Дело № 11-54/2018 мировой судья Внукова Д.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 июля 2018 года г. Орел
Железнодорожный районный суд г. Орла
в составе председательствующего судьи Сергуниной И.И.,
при секретаре Прониной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» на решение и.о.мирового судьи судебного участка № 4 Железнодорожного района г.Орла от 27 марта 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования Шаталова Ивана Александровича удовлетворить частично.
Взыскать с Акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» в пользу Шаталова Ивана Александровича страховую премию в размере 2046 рублей 80 копеек, компенсацию морального вреда в размере 500 рублей, штраф в размере 1273 рубля 40 копеек, всего 3820 рублей 20 копеек.
Взыскать с Акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» в доход муниципального образования «Город Орел» госпошлину в размере 700 рублей.»
УСТАНОВИЛ:
Шаталов И.А. обратился в суд с иском к Акционерному обществу «Страховое общество газовой промышленности» о защите прав потребителей, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и АО«Согаз» был заключен договор страхования ЕЕЕ №. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в АО «Согаз» Орловский филиал с заявлением о досрочном расторжении договора в связи с продажей автомобиля, было подписано соглашение о расторжении Договора страхования. Согласно п. 3 соглашения сумма страховой премии, подлежащая возврату, составила 6852, 36 рублей.
По мнению истца в данном соглашении ответчиком неправильно произведен расчет страховой премии, подлежащей возврату, а именно при расчете страховой компанией из суммы страховой премии, подлежащей возврату 8899,16 рублей было неосновательно удержано 23%, что составляет 2046,80 рублей.
16.02.2018 в адрес АО «Согаз» истцом была направлена претензия с требованием о проведении перерасчета суммы страховой премии подлежащей возврату, поскольку в правилах страхования ОСАГО (п. 34), а также Гражданским кодексом РФ, не предусмотрено удержание 23%.
20.02.2018 года в ответе на претензию АО «Согаз» указывает на законность удержания 23% страховой премии и отсутствие оснований для перерасчета суммы страховой премии подлежащей возврату.
Ссылаясь на то, что исключение страхователем из части причитающейся ему страховой премии расходов в размере 23% не соответствует действующему законодательству и нарушает его права как потребителя, истец просил взыскать с АО «Согаз» страховую премию в размере 2046,80 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 70000 рублей.
Мировым судьей постановлено указанное выше решение о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.
Акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности», не согласившись с решением мирового судьи, обратилось в суд с апелляционной жалобой, указав на то, что исходя из размера части страховой премии, предназначенной для осуществления страховых выплат (77 %), вычитаемая часть страховой премии составляет 23% (100 % - 77 %), где: 77% от страховой премии по договору обязательного страхования идет на формирование страховщиком страховых резервов, предназначенных для обеспечения текущих страховых выплат по договорам обязательного страхования; 3% от страховой премии по договору обязательного страхования перечисляются в Российский Союз Автостраховщиков для формирования резерва текущих компенсационных выплат и резерва гарантий, предназначенных для осуществления компенсационных выплат в соответствии с требованием статьи 18 Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; 20 % от страховой премии по договору обязательного страхования идет на покрытие расходов страховой организации, связанных с заключением и сопровождением действия договоров обязательного страхования.
Баланс прав и законных интересов страховщика и страхователя может быть достигнут только при учете расходов страховщика по заключению и расторжению договора.
Суд не дал оценку обстоятельствам и не принял доказательства, чем нарушил нормы материального права, не применив к рассматриваемым правоотношениям закон, подлежащий применению.
АО «Страховое общество газовой промышленности» просит решение и.о. мирового судьи судебного участка № 4 Железнодорожного района г. Орла от 27 марта 2018 года отменить и принять по делу новое решение, которым в исковых требованиях Шаталову И.А. отказать в полном объеме.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика АО «Страховое общество газовой промышленности» - Капранова О.А. поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, указывая на то, что действия страховой компания соответствуют действующему законодательству. В соответствии со структурой тарифной ставки 3% от страховой премии перечисляются в РСА, 20% от страховой премии идет на покрытие расходов страховщика, связанных с заключением и сопровождением действия договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Истец Шаталов И.А. с доводами жалобы не согласился, просил решение мирового судьи оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика -без удовлетворения. Вычет 23 % от всей суммы страховой премии за весь срок, на который заключен договор ОСАГО, при досрочном прекращении договора, противоречит п.34 Правил ОСАГО и ст.958 ГК РФ.
Суд второй инстанции, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
В соответствии со ст. 943 ГК РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования). Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если 'в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре. При заключении договора страхования страхователь и страховщик могут договориться об изменении или исключении отдельных положений правил страхования и о дополнении правил.
Согласно п. 1 ст. 954 ГК РФ под страховой премией понимается плата за страхование, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования.
На основании статьи 958 ГК РФ договор страхования прекращается до наступления срока, на который он был заключен, если после его вступления в силу возможность наступления страхового случая отпала и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай. К таким обстоятельствам, в частности, относятся: гибель застрахованного имущества по причинам иным, чем наступление страхового случая; прекращение в установленном порядке предпринимательской деятельности лицом, застраховавшим предпринимательский риск или риск гражданской ответственности, связанной с этой деятельностью. Страхователь (выгодоприобретатель) вправе отказаться от договора страхования в любое время, если к моменту отказа возможность наступления страхового случая не отпала по обстоятельствам, указанным в пункте 1 настоящей статьи. При досрочном прекращении договора страхования по обстоятельствам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, страховщик имеет право на часть страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование. При досрочном отказе страхователя (выгодоприобретателя) от договора страхования уплаченная страховщику страховая премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное.
В соответствии с пунктом б части 2 статьи 5 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" правила обязательного страхования наряду с другими положениями включают в себя порядок уплаты страховой премии.
В силу п.4 ст.10 Закона при досрочном прекращении договора обязательного страхования в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик возвращает страхователю часть страховой премии в размере доли страховой премии, предназначенной для осуществления страховых выплат и приходящейся на неистекший срок действия договора обязательного страхования или неистекший срок сезонного использования транспортного средства.
Согласно п. 34 Правил ОСАГО в случае прекращения действия договора обязательного страхования по одному из оснований, предусмотренных подпунктами "б", "г", "д", "з" п. 33 Правил (ликвидация юридического лица страхователя; прекращение договора обязательного страхования по инициативе страховщика, в связи с неуплатой страхователем страховой премии в установленный срок при продлении срока действия договора обязательного страхования; отказ страхователя от продления срока обязательного страхования со страховщиком, с которым был заключен договор; предоставление страхователем страховщику ложных или неполных данных при заключении договора обязательного страхования, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска), страховая премия по договору обязательного страхования страхователю не возвращается, если иное не предусмотрено в договоре (страховом полисе обязательного страхования). В остальных случаях страховщик возвращает страхователю часть страховой премии за не истекший срок действия договора обязательного страхования.
В силу п.1.14. Положений о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П) (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений) предусмотрено досрочное право страхователя прекратить действие договора обязательного страхования в следующих случаях: отзыв лицензии страховщика в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; замена собственника транспортного средства; иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1.16. Положений в случае досрочного прекращения действия договора обязательного страхования по одному из оснований, предусмотренных абзацем третьим пункта 1.13, абзацем четвертым пункта 1.14 и абзацем вторым пункта 1.15 настоящих Правил, часть страховой премии по договору обязательного страхования страхователю не возвращается. В остальных случаях страховщик возвращает страхователю часть страховой премии в размере ее доли, предназначенной для осуществления страхового возмещения и приходящейся на не истекший срок действия договора обязательного страхования или не истекший срок сезонного использования транспортного средства (период использования транспортного средства).
Исчисление не истекшего срока действия договора (периода использования транспортного средства) начинается со дня, следующего за датой досрочного прекращения действия договора обязательного страхования.
В случаях досрочного прекращения действия договора обязательного страхования, предусмотренных пунктом 1.14 настоящих Правил, датой досрочного прекращения действия договора обязательного страхования считается дата получения страховщиком письменного заявления страхователя о досрочном прекращении действия договора обязательного страхования и документального подтверждения факта, послужившего основанием для досрочного прекращения договора.
Часть страховой премии возвращается страхователю (его законным представителям, наследникам) в течение 14 календарных дней с даты, следующей за датой получения страховщиком сведений о случаях, предусмотренных абзацами вторым, четвертым, пятым, шестым пункта 1.13 настоящих Правил, или заявления страхователя о досрочном прекращении договора обязательного страхования по одному из оснований, предусмотренных пунктом 1.14 настоящих Правил, или в течение 14 календарных дней с даты, следующей за датой получения страхователем письменного уведомления страховщика о досрочном прекращении действия договора обязательного страхования по основанию, предусмотренному абзацем третьим пункта 1.15 настоящих Правил.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Шаталовым И.А. и АО «Согаз» был заключен договор страхования (страховой полис) серия ЕЕЕ № на период страхования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
20.01.2018 года Шаталов И.А. продал транспортное средство KIA RIO, ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается договором купли-продажи.
15.02.2018 года Шаталов И.А. обратился в АО«Согаз» Орловский филиал с заявлением о досрочном расторжении договора/полиса страхования в связи с продажей автомобиля.
На основании заявления от 15.02.2018 года договор страхования был расторгнут. Согласно п. 2 соглашения о расторжении страховая премия подлежит возврату страховщиком страхователю за вычетом её части, пропорционально сроку действия договора страхования, прошедшему с даты начала действия страхования до даты прекращения действия договора страхования. Пунктом 3 соглашения сумма страховой премии, подлежащая возврату, составила 6852,36 рублей.
По платежному поручению № от 26.02.2018 года АО «Согаз» произвело возврат страховой премии по полису ЕЕЕ № Шаталову И.А. в размере 6852,36 рублей.
Шаталовым И.А. 16.02.2018 года в адрес АО «Согаз» направлена претензия с требованием о проведении перерасчета суммы страховой премии подлежащей возврату.
Согласно ответа АО «Согаз» от 20.02.2018 года на претензию ответчик указал на законность удержания 23% страховой премии и отсутствия оснований для перерасчета суммы страховой премии подлежащей возврату.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" предусмотрено, что регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страхового возмещения и компенсационных выплат, не может быть менее чем 80 процентов страховой премии.
Оценивая собранные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что расчет суммы возвращенной страховой премии сделан ответчиком неверно, с нарушением действующего законодательства. Так, п. 34 Правил ОСАГО и п. 3 ст. 958 ГК РФ прямо указывают на необходимость выплаты страховой премии пропорционально не истекшему сроку действия договора обязательного страхования.
Указаний на дополнительные удержания, а также включение других расходов при выплате страховой премии в п. 34 Правил ОСАГО и в п. 3 ст. 958 ГК РФ не предусмотрено.
Мировой судья обоснованно пришел к выводу о том, что ответчиком неосновательно удержано 23% от суммы страховой премии.
Оставшаяся часть невыплаченной страховой премии подлежит взысканию с ответчика. Расчет суммы страховой премии, подлежащей возврату, мировым судьей произведен правильно.
К отношениям, вытекающим из договора страхования, применяется Закон РФ "О защите прав потребителей", а именно положения ст. 15, предусматривающие возможность компенсации морального вреда, - моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения продавцом прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Согласно ст. 151 ГК РФ моральный вред выражается в форме физических и нравственных страданий.
Мировой судья пришел к выводу, что истец по вине ответчика испытывал нравственные страдания.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ с учетом требований разумности и справедливости, оценив степень нравственных страданий, причиненных истцу, мировой судья удовлетворил требования истца, взыскав в его пользу 500 рублей.
Мировой судья обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца на основании п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» штраф в размере 1273 рубля 40 копеек.
Исследованным доказательствам судом дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах решение мирового судьи является законным и обоснованным, и не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Доводы апелляционной жалобы и доводы представителя ответчика в судебном заседании направлены на переоценку доказательств, для которой суд не усматривает.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции полагает необходимым оставить решение мирового судьи от 27 марта 2018 года без изменения, а апелляционную жалобу АО «Страховое общество газовой промышленности»-без удовлетворения.
Руководствуясь ч. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение и.о. мирового судьи судебного участка № 4 Железнодорожного района г. Орла от 27 марта 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности»-без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное определение изготовлено 6 июля 2018 года.
Председательствующий И.И. Сергунина