Дело № 2-215/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 декабря 2018 года с. Курья
Курьинский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Рожнова Е.В.,
при секретаре Григорьевой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску публичного акционерного общества «МРСК Сибири» в лице филиала «Алтайэнерго» к Комарову Алексею Анатольевичу о признании недействительным договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество «МРСК Сибири» (далее - ПАО «МРСК Сибири») в лице филиала «Алтайэнерго» обратилось в суд с иском к Комарову А.А., в котором указывает, что ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «МРСК Сибири» и Комаровым А.А. был заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №, согласно которому истец обязался осуществить технологическое присоединение электроустановок жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый номер земельного участка №. Максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 15 кВт по третьей категории надежности.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ при выезде персонала ООО «МРСК Сибири» на место, выявлено, что объект присоединен от электрической сети, принадлежащей <адрес>». Участок ответчика расположен на территории СНТ «Обь-2». Истец не имеет возможности осуществить технологическое присоединение объекта ответчика в силу императивного запрета, поскольку повторное присоединение энергопринимающих устройств ответчика к сети согласно ст.26 ФЗ «Об электроэнергетике» является недопустимым.
Просит признать недействительным договор об осуществлении технологического присоединения от ДД.ММ.ГГГГ №, заключённый между ПАО «МРСК Сибири» и Комаровым А.А., в связи с тем, что он заключен с нарушением требования ст.26 ФЗ «Об электроэнергетике» и взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины.
Представитель истца ПАО «МРСК Сибири», действующий на основании доверенности, в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований ПАО «МРСК Сибири» по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Комаров А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, полагая, что оснований для признания договора об осуществлении технологического присоединения от ДД.ММ.ГГГГ недействительным не имеется. Пояснил, что первоначально между ним и «МРСК Сибири» был заключен договор о технологическом присоединении его участка к электросетям через СНТ «Обь-2», однако, поскольку он строит дом на земельном участке, расположенном на территории садоводства, и ему необходима круглогодичное электроснабжение, им была подана заявка в сетевую компанию с целью изменения точки присоединения, т.е. на присоединение к городским сетям, расстояние до которых составляет 258 м. Сезонная подача электроэнергии садоводством СНТ «Обь-2» с 25 апреля по 15 октября его не устраивает. Он не является членом СНТ «Обь-2», подключение к их электросетям было произведено опосредованно, заключение договора с СНТ «Обь-2» о пользовании их инфраструктурой было вынужденным, поскольку такое условие было выставлено истцом до заключения первоначального договора присоединения. Кроме того к нему не поступает затребованная мощность. По вопросу не отключения его дома в период с октября по прель он в СНТ «Обь-2» не обращался.
Представитель третьего лица СНТ «Обь-2» в судебное заседание не явился, возражений по заявленным требованиям не представил.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом при рассмотрении дела установлено, что ответчику Комарову А.А. на праве собственности принадлежит земельный участок № площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>», что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д.35).
Как следует из искового заявления, пояснений ответчика и выписки из ЕГРН, на вышеуказанном земельном участке расположен дом, принадлежащий Комарову А.А.
ДД.ММ.ГГГГ Комаров А.А. обратился в ПАО «МРСК Сибири» с заявкой на осуществление технологического присоединения на участке № с кадастровым номером №, в которой в качестве причины технологического присоединения указал – изменение точки присоединения жилого дома (л.д.30-32).
Учитывая требования действующего законодательства и публичный характер договора об осуществлении технологического присоединения, ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «МРСК Сибири» (сетевая организация) и Комаровым А.А. (заявитель) был заключён договор № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. В соответствии с п.1 указанного договора сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя жилого дома, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства, с учётом следующих характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 15 кВт; категория надежности третья; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,23 кВ; максимальная мощность ранее присоединенных энергопринимающих устройств отсутствует (л.д.10-12).
Технологическое присоединение необходимо для электроснабжения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> №, кадастровый номе земельного участка № (п. 2 вышеуказанного договора).
В соответствии с п. 4 договора, технические условия являются неотъемлемой частью договора и приведены в приложении (л.д.13-14).
Как следует из материалов дела, между Комаровым А.А. и садоводческим некоммерческим товариществом «Обь-2» (далее - СНТ «Обь-2»), заключен договор № о порядке пользования объектами инфраструктуры и иным имуществом общего пользования садоводческого товарищества при ведении садоводства в индивидуальном порядке от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27-29). Договор не расторгнут, доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
Согласно п.п. 1.1-1.2 указанного Договора, Товарищество предоставляет Садоводу-индивидуалу право пользования объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования Товарищества. Для всех собственников земельных участков, расположенных на территории Товарищества, независимо от членства в Товариществе, устанавливается единый порядок пользования и платежей на содержание и пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего собрания Товарищества.
Как установлено в судебном заседании, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, на момент заключения договора с ПАО «МРСК Сибири» имел ранее осуществленное технологическое присоединение к электрическим сетям, что подтверждается договором № от ДД.ММ.ГГГГ, актом об осуществлении технологического присоединения № от ДД.ММ.ГГГГ и актом о выполнении технических условий №.16 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18-24).
Кроме того, факт того, что жилой дом по вышеуказанному адресу присоединён к электрической сети СНТ «Обь-2», подтверждается листом осмотра (обследования) объекта заявителя от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16), фотографией, сделанной при составлении акта осмотра (л.д.17) и не оспорен ответчиком Комаровым А.А.
В соответствии со ст.168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Федеральным законом «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 №35-ФЗ установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определены полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
Согласно ч.1 ст.26 вышеуказанного Федерального закона, технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Во исполнение предписаний федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила №861).
Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии.
Процедура технологического присоединения включает подачу заявки заявителем, который имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя; заключение договора; выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором; получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя; осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям.
При осуществлении первичного технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя все технические параметры такого присоединения закрепляются за присоединенными энергопринимающими устройствами и фиксируются в документах о технологическом присоединении, в частности в акте об осуществлении технологического присоединения. Такими техническими параметрами являются: максимальная мощность энергопринимающих устройств, категория надежности, количество точек присоединения, уровень напряжения, на котором присоединены энергопринимающие устройства.
Технологическое присоединение согласно статье 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются.
По смыслу приведенных законоположений повторное технологическое присоединение энергопринимающих устройств имеет место, в частности, при пересмотре величины присоединенной мощности, которое в силу требований пункта 1 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» возможно только на основании отдельного договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, в том числе ранее уже заключавшим договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств другой мощности.
Под однократностью технологического присоединения, упомянутого в п.1 ст.26 Федерального закона «Об электроэнергетике», понимается разовое осуществление процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, в объёме максимальной мощности таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства.
В соответствии с п. 8(5) вышеназванных Правил, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию указанным некоммерческим объединением либо его представителем. В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию непосредственно гражданами, ведущими садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, или иными лицами.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> на момент заключения договора ДД.ММ.ГГГГ № с ПАО «МРСК Сибири», имел ранее осуществленное технологическое присоединение к электрическим сетям, что было установлено при фактическом выезде на место сотрудников ПАО «МРСК Сибири».
Следовательно, на момент заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевая организация не располагала сведениями о фактическом присоединении энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям.
Факт того, что по установленным в СНТ «Обь-2» электрическим сетям осуществляется сезонная подача электрической энергии, потребляемой лицами, имеющими садовые участки на территории СНТ и подключенными к данной линии, в судебном заседании не установлен, материалами дела не подтверждается.
Несогласие ответчика с сезонностью подачи электроэнергии, как на то указал Комаров А.А. в ходе рассмотрения дела, не свидетельствует о необходимости повторного присоединения энергопринимающих устройств, поскольку п. 2.2.4 договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Комароым А.А. и СНТ «Обь-2», предусмотрено, что при необходимости проживания в осенне-зимне-весенний период ежегодно сообщать об этом в Правление Товарищества в письменном виде.
Факта обращения с данным вопросом в СНТ «Обь – 2» и получения от них отрицательного ответа, ответчиком в суд не представлено.
Доказательств принуждения Комарова А.А. со стороны ПАО «МРСК Сибири», к заключению с СНТ «Обь-2» договора № от ДД.ММ.ГГГГ., о порядке пользования объектами инфраструктуры и иным имуществом общего пользования садоводческого товарищества при ведении садоводства в индивидуальном порядке, в суд не представлено.
Само по себе предположение ответчика, что он в соответствии с договором №.№ от ДД.ММ.ГГГГ., и Техническими условиями № для присоединения к электрическим сетям Филиал ПАО «МРСК Сибири»- «Алтайэнерго» (Приложение № к договору) (л.д. 25) будет подключен непосредственно к городской линии электропередачи, правового значения не имеет, поскольку им был подписан акт об осуществлении технологического присоединения № от ДД.ММ.ГГГГ и акт о выполнении технических условий №.16 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано о выполнении технических условий присоединения с точкой присоединения с источником питания – ПС «Гоньба» №.
Вышеуказанный договор №.№ от ДД.ММ.ГГГГ., и Технические условия № ответчиком в установленном законом порядке, не оспаривались.
Таким образом, судом при рассмотрении дела установлено, что до заключения оспариваемого договора № от ДД.ММ.ГГГГ. технологическое присоединение энергопринимающих устройств Комарова А.А уже было осуществлено к электрическим сетям через сети СНТ «Обь-2», кроме того, в Технических условиях № от ДД.ММ.ГГГГ. для присоединения к электрическим сетям Филиала ПАО «МРСК Сибири»- «Алтайэнерго» (Приложение № к договору от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.13) указывается та же самая точка присоединения с источником питания – ПС «Гоньба» №, что и в Технических условиях № к договору №.№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, повторное присоединение при наличии действующего технологического присоединения нарушает требования ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «Об электроэнергетике», в связи с чем, договор № от ДД.ММ.ГГГГ является недействительным.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ, с Комарова А.А. в пользу ПАО «МРСК Сибири» подлежит взысканию <данные изъяты> рублей в счёт возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.194- 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Алтайэнерго» удовлетворить.
Признать недействительным договор об осуществлении технологического присоединения от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между ПАО «МРСК Сибири» и Комаровым Алексеем Анатольевичем.
Взыскать с Комарова Алексея Анатольевича в пользу ПАО «МРСК Сибири» расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Курьинский районный суд.
Председательствующий: судья Е.В. Рожнов