Решение по делу № 33а-1518/2022 от 25.04.2022

Судья Гельфенштейн В.П.

№ 33а-1518/2022 (10RS0005-01-2021-002062-74)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19.05.2022

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилова О.И.,

судей Коваленко В.В., Соляникова Р.В.

при секретаре Сафоновой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам административного ответчика и заинтересованного лица – Администрации Костомукшского городского округа на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 02.02.2022 по административному исковому заявлению Горт Д.А. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения и возложении обязанности по совершению определенных действий.

Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Горт Д.А. обратилась в суд с административным иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения, возложении обязанности по совершению определенных действий по тем основаниям, что ее семья является многодетной и имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка. Административный истец за свой счет обеспечила подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале (...), площадью (...) кв.м., местоположение: Республика Карелия, Костомукшский городской округ, г. (...), район ул. (...)

Земельный участок расположен в территориальной зоне – «Ж4. Зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами», вид разрешенного использования земельного участка – «индивидуальное жилищное строительство», категория земель – «земли населенных пунктов» и обратилась в уполномоченный орган с заявлением об утверждении указанной схемы, которая была утверждена распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений РК от 21.12.2020 № 3027-м/20р.

Горт Д.А. обеспечила образование испрашиваемого земельного участка и его постановку на государственный кадастровый учет (участок поставлен на учет 28.01.2021), кадастровый номер земельного участка (...), общая площадь (...) кв.м.

Решением от 16.02.2021 № 3718/12.4-4 административный ответчик отказал в удовлетворении заявления Горт Д.А. о предоставлении в собственность земельного участка, мотивируя тем, что земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенной многоквартирными домами, а значит образование земельного участка возможно исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Решением Костомукшского городского суда РК от 30.06.2021, вступившим в законную силу 23.09.2021, был удовлетворен административный иск Горт Д.А. к Министерству имущественных и земельных отношений РК об оспаривании указанного решения. Суд признал незаконным оспариваемое решение и обязал Министерство имущественных и земельных отношений РК повторно рассмотреть ее заявление о предоставлении в собственность спорного земельного участка.

Во исполнение решения суда 29.10.2021 спорный земельный участок был предоставлен административному истцу в собственность, однако письмом от 15.11.2021 исх. № 30278/12.4-21 Министерство имущественных и земельных отношений РК сообщило ей об отмене указанного распоряжения в связи с поступившей информацией от администрации Костомукшского городского округа о нахождении испрашиваемого участка в границах рекреационной функциональной зоны зеленых насаждений.

С указанным решением административного ответчика истец не согласилась и просила признать его незаконным.

Решением суда первой инстанции административный иск Горт Д.А. удовлетворен. Распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 15 ноября 2021 года № 3634-м/20р признано незаконным и отменено. На Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия возложена обязанность предоставить в общую долевую собственность Горт Д.А., (...), (...), (...), (...) из земель населенных пунктов по 1/5 доли каждому земельный участок с кадастровым номером (...), общей площадью (...) кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, Республика Карелия, Костомукшский городской округ, г. (...), район ул. (...). Вид разрешенного использования земельного участка - «Индивидуальное жилищное строительство», согласно распоряжению Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 29 октября 2021 года № 3508-м/20р.

С указанным решением суда не согласились административный ответчик (Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия) и заинтересованное лицо (администрация Костомукшского городского округа), которыми поданы апелляционные жалобы на состоявшееся решение суда.

В обоснование апелляционных жалоб Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия и администрация Костомукшского городского округа указывают на несоответствие территориальной зоны, в границах которой находится земельный участок, и, соответственно, вида разрешенного использования (предусмотрены Правилами землепользования и застройки Костомукшскго городского округа, утвержденных Решением Совета Костомукшского городского округа II созыва XIX заседания от 28 марта 2013 года N 198-СО, далее - Правила землепользования и застройки Костомукшскго городского округа) функциональной зоне (установлена Генеральным планом Костомукшского городского округа, утвержденным Решением Совета Костомукшского городского округа II созыва ХШ заседания от 22.11.2012 № 144-СО, далее – Генеральный план городского округа), что исключает возможность предоставления спорного земельного участка ((...)) административному истцу.

В письменных возражениях представитель административного истца возражал против удовлетворения апелляционных жалоб.

Заинтересованное лицо Совет Костомукшского городского округа в письменных возражениях полагал необходимым оставить решение суда без изменения.

В заседании суда апелляционной инстанции представители административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (...)., заинтересованного лица администрации Костомукшского городского округа (...) настаивали на доводах апелляционных жалоб.

Представитель административного истца (...). полагала решение суда законным и обоснованным.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав явившихся лиц, изучив материалы административного дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», постановления Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия» функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в общую долевую собственность Горт Д.А., (...), (...), (...), (...) из земель населенных пунктов по 1/5 доли каждому предоставлен земельный участок с кадастровым номером (...), общей площадью (...) кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, Республика Карелия, Костомукшский городской округ, г. (...), район ул. (...) Вид разрешенного использования земельного участка - «Индивидуальное жилищное строительство», согласно распоряжению Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 29 октября 2021 года № 3508-м/20р.

Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 15 ноября 2021 года № 3634-м/20р указанное распоряжение отменено.

Статьей 1 ГрК РФ закреплено, что правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых правилами землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ). При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).

Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункт 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ). Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 ГрК РФ).

Таким образом, правила землепользования и застройки не могут противоречить генеральному плану муниципального образования.

В соответствии с Генеральным планом Костомукшского городского округа территория, на которой сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером (...) отнесена к рекреационной функциональной зоне (зона зеленых насаждений общего пользования).

Решением Совета Костомукшского городского округа № 478-СО/Ш от 26.05.2020 часть территориальной зоны лесопарков, лесов и активного отдыха (Р-2) для земельного участка ориентировочной площадью (...) кв.м., расположенного по адресу: РК, г. (...), ул. (...) и ул. (...) (с южной стороны земельного участка с кадастровым номером (...) изменена на территориальную зону застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж-4), при этом спорный земельный участок входит в указанную территорию с измененной территориальной зоной.

Вместе с тем, соответствующие изменения в Генеральный план Костомукшского городского округа внесены не были.

Более того, Решением Совета Костомукшского городского округа №68-СО/IV от 28.04.2022 п.1.1 решения Совета Костомукшского городского округа № 478-СО/Ш от 26.05.2020, которым часть территориальной зоны лесопарков, лесов и активного отдыха (Р-2) для земельного участка ориентировочной площадью (...) кв.м., расположенного по адресу: РК, г. (...) ул(...) и ул. Радужная (с южной стороны земельного участка с кадастровым номером (...)) была изменена на территориальную зону застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж-4), отменена с 26.05.2020.

С учетом приведенных выше норм законодательства, ведение индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером (...) не допускается и не допускалось, что свидетельствует об изначально неправомерном утверждении схемы расположения спорного земельного участка на кадастром плане территории (распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 21.12.2020 № 3027-м/20р).

Судебная коллегия также принимает во внимание, что иных земельных участков на указанной территории сформировано не было, объекты капитального строительства отсутствуют, а сложившейся практики землепользования в границах указанной территории для индивидуального жилищного строительства не имеется.

Кроме того, постановление администрации Костомукшского городского округа № 318 от 27.04.2020 «О подготовке документации по планировке территории», которым было принято решение о подготовке документации по планировке территории застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами в районе улиц Калевала и Радужная в г. Костомукша РК в границах территории ориентировочной площадью 39573 кв.м., отменено Постановлением администрации Костомукшского городского округа № 111 от 03.03.2022.

Ссылка суда первой инстанции на вид разрешенного использования данного земельного участка (территориальная зона ж4, зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами, для индивидуальной жилой застройки, вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство), указанный в сведениях, содержащихся в ЕГРН, не имеет правового значения, поскольку данный вид разрешенного использования отражен в ЕГРН на основании Правил землепользования и застройки Костомукшского городского округа, которые в данной части не соответствуют Генеральному плану Костомукшского городского округа.

Действующим законодательством допускается пересмотр решений органа государственной власти, если принятое решение противоречит требованиям законодательства.

Такой пересмотр возможен в тех случаях, когда это не противоречит общеправовому принципу поддержания доверия к закону и действиям публичной власти, вытекающему из конституционных принципов юридического равенства и справедливости в правовом демократическом государстве и предполагающему, что участники правоотношений должны в разумных пределах иметь возможность предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в устойчивости своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Судебная коллегия учитывает, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером (...) общей площадью (...) кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, Республика Карелия, Костомукшский городской округ, г. (...), район ул. (...) выделенный на основании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 29 октября 2021 года № 3508-м/20р, Горт Д.А., (...)., (...)., (...)., (...). не зарегистрировано. Какие-либо строительные или иные работы на нем не начаты, решение о пересмотре принято уполномоченным органом спустя 17 дней с момента вынесения отмененного распоряжения, что соответствует приведенным выше принципам.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для признания незаконным и отмены распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 15 ноября 2021 года № 3634-м/20р не имелось.

С учетом изложенного, решение суда в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением судом норм материального права подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 02.02.2022 по настоящему делу отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Горт Д.А. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения, возложении обязанности по совершению определенных действий отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33а-1518/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Горт Дарья Анатольевна
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Горт Николай Викторович
Другалева Евгения Олеговна
Костомукшский городской Совет
Управление Росреестра по РК
Администрация Костомукшского городского округа
Кравченко Ольга Васильевна
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Коваленко Владимир Викторович
Дело на сайте суда
vs.kar.sudrf.ru
26.04.2022Передача дела судье
19.05.2022Судебное заседание
02.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2022Передано в экспедицию
19.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее