Судья: Молева Д.А. |
дело № 33-15263/2022 УИД 50RS0028-01-2021-006045-68 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гулиной Е.М.
судей Петруниной М.В., Коваленко Т.П.,
при помощнике судьи Красновой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 мая 2022 года апелляционную жалобу Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 6 по г. Москве и Московской области на решение Мытищинского городского суда Московской области от 13 октября 2021 года по делу № 25720/2021 по иску Б.Е.Н. к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 6 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения, включении периодов работы в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости и об обязании назначить досрочно страховую пенсию по старости,
заслушав доклад судьи Гулиной Е.М.,
объяснения представителя истицы,
УСТАНОВИЛА:
Б.Е.Н. обратилась в суд с иском к ГУ - Главное управление ПФР <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> о признании незаконным решения ГУ-ГУ ПФР <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> об отказе в установлении пенсии; о включении в специальный страховой стаж периодов работы: с <данные изъяты> по <данные изъяты> – в должности организатора внеклассной работы в Школе <данные изъяты> СВО <данные изъяты>, с <данные изъяты> по <данные изъяты> – в должности воспитателя в детском саду <данные изъяты> КСУ ДО ГАО Мосметрострой, с <данные изъяты> по <данные изъяты> – в должности педагога дополнительного образования в детском саду <данные изъяты> КСУ ДО ГАО Мосметрострой; с <данные изъяты> по <данные изъяты>, с <данные изъяты> по <данные изъяты> – в должности учителя-дефектолога, учителя-логопеда в ясли-саду <данные изъяты> СВУО, с <данные изъяты> по <данные изъяты> – в должности учителя начальных классов в ГОУ Центр образования <данные изъяты> СВО <данные изъяты>. Просила назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права.
В обоснование требований указала, что ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ от <данные изъяты> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» со ссылкой на отсутствие требуемого специального стажа – 25 лет. В специальный стаж необоснованно не были включены вышеуказанные периоды работы. Отсутствие необходимого стажа исключает назначение истцу льготной пенсии.
В судебном заседании представитель истицы требования подержал.
Представитель ответчика иск не признал.
Решением Мытищинского городского суда Московской области от 13 октября 2021 года исковые требования удовлетворены частично, признано частично незаконным решение ГУ-ГУ ПФР № 6 по г. Москве и Московской области № 200000006306/3238438/19 от 19.02.2020 года об отказе в установлении пенсии, на ответчика возложена обязанность зачесть Б.Е.Н. в специальный стаж, периоды работы: с 02.09.1996 года по 31.08.1998 года – в должности организатора внеклассной работы в Школе № 961 СВО г. Москвы; с 01.09.1998 года по 26.08.1999 года – в должности воспитателя в детском саду № 1233 КСУ ДО ГАО Мосметрострой, с 31.08.1999 года по 30.05.2000 года – в должности педагога дополнительного образования в детском саду № 1233 КСУ ДО ГАО Мосметрострой (за исключением периода без сохранения содержания: с 03.05.2000 года по 06.05.2000 года); с 24.07.2003 года по 25.08.2003 года в должности учителя-дефектолога, учителя-логопеда в ясли-саду № 908 СВУО; с 09.09.2004 года по 30.06.2013 года – в должности учителя начальных классов в ГОУ Центр образования № 293 СВО г. Москвы.; назначить Б.Е.Н. досрочную страховую пенсию по старости, с учетом подлежащих в специальный страховой стаж периодов работы, с момента обращения в ГУ-ГУ ПФР № 6 по г. Москве и Московской области, то есть с 20.12.2019 года. В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу пп. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент обращения с заявлением о назначении пенсии) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Как установлено судом и следует из материалов дела, <данные изъяты> Б.Е.Н. обратилась в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии. При рассмотрении ее заявления, к зачету в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, не были приняты периоды:
с 02.09.1996 года по 31.08.1998 года – в должности организатора внеклассной работы в Школе № 961 СВО г. Москвы, со ссылкой на то, что данная должность не предусмотрена Списком;
с 01.09.1998 года по 26.08.1999 года – в должности воспитателя и с 31.08.1999 года по 30.05.2000 года – в должности педагога дополнительного образования в детском саду № 1233 КСУ ДО ГАО Мосметрострой, по тем основаниям, что сведений о выделении детского сада как структурного подразделения не имеется; должность «педагог дополнительного образования» предусмотрено в Учреждениях дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), к которым учреждение «Детский сад» не относится;
с 24.07.2003 года по 25.08.2003 года, с 28.07.2004 года по 25.08.2004 года – в должности учителя-дефектолога, учителя-логопеда в ясли-саду № 908 СВУО (отпуска без сохранения содержания);
с 09.09.2004 года по 30.06.2013 года – в должности учителя начальных классов в ГОУ Центр образования № 293 СВО г. Москвы, в связи с тем, что деятельность учебных учреждений регулируется Типовым положением об образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 года № 196, где предусмотрены общеобразовательные школы. Центр образования в данном Типовом положении не поименован.
Льготный стаж составил 13 лет 01 месяцев 17 дней по состоянию на 19.12.2019 г.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 66 Трудового Кодекса РФ, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и о трудовом стаже работника. Об этом же говорится и в Постановлении Правительства РФ от 16 апреля 2003 года № 225 «О трудовых книжках» и в п.6 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления пенсий», утвержденных Постановлением правительства РФ от 24.07.2002 года № 555.
Из копии трудовой книжки Б.Е.Н. следует, что 16.08.1993 года истец назначена на должность учителя начальных классов в школу № 961; 02.09.1996 года назначена организатором внеклассных работ в начальных классах; 31.08.1998 года освобождена от занимаемой должности учителя начальных классов. С 01.09.1998 года по 26.08.1999 года занимала должность воспитателя в детском саду № 1233 КСУ ДО ГАО Мосметрострой. с 31.08.1999 года по 30.05.2000 года - педагог дополнительного образования в детском саду № 1233 КСУ ДО ГАО Мосметрострой. 18.09.2000 года принята на должность учителя-дефектолога, логопеда в ясли-сад № 908 СВУО; 08.09.2004 года уволена. с 09.09.2004 года по день обращения в ПФР - учитель начальных классов в ГОУ Центр образования № 293 СВО г. Москвы (после переименования – ГБОУ г. Москвы «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского»).
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждений для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
В указанном Списке в перечне должностей предусмотрена должность учитель (пункт 1), а в пункте 1.1. перечня наименований учреждений предусмотрены общеобразовательные учреждения: школы всех наименований, центры образования.
Ранее действовавшими Списками, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 и Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, также было предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности имеют учителя, работающие в учреждениях образования для детей (общеобразовательных учреждениях), в том числе в школах и школах - интернатов всех типов и наименований.
Согласно архивной справке ГКУ «ЦОА» Москвы» от 11.12.2019 года, Б.Е.Н. назначена на должность учителя начальных классов в среднюю общеобразовательную школу № 961 СВОУО г. Москвы с 16.08.1993 года. Сведений о предоставлении учебных, декретных, административных отпусков и отпуска по уходу за ребенком, не имеется. Освобождена от занимаемой должности учителя начальных классов 31.08.1998 года. С 16.08.1993 года по 31.08.1998 года работала на полную ставку, полный рабочий день, полную рабочую неделю.
Относимых и допустимых доказательств, опровергающих сведения, указанные в данной справке, материалы дела не содержат.
Таким образом, принимая во внимание, что вся педагогическая деятельность истца в школе № 961 протекала в должности учителя начальных классов, данная должность и наименование данного учреждения предусмотрено как ныне, таки и ранее действующими Списками, суд обосновано включил истцу в специальный страховой стаж период работы: с 02.09.1996 года по 31.08.1998 года – в должности учителя начальных классов в Школе № 961 СВО г. Москвы.
В указанном Списке от 29.12.2002 года № 781 в перечне должностей предусмотрена должность воспитатель (пункт 1), а в пункте 1.8 перечня наименований учреждений - дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований, детский сад, ясли-сад. В стаж засчитываются все виды педагогической деятельности независимо от ведомственной принадлежности учреждений (организаций).
Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06 сентября 1991 года, содержал указание на детские сады и на детские дошкольные учреждения всех типов.
Согласно пункта 2 Постановления СМ РСФСР от 06.09.1991 года № 463 в стаж засчитывались все виды педагогической деятельности независимо от ведомственной принадлежности учреждений (организаций).
Согласно архивной справке объединенного архива АО «Мосметрострой» от 28.01.2020 года, Б.Е.Н. работала в КСУ Мосметростроя ясли-сад <данные изъяты> в должности воспитателя с <данные изъяты> по <данные изъяты>. Зачислена вновь <данные изъяты> на должность педагога дополнительного образования; уволена с <данные изъяты>. Отпуск без сохранения заработной платы: с <данные изъяты> по <данные изъяты>.
При таких обстоятельствах, поскольку трудовые функции истца в должности воспитателя и педагога дополнительного образования осуществлялись в дошкольном учреждении, наименование которого предусмотрено как ранее, так и действующим Списками, суд пришел к верному выводу, что периоды работы истца: с <данные изъяты> по <данные изъяты> – в должности воспитателя и с <данные изъяты> по <данные изъяты> – в должности педагога дополнительного образования в детском саду <данные изъяты> КСУ ДО ГАО Мосметрострой (за исключением отпуск без сохранения заработной платы: с <данные изъяты> по <данные изъяты>), подлежат зачету в специальный стаж.
Периоды работы истца: с <данные изъяты> по <данные изъяты>, с <данные изъяты> по <данные изъяты> – в должности учителя-дефектолога, учителя-логопеда в ясли-саду <данные изъяты> СВУО, не были засчитаны ответчиком в специальный страховой стаж ввиду нахождения истца в указанные периоды в отпуске без сохранения содержания.
Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденным Постановлением Правительства РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Включение периодов нахождения в отпуске без сохранения содержания в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости указанными правилами не предусмотрено.
Согласно архивной справке ГКУ «ЦОА Москвы» от <данные изъяты> Б.Е.Н. работала в должности учителя-дефектолога, логопеда с 18.09.2000 года. Денежные начисления произведены по сентябрь 2004 года.
При таких обстоятельствах, суд включил в специальный стаж истца период работы: с 24.07.2003 года по 25.08.2003 года – в должности учителя-дефектолога, учителя-логопеда в ясли-саду № 908 СВУО.
Вместе с тем, суд отказал истцу во включение в специальный страховой стажа периода с 28.07.2004 года по 25.08.2004 года, поскольку период нахождения в отпуске без сохранения содержания в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости Правилами не предусмотрено.
В указанной части решение суда не обжалуется.
Согласно льготной справке ГБОУ г. Москвы «Школа № 293 имени А.Т. Твардовского» (до переименования – ГОУ Центр образования № 293; ГБОУ г. Москвы Центр образования № 293) от 24.06.2021 года, Б.Е.Н. работает в данном образовательном учреждении в должности учителя начальных классов с 09.09.2004 года по настоящее время. Отпусков без сохранения заработной платы не имела. Справка выдана на основании книги приказов, личное дело, тарификационные списки, трудовая книжка, лицевые счета, карточки-справки по начислению заработной платы.
В соответствии с п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка, включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Из Устава ГБОУ «Центр образования № 293» следует, что Центр создан на основе приказа Московского комитета образования № 458 от 14.07.2000 года путем реорганизации ГОУ СОШ № 293 и ВОШ № 68 в форме слияния. Центр образования № 293 является государственным образовательным учреждением. Учредителем Центра образования является Московский комитет образования. В своей деятельности Центр образования руководствуется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении и т.д. Предметом деятельности Центра образования является: реализация образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; реализация программ дополнительного образования и т.д. Процесс обучения в Центре образования предусматривает обязательное обеспечение обучающихся универсальным образованием, установленным государственными стандартами для общеобразовательных учреждений.
В соответствии с п. 18 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательной организацией является некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана; согласно ст. 22 образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций (ч. 1) и в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной (ч. 4); частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством РФ физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций (ч. 7); статьей 47 указанного закона, устанавливающей правовой статус педагогических работников, их права, свободы и гарантии их реализации, предусмотрено, что педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии, в том числе право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством РФ (ч. 5).
При таких данных, Закон не связывает возможность реализации прав, социальных гарантий и льгот педагогических работников только с определенными организационно-правовыми формами; пенсия педагогическим работникам подлежит назначению в зависимости от вида осуществляемой ими деятельности, а не исключительно от правового статуса и названия учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях; основанием применения льготного исчисления стажа работы является характер и специфика трудовой деятельности, осуществление определенных трудовых функций, в данном случае функциональных обязанностей педагогического работника, с учетом целей, задач и направлений деятельности учреждений, организаций, в которых они работали.
При этом суд обратил внимание на тот факт, что вышеуказанный предмет деятельности Центра, предусмотренный действующим уставом, не менялся с момента его создания.
Кроме того, периоды работы истца в указанном образовательном учреждении до его переименования и после переименования, были включены ответчиком в специальный страховой стаж.
Таким образом, учитывая вышеприведенные обстоятельства и нормы Закона, принимая во внимание, что основанием для включения того или иного периода в льготный стаж работника является характер трудовой деятельности, осуществление определенных трудовых функций педагогическими работниками в учреждении соответствующего типа, принимая во внимание, что в спорные периоды, истец, занимая должность учителя в ГОУ Центр образования <данные изъяты>, работала в образовательном учреждении для детей и занималась обучением детей школьного возраста, суд нашел подлежащими удовлетворению исковые требования Б.Е.Н. о включении в специальный страховой стаж периода работы: с 09.09.2004 года по 30.06.2013 года – в должности учителя начальных классов в ГОУ Центр образования № 293 СВО г. Москвы.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Правовые основания и условия назначения досрочной пенсии лицам, занимавшимся педагогической деятельностью, установлены пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», который сохраняет ранее установленные правила назначения такой пенсии.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ).
В силу части 1.1 статьи 30 указанного Закона, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в Приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Приложением 7 к Федеральному закону предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости граждан, которые в 2019 году достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, наступает не ранее 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
При этом частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» закреплено, что гражданам, которые указаны в пунктах 19 - 21 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных Приложением 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью лиц, выработавших педагогический стаж в 2019 году, считается отложенным, но не более чем на 6 месяцев со дня возникновения такого права.
При этом днем возникновения права на досрочное назначение пенсии является не день подачи соответствующего заявления в пенсионный орган, а наступление совокупности условий, указанных в ч. 1 ст. 8 и п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
С днем подачи заявления в пенсионный орган законодатель связывает лишь срок назначения пенсии, но не возникновение на нее права.
Как установлено судом, право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью возникло у истца 14 февраля 2019 года (с учетом зачтенных ответчиком и судом периодов работы), пенсия могла быть назначена не ранее 14 августа 2019 года (14.02.2019 г. + 6 месяцев).
Поскольку истица обратилась в пенсионный орган лишь 20.12.2019 г., суд пришел к правильному выводу о назначить истцу досрочной страховой пенсии с момента обращения в Управление Пенсионного Фонда.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, спор разрешен с соблюдением требований материального и процессуального законодательства и оснований для отмены решения суда не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мытищинского городского суда Московской области от 13 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 6 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи