1 августа 2024 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Кукленко С.В.,
при секретаре Землянской М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Ростова-на-Дону к МКУ «ДИСОТИ» г. Ростова-на-Дону, Департаменту автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону, МКУ «УЖКХ» Октябрьского района г. Ростова-на-Дону об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора города Ростова-на-Дону, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском в обоснование указав, что прокуратурой города Ростова-на-Дону во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 23.01.2018 № 24 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов», указания прокурора области от 05.09.2023 № 144/7 «Об усилении прокурорскогонадзора за исполнением законодательства о социальной защите населения» проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите населения.Прокуратурой г. Ростова-на-Дону 26.03.2024 совместно с Региональной общественной организацией по защите потребительских прав инвалидов и социально незащищенных слоев населения Ростовской области наименование проведено обследование парковочного места для инвалида и остановочного комплекса, расположенных вблизи ГБУ РО «Центральная городская больница им. С.Н.А.» в г. Ростове-на-Дону по адресу: <адрес> на предмет их доступности для маломобильных групп населения, входе которого установлено, что:в нарушение п. 5.2.3 СГ1 59.13330.2020 отсутствует доступный путь движения от парковочного места для инвалидов до пешеходных путей движения (в месте высадки инвалида из транспортного средства (парковочное место для инвалида) не предусмотрен продольный и поперечный уклоны поверхности не более 20% (1:50) и ровное нескользкое покрытие);в нарушение п 8.4.21 СП 59.13330.2020 бордюрный камень остановочного комплекса по краю посадочной платформы не обозначен дорожной разметкой;в нарушение п 8.4.21 СП 59.13330.2020 на остановочном комплексе отсутствует наземный тактильный указатель по краю посадочной площадки;в нарушение п. 8.4.23 СП 59.13330.2020 на прозрачных стенах остановочного комплекса отсутствует контрастная маркировка;в нарушение п. 5.1.7, 8.4.16 СП 59.13330.2020 на остановочном комплексе отсутствует доступный путь движения для инвалида, использующего кресло-коляску. Не приведение указанного остановочного комплекса, в соответствие с требованиями законодательства о социальной защите инвалидов влечет за собой нарушение прав инвалидов и маломобильных групп населения на создание им равных условий с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, может повлечь причинение вреда их здоровью, а также свидетельствует о ненадлежащем исполнении МКУ «ДИСОТИ» работ по содержанию вверенного ему муниципального имущества.
На основании изложенного, истец просит обязать МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону» в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу обеспечить доступный путь движения для маломобильных групп населения к остановочному комплексу, расположенному вблизи ГБУ РО «Центральная городская больница им. С.Н.А.» в г. Ростове-на-Дону по адресу: <адрес>, в соответствии с п. 5.1.7, 8.4.16 СП 59.133330.2020.Обязать Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу обеспечить доступный путь движения от парковочного места до пешеходных путей расположенного вблизи остановочного комплекса, расположенного вблизи ГБУ РО «Центральная городская больница им. С.Н.А.» в г. Ростове-на-Дону по адресу: <адрес> в соответствии с п. 5.2.3 СП 59.133330.2020.Обязать Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу нанести дорожную разметку на бордюрный камень остановочного комплекса, расположенного вблизи ГБУ РО «Центральная городская больница им. С.Н.А.» в г. Ростове-на-Дону по адресу: <адрес>, по краю посадочной площадки и наземный тактильный указатель по краю посадочной площадки в соответствии с п. 8.4.21 СП 59.133330.2020. Обязать МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Октябрьского района г. Ростова-на-Дону в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу установить контрастную маркировку на стенах остановочного павильона из прозрачных материалов по адресу: <адрес>, в соответствии с п. 8.4.23 СП 59.133330.2020.
Представитель прокуратуры города Ростова-на-Дону в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем в его отсутствие дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представители ответчиков МКУ «ДИСОТИ» г. Ростова-на-Дону, Департаменту автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону, МКУ «УЖКХ» Октябрьского района г. Ростова-на-Дону в судебное заседание своих представителей не направил, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем в их отсутствие дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач государства.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» (далее - Закон АС 181 -ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных условий с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - ФЗ. N2 181-ФЗ) органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам(включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляск;
- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
Согласно материалам дела, Прокуратурой г. Ростова-на-Дону 26.03.2024 совместно с Региональной общественной организацией по защите потребительских прав инвалидов и социально незащищенных слоев населения Ростовской области наименование проведено обследование парковочного места для инвалида и остановочного комплекса, расположенных вблизи ГБУ РО «Центральная городская больница им. С.Н.А.» в г. Ростове-на-Дону по адресу: <адрес> на предмет их доступности для маломобильных групп населения, входе которого установлено, что:
- в нарушение п. 5.2.3 СГ1 59.13330.2020 отсутствует доступный путь движения от парковочного места для инвалидов до пешеходных путей движения (в месте высадки инвалида из транспортного средства (парковочное место для инвалида) не предусмотрен продольный и поперечный уклоны поверхности не более 20% (1:50) и ровное нескользкое покрытие);
- в нарушение п 8.4.21 СП 59.13330.2020 бордюрный камень остановочного комплекса по краю посадочной платформы не обозначен дорожной разметкой;
- в нарушение п 8.4.21 СП 59.13330.2020 на остановочном комплексе отсутствует наземный тактильный указатель по краю посадочной площадки;в нарушение п. 8.4.23 СП 59.13330.2020 на прозрачных стенах остановочного комплекса отсутствует контрастная маркировка;
- в нарушение п. 5.1.7, 8.4.16 СП 59.13330.2020 на остановочном комплексе отсутствует доступный путь движения для инвалида, использующего кресло-коляску.
В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно п. 5 ст. 3 Закона № 257-ФЗ элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Согласно ст. 6 Закона № 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
В соответствии со ст. 13 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Статьей 17 Закона № 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения "транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а "также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно ч. 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления в соответствии сзаконодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, а также вопросы дорожной деятельности.
В соответствии со ст. 21 Закона. N2 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится, кроме прочего, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности всоответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 6, ч. 2 ст. 12 Закона № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог, полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
С учетом положений ст. 34 и 37 Закона № 131-ФЗ местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с другими органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного само) правления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.
При этом в силу ч. 4 ст. 6 Закона № 196-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Пункт 3 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ устанавливает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 № 138 утверждено Положение Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону.
В силу п. 1.1 Положения Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Ростова-на-Дону, осуществляющим функции по реализации полномочий органов местного само) правления в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.3.26, 2.3.35 Положения основными задачами департамента является в том числе организация разработок схем организации дорожного движения, расстановки дорожных знаков и указателей, схем маршрутного ориентирования, нанесения дорожной разметки и обустройства дорог, утверждение разработанных и согласованных в установленном порядке схем организации дорожного движения, расстановки дорожных знаков и указателей, схем маршрутного ориентирования, нанесения дорожной разметки и обустройства дорог.
Согласно п. 2.3.40 Положения к задачам департамента относится с том числе проведение закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, осуществление функций заказчика на следующие виды работ: разработка проектной документации, оценка достоверности определения сметной стоимости проектных работ в области строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дороги искусственных сооружений, разработка проектов организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки; нанесение дорожной разметки.
В соответствии с п. 1.2. Устава муниципального казенного учреждения «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону» (далее по тексту - МКУ «ДИСОТИ») учредителем МКУ «ДИСОТИ» является муниципальное образование «Город Ростов-на- Дону». Функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону.
Согласно п. 2.2 Устава МКУ «ДИСОТИ» предметом деятельности МКУ «ДИСОТИ» является оказание услуг, выполнение работ и исполнение функций в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления г. Ростова-на-Дону в сфере управления, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на территории г. Ростова-на-Дону.
В соответствии с п. 2.4.59, 2.4.79 Устава МКУ «Управление жилищно- коммунального хозяйства» Октябрьского района г. Ростова-на-Дону учреждение осуществляет организацию и проведение закупок, заключение муниципальных контрактов и выполнение работ для нужд муниципального образования по объектам, находящимся в оперативном управлении (на балансе) МКУ, переданным в безвозмездное пользование, а также муниципального имущества, составляющего казну г. Ростова-на-Дону, а также осуществляет функции заказчика при проведении торгов на выполнение работ по содержанию элементов обустройства автомобильных дорог и обустройство ремонт, уборка и мойка остановок общественного транспорта (кроме конечных).
Автомобильная дорога по <адрес> включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ростова-на-Дону, утвержденный постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 20.04.2010 № 290.
В силу п. 25 ч. 1 ст. 16 Закона № 131 -ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
Согласно ст. 13 Устава г. Ростова-на-Дону предметом особой заботы городского самоуправления являются права граждан пожилого возраста, инвалидов и других категорий граждан, нуждающихся в социальной защите.
Соответствующие требования, предъявляемые к остановочному пункту, закреплены в «СП 59.13330-2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденном приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр (далее - СП 59.13330.2020).
В соответствии с п 5.2.3 СП 59.13330.2020 в местах высадки инвалидов из транспортного средства следует предусматривать продольный и поперечный уклоны поверхности не более 20% (1:50) и ровное нескользкое покрытие.
Каждое машино-место, предназначенное для стоянки (парковки) транс портных средств инвалидов, должно иметь хотя бы один доступный пешеходный подход к основным пешеходным путям (тротуару, пешеходной дорожке и др.), оборудованным согласно 5.1 и 5.4, в том числе для людей, передвигающихся в кресле-коляске. Пандус бордюрный должен иметь нескользкое покрытие, обеспечивающее удобный переход с площадки для стоянки на тротуар.
Размеры парковочных мест, расположенных параллельно бордюру, должны обеспечивать доступ к задней части автомобиля для пользования пандусом или подъемным приспособлением.
В силу п 8.4.21 СП 59.13330.2020 поверхность бордюрного камня по краю посадочной площадки обозначают дорожной разметкой 2.7 по ГОСТ Р 52289 и ГОСТ Р 51256. По краю посадочной площадки выполняют наземный тактильный указатель по ГОСТ Р 52875.
В соответствии с п 8.4.23 СП 59.13330.2020 на всех стенах павильонов из прозрачных материалов со стороны прохожей части пешеходных путей следует наносить предупреждающую контрастную маркировку по 6.1.6.
Согласно п. 6.1.6 прозрачные полотна дверей на входах и в здании, а также прозрачные ограждения и перегородки следует выполнять из ударостойкого безопасного стекла для строительства. 14а прозрачных полотнах дверей и ограждениях (перегородках) следует предусматривать яркую контрастную маркировку в форме прямоугольника высотой не менее 0.1 м и шириной не менее 0,2 м или в форме круга диаметром от 0,1 до 0,2 м. Расположение контрастной маркировки предусматривается на двух уровнях: 0,9 - 1,0 м и 1,3 - 1,4 м.
Пунктом 8.4.16 СП 59.13330.2020 определено, что обустройство пешеходных путей, ведущих к остановочным пунктам, и поверхность пешеходных путей, примыкающих к остановочному пункту, должны иметь сопряжение с посадочной площадкой согласно п. 5.1.
В соответствии с п. 5.1.7 СП 59.13330.2020 ширину прохожей части пешеходного пути для МГН следует принимать не менее 2 м. Высота свободного пространства над прохожей частью должна составлять не менее 2,1 м. В стесненных условиях допускается принимать ширину прохожей части пешеходного пути не менее 1,2 м.
Не приведение указанного остановочного комплекса, в соответствие с требованиями законодательства о социальной защите инвалидов влечет за собой нарушение прав инвалидов и маломобильных групп населения на создание им равных условий с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, может повлечь причинение вреда их здоровью, а также свидетельствует о ненадлежащем исполнении МКУ «ДИСОТИ» работ по содержанию вверенного ему муниципального имущества.
При осуществлении надзора за соблюдением прав, свобод и законных интересов гражданина, предусмотренного главой 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Из указанных положений закона, во взаимосвязи со ст. ст. 3, 4 ГПК РФ, следует, что при установлении прокурором факта нарушения прав, свобод и законных интересов граждан прокурор в определённых законом случаях вправе обратиться в суд в их защиту.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление заместителя прокурора г. Ростова-на-Дону к МКУ «ДИСОТИ» г. Ростова-на-Дону, Департаменту автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону, МКУ «УЖКХ» Октябрьского района г. Ростова-на-Дону об обязании совершить определенные действия – удовлетворить.
Обязать МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону» (ИНН 6164294858 ОГРН 1096164006971) в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу обеспечить доступный путь движения для маломобильных групп населения к остановочному комплексу, расположенному вблизи ГБУ РО «Центральная городская больница им. С.Н.А.» в г. Ростове-на-Дону по адресу: <адрес>, в соответствии с п. 5.1.7, 8.4.16 СП 59.133330.2020.
Обязать Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону (ИНН 6164078938 ОГРН 1026103294403) в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу обеспечить доступный путь движения от парковочного места до пешеходных путей расположенного вблизи остановочного комплекса, расположенного вблизи ГБУ РО «Центральная городская больница им. С.Н.А.» в г. Ростове-на-Дону по адресу: <адрес> в соответствии с п. 5.2.3 СП 59.133330.2020.
Обязать Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону (ИНН 6164078938 ОГРН 1026103294403) в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу нанести дорожную разметку на бордюрный камень остановочного комплекса, расположенного вблизи ГБУ РО «Центральная городская больница им. С.Н.А.» в г. Ростове-на-Дону по адресу: <адрес>, по краю посадочной площадки и наземный тактильный указатель по краю посадочной площадки в соответствии с п. 8.4.21 СП 59.133330.2020.
Обязать МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Октябрьского района г. Ростова-на-Дону (ИНН 6165057602 ОГРН 1026103292159) в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу установить контрастную маркировку на стенах остановочного павильона из прозрачных материалов по адресу: г<адрес>, в соответствии с п. 8.4.23 СП 59.133330.2020.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья С.В. Кукленко