Дело № 12-119/2018
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
13 февраля 2018 года г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Шопина Е.В., рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Керамика» на постановление ----- от дата об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике ФИО7 в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Керамика»,
установил:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике ФИО8 от дата ----- Общество с ограниченной ответственностью «Керамика» (далее ООО «Керамика») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 180 000 руб. 00 коп.
Не согласившись с данным постановлением ООО «Керамика» подало на него жалобу, в которой просит уменьшить размер штрафа по следующим основаниям. В жалобе указывает, что во исполнение требований экологического законодательства РФ, в соответствии со ст.22, 23 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 12,30 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» Обществом к разработке Проектов предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух было привлечено на основании договоров ООО «Экомир» и далее получены разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. До получения разрешений Проекты предельно-допустимых выбросов прошли все необходимые согласования, а именно: в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике», где получено экспертное заключение о соответствии Проекта ПДВ действующим требованиям законодательства; в Управлении Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии, где получено санитарно-эпидемиологическое заключение на Проекты ПДВ; в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике-Чувашии согласованы проекты ПДВ и выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. На всех этапах согласования не имелось замечаний об отсутствии в Проектах ПДВ стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а именно: ГРПШ, ГРУ, ГРП и очистных сооружений. Нормативы ПДВ устанавливаются на 5 лет или обновляются в случае изменений технологического процесса, при внедрении новых технологий. Обществом при наступлении указанных обстоятельств проводится пересмотр Проектов нормативов ПДВ в соответствии с требованиями законодательства. Проекты Общества были обновлены в связи с изменениями технологического процесса. Все предыдущие Проекты также прошли согласования в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии», в Управлении Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии, в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике - Чувашии. Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике – Чувашии выдало ООО «Керамика» разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В настоящее время по итогам плановой проверки Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике – Чувашии Обществом ведется работа по внесению изменений в Проекты ПДВ в части включения в Проекты ПДВ таких источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, как: газорегуляторный пункт шкафной, расположенный на производственной площадке по адресу: адрес; газорегуляторный пункт, расположенный на производственной площадке по адресу: адрес; газорегуляторная установка и газорегуляторный пункт шкафной, расположенные на производственной площадке по адресу: адрес, а также очистных сооружений. Внесение указанных изменений в Проекты будет осуществлять на основании договоров ООО «------». Ранее ООО «Керамика» не привлекалось к административной ответственности по данному основанию, в настоящее время работает над исполнением предписания Управления от дата и устраняет выявленные нарушения. Будет произведена оплата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух из неучтенных источников выбросов ГРПШ, ГРУ, ГРП и очистных сооружений. В действиях Общества не имелось умысла по невключению спорных источников загрязнений в Проекты ПДВ, и общество добросовестно заблуждалось в ситуации по вопросу необходимости включения данных источников загрязнений в Проекты ПДВ.
Защитник ООО «Керамика» Иванова С. Ю. в судебном заседании поддержала жалобу по основаниям, изложенным в ней, вновь привела их суду, просила удовлетворить жалобу, уменьшить размер штрафа.
Представители Управления Росприроднадзора Архипов С. А., Васильева Е. А. просили отказать в удовлетворении жалобы, постановление оставить без изменения.
Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Федеральный закон от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установил правовые основы охраны воздуха, определил требования по сохранению в чистоте и улучшению его состояния, отвечающие темпам и масштабам развития промышленного производства, условиям воздействия человеческой деятельности на воздушную среду.
Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 июля 2015 г. № 1316-р.
Согласно ст.1 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» стационарным источником является источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижения источника.
В целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него (ч.1 ст.11 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).
В соответствии с п.4 ст.23 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Частью 1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что по результатам плановой выездной проверки ООО «Керамика» установлено следующее.
В дата г. ООО «Керамика» проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников Общества, расположенных по адресу: адрес, от дата № ----- со сроком действия по дата
Основными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух являются автотранспортный цех, склад хранения сырья, участок производства санитарно-керамических изделий, участок дробления, участок массозаготовительный, участок шаровых мельниц, участок гипсомодельный, участок ручного литься и литейных машин, склад готовой продукции, котельные, компрессорная и т.д.
В дата году Обществом проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработан проект нормативов ПДВ и получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников Общества, расположенных на производственных территориях по адресам: адрес; адрес, от дата № ----- со сроком действия по дата.
Основными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух являются цех по производству сантехнических изделий, склад готовой продукции, склад сырья, участок дробления брака обжига, массозаготовительный участок, участок глазурования, участок обжига, литейный участок, участок оправы, сушильный участок, гипсомодельный участок, котельная, транспортный участок и т.д.
Поступление природного газа, используемого в производственном процессе, осуществляется путем его понижения до потребительской нормы через пункты редуцирования газа: по производственной площадке адрес – газорегуляторный пункт шкафной; по производственной площадке адрес – газорегуляторный пункт; по производственной площадке адрес – газорегуляторная установка, газорегуляторный пункт шкафной.
Согласно актам поданного-принятого газа ООО «------» за период с дата по дата стационарными источниками Общества потреблено ------ куб.м. природного газа.
Согласно СТО Газпром ----- «Инструкция по расчету и нормированию выбросов ГРС (АГРС, ГРП), ГИС» от технологического оборудования ГРПШ, ГРУ, ГРП осуществляются выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: метан, одорант СПМ (смесь природных меркаптанов).
Факт осуществления выброса загрязняющих веществ от технологического оборудования ПРГ подтверждается актами выполненных работ АО «------».
Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников у Общества отсутствует.
Поверхностные сточные (ливневые) воды, образующиеся на производственных территориях Общества, поступают на очистку в очистные сооружения, расположенные на каждой производственной площадке.
Согласно декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за дата год сброс загрязняющих веществ от производственной площадки составил: взвешенные вещества – ------ т, БПК полн. – ------, аммоний ион – ------ т, минеральный состав – ------ т, нитраты – ------ т, нитриты – ------ т, нефтепродукты – ------ т, сульфаты – ------ т, хлориды – ------ т.
Факт наличия нефтепродуктов в сточных (ливневых) водах по производственной площадке, расположенной по адресу: адрес подтверждается протоколами количественно-химического анализа воды от дата и дата
Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от данных стационарных источников у Общества отсутствует.
Таким образом, ООО «Керамика» нарушены требования, установленные ч.1 ст.14 ФЗ от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране окружающего воздуха», ч.4 ст.23 ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
По данному факту дата государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике ФИО9 в отношении ООО «Керамика» составлен протокол ----- об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения подтвержден актом проверки ----- от дата; протоколом ----- от дата об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 КоАП РФ; и другими доказательствами, имеющимися в материалах дела об административном правонарушении.
Перечисленные доказательства учтены и надлежащим образом оценены должностным лицом при принятии оспариваемого постановления с соблюдением правил, установленных ст.26.11 КоАП РФ.
Таким образом, в постановлении ----- от дата должностным лицом сделан обоснованный вывод о виновности ООО «Керамика» и его действия правильно квалифицированы по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды, возникающие при вредных воздействиях на атмосферный воздух.
Субъектами ответственности по частям 1 и 2 ст.8.21 КоАП РФ являются граждане и должностные лица предприятий и организаций, а также индивидуальные предприниматели (по ч.1) и юридические лица, по вине которых могут совершаться выбросы вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него в отсутствие специального разрешения либо в нарушение его условий.
Наличие источников выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух подтверждается материалами дела, согласно которым установлено наличие используемых ГРУ, ГРП и ГРПШ на территории ООО «Керамика», а согласно СТО Газпром ----- «Инструкция по расчету и нормированию выбросов ГРС (АГРС, ГРП) ГИС» от технологического оборудования ГРУ, ГРП и ГРПШ осуществляются выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: метан, одорант СПМ (смесь природных меркаптанов).
Нарушений процессуальных норм в ходе производства по делу не допущено.
Вопрос о малозначительности правонарушения был предметом рассмотрения должностного лица. Выводы должностного лица об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным основаны на материалах дела и требованиях закона, мотивированы в постановлении и с ними следует согласиться.
Частью 3.2 ст.4.1 КоАП РФ предусмотрена возможность назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, перечисленных в данной норме.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 ст.4.1 КоАП РФ).
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, при назначении наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, то обстоятельство, что ранее организация не привлекалась к административной ответственности за однородные правонарушения, а также отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
При этом негативных последствий не наступило, выявленные нарушения незамедлительно устраняются, о чем свидетельствуют соответствующие договора на разработку изменений в проекты ПДВ от дата ----- с ООО «------», кроме того, Общество заблуждалось в вопросе необходимости включения данных источников загрязнений в проекты ПДВ, что суд признает исключительными обстоятельствами и на основании положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагает необходимым назначить ООО «Керамика» административное наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, в сумме 100 000 руб.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике ФИО10. ----- от дата, которым юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Керамика» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 180 000 руб. 00 коп., - изменить и снизить размер назначенного штрафа до 100 000 (ста тысяч) руб. 00 коп.
В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.
Судья Е.В.Шопина