных нарушений санитарного законодательства. В фотоматериалах имеются указание о том, что в какой местности (на какой улице) была произведена фотосъемка и дата ее проведения, что позволяет делать вывод о том, что данные фотографии имеют отношения к совершению вменяемого МБУ «Махачкала-1» административному правонарушению.
Помимо этого, как следует из представленного фотоматериала, на нем отражено, что мусорные баки (контейнеры) полностью через край заполнены мусором, вокруг мусорных баков (контейнеров) валяются остатки разбросанного мусора, подтверждающие факт несвоевременного вывоза ТКО.
Исследованием вышеназванных письменных доказательств опровергаются доводы ФИО1 и его представителя о том, что с территории <адрес> Республики Дагестан мусор вывозится ежедневно, контейнерные площадки и мусорные контейнеры находятся в идеальном состоянии. МБУ «Махачкала-1» не было уведомлено о сложившейся ситуации и принятых актах. В постановлении не указано конкретное место совершения правонарушения, а просто указан <адрес>.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека, регулируются Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с положениями статей 10, 15 и 39, которого физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица согласно осуществляемой ими деятельности обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, юридических лиц;
В силу пункта 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, суд, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное, действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Факт совершения Врио директора МБУ «Махачкала-1» ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.35 КоАП РФ подтверждается собранными по делу доказательствами: постановлением заместителя Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, Определением от ДД.ММ.ГГГГ начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес>, предостережением начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением и.о. мирового судьи судебного участка №<адрес> Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, предписаниями начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий от 23 и ДД.ММ.ГГГГ.
Исследованные судом материалы дела получены без нарушения закона, в том числе без нарушения права на защиту, оценены в совокупности и по правилам ст.26.11 КоАП РФ, не вызывают сомнений у суда и признаются в качестве доказательств вины ФИО1, в опровержении этих доказательств ФИО1 и его представителем по доверенности ФИО4 какие-либо доказательства в суд не представлены.
Доказательствами, опровергающими наличие состава и события административного правонарушения, вменяемого ФИО1, суд не располагает.
Доказательства собранные по делу, не ставит под сомнение его виновность в совершении данного административного правонарушения.
Постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.35 КоАП РФ было вынесено начальником ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> в пределах срока давности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ФИО1 в соответствие с санкцией ч.1 ст.6.35 КоАП РФ.
На основании изложенного, суд руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ о наложении административного наказания на Врио директора МБУ «Махачкала-1» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес> в виде штрафа в размере 30 (тридцати тысяч) рублей оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в течении 10 (десяти) суток в в Верховный суд Республики Дагестан через Буйнакский городской суд.
Судья Н.А. Вагидов