Решение по делу № 2-2167/2016 от 07.10.2016

№ 2-2167/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 декабря 2016 года

Железнодорожный районный суд г. Рязани в составе председательствующего судьи Буторина А.Е.,

при секретаре <данные изъяты>.,

с участием представителя истца <данные изъяты>., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика ГКУ РО «УСЗН <адрес>», третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства социальной защиты населения <адрес><данные изъяты>., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по иску <данные изъяты> к государственному казенному учреждению <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» об оспаривании решения об отказе в предоставлении меры социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

<данные изъяты>. обратилась в суд с иском к ГКУ РО «Управление социальной защиты населения <адрес>» об оспаривании решения об отказе в предоставлении меры социальной поддержки.

В обоснование своих требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением о предоставлении ему меры социальной поддержки в отдел по <адрес> ГКУ «Управление социальной защиты населения <адрес>», расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес>, указав, что согласно ч. 3 ч. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -О3 «Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», в <адрес>» Истец признается нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Данное обстоятельство подтверждается актом обследования и заключения от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, где указано, что дом, в котором проживает Истец, признан непригодным для проживания.

ДД.ММ.ГГГГ от ГКУ РО «Управление социальной защиты населения <адрес>» было получено решение, в котором Истцу отказано в удовлетворении заявления, в связи с тем, что срок со дня совершения действия, приведшего к ухудшению жилищных условий еще не истек, поскольку супруг Истца - <данные изъяты>., являясь инвалидом Великой Отечественной войны, в июне 2011 г. приобрел квартиру общей площадью 31,3 квадратных метра по адресу: <адрес>, стоимостью 1490000 рублей из которых 1060200 рублей были предоставлены за счет средств федерального бюджета в качестве меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». Ссылаясь на ст. 34 и ч. 1 ст. 35 СК РФ, ГКУ РО «Управление социальной защиты населения <адрес>» пришло к выводу, что данная квартира стала предметом их совместной собственности и пользование, распоряжение данной квартирой осуществлялось по обоюдному согласию супругов, и отчуждение <данные изъяты>, рассматриваемого имущества ДД.ММ.ГГГГ в пользу дочери <данные изъяты>. послужило причиной ухудшения жилищных условий Истца.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес министерства социальной защиты населения <адрес> было направлено заявление об обжаловании решения ГКУ РО «Управление социальной защиты населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ . ДД.ММ.ГГГГ от министерства социальной защиты населения <адрес> был получен ответ, что решение об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем является правомерным.

С отказом Истец не согласен, так как ГКУ РО «Управление социальной защиты населения <адрес>» при принятии решения не учло положение ст.36 СК РФ, согласно которому имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или иным безвозмездным сделкам, является его собственностью. Имущество было приобретено <данные изъяты> в результате безвозмездной сделки, так как денежные средства в размере 1 060 200 рублей были внесены в качестве оплаты за него из средств федерального бюджета, а 429 800 рублей были безвозмездно внесены дочерью <данные изъяты> В рассматриваемой квартире Истец никогда не проживал, права собственности не имел, каких-либо средств при приобретении данного имущества или его ремонте не вносил. Учитывая то, что с 1987 г. по настоящее время Истец проживает в доме, расположенном по адресу:<адрес>, который в настоящее время не пригоден для жилья, а также не совершал каких-либо действий, в результате которых могла бы возникнуть нуждаемость в улучшении жилищных условий, решение от ДД.ММ.ГГГГ , принятое ГКУ РО «Управление социальной защиты населения <адрес>», нарушает права Истца на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем.

На основании изложенного истица просит признать незаконным решение ГКУ РО «Управление социальной защиты населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ; обязать ГКУ РО «Управление социальной защиты населения <адрес>» предоставить <данные изъяты> меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» в <адрес>».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социальной защиты населения <адрес>.

В судебное заседание истец не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель истца на основании доверенности <данные изъяты>. исковые требования поддержал по заявленным основаниям.

Представитель ответчика ГКУ РО «УСЗН» и третьего лица - Министерства социальной защиты населения <адрес><данные изъяты>. исковые требования не признала. Пояснила, что в результате произведенной сделки по отчуждению недвижимого имущества право собственности на квартиру, приобретенную мужем истицы - <данные изъяты> с использованием бюджетных средств, с ДД.ММ.ГГГГ перешло <данные изъяты>

В соответствии с ЖК РФ РФ и Порядком граждане, которые с намерением приобретения права признания их нуждающимися в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, признаются нуждающимися в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Мера социальной поддержки по обеспечению жильем <данные изъяты> не может быть предоставлена в настоящее время в связи с тем, что не истек установленный Законом срок со дня совершения действий, в результате которых возникла нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Такая мера предоставляется однократно, независимо от их имущественного положения.

В силу п.п. 1, 2 ст. 23.2. ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, категорий граждан, в том числе, инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 23.2 Закона).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), в целях реализации вышеуказанного Постановления Правительства РФ, Министерство социальной защиты населения <адрес> определено уполномоченным органом по использованию средств федерального бюджета, направленных на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», в <адрес>» утвержден Порядок обеспечения жильем граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах».

Согласно статье 2 названного Закона формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в подпунктах 2,3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», является предоставление им жилых помещений в собственность путем перечисления денежных средств на их приобретение.

Согласно подп. 1, 2, 3 п. 1 названного Порядка, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что граждане, претендующие на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем, указанные в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», подают заявление о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем в государственное казенное учреждение <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» (в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ).

Согласно пункту 10 Порядка, Управление рассматривает полный комплект документов, представленный гражданином, и направляет ему уведомление о предоставлении либо об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем.

При этом, согласно п. 3 Порядка, граждане, которые с намерением приобретения права признания их нуждающимися в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, признаются нуждающимися в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В судебном заседании установлено, что <данные изъяты> является вдовой инвалида Великой Отечественной войны <данные изъяты>, умершего в 2015 году.

ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении мер социальной поддержи в виде обеспечения жильем. В подтверждение наличия у нее соответствующего права, представлены: справка администрации Борисовского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о том, что <данные изъяты>. является вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны, проживает в д. Зимарово, <адрес>, общая площадь <адрес>,5 кв.м; архивная справка администрации Борисовского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которой за <данные изъяты> числится жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>; акт обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому межведомственной комиссией <адрес> в <адрес> признан непригодным для проживания; заключение о признании непригодным жилого помещения для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ.

Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ РО «Управление социальной защиты населения <адрес>» отказало <данные изъяты> в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», обосновывая отказ тем, что ее супруг <данные изъяты>., являясь инвалидом Великой Отечественной войны, в июне 2011 года приобрел квартиру общей площадью 31,3 кв.м. по адресу: <адрес>, стоимостью 1 490 000 рублей, из которых 1 060 200 рублей были предоставлены за счет средств федерального бюджета в качестве меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ. По сделке, совершенной <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ право собственности на указанную квартиру перешло <данные изъяты>., что повлекло ухудшение жилищных условий истицы. В предоставлении меры социальной поддержки отказано, т.к. не истек установленный законом срок со дня совершения действий, в результате которых возникла нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Оценивая доводы сторон и представленные ими доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности отказа ответчика и отсутствии у <данные изъяты> права на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

В частности, установлено, что супруг <данные изъяты>., в лице своего представителя <данные изъяты>. обращался ДД.ММ.ГГГГ в Министерство социальной защиты населения <адрес> с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем в порядке, определенном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ.

Заявителем <данные изъяты>., помимо прочего, были представлены: справка, выданная администрацией Борисовского сельского поселения <адрес>, согласно которой <данные изъяты>. проживает совместно с женой <данные изъяты>. в жилом <адрес> в <адрес> общей площадью 60,9 кв.м.; заключение от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого <адрес> непригодным для дальнейшей эксплуатации; акт обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, которым межведомственная комиссия признала жилой <адрес> непригодным к дальнейшей эксплуатации.

Из дела правоустанавливающих документов на объект недвижимости: <адрес> следует, что <данные изъяты> в лице поверенного <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи приобрел в собственность однокомнатную квартиру общей площадью 31,3 кв.м. по адресу: <адрес>.

Указанная квартира приобретена <данные изъяты> за 1 490 000 рублей, из которых 429 800 рублей составляют собственные средства, а 1 060 200 рублей – средства субсидии, предоставляемой <данные изъяты>. в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ.

При совершении указанной сделки <данные изъяты> в регистрирующий орган было представлено нотариально удостоверенное согласие от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому она дает согласие своему супругу <данные изъяты>. на покупку за цену и на условиях по своему усмотрению любой недвижимости, расположенной в <адрес> или в любом районе <адрес> за совместно нажитые средства. Из п. 2 указанного согласия следует, что имущество, подлежащее приобретению, имеет режим совместной собственности супругов.

На основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира отчуждена <данные изъяты>. в пользу <данные изъяты>.

