Судья Кукурекин К.В. № 2-1322/2024
(в первой инстанции)
№ 33-2161/2024
(в апелляционной инстанции)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 июля 2024 года г.Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Ваулиной А.В.,
судей Анашкиной И.А., Козуб Е.В.,
при секретаре Шевченко Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 26 апреля 2024 года по гражданскому делу по исковому заявлению Лаврова Н. А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю о понуждении к совершению определенных действий,
(третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота»),
заслушав доклад судьи Ваулиной А.В.,
установила:
Лавров Н.А. обратился в суд с иском к ОСФР по г.Севастополю, в котором с учётом изменений просил признать право на перерасчёт размера страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учётом индексации страховых взносов, учтённых за периоды его трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в составе расчётного пенсионного капитала; обязать ответчика произвести такой перерасчёт с произведением индексаций сумм расчётного пенсионного капитала, подлежащего формированию как из поступивших страховых взносов на его индивидуальный лицевой счёт, так и не поступивших страховых взносов в объёме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) за спорные периоды в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, осуществлённых коэффициентами, установленными Постановлениями Правительства Российской Федерации, и выплатить недополученную сумму за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее временя.
В обоснование своих требований указал, что является получателем страховую пенсию по старости, размер которой был пересчитан с на основании вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда города Севастополя от 29 ноября 2022 года с учётом индивидуальных пенсионных коэффициентов за заявленные периоды его работы в качестве гражданского персонала в войсковых частях Черноморского флота. Между тем, данным судебным актом вопрос об индексации сумм расчётного пенсионного капитала за те же периоды работы не разрешался, в связи с чем, ответчик самостоятельно такие действия в нарушении пенсионных прав гражданина не производит.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 26 апреля 2024 года требования Лаврова Н.А. удовлетворены.
С таким решением суда ОСФР по г.Севастополю не согласно и в апелляционной жалобе просит его отменить, как постановленное в нарушении норм материального и процессуального права, приняв новое решение об отказе истцу в иске. Указывает, что в период с 2002 по 2014 год не существовало механизма постановки на учёт в Пенсионном фонде Российской Федерации войсковых частей, дислоцированных в Крыму и Севастополе, что исключало возможность перечисления страхователем (работодателем) страховых взносов в Пенсионный фонд России. Потому в соответствии с ранее действовавшим на территории г.Севастополя законодательством взносы на социальное страхование предприятия, учреждения и организации Черноморского флота Российской Федерации, как страхователи (работодатели), на всех работников войсковых частей (независимо от гражданства) производились в Пенсионный орган Украины. В этих условиях апеллянт полагает, что у него не возникла обязанность по индексации расчётного пенсионного капитала, который формируется из суммы фактически уплаченных страховых взносов до 2015 года. Также отмечает, что ранее состоявшееся судебное решение не возлагало на ответчика обязанность по индексации неуплаченных страховых взносов.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ОСФР по г.Севастополю, ФКУ «Управление Черноморского флота» не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте его проведения. В соответствии со статьёй 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Лавров Н.А. просил апелляционную жалобу отклонить.
Выслушав истца, проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного решения суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом положений части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Лавров Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированным в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации. Истец осуществлял трудовую деятельность на территории иностранного государства Украина (г.Севастополь) на должностях гражданского персонала <данные изъяты>, а именно в периоды:
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>.
28 мая 1997 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины было заключено соглашение о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины (прекратило действие 2 апреля 2014 года на основании Федерального закона от 02 апреля 2014 года № 38-ФЗ «О прекращении действия соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины). Частью 1 статьи 14 данного соглашения было предусмотрено, что предприятия, организации и учреждения Черноморского флота Российской Федерации должны были производить налоговые отчисления в соответствии с законодательством Украины.
Согласно договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (подписан в г.Москве 18 марта 2014 года и ратифицирован Федеральным законом от 21 марта 2014 года № 36-ФЗ) с даты его подписания Республика Крым стала считаться принятой в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 1), и в составе Российской Федерации были образованы новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2).
С 12 ноября 2018 года истцу в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначена и выплачивается страховая пенсия по старости.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 29 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 23 марта 2023 года, по требованию Лаврова Н.А. на пенсионный орган возложена обязанность произвести перерасчёт страховой пенсии с применением расчёта баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учётом его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Украины, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, а также с учётом, как поступивших страховых взносов на его индивидуальный лицевой счёт, так и не поступивших страховых взносов в объёме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) за этот период работы. Кроме того, ответчик был обязан произвести выплату гражданину денежные суммы в объёме пенсионных выплат с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время с учётом всех индексаций страховой пенсии по старости.
Исполняя судебные постановления, ОСФР по г.Севастополю перечислил на расчётный счёт пенсионера недополученную часть пенсии в мае 2023 года.
При этом письмом от 05 февраля 2024 года № МК-92-06/207л кроме прочего разъяснил, что решение суда не содержит обязанности органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по индексации неуплаченных страховых взносов, и что полномочия изменять или трактовать судебные постановления орган не наделён.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пришёл к выводу, что право Лаврова Н.А. на получение страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) основано на законе и подтверждено вступившим в законную силу судебным решением, расчёт размера страховой пенсии по старости (без учёта фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости) истцу должен быть произведён в точном соответствии с законом, без каких-либо ограничений или изъятий. Таким образом, расчётный пенсионный капитал подлежит обязательным индексациям в сроки (подпунктов 1-3 пункт 6 статьи 17) и на коэффициенты (подпункта 4 пункта 6 статьи 17), утверждённые Постановлениями Правительства Российской Федерации, в том числе с учетом части 6 и 7 статьи 35 Федерального закона № 400-ФЗ.
Судебная коллегия в целом с вышеуказанными выводами суда первой инстанции соглашается.
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», со дня вступления в силу которого Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
До 31 декабря 2014 года размер пенсии по старости определялся по формулам, предусмотренным в статьях 14 и 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Одним из критериев при определении размера пенсии является расчетный пенсионный капитал, величина которого определяется для каждого гражданина на дату назначения его пенсии.
В соответствии со статьёй 20 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индексация расчетного пенсионного капитала осуществлялась в порядке, установленном для индексации страховой части трудовой пенсии согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» индексация расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии, производится применительно к порядку, предусмотренному пунктом 6 статьи 17 указанного закона, за весь период начиная с 01 января 2002 года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 6 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой части трудовой пенсии подлежит индексации в установленном порядке, при этом коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости определяется Правительством Российской Федерации исходя из уровня роста цен за соответствующий период.
После 2014 года постановлений Правительства Российской Федерации об индексации страховой части трудовой пенсии не принималось, так как с 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, который ввёл иной порядок расчёта размера пенсии.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ индексация определенного по состоянию на 1 января 2014 года расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, которым страховая пенсия устанавливается, начиная с 1 апреля 2015 года, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с учетом положений части 6 настоящей статьи.
Часть 6 указанной статьи предусматривает, что в 2015 году стоимость одного пенсионного коэффициента: с 01 февраля увеличивается на индекс роста потребительских цен за 2014 год, размер которого устанавливается Правительством Российской Федерации; с 01 апреля устанавливается федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной год и плановый период, исходя из разницы между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и коэффициентом произведенной корректировки на индекс роста потребительских цен. При этом указанный коэффициент не может превышать индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховых пенсий.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 29 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, и имеющим в силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение для настоящего спора, в котором участвуют те же лица, подтверждено право Лаврова Н.А. на получение страховой пенсии по старости, а так же на исчисление размера страховой пенсии по старости с учётом как поступивших (уплаченных) страховых взносов на его индивидуальный лицевой счёт в Пенсионный фонд Российской Федерации, так и неуплаченных страховых взносов в объёме, полагавшемся к уплате работодателями за периоды работы истца до ДД.ММ.ГГГГ. При этом установлено, что неуплата <данные изъяты>, дислоцированными в г.Севастополе, страховых взносов за спорные периоды работы Лаврова Н.А., имевшие место с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (на территории Украины и Севастополя) в Пенсионный фонд Российской Федерации не должна препятствовать реализации его права своевременно и в полном объёме получать страховую пенсию по старости.
В связи с чем, на пенсионный орган была возложена обязанность произвести перерасчёт величины индивидуального пенсионного коэффициента, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, с учётом сведений за спорные периоды его работы в должностях гражданского персонала Черноморского флота Российской Федерации.
По настоящему делу установлено, что, исполняя вступившее в силу судебное постановление, ответчик индексацию расчётного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии по старости, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не осуществил, что сторонами не оспаривалось.
Потому, принимая во внимание приведённые выше нормы права и имеющие силу преюдиции судебные акты, судебная коллегия соглашается с выводами районного суда о том, что расчёт размера страховой пенсии по старости (без учёта фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости) истцу Лаврову Н.А. должен быть произведён в точном соответствии с законом, без каких-либо ограничений или изъятий, в связи с чем, истец имеет право на индексацию расчётного пенсионного капитала (напрямую предусмотренных нормой закона) при исчислении величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды трудовой деятельности до 2015 года на должностях гражданского персонала Черноморского флота Российской Федерации.
Доводы апеллянта, что в указанный период времени работодатели истца не состояли на учёте в Пенсионном фонде Российской Федерации и взносы за него фактически не уплачивали, в связи с чем, у ответчика не возникла обязанность по индексации расчётного пенсионного капитала, который формируется из суммы фактически уплаченных страховых взносов до 2015 года, несостоятельны и не основаны на взаимосвязи приведённых нормативных положений. Потому приведённые доводы не могут ограничивать приобретённое гарантированное право истца на пенсионное обеспечение по старости в полном размере.
Ссылка апеллянта на то, что ранее состоявшееся решение Ленинского районного суда города Севастополя от 29 ноября 2022 года не содержит ссылки об обязанности пенсионного органа по индексации неуплаченных страховых взносов, также отклоняются, поскольку разрешение спора в пределах заявленных истцом требований никоим образом не обуславливает обязанность ответчика осуществить индексацию расчётного пенсионного капитала, предусмотренную в силу закона.
Доводы апелляционной жалобы ответчика фактически основаны на несогласии ответчика с существом вынесенного решения, повторяют его позицию в суде первой инстанции, также были предметом рассмотрения и отклонены судом, о чем подробно изложено в обжалуемом решении. Выводы суда соответствуют нормам гражданского закона, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем, правовые основания для отмены решения суда в обжалуемой части, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 26 апреля 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 25 июля 2024 года.
Председательствующий: А.В. Ваулина
Судьи: И.А. Анашкина
Е.В. Козуб