16RS0037-01-2023-001690-55
Дело № 2-1411/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 декабря 2023 года город Бугульма
Бугульминский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Галеевой Д.Б.,
с участием прокурора Шафигуллина С.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Галоян Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан к ФИО1, ФИО2 и ФИО3 о признании утратившими право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета,
установил:
Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан к ФИО1, ФИО2 и ФИО3 о признании утратившими право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета.
В обоснование иска указывается, что в соответствии с распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан «О согласовании передачи государственного имущества в безвозмездное пользование» от ДД.ММ.ГГГГ №-р пожарное депо назначение: нежилое, общая площадь 1158,9 кв.м., кадастровый №:l71, расположенное по адресу: <адрес>, передано Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан для дальнейшего заключения с Главным управлением МЧС России по <адрес> договора безвозмездного пользования государственным имуществом.
Согласно акту начальника ПСЧ 11 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о том, что при пожарно-спасательной части 11 пожарно-спасательного отряда, ФПС ГПС ГУ МЧС России по <адрес> расположенное по адресу: <адрес>, в служебном помещении № проживают и зарегистрированы: ФИО1, ФИО2, ФИО3.
Здание, расположенное по адресу: 423236, <адрес>, в котором проживают ответчики, является пожарным депо, назначение здание - нежилое.
Вместе с тем, согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 совершил отчуждение недвижимого имущества: жилое помещение площадью <данные изъяты> кв.м., адрес: <адрес>, дата прекращения права ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером № - дата прекращения права ДД.ММ.ГГГГ, жилое здание площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером № - дата прекращения права ДД.ММ.ГГГГ.
Здание, расположенное по адресу: <адрес>, в котором проживают ответчики, является пожарным депо, назначение здание - нежилое.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчиков направлены досудебные претензии о снятии с регистрационного учета и освобождении нежилого помещения.
До настоящего времени ответчики занимают данное нежилое помещение, принадлежащее истцу, без каких-либо правовых оснований, тем самым создавая препятствия для использования нежилого помещения истцом.
Истец просит признать ответчика ФИО1, ФИО2, ФИО3 утратившими право пользования на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, служебное помещение № и снять с регистрационного учета.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены 64 ПСЧ 11 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по <адрес>, Главное управление МЧС России по <адрес>, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Татарстан, Исполнительный комитет Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен, при подаче иска ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчики ФИО1, ФИО3 в судебном заседании иск не признали, пояснили, что иного жилья не имеют.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчики исполнительный комитет Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, Межрегиональное территориальное управления Росимуществом в Республике Татарстан, 64 ПСЧ 11 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Республике Татарстан, третье лицо Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о времени и месте извещены, явку представителей не обеспечили, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
В своих отзывах на исковое заявление Главное управление МЧС России по Республике Татарстан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан с требованиями истца согласились.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу положений пункта 1 части 1, части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения). В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» разъяснено, что согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ №-р здание пожарного депо, по адресу: <адрес> назначение: нежилое, общая площадь 1158,9 кв.м., кадастровый №:l71, передано Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан для дальнейшего заключения с Главным управлением МЧС России по <адрес> договора безвозмездного пользования государственным имуществом.
Из акта от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного начальником ПСЧ 11 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по <адрес>, следует, что при пожарно-спасательной части 11 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС ГУ МЧС России по <адрес> в служебном помещении № по адресу: <адрес>, проживают и зарегистрированы: ФИО1, ФИО2, ФИО3.
Согласно выписке из домовой книги, ответчики зарегистрированы по указанному адресу - ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 и ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ, также в данном помещении с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ.
Истцом требования о прекращении права пользования несовершеннолетней ФИО4 не заявлены.
Из протокола № заседания Жилищной комиссии ПЧ-64 УГПС МВД РТ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что комиссией принято решение о вселении в помещение, приспособленное под жилое, инспектора ПЧ-64 ФИО1
Из ответа Главного управления МЧС России по <адрес> на запрос суда, а также учетного дела № ФИО1, следует, что в настоящее время ФИО1 и члены его семьи – дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоят в Главном управлении МЧС России по <адрес> на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ состоит в Главном управлении МЧС России по <адрес> на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с семьей в составе: дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., что подтверждается учетным делом № ФИО1
Иные жилые помещения по договору служебного найма ФИО1 Главным управлением МЧС России по <адрес> не предоставлялись.
Согласно информации об общей продолжительности службы, имеющейся в учетном деле ЕСВ (стр. 15-16), по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 имеет выслугу лет в календарном исчислении 22 года 05 мес. 25 дней. Уволен из ГПС МЧС России в соответствии с приказом ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №- НС по пункту «в» части первой статьи 58 (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (учетное дело по ЕСВ стр.33).
ДД.ММ.ГГГГ между Федеральным государственным казенным учреждением «11 отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>», именуемый наймодатель, и ФИО1, именуемый наниматель, на основании протокола ЖБК № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилого помещения заключили договор на возмещение коммунальных и эксплутационных услуг. Согласно пункту 1.1. договора, наймодатель обеспечивает предоставление, а наниматель использование и оплату коммунальных и эксплутационных услуг за помещение, приспособленное под жилье, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 71,9 кв.м.
Из представленных суду счет-квитанций следует, что плата за оказание услуг: холодная вода, канализация, отопление, электроснабжение по данному помещению выставляется от имени Управления МЧС РТ по <адрес> из расчета троих проживающих.
Из приведенных фактических обстоятельств (предоставление ответчику помещения его работодателем в связи с трудовыми отношениями, наличие сведений о предоставлении жилого помещения на основании решения жилищно-бытовой комиссии, отнесение помещения к государственному фонду) следует, что спорное помещение предоставлено ответчику в качестве служебного.
Данное обстоятельство подтвердил в ходе рассмотрения дела представитель 64 ПСЧ 11 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по <адрес>.
Из технического паспорта здания нежилого строения - пожарного депо по адресу: <адрес> составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следует, что оно в своем составе имеет расположенные на первом этаже: гараж, рукавное хозяйства, бытовые, щитовые, кабинеты, коридоры, тамбуры, санузлы, учебный зал, актовый зал, учебный класс, раздевалка, посты, лестницы.
На втором этаже здания расположены помещения: склады, кабинеты, коридоры, кладовая, кухня, санузел, лестница, балконы, жилые помещения (14,15).
На третьем этаже расположены: санузлы (9,13), кухни (10,17), коридоры (11,15), жилые (14,16), подъемная площадка, лестница, балконы.
Из пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что помещения, приспособленные под жилые, являются фактически квартирами, состоят из кухни, прихожей, санузла с ванной, комнатами, расположены в пристрое к зданию пожарной части и доступ в квартиры осуществляется через отдельный вход в здание. Всего помещений квартирного типа в здании четыре, во всех живут бывшие сотрудники пожарной части с семьями.
Из представленных ответчиками ФИО10 фотографий, наглядно видно, что помещение представляет собой полноценное жилье - двухкомнатную квартиру с ванной комнатой и кухней, оборудованной газовой плитой, подключенной к системе газоснабжения.
В соответствии с положениями части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Доказательств несоответствия спорного помещения установленным законом признакам жилого помещения суду не представлено; в установленном порядке решение о признании его непригодным для проживания не принималось.
Учитывая факт предоставления ответчикам спорного помещения в качестве жилого, факт их длительного проживания в этом помещении (не менее 19 – 25 лет), суд приходит к выводу о том, что нарушение наймодателем порядка отнесения спорного помещения к специализированному жилищному фонду не может служить основанием для умаления жилищных прав ответчиков.
Отчуждение ответчиком недвижимого имущества в 2002, 2007 годах и земельного участка в 2010 году, само по себе в качестве основания для признания ответчика утратившим право пользования служебным жилым помещением действующим законодательством не предусмотрено.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости в собственности у ответчиков жилых помещений не имеется.
Суд учитывает также, что ФИО1 является пенсионером по выслуге срока службы, члены его семьи - родители являются пенсионерами по старости, имеют инвалидность.
Кроме того, спорное помещение было предоставлено семье ответчика в связи с трудовыми отношениями с наймодателем в период действия Жилищного кодекса РСФСР.
Статьей 13 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 Вводного закона дополняет определенный ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Пунктом 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены в статьях 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Из содержания приведенных норм закона следует, что без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане, проживающие в служебных жилых помещениях и в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (т.е. до 01.03.2005), при одновременном наличии следующих условий: указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации не допускалось ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР; такой статус эти лица должны были приобрести до 01.03.2005; эти граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете.
В соответствии с п. 6 ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР не подлежали выселению из общежития без предоставления другого жилого помещения лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им жилое помещение в общежитии, не менее десяти лет.
Поскольку на момент введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации ФИО9 С.В. проработал в предоставившей спорное помещение организации более десяти лет, он приобрел право постоянного пользования спорным помещением и не мог быть выселен из него без предоставления иного помещения.
Доказательств снятия ФИО1 с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма, получения им единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с семьей или предоставления ему иного жилья суду не представлено.
Таким образом, ответчики не могут быть признаны утратившими право пользования спорным помещением по указанным истцом основаниям.
Руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
исковые требования Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, ИНН №, к ФИО1, ИНН № ФИО2, ИНН №, ФИО3, ИНН №, Главному управлению МЧС России по <адрес>, ПСЧ 11 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по <адрес> о признании ФИО1, ФИО2, ФИО3 утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, помещение №, и снятии их с регистрационного учета оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Бугульминский городской суд Республики Татарстан.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись
Копия верна
Судья Галеева Д.Б.
Решение вступило в законную силу «__»__________20__ года.
Судья Галеева Д.Б.