Судья Зыбунова Е.В. дело № 33а-10802/2019
учёт №021а
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
19 июля 2019 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Сибгатуллиной Р›.Р.,
судей Фахрутдинова Р.Р., Фатхутдинова Р .Р .,
РїСЂРё секретаре судебного заседания Хайруллиной Р.Р .,
рассмотрела РІ открытом судебном заседании РїРѕ докладу СЃСѓРґСЊРё Фахрутдинова Р.Р. административное дело РїРѕ апелляционной жалобе Р¤РРћ14 РЅР° решение Вахитовского районного СЃСѓРґР° РіРѕСЂРѕРґР° Казани РѕС‚ 10 апреля 2019 РіРѕРґР°, которым отказано РІ удовлетворении административного Р¤РРћ15 Рє Кабинету Министров Республики Татарстан Рѕ признании незаконным постановления <дата> «Об изъятии земельных участков для государственных РЅСѓР¶Рґ Республики Татарстан».
Проверив материалы административного дела, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, выслушав представителя Кабинета Министров Республики Татарстан РїРѕ доверенности Р¤РРћ16 представителей <данные изъяты> РїРѕ доверенности Р¤РРћ17., Р¤РРћ18., возражавших удовлетворению апелляционной жалобы, судебная коллегия
РЈРЎРўРђРќРћР’РЛА:
Р¤РРћ19далее - административный истец) обратился СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє Кабинету Министров Республики Татарстан Рѕ признании незаконным постановления <данные изъяты> «Об изъятии земельных участков для государственных РЅСѓР¶Рґ Республики Татарстан».
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что в соответствии с полученным уведомлением от 18 сентября 2018 года от Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, административный истец был проинформирован, что Кабинетом Министров Республики Татарстан издано постановление от <данные изъяты> «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Татарстан».
РџРѕ мнению административного истца, данное постановление Кабинета Министров Республики Татарстан издано СЃ нарушением требований закона, поскольку РІ нем отсутствует указание РЅР° проект планировки территории, данные РѕР± утверждении такого проекта. РљСЂРѕРјРµ этого, как полагает Р¤РРћ20 СЃ ходатайством РѕР± изъятии земельного участка для государственных или муниципальных РЅСѓР¶Рґ обратилось ненадлежащее лицо.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и акционерное общество <данные изъяты>
Р’ заседании СЃСѓРґР° первой инстанции административный истец Рё его представитель РїРѕ доверенности Р¤РРћ21 требования административного РёСЃРєР° поддержали.
Представитель административного ответчика Кабинета министров Республики Татарстан РїРѕ доверенности Р¤РРћ22 СЃ административным исковым заявлением РЅРµ согласился, РїСЂРѕСЃРёР» отказать РІ его удовлетворении.
Представители заинтересованных лиц <данные изъяты>», Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан возражали удовлетворению административного искового заявления.
РЎСѓРґ РІ удовлетворении административного РёСЃРєР° Р¤РРћ23 отказал.
Р’ апелляционной жалобе Р¤РРћ24 ставится РІРѕРїСЂРѕСЃ РѕР± отмене решения СЃСѓРґР° как незаконного Рё необоснованного, вынесенного СЃ нарушением РЅРѕСЂРј материального права Рё РїСЂРё неправильном определении обстоятельств, имеющих значения для административного дела. РџСЂРё этом апеллянт РІ обоснование РґРѕРІРѕРґРѕРІ апелляционной жалобы повторяет содержание административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления, Рё приведенные РІ нем основания.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
РР· материалов административного дела следует, что 13 сентября 2018 РіРѕРґР° Кабинетом Министров Республики Татарстан, РІ целях строительства объекта регионального значения «База флота в„–1 РІ районе РЅ.Рї. Камское Устье. Строительство», издано постановление в„–778 «Об изъятии земельных участков для государственных РЅСѓР¶Рґ Республики Татарстан», согласно которому изъяты следующие земельные участки: площадью 0,0299 гектара, образуемого РёР· земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 2,7954 гектара СЃ кадастровым номером .... расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, находящегося РІ собственности Р¤РРћ25 площадью 0,2611 гектара, образуемого РёР· земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 1,2690 гектара СЃ кадастровым номером 16:22:150501:85, расположенного РїРѕ адресу: Республика Татарстан, Камско-Устьинский муниципальный район, Кирельекое сельское поселение, находящегося РІ собственности Р¤РРћ26.; площадью 0,2742 гектара, образуемого РёР· земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 1,7394 гектара СЃ кадастровым номером ...., расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, находящегося РІ собственности Р¤РРћ27 площадью 0,2702 гектара, образуемого РёР· земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 1,9945 гектара СЃ кадастровым номером ....В» расположенного РїРѕ адресу: <адрес> находящегося РІ собственности Р¤РРћ28 площадью 0,8091 гектара, образуемого РёР· земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 1,1974 гектара СЃ кадастровым номером .... расположенного РїРѕ адресу: <адрес> находящегося РІ собственности: Р¤РРћ29 площадью 0,0485 гектара, образуемого РёР· земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью РћР” 545 гектара СЃ кадастровым номером .... расположенного РїРѕ адресу: <адрес> находящегося РІ собственности Р¤РРћ30 площадью 2,7128 гектара, образуемого РёР· земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 2,9773 гектара СЃ кадастровым номером ...., расположенного РїРѕ адресу: <адрес> находящегося РІ собственности Р¤РРћ31
14 декабря 2018 РіРѕРґР° Кабинетом Министров Республики Татарстан вынесено постановление в„–1132 «О внесении изменений РІ постановление Кабинета Министров Республики Татарстан РѕС‚ 13 сентября 2018 РіРѕРґР° в„–778 «Об изъятии земельных участков для государственных РЅСѓР¶Рґ Республики Татарстан», согласно которому РІ абзаце шестом пункта 1 слова «ФРРћ32 заменить словами В«Р.Рњ. Р¤РРћ33 РІ абзаце РІРѕСЃСЊРјРѕРј пункта 1 слова «ФРРћ34В» заменить совами «ФРРћ35
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого постановления требованиям закона.
Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, постановленным при правильном определении обстоятельств имеющих значение для административного дела и соблюдением норм материального и процессуального права.
Так, в соответствии со статьей 10 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно статье 10 Закона Республики Татарстан «Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан» Кабинет Министров Республики Татарстан является исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики Татарстан.
Пунктом 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
РР· содержания пункта 3 статьи 279 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации решение РѕР± изъятии земельного участка для государственных или муниципальных РЅСѓР¶Рґ принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми РІ соответствии СЃ земельным законодательством.
Подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, одним из которых является строительство, реконструкция объектов транспорта регионального значения. Обоснования принятия соответствующих решений предусмотрены ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории.
Как указано в содержании пункта 1 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств, с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти вправе обратиться организации, являющиеся субъектами естественных монополий, в случае изъятия земельных участков для размещения объектов, указанных в статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации и обеспечивающих деятельность этих субъектов.
В ходатайстве об изъятии должна быть указана цель изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 4 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом часть 2 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд в соответствии с пунктом 1 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 17 августа 1995 года «О естественных монополиях» установлено, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. В частности, к сферам деятельности субъектов естественных монополий, определенных пунктом 1 статьи 4 указанного Федерального закона, отнесена транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
Согласно пункту 4 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, в решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
В соответствии с данной нормой изъятие земельных участков для государственных нужд в целях строительства допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
Как правильно установлено судом первой инстанции акционерным обществом «<данные изъяты> в целях выполнения Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на подводных переходах магистральных трубопроводов запланировано строительство объекта «База флота №1 в районе н.п. Камское Устье». Строительство» в границах Кирельского сельского поселения Камско-Устьинского района Республики Татарстан.
На основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 июля 2018 года №559 объект «База флота №1 в районе н.п. Камское Устье. Строительство» внесен в схему территориального планирования Республики Татарстан.
Как следует из пункта 3 подраздела 1.4.5 Схемы территориального планирования Республики Татарстан строительство Базы флота №1 осуществляется с целью предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на подводных переходах магистральных нефтепроводов.
Таким образом, цель изъятия земельных участков административного истца для государственных нужд, соответствует требованиям закона, регулирующим спорные правоотношения.
<данные изъяты>В», включенное РІ реестр субъектов естественных монополий (Решение Р¤РРљ Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 14 октября 1997 РіРѕРґР° в„–115, Постановление Р¤РРљ Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 24 марта 2000 РіРѕРґР° в„–15/6), является надлежащим лицом, наделенным РІ силу закона правом РЅР° обращение СЃ ходатайством РѕР± изъятии спорных земельных участков.
Порядок издания оспариваемого постановления Кабинетом Министров Республики Татарстан нарушен не был.
Указанным обстоятельствам судом первой инстанции при рассмотрении административного дела была дана правильная правовая оценка, основанная на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, что явилось основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Вопреки требованиям статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным ответчиком не представлены доказательства не соответствия оспариваемого постановления нормативно-правовым актам, влекущим нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Р’ этой СЃРІСЏР·Рё, судебная коллегия считает решение СЃСѓРґР° РѕР± отказе РІ удовлетворении административного РёСЃРєР° Р¤РРћ36 принятым РІ соответствии СЃ требованиями статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Доводы апеллянта не опровергают выводов суда, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и сводятся к повторению изложенной правовой позиции в административном исковом заявлении и при рассмотрении дела судом, а потому подлежат отклонению как несоответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела. Нарушений процессуального права, в том числе указанных апеллянтом, судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛРЛА:
решение Вахитовского районного СЃСѓРґР° РіРѕСЂРѕРґР° Казани РѕС‚ 10 апреля 2019 РіРѕРґР° РїРѕ данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Р¤РРћ37 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё