Судья Гельфенштейн В.П. |
№ 33а-1518/2022 (10RS0005-01-2021-002062-74) |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19.05.2022 |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.,
судей Коваленко В.В., Соляникова Р.В.
при секретаре Сафоновой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам административного ответчика и заинтересованного лица – Администрации Костомукшского городского округа на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 02.02.2022 по административному исковому заявлению Горт Д.А. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения и возложении обязанности по совершению определенных действий.
Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горт Д.А. обратилась в суд с административным иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения, возложении обязанности по совершению определенных действий по тем основаниям, что ее семья является многодетной и имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка. Административный истец за свой счет обеспечила подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале (...), площадью (...) кв.м., местоположение: Республика Карелия, Костомукшский городской округ, г. (...), район ул. (...)
Земельный участок расположен в территориальной зоне – «Ж4. Зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами», вид разрешенного использования земельного участка – «индивидуальное жилищное строительство», категория земель – «земли населенных пунктов» и обратилась в уполномоченный орган с заявлением об утверждении указанной схемы, которая была утверждена распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений РК от 21.12.2020 № 3027-м/20р.
Горт Д.А. обеспечила образование испрашиваемого земельного участка и его постановку на государственный кадастровый учет (участок поставлен на учет 28.01.2021), кадастровый номер земельного участка (...), общая площадь (...) кв.м.
Решением от 16.02.2021 № 3718/12.4-4 административный ответчик отказал в удовлетворении заявления Горт Д.А. о предоставлении в собственность земельного участка, мотивируя тем, что земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенной многоквартирными домами, а значит образование земельного участка возможно исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Решением Костомукшского городского суда РК от 30.06.2021, вступившим в законную силу 23.09.2021, был удовлетворен административный иск Горт Д.А. к Министерству имущественных и земельных отношений РК об оспаривании указанного решения. Суд признал незаконным оспариваемое решение и обязал Министерство имущественных и земельных отношений РК повторно рассмотреть ее заявление о предоставлении в собственность спорного земельного участка.
Во исполнение решения суда 29.10.2021 спорный земельный участок был предоставлен административному истцу в собственность, однако письмом от 15.11.2021 исх. № 30278/12.4-21 Министерство имущественных и земельных отношений РК сообщило ей об отмене указанного распоряжения в связи с поступившей информацией от администрации Костомукшского городского округа о нахождении испрашиваемого участка в границах рекреационной функциональной зоны зеленых насаждений.
С указанным решением административного ответчика истец не согласилась и просила признать его незаконным.
Решением суда первой инстанции административный иск Горт Д.А. удовлетворен. Распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 15 ноября 2021 года № 3634-м/20р признано незаконным и отменено. На Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия возложена обязанность предоставить в общую долевую собственность Горт Д.А., (...), (...), (...), (...) из земель населенных пунктов по 1/5 доли каждому земельный участок с кадастровым номером (...), общей площадью (...) кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, Республика Карелия, Костомукшский городской округ, г. (...), район ул. (...). Вид разрешенного использования земельного участка - «Индивидуальное жилищное строительство», согласно распоряжению Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 29 октября 2021 года № 3508-м/20р.
С указанным решением суда не согласились административный ответчик (Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия) и заинтересованное лицо (администрация Костомукшского городского округа), которыми поданы апелляционные жалобы на состоявшееся решение суда.
В обоснование апелляционных жалоб Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия и администрация Костомукшского городского округа указывают на несоответствие территориальной зоны, в границах которой находится земельный участок, и, соответственно, вида разрешенного использования (предусмотрены Правилами землепользования и застройки Костомукшскго городского округа, утвержденных Решением Совета Костомукшского городского округа II созыва XIX заседания от 28 марта 2013 года N 198-СО, далее - Правила землепользования и застройки Костомукшскго городского округа) функциональной зоне (установлена Генеральным планом Костомукшского городского округа, утвержденным Решением Совета Костомукшского городского округа II созыва ХШ заседания от 22.11.2012 № 144-СО, далее – Генеральный план городского округа), что исключает возможность предоставления спорного земельного участка ((...)) административному истцу.
В письменных возражениях представитель административного истца возражал против удовлетворения апелляционных жалоб.
Заинтересованное лицо Совет Костомукшского городского округа в письменных возражениях полагал необходимым оставить решение суда без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции представители административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (...)., заинтересованного лица администрации Костомукшского городского округа (...) настаивали на доводах апелляционных жалоб.
Представитель административного истца (...). полагала решение суда законным и обоснованным.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав явившихся лиц, изучив материалы административного дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», постановления Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия» функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в общую долевую собственность Горт Д.А., (...), (...), (...), (...) из земель населенных пунктов по 1/5 доли каждому предоставлен земельный участок с кадастровым номером (...), общей площадью (...) кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, Республика Карелия, Костомукшский городской округ, г. (...), район ул. (...) Вид разрешенного использования земельного участка - «Индивидуальное жилищное строительство», согласно распоряжению Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 29 октября 2021 года № 3508-м/20р.
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 15 ноября 2021 года № 3634-м/20р указанное распоряжение отменено.
Статьей 1 ГрК РФ закреплено, что правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых правилами землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ). При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункт 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ). Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 ГрК РФ).
Таким образом, правила землепользования и застройки не могут противоречить генеральному плану муниципального образования.
В соответствии с Генеральным планом Костомукшского городского округа территория, на которой сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером (...) отнесена к рекреационной функциональной зоне (зона зеленых насаждений общего пользования).
Решением Совета Костомукшского городского округа № 478-СО/Ш от 26.05.2020 часть территориальной зоны лесопарков, лесов и активного отдыха (Р-2) для земельного участка ориентировочной площадью (...) кв.м., расположенного по адресу: РК, г. (...), ул. (...) и ул. (...) (с южной стороны земельного участка с кадастровым номером (...) изменена на территориальную зону застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж-4), при этом спорный земельный участок входит в указанную территорию с измененной территориальной зоной.
Вместе с тем, соответствующие изменения в Генеральный план Костомукшского городского округа внесены не были.
Более того, Решением Совета Костомукшского городского округа №68-СО/IV от 28.04.2022 п.1.1 решения Совета Костомукшского городского округа № 478-СО/Ш от 26.05.2020, которым часть территориальной зоны лесопарков, лесов и активного отдыха (Р-2) для земельного участка ориентировочной площадью (...) кв.м., расположенного по адресу: РК, г. (...) ул(...) и ул. Радужная (с южной стороны земельного участка с кадастровым номером (...)) была изменена на территориальную зону застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж-4), отменена с 26.05.2020.
С учетом приведенных выше норм законодательства, ведение индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером (...) не допускается и не допускалось, что свидетельствует об изначально неправомерном утверждении схемы расположения спорного земельного участка на кадастром плане территории (распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 21.12.2020 № 3027-м/20р).
Судебная коллегия также принимает во внимание, что иных земельных участков на указанной территории сформировано не было, объекты капитального строительства отсутствуют, а сложившейся практики землепользования в границах указанной территории для индивидуального жилищного строительства не имеется.
Кроме того, постановление администрации Костомукшского городского округа № 318 от 27.04.2020 «О подготовке документации по планировке территории», которым было принято решение о подготовке документации по планировке территории застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами в районе улиц Калевала и Радужная в г. Костомукша РК в границах территории ориентировочной площадью 39573 кв.м., отменено Постановлением администрации Костомукшского городского округа № 111 от 03.03.2022.
Ссылка суда первой инстанции на вид разрешенного использования данного земельного участка (территориальная зона ж4, зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами, для индивидуальной жилой застройки, вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство), указанный в сведениях, содержащихся в ЕГРН, не имеет правового значения, поскольку данный вид разрешенного использования отражен в ЕГРН на основании Правил землепользования и застройки Костомукшского городского округа, которые в данной части не соответствуют Генеральному плану Костомукшского городского округа.
Действующим законодательством допускается пересмотр решений органа государственной власти, если принятое решение противоречит требованиям законодательства.
Такой пересмотр возможен в тех случаях, когда это не противоречит общеправовому принципу поддержания доверия к закону и действиям публичной власти, вытекающему из конституционных принципов юридического равенства и справедливости в правовом демократическом государстве и предполагающему, что участники правоотношений должны в разумных пределах иметь возможность предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в устойчивости своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Судебная коллегия учитывает, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером (...) общей площадью (...) кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, Республика Карелия, Костомукшский городской округ, г. (...), район ул. (...) выделенный на основании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 29 октября 2021 года № 3508-м/20р, Горт Д.А., (...)., (...)., (...)., (...). не зарегистрировано. Какие-либо строительные или иные работы на нем не начаты, решение о пересмотре принято уполномоченным органом спустя 17 дней с момента вынесения отмененного распоряжения, что соответствует приведенным выше принципам.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для признания незаконным и отмены распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 15 ноября 2021 года № 3634-м/20р не имелось.
С учетом изложенного, решение суда в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением судом норм материального права подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 02.02.2022 по настоящему делу отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Горт Д.А. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения, возложении обязанности по совершению определенных действий отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи