Судья Н.В. Федосова УИД 16RS0049-01-2022-009083-19
Дело № 5-2818/2022
Дело № 7-144/2023
РЕШЕНИЕ
1 февраля 2023 года город Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан С.М. Федонин,
при секретаре судебного заседания А.Л. Нигматзяновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Веры Григорьевны Отрешко на постановление судьи Ново-Савиновского районного суда города Казани от 10 ноября 2022 года, вынесенное в отношении В.Г. Отрешко по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ново-Савиновского районного суда города Казани от 10 ноября 2022 года В.Г. Отрешко привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей.
В жалобе в Верховный Суд Республики Татарстан В.Г. Отрешко, оспаривая факт совершения административного правонарушения, просит вынесенное в отношении неё постановление судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия в её действиях состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела, изучив жалобу заявителя, выслушав доводы В.Г. Отрешко, её защитника Р.Ф. Сабирова и заключение прокурора И.Н. Дворянского, полагавшего, что оснований для отмены судебного постановления не имеется, прихожу к мнению, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно части 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленные на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статей 10 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (далее – Федеральный закон № 61-ФЗ) Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Законом.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона № 61-ФЗ решение об оперативном использовании за пределами территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 Закона формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22.02.2022 № 35-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации» дано согласие Президенту Российской Федерации на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
Во исполнение ратифицированных 22 февраля 2022 года Договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией, Донецкой Народной Республикой и Луганской Народной Республикой Президентом Российской Федерации 24 февраля 2022 года принято решение о проведении специальной военной операции.
Материалами дела установлено, что в 17 часов 40 минут 24 сентября 2022 года В.Г. Отрешко, находясь в общественном месте возле <адрес>, совершила активные публичные действия, направленные на подрыв авторитета и доверия к Вооруженным Силам Российской Федерации и дискредитацию их использования на основании решения Президента Российской Федерации и с согласия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного постановлением от 22.02.2022 № 35 – СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации» в Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, а именно публично демонстрировала надпись «PEACE NOT WAR», что в переводе на русский язык означает «Мир не война», которая была размещена у нее на футболке и надпись на рюкзаке «Нет войне», адресованные неопределённому кругу лиц и являющиеся публичным призывом к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
Привлекая В.Г. Отрешко к административной ответственности по части 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда пришел к выводу о том, что она, совершила активные публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
С выводами судьи районного суда следует согласиться, поскольку они подтверждаются имеющимися доказательствами, в том числе: протоколами об административном правонарушении (л.д.2-4), о доставлении (л.д.5); рапортами сотрудников полиции (л.д.9-10,15-18); объяснениями А.Р. Идрисова, Р.К. Мезитова, Д.К. Ионова (л.д.7-8,11-14); видеозаписью (л.д.29) и иными материалами дела.
Все имеющиеся в деле об административном правонарушении материалы получены в установленном законом порядке и в силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относятся к числу допустимых доказательств, которые оценены судьёй районного суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наличие события административного правонарушения и виновность В.Г. Отрешко в его совершении, подтверждается совокупностью доказательств, в том числе рапортами сотрудников полиции и их объяснениями, из которых следует, что она совершила действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях.
При этом в доводах жалобы В.Г. Отрешко подтвердила, что в общественном месте находилась в одежде с текстом «PEACE NOT WAR» и «Нет войне».
В тоже время, из материалов дела, в том числе приобщённых видеозаписей усматривается, что указанные действия осуществлялись В.Г. Отрешко совместно с группой лиц в рамках проведения несанкционированного публичного мероприятия по указанной тематике.
Данные обстоятельства были подтверждены и сотрудниками полиции в ходе рассмотрения дела в районном суде, а также фактически не оспариваются автором жалобы.
Следовательно, исследованная совокупность доказательств указывает на то, что В.Г. Отрешко осуществила публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, тем самым совершила противоправное деяние, которое влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, довод жалобы об отсутствии в её действиях состава административного правонарушения, является не состоятельным.
Несогласие в жалобе с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судьей районного суда допущены нарушения норм материального права и предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
В силу части 1 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления, уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в частности, доставление и административное задержание.
Приведённые положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и установленные по делу обстоятельства указывают на то, что доставление В.Г. Отрешко в отдел полиции в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении, а также обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, не противоречит требованиям закона.
Правомерность применения сотрудниками полиции в отношении В.Г. Отрешко мер по обеспечению производства по делу об административном правонарушении также согласуется с правовой позицией, выраженной в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях».
Между тем указание в жалобе на необоснованную длительность задержания В.Г. Отрешко в отделе полиции нельзя признать обоснованным, поскольку оно опровергается протоколом о доставлении, подписанным ею без каких-либо замечаний.
Утверждение в жалобе на то, что в связи с задержанием В.Г. Отрешко, она дважды была привлечена к административной ответственности, не может повлечь отмену судебного постановления, поскольку оно основано на неверном толковании норм закона, при этом, следует отметить, что в отношении неё административное задержание не применялось.
В тоже время принимая во внимание, что административное правонарушение совершено В.Г. Отрешко при проведении несанкционированного публичного мероприятия, ссылка в жалобе на нарушение подсудности является не состоятельной, поскольку рассмотрение дела по месту его выявления и составления протокола об административном правонарушении в данном случае не противоречит положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также правовой позиции, выраженной в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» и определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2018 N 1115-О.
Исходя из изложенного, каких-либо обстоятельств, которые могли бы повлечь необходимость переоценки выводов судьи районного суда и пересмотра судебного постановления, в ходе рассмотрения жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах В.Г. Отрешко правомерно привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной статьи в соответствии с положениями статей 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении В.Г. Отрешко вынесено судьей районного суда в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей районного суда соблюден.
Иных предусмотренных статьёй 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении и влекущих безусловную отмену, изменение постановления судьи районного суда либо освобождение В.Г. Отрешко от административной ответственности, в том числе и по указанному в ходатайстве защитника основанию, также не усматривается.
Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление судьи Ново-Савиновский районного суда города Казани от 10 ноября 2022 года, вынесенное в отношении Веры Григорьевны Отрешко по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу В.Г. Отрешко - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано указанными в статье 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья