Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 октября 2023 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в лице судьи Герасиной Е.Н.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием представителя прокурора ФИО3, истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к ГБУЗ НСО «Городская клиническая больница №», Министерству здравоохранения <адрес> о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд в интересах ФИО1 к <данные изъяты> №», Министерству здравоохранения <адрес>, в котором просил:
обязать ГБУЗ НСО «Городская клиническая больница №» привести в соответствие с требованиями раздела 6.3 Свода правил №.13330.2020 от ДД.ММ.ГГГГ, с п. 4.1 паспорта объекта от ДД.ММ.ГГГГ помещения лечебного учреждения;
обязать Министерство здравоохранения <адрес> осуществить финансирование мероприятий по адаптации <данные изъяты> №» для обеспечения доступности инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствии с п. 4.1 паспорта объекта от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование исковых требований указано на следующие обстоятельства. <адрес> по обращению ФИО1 проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в ГБУЗ НСО «Городская клиническая больница №» (<адрес>).
Согласно паспорта доступности ГКБ № от ДД.ММ.ГГГГ, многопрофильная больница имеет отделения различного направления, обслуживает население всех категорий возрастов, количество обслуживаемых граждан в день 300-400 человек (п. 2 паспорта доступности). В соответствии с п. 3.3 паспорта, ГКБ № не доступна для инвалидов, передвигающихся в креслах-колясках, с нарушением зрения, доступна условно для граждан с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушением слуха, умственного развития. В соответствии с п. 3.4 паспорта, инвалидам, передвигающимся на креслах-колясках, не доступны санитарно-гигиенические помещения ГКБ №, вход в здание доступен частично избирательно для лиц, передвигающихся на креслах-колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата. В соответствии с итоговым заключением паспорта (п. 3.5), объект признан условно доступным для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, объект признан не доступным для инвалидов, передвигающихся в креслах-колясках, с нарушением зрения.
Прокуратурой в 2022 году проводилась проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой выявились нарушения в ГКБ № в части отсутствия паспорта доступности, не соответствия помещений здания требованиям Свода правил №.13330.2020 от ДД.ММ.ГГГГ (отсутствуют поручни, не соответствует ширина дверных проемов).
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ вносилось представление в ГКБ №.
Согласно ответу на представление, ГКБ № ДД.ММ.ГГГГ заключен контракт с ООО «Атон - экобезопасность и охрана труда» на проведение комплексного обследования доступности здания и прилегающей территории. С целью осуществления капитального ремонта помещений стационара (расширения дверных проемов) в Министерство здравоохранения <адрес> направлена заявка.
Согласно плану адаптации для инвалидов и других маломобильных групп населения от ДД.ММ.ГГГГ для осуществления всех мероприятий по адаптации установлен срок 2022 – 2030 годы, что является, как полагает прокурор, чрезмерно длительным сроком.
Меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления медицинских услуг с ДД.ММ.ГГГГ не приняты, помещения стационара, в том числе гигиенические (санузлы, душевые комнаты) ГКБ № не соответствуют требованиям СП 59.13330.2020 от ДД.ММ.ГГГГ.
Непринятие мер ответчиком приводит к нарушению законодательства о социальной защите инвалидов, а также прав граждан на доступность медицинских услуг.
В судебном заседании представители процессуального истца помощники прокурора <адрес> ФИО4, ФИО5, ФИО3 требования иска поддерживали.
Материальный истец ФИО1 в судебном заседании требования иска поддержал.
Представитель ответчика ГБУЗ НСО «Городская клиническая больница №» ФИО6 в судебном заседании против иска возражал.
В обоснование возражений указал, что права, свободы и интересы ФИО1, в интересах которого прокурор обратился в суд, ответчик не нарушает, поскольку территориально он находится далеко за пределами обслуживаемой ответчиком – больницей территории, проживает на территории, обслуживаемой ГБУЗ НСО «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника №».
Поскольку здания стационара и поликлиники были построены еще в 1979 году, при проектировании и строительстве не были приспособлены под нужды инвалидов и маломобильных групп населения. Ответчик разработал паспорта доступности, план адаптации здания для инвалидов и других маломобильных групп населения на период 2022-2030 годы.
Прокурор не обосновал, какой срок адаптации является оптимальным. Ответчик полагает, что срок 2022-2030 годы вполне оптимален, так как для приведения здания стационара в соответствие с потребностями инвалидов требует проведения капитального ремонта всего здания. Поскольку лечебный процесс невозможно остановить, то проводить капитальный ремонт возможно только постепенно.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения <адрес> в суд не явился, извещен. Направил письменный отзыв, в котором указал, что заявленные к министерству требования не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.
В обоснование возражений указал, что прокурором до обращения в суд в адрес Минздрава НСО не направлялись предписания об устранении нарушений. Минздрав НСО полагает, что не является надлежащим ответчиком по делу. Положениями действующего законодательства не предусмотрена субсидиарная ответственность Минздрава НСО по требованиям государственного органа к бюджетному учреждению здравоохранения. Компетенция данного ответчика не включает в себя полномочия собственника имущества бюджетного учреждения. Собственником имущества учреждения является <адрес>. Для исполнения решения суда требуется определение источников финансирования, однако в соответствии с законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об областном бюджете <адрес> на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» текущий бюджет уже сформирован.
Представитель третьего лица <адрес> в суд не явился, извещен. Направил письменный отзыв, в котором указал, что <данные изъяты> №» входит в перечень учреждений, подведомственных министерству здравоохранения <адрес>, финансирование государственных бюджетных учреждений здравоохранения <адрес> осуществляется министерством здравоохранения <адрес>.
Представитель третьего лица Министерства финансов <адрес> в суд не явился, извещен.
Выслушав пояснения представителей сторон, материального истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно статье 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
В соответствии с п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 802н,
органы и организации, предоставляющие услуги, обеспечивают инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски:
условия для беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым в них услугам;
возможность самостоятельного или с помощью сотрудников, предоставляющих услуги, передвижения по территории, на которой расположены объекты, входа в такие объекты и выхода из них;
возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом на объекты, в том числе с использованием кресла-коляски и при необходимости с помощью сотрудников, предоставляющих услуги;
сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах;
оказание сотрудниками, предоставляющими услуги, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг и использованию объектов наравне с другими лицами.
Согласно п. 7 Порядка, собственники объектов, где инвалидам предоставляются услуги, которые невозможно полностью приспособить к потребностям инвалидов, принимают (до их реконструкции или капитального ремонта) согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг либо, когда это возможно обеспечить, для предоставления необходимых услуг по месту жительства инвалидов или в дистанционном режиме.
В соответствии с п. 8 Порядка, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня условий доступности для инвалидов объектов и услуг проводится обследование, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг (далее соответственно - обследование и паспортизация, Паспорт).
Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, ДД.ММ.ГГГГ прокурору города от гражданина ФИО1, инвалида первой группы (л.д. 9), поступила жалоба с указанием на то обстоятельство, что <данные изъяты> №» не доступно для инвалидов, туалет. Просил принять меры (л.д. 8). На основании указанного обращения проведена проверка в <данные изъяты> №» (<адрес>).
Согласно паспорту доступности <данные изъяты> №» от ДД.ММ.ГГГГ, многопрофильная больница имеет отделения различного направления, обслуживает население всех категорий возрастов, количество обслуживаемых граждан в день 300-400 человек (п. 2 паспорта доступности). В соответствии с п. 3.3 паспорта, ГКБ № не доступна для инвалидов, передвигающихся в креслах-колясках, с нарушением зрения, доступна условно для граждан с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушением слуха, умственного развития. В соответствии с п. 3.4 паспорта, инвалидам, передвигающимся на креслах-колясках, не доступны санитарно-гигиенические помещения <данные изъяты> №, вход в здание доступен частично избирательно для лиц, передвигающихся на креслах-колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата.
В соответствии с итоговым заключением паспорта (п. 3.5), объект признан условно доступным для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, объект признан не доступным для инвалидов, передвигающихся в креслах-колясках, с нарушением зрения.
Прокуратурой в 2022 году проводилась проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой выявились нарушения в ГКБ № в части отсутствия паспорта доступности, не соответствия помещений здания требованиям Свода правил №.13330.2020 от ДД.ММ.ГГГГ (отсутствуют поручни, не соответствует ширина дверных проемов).
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ вносилось представление в <данные изъяты> №.
Согласно ответу на представление, ГКБ № ДД.ММ.ГГГГ заключен контракт с ООО «Атон - экобезопасность и охрана труда» на проведение комплексного обследования доступности здания и прилегающей территории. С целью осуществления капитального ремонта помещений стационара (расширения дверных проемов) в Министерство здравоохранения <адрес> направлена заявка.
Согласно плану адаптации для инвалидов и других маломобильных групп населения от ДД.ММ.ГГГГ для осуществления всех мероприятий по адаптации установлен срок 2022 – 2030 годы.
Вместе с тем, учитывая особую значимость объекта для инвалидов, как полагает суд, соглашаясь с истцом, указанный срок является чрезмерно длительным, объективными обстоятельствами не обоснованным.
Из материалов дела следует, что ответчиком ГБУЗ НСО «Городская клиническая больница №», начиная с 2022 года, принимаются меры, направленные на обеспечение доступности учреждения для инвалидов и других маломобильных группа населения, в частности: установлены поручни в санузлах гастроэнтерологического, кардиологического, неврологического отделений; установлено тактильное предупреждающее покрытие на каждом лестничном марше стационара, контрастная маркировка краевых ступеней; выполнены таблички с информацией рельефно-точечным шрифтом в зонах обслуживания пациентов стационара; выполнена мнемосхема у входной двери в приемное отделение, в справочную службу стационара, вывески имеют шрифт Брайля; в приемном отделении стационара установлена портативная индукционная петля. Данные обстоятельства подтверждаются представленным фотоматериалом.
Однако весь комплекс работ, необходимых для обеспечения доступности учреждения, не выполнен. В судебном заседании истец ФИО1 пояснил, что установленные в санузлах поручни – не функциональны, требованиям СП санитарно-бытовые помещения не отвечают, инвалидам-колясочникам данные санузлы по-прежнему не доступны.
Согласно п. 6.3 СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» - «Санитарно-бытовые помещения», в частности:
6.3.1 Во всех зданиях, где должны быть санитарно-бытовые помещения для посетителей, следует предусматривать специально оборудованные для инвалидов универсальные и доступные кабины в уборных, места в раздевальных ванных и душевых. При этом должна быть обеспечена доступность уборных общего пользования для людей с нарушениями зрения и нарушениями опорно-двигательного аппарата.
6.3.2 Уборные для МГН размещаются как внутри туалетных блоков - доступные кабины, так и с автономным входом - универсальные кабины. В каждом доступном для МГН здании, сооружении при наличии уборных для посетителей должна быть, как минимум, одна универсальная кабина уборной. Универсальная кабина уборной может также проектироваться как семейная (для родителей с детьми). Вместо одной из универсальных кабин в таких зданиях, как поликлиники с кабинетом УЗИ, пр., следует предусматривать универсальную кабину с зоной для переодевания габаритами (в соответствии с таблицей 6.1), оборудованной стационарной или откидной скамьей, позволяющей инвалиду переодеться в положении лежа, а также столиком для пеленания.
6.3.3 Кабины в санитарно-бытовых помещениях должны иметь размеры в плане в соответствии с таблицей 6.1. В кабине сбоку от унитаза следует предусматривать пространство рядом с унитазом шириной не менее 0,8 м для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В кабине должно быть свободное пространство диаметром 1,4 м для разворота кресла-коляски. Двери должны открываться наружу.
В санитарно-бытовых помещениях, доступных для инвалидов, следует применять имеющие опору для спины унитазы: высотой - 0,45 - 0,5 м (от уровня пола до поверхности сиденья), длиной - 0,7 м. Один из писсуаров следует располагать на высоте от пола не более 0,4 м. Требования к установке раковины (высоту до верхнего края и свободное пространство для ног) - по 8.1.7.
6.3.4 В помещениях доступных душевых следует предусматривать не менее одной кабины, оборудованной для инвалида на кресле-коляске, перед которой предусматривается пространство для подъезда кресла-коляски.
Сведений о том, что санитарно-бытовые помещения в <данные изъяты> №» отвечают в полной мере требованиям п. 6.3 СП 59.13330.2020 от ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком суду не представлено.
Требования иска прокурора к <данные изъяты> 11» суд находит обоснованными, подлежащими удовлетворению.
То обстоятельство, что в соответствии с распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден план мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на 2016 -2030 годы в <адрес>, в настоящем случае правового значения не имеет, основанием для отказа в иске служить не может, так как наличие крайнего срока для выполнения мероприятий в данном акте не свидетельствует об отсутствии у ответчика обязательств по выполнению требований закона на текущем этапе.
При разрешении требования иска к Министерству здравоохранения <адрес> суд исходит из следующего.
Министерство здравоохранения <адрес>, согласно собственным пояснениям представителя ответчика, пояснениям представителя <адрес>, Положению о министерстве здравоохранения <адрес>, является главным распорядителем бюджетных средств в отношении медицинской организации.
В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.
Согласно письменному отзыву ответчика, Министерство фактически является передаточным звеном между областным бюджетом и бюджетным учреждением, может финансировать учреждение в переделах лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете на соответствующие цели.
Учитывая характер имеющихся нарушений, их значительный объем и стоимость выполнения работ, часть из них ГБУЗ НСО «ГКБ №» за счет собственных средств очевидно устранить не может. Выполнение таких работ, как расширение дверных проемов, соблюдение необходимых габаритов санузлов требует изготовления проектно-сметной документации с последующим проведением капитального ремонта.
ДД.ММ.ГГГГ главный врач <данные изъяты> №» обращался к министру здравоохранения <адрес> с просьбой выделить лимиты бюджетных ассигнований за счет средств бюджета <адрес> на сумму 2 803 000 руб.
То обстоятельство, что субсидиарная ответственность Министерства по обязательствам медицинских учреждений не предусмотрена, не свидетельствует об отсутствии у данного ответчика собственных обязательств по обеспечению финансирования необходимых мероприятий.
Министерство здравоохранения <адрес> как отраслевой орган исполнительной власти <адрес> осуществляет государственное управление и нормативное правовое регулирование в сфере охраны здоровья и лекарственного обеспечения населения в пределах установленных федеральным законодательством и законодательством <адрес> полномочий, а также координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении государственных организаций <адрес>. При этом, Министерство здравоохранения <адрес>, как главный распорядитель и получатель средств областного бюджета, в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса РФ наряду с другими полномочиями распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные задания, соответственно, является органом, несущим ответственность за выделение и целевое направление денежных средств на цели, необходимые бюджетным учреждениям для выполнения их непосредственной обязанности. Обстоятельства наличия или отсутствия у <данные изъяты>
Имущественная ответственность медицинского учреждения по своим обязательствам не освобождает Министерство здравоохранения <адрес> как отраслевой орган от обязанности по финансовому обеспечению деятельности учреждения.
С учетом изложенных выше обстоятельств, требования иска прокурора <адрес> к Министерству здравоохранения <адрес> также представляются обоснованными, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Обязать <данные изъяты> №» привести в соответствие с требованиями раздела 6.3 СП 59.13330.2020 от ДД.ММ.ГГГГ, п. 4.1 паспорта объекта от ДД.ММ.ГГГГ помещения лечебного учреждения.
Обязать Министерство здравоохранения <адрес> обеспечить финансирование мероприятий по адаптации ГБУЗ НСО «Городская клиническая больница №» для обеспечения доступности инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствии с п. 4.1 паспорта объекта от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья (подпись) Е.Н. Герасина
Подлинник решения суда находится в гражданском деле № Ленинского районного суда <адрес>.