административное дело №а-410/2018
В окончательном виде решение изготовлено 23 марта 2018 г.
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
г. Каменск-Уральский Свердловской области |
19 марта 2018 г. |
Синарский районный СЃСѓРґ Рі. Каменска-Уральского Свердловской области РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Доевой Р—.Р‘., РїСЂРё секретаре Климовой Рђ.РЎ., рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело в„– 2Р°-410/2018 РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Резниковой РСЂРёРЅС‹ Владимировны Рє судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов РїРѕ Рі. Каменску-Уральскому Рё Каменскому району УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Свердловской области Фучужи Елене Николаевне, Управлению Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Свердловской области Рѕ признании незаконным постановления РѕР± обращении взыскания РЅР° пенсию,
установил:
Резникова Р.Р’. обратилась СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов РїРѕ Рі. Каменску-Уральскому Рё Каменскому району УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Свердловской области Фучужи Р•.Рќ., Управлению Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Свердловской области Рѕ признании незаконным постановления РѕР± обращении взыскания РЅР° пенсию РІ размере 50%, вынесенное РІ рамках исполнительного производства в„–.
Р’ обоснование административного РёСЃРєР° указано, что (дата) Резникова Р.Р’. получила пенсию РІ размере 50% РѕС‚ причитающейся СЃСѓРјРјС‹, Рё СЃ целью выяснения причин увеличения удержания РїРѕ исполнительному производству СЃ 25% РґРѕ 50% обратилась Рє судебному приставу-исполнителю Фучужи Р•.Рќ., которая РІ категоричной форме отказалась принять РґРѕРІРѕРґС‹ административного истца Рѕ том, что пенсия является для неё единственным источником РґРѕС…РѕРґР°, что Сѓ неё имеются иные обязательства, для уплаты которых использовалась получаемая СЃСѓРјРјР° пенсии.
Данное постановление административный истец полагает незаконным, нарушающим её права, СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё законные интересы РІ РІРёРґСѓ следующего. Р’ оспариваемом постановлении указано РЅР° обращение взыскания РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ должника, Р° именно РЅР° пенсию, получаемую Резниковой Р.Р’., РІ размере 50%. Согласно справке Пенсионного фонда Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, размер пенсии истца Р·Р° февраль 2018 Рі., Р·Р° вычетом удержания, составил 9 745 СЂСѓР±. 84 РєРѕРї. Р’ соответствии СЃ Законом Свердловской области РѕС‚ 03.11.2017 в„– 118-РћР— «Об установлении величины прожиточного РјРёРЅРёРјСѓРјР° пенсионера РІ Свердловской области» величина прожиточного РјРёРЅРёРјСѓРјР° пенсионера РІ Свердловской области РЅР° 2018 РіРѕРґ РІ целях определения социальной доплаты Рє пенсии, предусмотренной Федеральным Законом «О государственной социальной помощи» составляет 8 726 СЂСѓР±. РІ месяц. Между тем, СЃ учетом внесения платы Р·Р° жилищно-коммунальные услуги (5000 СЂСѓР±. ежемесячно РІ соответствии СЃ заключенным соглашением), фактически РЅР° проживание Резниковой Р.Р’. остается СЃСѓРјРјР° 4745 СЂСѓР±. 84 РєРѕРї., что почти РІ РґРІР° раза РЅРёР¶Рµ установленной величины прожиточного РјРёРЅРёРјСѓРјР°.
Р’ судебном заседании административный истец Резникова Р.Р’. заявленные требования поддержала РїРѕ доводам, изложенным РІ административном РёСЃРєРµ. Дополнительно указала, что единственным источником РґРѕС…РѕРґР° является пенсия, после вычета РїРѕ исполнительному производству РІ размере 50% пенсии, Сѓ нее остается 9775 СЂСѓР±., РїСЂРё этом между ней Рё РћРћРћ «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика» заключено соглашение Рѕ поэтапном погашении задолженности РїРѕ оплате жилья Рё коммунальных услуг, РїРѕ которому РѕРЅР° ежемесячно оплачивает 5000 СЂСѓР±. (РґСЂСѓРіРёРµ 5000 СЂСѓР±. оплачивает проживающий совместно СЃ ней сын), также денежные средства расходуются РЅР° приобретение лекарств (полиартрит), помогает РІРЅСѓРєСѓ, который учится РІ МГУ.
Ответчик судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов РїРѕ Рі. Каменску-Уральскому Рё Каменскому району УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Свердловской области Фучужи Р•.Рќ. РІ судебное заседание РЅРµ явилась, извещена надлежащим образом, направила ходатайство Рѕ рассмотрении дела РІ СЃРІРѕРµ отсутствие, РІ ранее представленных письменных возражениях указала, что РІ ее производстве находится СЃРІРѕРґРЅРѕРµ исполнительное производство в„–, состоящее РёР· шести исполнительных документов, СЃ предметом исполнения – задолженность РїРѕ кредитным договорам Рё договорам займа, проценты, РІ пользу взыскателей: РђРћ «Тинькофф Банк», РћРћРћ МФО «Пятый элемент», РћРћРћ «Микрофинансовая организация «УК «Деньги сразу Юг», РћРћРћ «Микрофинансовая организация «Содействие XXIВ», РћРћРћ «Микрофинансовая организация Деньгимигом», РћРћРћ «Микрофинансовая организация «Сейф», РІ отношении должника Резниковой Р.Р’. Р’ установленный СЃСЂРѕРє постановления Рѕ возбуждении исполнительного производства были направлены сторонам исполнительного производства, РїСЂРё этом должником требования исполнительных документов РІ СЃСЂРѕРє для добровольного исполнения РЅРµ выполнены. Р’ рамках исполнительного производства были направлены запросы РІ кредитные организации Рё регистрирующие органы, РїСЂРё получении ответов РЅР° которые установлено, что должник Резникова Р.Р’. является получателем пенсии. (дата) судебным приставом-исполнителем вынесено постановление РѕР± установлении размера взыскания СЃ пенсии должника РІ размере 50%. Указывая РЅР° то, что задачами исполнительного производства являются правильное Рё своевременное исполнение судебных актов, что остаток задолженности истца составляет 535116 СЂСѓР±. 71 РєРѕРї. (РїСЂРё удержании 50% РёР· РґРѕС…РѕРґРѕРІ должника оплата будет производиться примерно РІ течение 55 месяцев) Рё РїСЂРё снижении размера удержания существенно замедлится исполнение исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель Фучужи Р•.Рќ. полагала заявленный административный РёСЃРє РЅРµ подлежащим удовлетворению.
Представители административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов России по Свердловской области, заинтересованных лиц взыскателей АО «Тинькофф Банк», ООО МФО «Пятый элемент», ООО «Микрофинансовая организация «УК «Деньги сразу Юг», ООО «Микрофинансовая организация Деньгимигом», ООО «Микрофинансовая организация «Сейф» в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания, возражений на исковое заявление не представили.
Представитель заинтересованного лица взыскателя РћРћРћ «Микрофинансовая организация «Содействие XXIВ» Батарейная Рљ.Рџ. РІ судебное заседание РЅРµ явилась, направила письменные возражения, РІ которых указала РЅР° необоснованность заявленного административного РёСЃРєР°, поскольку должником Резниковой Р.Р’. действия, направленные РЅР° добровольное исполнение судебного акта, РЅРµ предпринимались, размер удержания установлен судебным приставом-исполнителем РІ соответствии СЃ требованиями действующего законодательства.
Заслушав объяснения административного истца Резниковой Р.Р’., исследовав Рё оценив представленные РІ материалы дела доказательства, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующим выводам.
В соответствии со статьей 122 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
В силу части 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно части 5 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
В силу части 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
РР· административного РёСЃРєР° следует Рё РЅРµ оспаривалось административным ответчиком судебным приставом-исполнителем Фучужи Р•.Рќ., что РѕР± оспариваемом постановлении РѕС‚ (дата) Резниковой Р.Р’. стало известно (дата) (РїСЂРё получении пенсии), Р° (дата) представителем административного истца было подано РІ СЃСѓРґ данное административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· этого, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ том, что имеются основания для восстановления пропущенного СЃСЂРѕРєР° РЅР° обращение РІ СЃСѓРґ административному истцу.
Разрешая требования административного истца по существу, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, СЃСѓРґ удовлетворяет заявленные требования РѕР± оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права Рё СЃРІРѕР±РѕРґС‹ административного истца, Р° также РЅРµ соответствует закону или РёРЅРѕРјСѓ нормативному правовому акту.
Согласно части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· общепризнанных принципов Рё РЅРѕСЂРј международного права, статьи 6 Конвенции РѕС‚ 04.11.1950 «О защите прав человека Рё основных СЃРІРѕР±РѕРґВ», гарантирующей право каждого РЅР° справедливое судебное разбирательство РІ разумные СЃСЂРѕРєРё, Рё основанных РЅР° данной РЅРѕСЂРјРµ права правовых позиций Европейского РЎСѓРґР°, вступившие РІ законную силу решения СЃСѓРґР° должны исполняться, государство должно гарантировать, используя соответствующие СЃРїРѕСЃРѕР±С‹, исполнение судебных решений. Задержка исполнения судебного решения РЅРµ может быть такой, чтобы РѕРЅР° нарушала саму суть права, гарантируемого пунктом 1 статьи 6 Конвенции.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов закреплены в Федеральном законе от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Основной обязанностью судебного пристава-исполнителя в процессе принудительного исполнения судебных актов, согласно статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», является принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Частью 8 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (часть 11 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В случае если в предусмотренный частями 11, 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требования исполнительного документа не исполнены, судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, предпринимать меры принудительного исполнения.
В соответствии с частью 1 статьи 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
В силу пункта 2 части 3 статьи 68 названного Федерального закона обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых правоотношений, является мерой принудительного исполнения.
В случае отсутствия (недостаточности) у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина (пункт 3 части 1 статьи 98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе (часть 3 статьи 98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Согласно частям 2, 3 статьи 99 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 настоящей статьи, не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов.
Статьей 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание, при этом пенсия к таким доходам не относятся.
Как следует РёР· материалов дела Рё установлено СЃСѓРґРѕРј, РЅР° исполнении судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов РїРѕ Рі. Каменску-Уральскому Рё Каменскому району УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Свердловской области Фучужи Р•.Рќ находится СЃРІРѕРґРЅРѕРµ исполнительное производство в„– РїРѕ шести исполнительным документам Рѕ взыскании СЃ должника Резниковой Р.Р’. задолженности РїРѕ кредитным договорам Рё договорам займа, процентам, судебных расходов РІ размере 535116 СЂСѓР±. 71 РєРѕРї. РІ пользу взыскателей РђРћ «Тинькофф Банк», РћРћРћ МФО «Пятый элемент», РћРћРћ «Микрофинансовая организация «УК «Деньги сразу Юг», РћРћРћ «Микрофинансовая организация «Содействие XXIВ», РћРћРћ «Микрофинансовая организация Деньгимигом», РћРћРћ «Микрофинансовая организация «Сейф».
В рамках указанного исполнительного производства № судебным приставом-исполнителем Фучужи Е.Н. (дата) вынесено оспариваемое постановление об установлении размера взыскания из пенсии должника в размере 50%, копия постановления направлена по месту получения указанных выплат.
РР· представленной РІ материалы дела справки 2-НДФЛ Р·Р° (дата) следует, что общий РґРѕС…РѕРґ административного истца Резниковой Р.Р’. РїРѕ месту работы составил 205 975 СЂСѓР±. 27 РєРѕРї. СЃ учетом НДФЛ (13%).
Согласно ответу РЅР° запрос, представленному Управлением Пенсионного Фонда Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ Рі. Каменске-Уральском Рё Каменском районе, Резникова Р.Р’. является получателем государственной пенсии, размер которой составляет 19 491 СЂСѓР±. 62 РєРѕРї. РР· пенсии Резниковой Р.Р’. РїРѕ требованию судебного пристава-исполнителя производятся удержания РІ размере 50% РѕС‚ СЃСѓРјРјС‹ пенсии РІ счет погашения долга РїРѕ шести исполнительным листам. РќР° настоящее время СЃ учетом всех удержаний Резниковой Р.Р’. выплачивается пенсия РІ размере 9745 СЂСѓР±. 84 РєРѕРї.
РР· представленного РІ материалы дела графика поэтапного погашения задолженности РїРѕ оплате жилья Рё коммунальных услуг следует, что последний платеж РІ размере 10000 СЂСѓР±. Резниковой Р.Р’. необходимо уплатить 30 03.2018. РР· пояснений административного истца следует, что 5000 СЂСѓР±. указанного платежа уплачиваются ею, Р° оставшиеся 5000 СЂСѓР±. оплачивает проживающий совместно СЃ ней сын.
Проанализировав положения вышеуказанных правовых норм и установленные обстоятельства, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о законности оспариваемого постановления от (дата) об установлении размера взыскания из пенсии должника в размере 50%, которое вынесено в пределах суммы, подлежащей взысканию по исполнительному производству, и права должника не нарушает. Установленный судебным приставом-исполнителем в оспариваемом постановлении размер удержаний из пенсии не превышает установленный законом предел, удержания из пенсии должника производятся по месту получения выплат с сохранением 50% выплаты (пенсии). Оснований для снижения размера ежемесячных удержаний суд при установленных обстоятельствах не усматривает, учитывая дату рассмотрения дела и то, что последний платеж по графику (по погашению задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг) истец должна внести до (дата). Поскольку должником требования исполнительных документов в срок, установленный для добровольного исполнения, не выполнены, у судебного пристава-исполнителя имелись предусмотренные пунктом 2 части 3 статьи 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» основания для вынесения оспариваемого постановления.
Таким образом, административным истцом не представлены доказательства нарушения её прав оспариваемым постановлением, в том числе доказательства, свидетельствующие о том, что из её пенсии производятся удержания в размере, превышающем установленный законом предел. Вместе с тем, обязанность доказывания факта нарушения прав возлагается в силу пункта 1 части 9, части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного истца и отсутствие нарушения которых является основанием для отказа в удовлетворении требований административного иска.
При таких обстоятельствах, не установив незаконность оспариваемого постановления, вынесенного судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного документа с соблюдением требований, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, а также нарушение прав административного истца, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 179, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Резниковой РСЂРёРЅС‹ Владимировны Рє судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов РїРѕ Рі. Каменску-Уральскому Рё Каменскому району УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Свердловской области Фучужи Елене Николаевне, Управлению Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Свердловской области Рѕ признании незаконным постановления РѕР± обращении взыскания РЅР° пенсию – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде с подачей апелляционной жалобы через Синарский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области.
Судья З.Б. Доева