Дело №2-2317/2023
УИД 91RS0022-01-2023-002050-29
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
06 сентября 2023 года город Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Даниленко Е.А.,
при секретаре Спириной Ю.Р.,
с участием представителя ГБПОУ РК «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна» Микрюковой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна» к Администрации города Феодосии Республики Крым, третьи лица: Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, МКУ «Отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Феодосии Республики Крым», об отмене постановления, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ГБПОУ РК «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна» обратилось в Феодосийский городской суд Республики Крым исковым заявлением об отмене постановления Администрации города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без попечения родителей, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, под надзор в Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна»; взыскании с Администрации города Феодосии Республики Крым в пользу ГБПОУ РК «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна» государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.
В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемым постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО7 поместили под надзор в ГБПОУ РК «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна», которое является учреждением среднего профессионального образования. При этом учредитель ГБПОУ РК «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна» - Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым не принимало решения о возможности осуществления истцом полномочий по исполнению обязанностей опекуна или попечителя, право на осуществление полномочий по исполнению обязанностей опекуна или попечителя в уставе ГБПОУ РК «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна» не закреплено. В письме Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исх.№, адресованном главам городских округов и муниципальных районов Республики Крым, указано, что образовательные организации среднего профессионального образования не относятся к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно положениям п. 1 ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации и ч. 3 ст. 6 Закона Республики Крым от 01.09.2014 г. №62-ЗРК «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Крым» именно к полномочиям органов опеки и попечительства в Республике Крым отнесено исполнение обязанностей опекуна (попечителя). Таким образом, поскольку ГБПОУ РК «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна» не является организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может являться законным представителем ФИО8 помещение несовершеннолетней под надзор истца является незаконным и противоречит интересам ФИО9
Протокольным определением Феодосийского городского суда Республики Крым от 03.08.2023 г. несовершеннолетняя ФИО10 привлечена к участию в деле на основании ч. 3 ст. 37 ГПК РФ.
Представитель ГБПОУ РК «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна» Микрюкова Е.Г. в судебном заседании 06.09.2023 г. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Суд, заслушав представителя истца, полно и всесторонне исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без попечения родителей, ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, под надзор в Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна» несовершеннолетняя ФИО12., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, определена под надзор в ГБПОУ РК «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна» на полное государственное обеспечение, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, поскольку мать – ФИО13 умерла (свидетельство о смерти серии № № выдано Феодосийским городским отделом записи актов гражданского состояния Департамента записи актов гражданского состояния Министерства юстиции Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ), отец – ФИО14 в актовой записи о рождении ребенка записан со слов матери (выписка и Государственного реестра актов гражданского состояния граждан о рождении с внесением сведений об отце согласно ч. 1 ст. 135 Семейного кодекса Украины от ДД.ММ.ГГГГ №), и у несовершеннолетней не выявлено родственников, которые могли бы взять ее на воспитание в семью, а также не представилось возможным передать ребенка на воспитание в семьи других граждан.
Согласно справке ГБПОУ РК «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО15., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучается в ГБПОУ РК «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна» на 1 курсе очной формы обучения на бюджетной основе; обучается по основным образовательным программам, за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Крым по профессии: продавец, контролер-кассир.
Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей положениями ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
В силу положений ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей в случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
В соответствии с п. 1 ст. 145 Семейного кодекса Российской Федерации опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
Согласно п. 1 ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).
Под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу положений п. 1 ст. 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В силу п. 1 ст. 155.2 Семейного кодекса Российской Федерации права и обязанности организаций, указанных в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса, в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, возникают с момента принятия органами опеки и попечительства актов об устройстве детей в указанные организации.
При этом необходимо отдельно обратить внимание, что в соответствии п. 2 ст. 155.2 Семейного кодекса Российской Федерации детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.
К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.
Так, организации, которые указаны в п. 1 ст. 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации и в которые дети помещены под надзор, в частности вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (п. 3 ст. 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации).
Перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядок осуществления деятельности указанными организациями, порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), порядок обследования таких детей, основания принятия решений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требования к условиям пребывания в указанных организациях определяются Правительством Российской Федерации (абз. 3 п. 1 ст. 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 г. №481 (далее – Положение №481), предусмотрено, что к организациям для детей-сирот относятся образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети.
В соответствии с п. 51 Положения №481 к видам деятельности организаций для детей-сирот относятся следующие виды деятельности:
а) круглосуточный прием и содержание детей, а также детей, временно помещенных в организацию для детей-сирот по заявлению законных представителей, в том числе создание условий пребывания детей в организации для детей-сирот, приближенных к семейным и обеспечивающих безопасность детей;
б) уход за детьми, организация физического развития детей с учетом возраста и индивидуальных особенностей, организация получения детьми образования, а также воспитание детей, в том числе физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, включая духовно-нравственное, патриотическое, трудовое, с привлечением детей к самообслуживающему труду, мероприятиям по благоустройству территории организации для детей-сирот, в учебных мастерских и подсобных хозяйствах;
в) осуществление полномочий опекуна (попечителя) в отношении детей, в том числе защита прав и законных интересов детей;
г) деятельность по предупреждению нарушения личных неимущественных и имущественных прав детей;
д) консультативная, психологическая, педагогическая, юридическая, социальная и иная помощь законным представителям, родственникам детей в целях профилактики отказа родителей от воспитания своих детей, ограничения их в родительских правах и лишения их родительских прав в целях обеспечения возможности восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав;
е) организация содействия устройству детей на воспитание в семью, включая консультирование лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, по вопросам семейного устройства и защиты прав детей, в том числе участия в подготовке граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, организуемой органами опеки и попечительства или организациями, наделенными полномочием по такой подготовке;
ж) организация проведения информационных кампаний по привлечению лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, а также по проведению совместных культурно-массовых мероприятий с такими лицами, благотворительными организациями, волонтерами и другими лицами;
з) подготовка детей к усыновлению (удочерению) и передаче под опеку (попечительство);
и) подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, в порядке, установленном Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»;
к) восстановление нарушенных прав детей и представление интересов детей в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах;
л) психолого-медико-педагогическая реабилитация детей, в том числе реализация мероприятий по оказанию детям, находящимся в организации для детей-сирот, психологической (психолого-педагогической) помощи, включая организацию психопрофилактической и психокоррекционной работы, психологической помощи детям, возвращенным в организацию для детей-сирот после устройства на воспитание в семью;
м) создание условий доступности получения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами услуг, предоставляемых организациями для детей-сирот;
н) осуществление мероприятий по обеспечению оптимального физического и нервно-психического развития детей;
о) организация оказания всех видов медицинской помощи детям, в том числе при наличии в штате организации для детей-сирот медицинских работников - оказание первичной медико-санитарной помощи детям;
п) организация и проведение профилактических и иных медицинских осмотров, а также диспансеризации детей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
р) оказание детям квалифицированной помощи в обучении и коррекции имеющихся проблем в развитии;
с) организация, обеспечение и оптимизация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, режима дня, рационального питания и двигательного режима детей;
т) обеспечение реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации детей-инвалидов;
у) организация отдыха и оздоровления детей;
ф) выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей, в порядке, установленном Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»;
х) предоставление отчетов опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом в порядке, установленном Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»;
ц) ведение в установленном порядке личных дел детей;
ч) оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) ребенка;
ш) оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам из числа детей, завершивших пребывание в организации для детей-сирот, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации;
ш(1)) организация совместного нахождения работников организаций для детей-сирот с детьми в медицинской организации при оказании им медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода оказания медицинской помощи в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья и трудовым законодательством в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, в том числе с возможностью привлечения организаций и лиц, указанных в пункте 58 настоящего Положения;
щ) временная передача детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, в порядке, установленном Правилами временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации»;
ы) организация физического воспитания детей-инвалидов с учетом возраста и состояния здоровья, позволяющего развить их способности в пределах максимальных возможностей;
э) другие виды деятельности, направленные на обеспечение защиты прав детей.
Согласно п. 54 Положения №481 к видам деятельности образовательных организаций наряду с видами деятельности, указанными в пункте 51 настоящего Положения, относятся следующие виды деятельности:
а) реализация основных и дополнительных общеобразовательных программ;
б) реализация адаптированных основных общеобразовательных программ и дополнительных общеобразовательных программ.
Таким образом, в качестве основного критерия отнесения организации для детей-сирот к образовательной организации, медицинской организации или организации, оказывающей социальные услуги, следует рассматривать основной вид деятельности, осуществляемый такой организацией.
Вышеприведенные положения действующего законодательства свидетельствуют о том, что к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нельзя отнести образовательные организации любого типа, кроме образовательных организаций, на которые в соответствии с законодательством возложены полномочия по содержанию, воспитанию и (или) образованию детей, оставшихся без попечения родителей. Данные выводы согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2021 г. по делу №127-КГ21-3-К4.
Согласно Уставу ГБПОУ РК «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна» Учреждение является профессиональной образовательной организацией (п. 1.2); Учреждение осуществляет образовательную деятельность на основании специального разрешения – лицензии на право осуществления образовательной деятельности (п. 1.11); предметом деятельности Учреждения является выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым полномочий Республики Крым в сфере образования (п. 2.1); основной целью деятельности, для реализации которой создано Учреждение, является образовательная деятельность по образовательным программах среднего профессионального образования (п. 2.2).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ГБПОУ РК «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна» является образование профессиональное среднее (код 85.21).
Таким образом ГБПОУ РК «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна» не обладает критериями и не осуществляет установленные в Положении №481 виды деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О направлении информации», которое издано с целью разъяснения и урегулирования актуальных вопросов, возникающих при реализации законодательства об опеке и попечительства над несовершеннолетними лицами, в частности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учредители образовательных организаций (федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления) вправе сами принимать решения о возможности осуществления профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования полномочий по исполнению обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего.
Учредителем ГБПОУ РК «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна» согласно Уставу Учреждения и выписке из ЕГРЮР является Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.
В письменных возражениях, поступивших в адрес Феодосийского городского суда Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым указало, что к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нельзя отнести образовательные организации любого типа, кроме образовательных организаций, на которые в соответствии с законодательством возложены полномочия по содержанию, воспитанию и (или) образованию детей, оставшихся без попечения родителей. Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым, как учредителем, решение о возможности осуществления ГБПОУ РК «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна» полномочий по исполнению обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетней ФИО16., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не принималось и направление в соответствии с пп. б п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 г. №481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» Министерством не выдавалось. ГБПОУ РК «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна» не относится к организациям для детей-сирот, в связи с чем помещение в него под надзор каких-либо лиц не соответствует действующему законодательству.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым отметило, что в соответствии со ст. 68 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. В п. 51 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей определен перечень видов деятельности организаций для детей-сирот, который не предусмотрен Уставом профессиональной образовательной организации. Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, являясь учредителем ГБПОУ РК «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна», не возлагало полномочия по содержанию, воспитанию и (или) образованию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на данную образовательную организацию. Кроме того, письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, адресованным главам администраций городских округов и муниципальных районов Республики Крым, была выражена позиция Министерства о том, что образовательные организации среднего профессионального образования не относятся в организациям для детей-сирот и для детей, оставшихся без попечения родителей.
Изложенное в своей совокупности свидетельствует о том, что, определяя несовершеннолетнюю ФИО17., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, под надзор в ГБПОУ РК «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна» Администрация города Феодосии Республики Крым действовала в нарушение вышеприведенных норм действующего законодательства ввиду того, что ГБПОУ РК «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна» не обладает критериями и не осуществляет установленные в Положении №481 виды деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем не может, вопреки требованиям п. 2 ст. 155.2 Семейного кодекса Российской Федерации, полноценно исполнять обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетней ФИО18., а также обязанности по защите прав и законных интересов несовершеннолетней. Тот факт, что ГБПОУ РК «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна» не осуществляет установленные в Положении №481 виды деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключает возможность применения к ГБПОУ РК «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна» норм законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, что предусмотрено п. 2 ст. 155.2 Семейного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах заявленные ГБПОУ РК «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна» исковые требования об отмене постановления Администрации города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без попечения родителей, ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, под надзор в Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 г., критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного требования.
Принимая во внимание, что суд пришел к выводу о правомерности заявленных истцом требований, суд считает необходимым взыскать с Администрации города Феодосии Республики Крым в пользу ГБПОУ РК «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна» уплаченную истцом при обращении в суд государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна» к Администрации города Феодосии Республики Крым, третьи лица: Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, МКУ «Отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Феодосии Республики Крым», об отмене постановления, взыскании судебных расходов – удовлетворить.
Отменить постановление Администрации города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без попечения родителей, ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, под надзор в Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна».
Взыскать с Администрации города Феодосии Республики Крым в пользу Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна» судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины за подачу искового заявления в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: /подпись/ Е.А. Даниленко
Решение в окончательной форме изготовлено 06 сентября 2023 года.
Копия верна:
Судья: Секретарь: