Дело № 2А-1207/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2018 года г. Уфа
Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Кузнецова А.В.,
при секретаре Ишбаевой Н.Х.,
с участием:
представителя административного истца - Уразбахтина Д.Ф.,
представителя административного ответчика Хасановой Г.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Уразбахтиной Татьяны Сергеевны к Администрации МР Уфимский район РБ об оспаривании решения об отказе в выдачи разрешения на строительство и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Уразбахтина Д.Ф. обратилась в суд с административным иском к Администрации МР Уфимский район РБ об оспаривании решения об отказе в выдачи разрешения на строительство и обязании устранить допущенные нарушения, по следующим основаниям.
Согласно свидетельства о регистрации права собственности № от <данные изъяты>. Уразбахтиной Т.С. на праве собственности принадлежит земельный участок расположенный на землях населенных пунктов, площадью 766 кв.м., с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <данные изъяты>, данных о регистрации обременении (ограничений) не содержит
<данные изъяты>. Уразбахтина Татьяна Сергеевна обратилась с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка.
<данные изъяты>. Главным архитектором MP Уфимский район РБ утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>
Согласно градостроительного плана № <данные изъяты> земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в зоне Ж-1 - зона застройки индивидуальными жилыми домами с индивидуальными земельными участками и блокированными домами с приквартирными участками предназначена для проживания отдельных семей в отдельно стоящих домах усадебного типа и блокированных домах с приквартирными участками с правом ведения ограниченного личного подсобного хозяйства (содержание домашнего скота и птицы), и индивидуальной трудовой деятельности с минимально разрешенным набором услуг местного значения.
ДД.ММ.ГГГГ Уразбахтина Татьяна Сергеевна обратилась в МАУ "УЗА и С MP Уфимский район РБ" с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: РФ, <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ Администрация муниципального района Уфимский район РБ письмом за № отказало Уразбахтиной Татьяне Сергеевне в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
Административный истец считает отказ незаконным, полагая, что, являясь собственником земельного участка, она вправе возвести на нем жилое строение. Отказ нарушает его права собственника. Полагает, что Градостроительный план №RU03547000-472Ф, утвержденный Главным архитектором MP Уфимский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ не может препятствовать осуществлению им прав собственника, поскольку ограничение прав землевладельца допустимо лишь в случаях, предусмотренных Федеральными законами.
Истец, просит признать незаконным отказ Администрации Муниципального района Уфимский район РБ о выдачи разрешения на строительство жилого дома.
Возложить на Администрацию Муниципального района Уфимский район РБ обязанность устранить нарушение прав Уразбахтиной Т.С. путем выдачи разрешения на строительство жилого дома.
Административный истец, третье лицо МАУ "УЗА и С MP Уфимский район РБ", надлежаще извещенные о дне, месте и времени судебного заседания, в суд не явились.
Представитель административного истца - Уразбахтин Д.Ф. в судебном заседании исковые требования полностью поддержал по изложенным в иске доводам.
Представитель ответчика Хасанова Г.Д. просила суд отказать в требованиях Уразбахтиной Т.С.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Пунктом 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае,
если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В судебном заседании установлено, что cсогласно свидетельства о регистрации права собственности № от <данные изъяты>. Уразбахтиной Т.С. на праве собственности принадлежит земельный участок расположенный на землях населенных пунктов, площадью 766 кв.м., с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <данные изъяты>, данных о регистрации обременении (ограничений) не содержит.
<данные изъяты>. Уразбахтина Татьяна Сергеевна обратилась с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка.
<данные изъяты>. Главным архитектором MP <адрес> РБ утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>
Согласно градостроительного плана № <данные изъяты> земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в зоне Ж-1 - зона застройки индивидуальными жилыми домами с индивидуальными земельными участками и блокированными домами с приквартирными участками предназначена для проживания отдельных семей в отдельно стоящих домах усадебного типа и блокированных домах с приквартирными участками с правом ведения ограниченного личного подсобного хозяйства (содержание домашнего скота и птицы), и индивидуальной трудовой деятельности с минимально разрешенным набором услуг местного значения.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки СП Русско-Юрмашский сельсовет MP Уфимский район РБ, утвержденными решением Совета СП Русско-Юрмашский сельсовет MP Уфимский район РБ ДД.ММ.ГГГГ №, территориальная зона расположения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:
-для индивидуальных жилых домов (усадебного типа 1-,2-,3-этажный одноквартирный) с приусадебными земельными участками от 600 до 1500 кв. м.;
-для малоэтажной застройки (блокированной с двумя блок квартирами), коттеджного типа с земельными участками от 300 до 1500 кв.м.;
-для ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства с участками от 600 до 5000 кв.м, не требующих организации санитарно-защитных зон.
ДД.ММ.ГГГГ Уразбахтина Т.С. обратилась в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>
Заявителем к заявлению представлены:
-копия паспорта;
-копия свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок;
-градостроительный план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация отказала Уразбахтиной Т.С. в выдаче разрешения на строительство в связи с отсутствием требуемых документов, согласно ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
В письме, администрация МР <адрес> РБ, сослалась на отсутствие зоны допустимого размещения зданий, строений и сооружений в градостроительном плане земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ Уразбахтина Т.С. обратилась в Уфимский районный суд Республики Башкортостан с административным иском к Администрации о признании незаконным отказа, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, то есть по истечению двух месяцев и 17 дней.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Определением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-<данные изъяты> административное исковое заявление Уразбахтиной Т.С. оставлено без рассмотрения.
Определение суда вступило в законную силу <данные изъяты>.
Таким образом, с повторным обращением в суд, административный истец, должен обратиться, не нарушая сроки, установленные ч. 1 ст. 219 КАС РФ, не позднее ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ + <данные изъяты>).
Уразбахтина Т.С. повторно обратилась в Уфимский районный суд ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, Уразбахтина Т.С. о нарушении своих прав, свобод и законных интересов узнала уже с момента получения письма-отказа Администрации от ДД.ММ.ГГГГ №, соответственно срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ пропущен.
В связи с изложенным, суд считает, что административным истцом пропущен трехмесячный срок для подачи административного искового заявления.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился вновь с приложением ранее представленных документов в орган местного самоуправления с заявлением о выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
Повторно письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация также отказала в выдаче разрешения на строительство сославшись на вышеуказанные обстоятельства.
На основании ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нём здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своём участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260). Для осуществления данных прав необходимо специальное разрешение, полученное в порядке, установленном ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 3 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
В соответствии со статьёй 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации в объём полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности входит, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях, подведомственных органам местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом.
Согласно п. п. 2, 3 ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы исполнительной власти, исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления с приложением, в том числе, градостроительного плана земельного участка и схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Требования к структуре и содержанию данной схемы предусмотрены статьёй 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и «Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к её содержанию», утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (далее - Положение № 87), согласно которому схема планировочной организации земельного участка является частью проектной документации (разделом 2) и состоит из двух частей: текстовой и графической.
Согласно пункту 12 Положения № 87 текстовая часть схемы должна содержать: характеристику земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства; обоснование границ санитарно-защитных зон объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка - в случае необходимости определения указанных зон в соответствии с законодательством Российской Федерации; обоснование планировочной организации земельного участка в соответствии с градостроительным и техническим регламентами либо документами об использовании земельного участка (если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или в отношении его не устанавливается градостроительный регламент); технико-экономические показатели земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства; обоснование решений по инженерной подготовке территории, в том числе решений по инженерной защите территории и объектов капитального строительства от последствий опасных геологических процессов, паводковых, поверхностных и грунтовых вод; описание организации рельефа вертикальной планировкой; описание решений по благоустройству территории; зонирование территории земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, обоснование функционального назначения и принципиальной схемы размещения зон, обоснование размещения зданий и сооружений (основного, вспомогательного, подсобного, складского и обслуживающего назначения) объектов капитального строительства - для объектов производственного назначения; обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешние и внутренние (в том числе межцеховые) грузоперевозки, - для объектов производственного назначения; характеристику и технические показатели транспортных коммуникаций (при наличии таких коммуникаций) - для объектов производственного назначения; обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешний и внутренний подъезд к объекту капитального строительства, - для объектов непроизводственного назначения;
Графическая часть схемы должна отображать: -схему планировочной организации земельного участка с отображением: мест размещения существующих и проектируемых объектов капитального строительства с указанием существующих и проектируемых подъездов и подходов к ним; границ зон действия публичных сервитутов (при их наличии); зданий и сооружений объекта капитального строительства, подлежащих сносу (при их наличии); решений по планировке, благоустройству, озеленению и освещению территории; этапов строительства объекта капитального строительства; схемы движения транспортных средств на строительной площадке; -план земляных масс; -сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения; -ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, предоставленного для размещения этого объекта, с указанием границ населенных пунктов, непосредственно примыкающих к границам указанного земельного участка, границ зон с особыми условиями их использования, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также с отображением проектируемых транспортных и инженерных коммуникаций с обозначением мест их присоединения к существующим транспортным и инженерным коммуникациям - для объектов производственного назначения.
По смыслу приведённых выше норм права, целью одновременного представления градостроительного плана и схемы планировочной организации земельного участка как части проектной документации является сопоставление проектной документации с градостроительным планом земельного участка и установление их соответствия, которое в силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации подтверждается посредством выдачи разрешения на строительство.
Приложенный истцом к заявлению о выдаче разрешения на строительство документ под названием «схема планировочной организации земельного участка» доказательством надлежащего исполнения требований п. 3 ч. 9 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не является, поскольку представляет собой выполненный заявителем самостоятельно, чертёж земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, который не соответствует градостроительному плану земельного участка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и не содержит обязательных сведений, перечисленных в пункте 12 упомянутого выше Положения № 87.
Градостроительный план от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> не содержит сведений о месте расположения объекта строительства, его площади, на основании которых осуществляется проектирование объекта капитального строительства и с которыми сопоставляются сведения, содержащиеся в схеме планировочной организации земельного участка.
Следовательно, указанные в документе под названием «схема планировочной организации земельного участка» сведения о том, что данная схема выполнена на основании градостроительного плана, являются недостоверными. Сведения о размерах и конфигурации объекта капитального строительства, границах размещения жилого дома и хозяйственных построек на данной схеме указаны заявителем произвольно, по собственному усмотрению, и не соответствуют градостроительному плану земельного участка.
Как следствие, данный документ (схема) не позволяет установить соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и выдать разрешение на строительство, в связи с чем он обоснованно не был принят Администрацией в качестве доказательства исполнения требований п.З ч.9 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, отказы администрации MP Уфимский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № в выдаче разрешения на строительство объекта - жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>, является законными, ввиду чего требования Уразбахтиной Т.С. не подлежат удовлетворению.
Истец так же просила, обязать администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>.
В данной части иск также подлежит отклонению, поскольку судебный контроль ограничен принципом разделения властей, который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.
Разрешение вопроса о возможности застройки принадлежащего административному истцу земельного участка, о соответствии приложенных документов градостроительному плану земельного участка относится к исключительной компетенции уполномоченного органа местного самоуправления, соответственно суд не вправе предрешать результат рассмотрения уполномоченным органом заявления.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В административном исковом заявлении Уразбахтиной Татьяны Сергеевны к Администрации МР Уфимский район РБ о признании незаконным отказ Администрации МР Уфимский район РБ о выдачи разрешения на строительство жилого дома на земельном участке по адресу: <данные изъяты> и возложении на Администрацию МР Уфимский район РБ обязанности устранить нарушении прав Уразбахтиной Татьяны Сергеевны путем выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <данные изъяты>, 14/1, отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение одного месяца.
Судья Кузнецов А.В.