Представитель истца пояснил суду, что <данные изъяты>. является родной дочерью <данные изъяты> и <данные изъяты>

С 1987 года и по настоящее время истица зарегистрирована и проживает в <адрес>, который перешел к ней в собственность после смерти <данные изъяты> Иных жилых помещений в собственности не имеет, что сторонами не оспаривается.

Несмотря на то, что указанный жилой дом признан непригодным для дальнейшего проживания, суд приходит к выводу о правомерности отказа ответчика в предоставлении истице меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», поскольку в судебном заседании нашел подтверждение факт совершения действий, в результате которых истица может быть признана нуждающейся в жилых помещениях.

В частности, жилой дом в <адрес> был признан непригодным для дальнейшей эксплуатации еще в 2011 году. В связи с данным обстоятельством, исходя из факта совместного проживания с <данные изъяты> его супруги <данные изъяты> ему было предоставлена мера социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ в виде субсидии за счет средств федерального бюджета.

Приобретенная <данные изъяты>. квартира имела общую площадь 31,3 кв.м., то есть обеспеченность <данные изъяты> и его супруги <данные изъяты> общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составила более учетной нормы, установленной решением Рязанского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ

При этом, суд не может принять довод представителя истца, что указанная квартира не имела режима совместно нажитого имущества. Указанный довод противоречит положениям ст. 34 СК РФ, квартира была приобретена частично за счет собственных средств <данные изъяты> что следует из договора купли-продажи. Из нотариального согласия <данные изъяты> следует, что средства являются совместно нажитыми, а приобретаемая квартира будет иметь режим совместной собственности супругов. Доказательств обратного стороной истца не представлено.

Довод о том, что истица не знала об отчуждении <данные изъяты> квартиры, суд находит несостоятельным, поскольку согласно ч.ч. 1, 2 ст. 35 СК РФ распоряжение общим имуществом супругов осуществляется по обоюдному согласию супругов, при совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга.

В опровержение указанного довода представителя истца говорит также тот факт, что, приобретая в порядке наследования после своего супруга жилой дом в <адрес>, истица никаким образом не интересовалась отсутствием в наследственной массе <адрес>.

Более того, <данные изъяты>. произвел отчуждение квартиры по безвозмездной сделке в пользу совместной с истицей дочери – <данные изъяты> Представитель истца пояснил суду, что истица общалась и общается со своей дочерью, соответственно, не могла не знать о факте отчуждения квартиры ее супругом в пользу дочери.

Сделка по распоряжению <данные изъяты> недвижимостью, имеющей режим совместной собственности супругов, <данные изъяты>. в судебном порядке не оспаривалась.

Таким образом, в результате совершения указанной сделки, учитывая признание ранее непригодным для проживания дома в <адрес>, у супругов <данные изъяты> возникла нуждаемость в жилом помещении.

Более того, квартира приобреталась частично за счет средств, выделенных в виде субсидии в качестве меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», основанием предоставления указанной меры являлась именно нуждаемость инвалида Великой Отечественной войны и совместно проживающей с ним супруги в улучшении жилищных условий в связи с признанием жилого дома непригодным для проживания.

Тот факт, что истица не проживала в указанной квартире, значения для существа спора не имеет.

Учитывая, что сделка по отчуждению <адрес> в <адрес> зарегистрирована Управлением Росреестра ДД.ММ.ГГГГ, на дату обращения, равно как и на дату рассмотрения дела, не истек пятилетний срок, указанный в п. 3 Порядка, вследствие чего отказ ответчика от ДД.ММ.ГГГГ является правомерным и соответствует п. 10 Порядка. При указанных обстоятельствах, оснований для обязания ответчика предоставить <данные изъяты>. меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» в <адрес>» также не имеется.

Таким образом, <данные изъяты>. в удовлетворении требований надлежит отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований <данные изъяты> к государственному казенному учреждению <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» о признании незаконным решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ и об обязании ответчика предоставить <данные изъяты> меры социальной поддержки по обеспечению жильем – отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Рязани в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Судья

2-2167/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Дрозд Н.С.
Ответчики
УСЗН по Рязанской области
Другие
МСЗН Рязанской области
Суд
Железнодорожный районный суд г. Рязань
Дело на странице суда
zheleznodorozhny.riz.sudrf.ru
07.10.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.10.2016Передача материалов судье
12.10.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.10.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.10.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.11.2016Предварительное судебное заседание
21.11.2016Предварительное судебное заседание
07.12.2016Судебное заседание
09.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2016Дело оформлено
12.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.01.2017Дело передано в архив
07.12.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее