Мотивированное апелляционное определение составлено 7 июня 2023 г.
Судья Чайка О.Н. |
№ 33-1998-2023 УИД 51RS0016-01-2022-001451-24 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск |
31 мая 2023 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего |
Брандиной Н.В. |
судей |
Киселевой Е.А. |
Тищенко Г.Н. |
|
при секретаре |
Малик А.Ю. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-106/2023 по иску администрации города Кировска к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Хибиногорск» об обязании устранить нарушения в сфере обращения с отходами
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Хибиногорск» на решение Кировского городского суда Мурманской области от 6 марта 2023 г.
Заслушав доклад судьи Брандиной Н.В., выслушав объяснения представителя администрации города Кировска Лежепековой Д.С., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
администрация города Кировска обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Хибиногорск» (далее – ООО «УК Хибиногорск») об обязании устранить нарушения в сфере обращения с отходами.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства 27 мая 2022 г. должностными лицами отдела муниципального контроля администрации г. Кировска проведены контрольные мероприятия в целях соблюдения обязательных требований к оборудованию площадок для сбора твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, на территории многоквартирных домов, расположенных в городе Кировске по адресу: ....
Управление указанными многоквартирными домами осуществляет ООО «УК Хибиногорск».
В ходе выездного обследования специалистами установлено, что в нарушение принятых на себя обязательств по содержанию общего имущества собственников дома и установленных обязательных требований муниципальными правовыми актами по благоустройству ООО «УК Хибиногорск» на территориях указанных многоквартирных домов не организовано место и не оборудована контейнерная площадка для накопления крупногабаритных отходов (КГО), о чем составлен акт № 17.
ООО «УК Хибиногорск» объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, предложено в срок до 29 июля 2022 г. оборудовать контейнерные площадки для сбора и накопления КГО, обслуживающие многоквартирные дома.
1 ноября 2022 г. специалистами отдела муниципального контроля проведено выездное обследование, в результате которого установлено, что ООО «УК Хибиногорск» не приступило к оборудованию контейнерных площадок для накопления КТО на территориях обслуживаемых многоквартирных домов, о чем составлен акт № 75.
Истец просил суд обязать ООО «УК Хибиногорск» в срок до 30 июня 2023 г. в соответствии с установленными правилами и нормами организовать места (площадки) накопления крупногабаритных отходов, обслуживающие многоквартирные дома по следующим адресам: ...; ...; ...; ....
Протокольным определением суда от 13 февраля 2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО «Партнер плюс», ТСН «Дружный дом 7».
Судом постановлено решение, которым иск администрации города Кировска удовлетворен, на ООО «УК Хибиногорск» возложена обязанность в срок до 30 июня 2023 г. организовать места (площадки) накопления крупногабаритных отходов, обслуживающих многоквартирные дома по следующим адресам: ...; ...; ...; .... С ООО «УК Хибиногорск» в доход местного бюджета муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе ООО «УК Хибиногорск» просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы приводит доводы о непредставлении истцом доказательств, подтверждающих возможность оборудования придомовых территорий многоквартирных домов контейнерными площадками для накопления КГО, в том числе с соблюдением требований СанПин 2.1.3684-21.
Указывает, что при разрешении спора суд не учел, что определенные истцом места для оборудования контейнерными площадками находятся в юрисдикции других юридических лиц и для исполнения возложенной решением суда обязанности управляющей компании придется принимать любые условия этих лиц.
В обоснование своей позиции ссылается на судебную практику.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации города Кировска Лежепекова Д.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель ответчика ООО «УК Хибиногорск», представители третьих лиц ООО «Партнер плюс», ТСН «Дружный дом 7», извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку в силу части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы.
Разрешая спор, суд правильно и в необходимом объеме установил юридически значимые обстоятельства дела, к возникшим правоотношениям должным образом применил нормы материального права.
В силу положений статей 39 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 11, 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, составной частью которого является сбор и вывоз твердых бытовых отходов.
При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. № 170 (далее – Правила № 170) установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан.
В соответствии с пунктом 3.7.1 Правил № 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее - Правила содержания общего имущества № 491), к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме в числе прочего отнесены земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Подпунктом д(2) пункта 11 Правил содержания общего имущества № 491 предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ).
Во исполнение данных законоположений постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее – Правила № 1039), которые определяют порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра таких мест, а также требования к содержанию указанного реестра (пункт 1).
Исходя из вышеприведенного правового регулирования во взаимосвязи, работы по организации (созданию) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, а также обязанность по содержанию и обслуживанию контейнерных площадок, входят в необходимый перечень услуг (работ) для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, вменяется управляющей организации, обслуживающей жилой дом, поскольку они находятся в пользовании жильцов многоквартирного жилого дома и данный вид работ обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Организация мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (крупногабаритных отходов) (далее - ТКО), контейнерных площадок и содержание прилегающей к ним территории является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома. При этом управляющая организация в силу закона и договоров управления многоквартирными домами обязано надлежащим образом организовывать и содержать места (площадки) накопления отходов для обслуживания находящихся в ее управлении домов.
Организация места (площадки) накопления ТКО подразумевает создание такого места с соблюдением процедуры его определения (согласования), то есть в соответствии с установленными Порядком и Правилами, в том числе путем подачи заявки по установленной форме в уполномоченный орган.
Правила содержания общего имущества № 491, в пункте 11, подпункте «а» пункта 16, и Правила и Нормы СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений …..», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3, в пункте 3, предусматривают, что на территории городских поселений должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема и(или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Как установлено судом и следует из материалов дела, управление многоквартирными домами * по ..., * по ..., * по ..., * и * по ... в ..., осуществляет ООО «УК Хибиногорск» на основании договоров управления многоквартирными домами от 1 мая 2019 г., от 1 ноября 2019 г., от 1 апреля 2020 г., от 1 июня 2019 г., от 1 июня 2022 г.
Пунктами 8.1, 8.2 договоров установлен срок их действия - три года и предусмотрена пролонгация договора на следующий год в соответствии с пунктом 6 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с условиями договоров управления многоквартирными домами управляющая организация ООО «УК Хибиногорск» приняла на себя обязательства оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, надлежащим образом выполнять свои обязанности, предусмотренные действующим законодательством и договором, обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
На основании задания от 27 мая 2022 г. № 10-14/851, выданного начальником отдела муниципального контроля администрации города Кировска, специалистами осуществлено выездное обследование территории муниципального округа город Кировск Мурманской области, по результатам которого составлен акт № 17 об отсутствии мест и не оборудовании контейнерных площадок для накопления КТО на территории многоквартирных домов * по ..., * по ..., * по ..., * и * по ... в ..., управление которыми осуществляет ООО «УК Хибиногорск».
ООО «УК Хибиногорск» объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предложено в срок до 29 июля 2022 г. оборудовать контейнерные площадки для сбора и накопления крупногабаритных отходов (КГО) по обслуживающим домам, находящимся по адресам: ...; ...; ...; ....
1 ноября 2022 г. на основании задания № 10-14/1609 от 1 ноября 2022 г. специалистами отдела муниципального контроля администрации города Кировска проведено выездное обследование территории муниципального округа город Кировск, в ходе которого установлено, что управляющая организация ООО «УК Хибиногорск» не приступила к оборудованию контейнерных площадок для накопления КГО, о чем составлен акт № 75.
До настоящего времени выданное ООО «УК Хибиногорск» предписание № 47 от 20 августа 2021 г. не исполнено, доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено.
Документов, подтверждающих выполнение работ по оборудованию контейнерных площадок для накопления КГО, материалы дела не содержат.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд, с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, руководствуясь законом, подлежащим применению, оценив представленные доказательства по правим статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что на ООО «УК Хибиногорск», как организацию, осуществляющую обслуживание жилых домов, возложена обязанность по содержанию площадок для сбора крупногабаритных отходов, образующихся при эксплуатации многоквартирного дома, что определяет также и обязанность принятия мер по организации такой площадки.
При этом, как верно указано судом, исходя из целей и предмета договора управления многоквартирными домами и с учетом требований к надлежащему обустройству и содержанию временного накопления отходов от многоквартирного дома, управляющая организация обязана осуществлять все мероприятия, предусмотренные законами и подзаконными нормативными актами, обеспечивающие выполнение требований к надлежащему содержанию общего имущества собственников многоквартирного дома.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда, которые достаточно мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и согласуются с нормами материального права, регулирующими правоотношение сторон, судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии доказательств возможности оборудования придомовых территорий многоквартирных домов контейнерными площадками для накопления КГО, в том числе с соблюдением требований СанПин 2.1.3684-21, а также, что определенные истцом места для оборудования контейнерными площадками находятся в юрисдикции других юридических лиц, на правильность выводов суда не влияет и не свидетельствует об отсутствии у ответчика обязанности по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирных домов, находящихся в обслуживании ответчика.
Обстоятельства, на которые ссылается ответчик в апелляционной жалобе, не предусмотрены действующим законодательством в качестве оснований, по которым управляющая компания может быть освобождена от обязанности по содержанию общего имущества собственников многоквартирных домов, а соответственно – не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
В том числе, как обоснованно указывала сторона истца, ни в исковых требованиях, ни в оспариваемом решении суда, не содержится вывода о необходимости возложения на ответчика обязанности оборудовать соответствующие контейнерные площадки около каждого многоквартирного дома, находящегося в управлении ответчика. Правилами благоустройства и обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией, утвержденных решением Совета депутатов города Кировска Мурманской области от 31 октября 2017 г. № 95, предусмотрена возможность организации мест накопления отходов путем заключения соответствующего соглашения в случае невозможности оборудования индивидуальной площадки для конкретного дома.
Определяя в соответствии с положениями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок для исполнения возложенной решением суда обязанности до 30 июня 2023 г., суд учел конкретные действия, которые должен совершить ответчик и объем необходимых мероприятий, и признал заявленный истцом срок разумным. Доводов о несогласии в данной части выводов суда апелляционная жалоба не содержит.
В целом доводы апелляционной жалобы содержат изложение обстоятельств настоящего спора и собственную оценку заявителя действующего законодательства в области регулирования спорных правоотношений, вместе с тем данные доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, признаны необоснованными, им дана надлежащая правовая оценка, изложенная в принятом по делу судебном постановлении.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, не допустил нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таком положении решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Кировского городского суда Мурманской области от 6 марта 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Хибиногорск» - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи: |