Решение по делу № 33-7937/2023 от 23.06.2023

Судья Денисов С.А. Дело № 33-7937/2023

УИД № 34RS0009-01-2022-000507-63

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

гор. Волгоград 19 июля 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Пашковой Т.В.

судей Чекуновой О.В., Швыдковой С.В.

при секретаре Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № <...> по заявлению Дерышевой О. В. об установлении факта принятия наследства

по апелляционной жалобе Дерышевой О. В.

на решение Новоаннинского районного суда Волгоградской области от 25 апреля 2023 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявления Дерышевой О. В. об установлении факта принятия наследства отказать».

Заслушав доклад судьи Чекуновой О.В., выслушав Дерышеву О.В. и ее представителя Ковалева Е.А., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам

УСТАНОВИЛА:

Дерышева О.В. обратилась в суд с заявлением об установлении факта принятия наследства в виде земельной доли мерою 17,7 га в праве общей долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснооктябрьского сельского поселения Алексеевского района Волгоградской области после смерти Дерышева С.В., умершего 10 марта 1998 года.

В обоснование заявленного требования указала, что 10 марта 1998 года умер ее супруг Дерышев С.В., после смерти которого открылось наследство в виде земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по адресу: <адрес> Данный земельный участок был предоставлен Дерышеву С.В. как работнику АОЗТ «Красный Октябрь» на основании постановления Алексеевского района Волгоградской области № <...> от 28 февраля 1992 года. Согласно архивной справке, выданной нотариусом Новоаннинского района Волгоградской области от 14 июня 2016 года № <...>, после смерти Дерышева С.В. наследство приняла его супруга Дерышева О.В.

24 ноября 2017 года она обратилась к нотариусу с заявлением о выдаче ей свидетельства о праве на наследство по закону после умершего Дерышева С.В., однако в выдаче данного свидетельства ей было отказано, в связи с отсутствием документов, подтверждающих право собственности умершего на указанное имущество.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Дерышева О.В. оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым заявленное требование удовлетворить в полном объеме.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Пункт 9 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ предусматривает возможность установления факта принятия наследства.

Право на наследование, гарантированное ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации, обеспечивает переход имущества наследодателя к другим лицам в порядке, определенном гражданским законодательством.

В силу ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что наследственные отношения регулируются правовыми нормами, действующими на день открытия наследства. В частности, этими нормами определяются круг наследников, порядок и сроки принятия наследства, состав наследственного имущества.

В силу ст. ст. 1111, 1112 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.

В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

На основании ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Согласно п. 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании», принятие наследником по закону какого-либо незавещанного имущества из состава наследства или его части (квартиры, автомобиля, акций, предметов домашнего обихода и т.д.), а наследником по завещанию - какого-либо завещанного ему имущества (или его части) означает принятие всего причитающегося наследнику по соответствующему основанию наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, включая и то, которое будет обнаружено после принятия наследства.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте положений п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что Дерышева О.В. являлась супругой Дерышева С. В., умершего 10 марта 1998 года.

При жизни Дерышев С.В. проживал и был зарегистрирован по адресу: совхоз «Красный Октябрь» отделение №4 Алексеевского района Волгоградской области, работал в должности механизатора в совхозе «Красный Октябрь» с 26 июня 1987 года по 01 декабря 1987 года и с 19 января 1990 года, уволен из АОЗТ «Красный Октябрь» - 02 ноября 1993 года.

Согласно архивной справки от 23 сентября 2016 года № <...>, АОЗТ «Красный Октябрь» является правопреемником совхоза «Красный Октябрь». АОЗТ «Красный Октябрь» было ликвидировано 19 июня 2000 года.

Как следует из постановления администрации Алексеевского района Волгоградской области от 28 февраля 1992 года № <...> «О выполнении Указа Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», в собственность хозяйства района были бесплатно переданы сельскохозяйственные угодья общей площадью 112439 га, в том числе пашни 53189, для последующей передачи этих земель членам колхоза. Однако документов, подтверждающих, что умершему Дерышеву С.В. при жизни был выдан какой-либо земельный участок, как работнику совхоза, не представлено.

Судом также установлено, что Дерышева О.В. обращалась к нотариусу с заявлением о выдаче ей свидетельства о праве на наследство по закону на земельный участок с кадастровым номером № <...>, расположенный по адресу: <адрес>, после смерти Дерышева С.В., однако получила отказ ввиду отсутствия документов, подтверждающих право собственности умершего на указанный земельный участок.

При этом, из архивной справки нотариуса Новоаннинского района Волгоградской области Ермиловой Г.К. от 14 июня 2016 года № <...> следует, что после смерти 10 марта 1998 года Дерышева С.В. наследство приняла по закону супруга Дерышева О.В.

Оценив представленные по делу доказательства, установив, что заявитель фактически приняла наследство по закону после смерти Дерышева С.В., умершего 10 марта 1998 года, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных требований и об отказе в их удовлетворении.

Оснований не согласиться с выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку суд правильно определил круг существенных обстоятельств дела и дал надлежащую оценку доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда первой инстанции мотивированы и последовательны, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.

Доводы апелляционной жалобы о том, что умерший Дерышев С.В. фактически участвовал в земельной приватизации сельскохозяйственных земель совхоза «Красный Октябрь» не могут быть приняты во внимание в качестве обстоятельств, влекущих отмену решения суда, поскольку надлежащих и безусловных доказательств подтверждение данного факта не представлено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Новоаннинского районного суда Волгоградской области от 25 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дерышевой О. В. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Денисов С.А. Дело № 33-7937/2023

УИД № 34RS0009-01-2022-000507-63

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

гор. Волгоград 19 июля 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Пашковой Т.В.

судей Чекуновой О.В., Швыдковой С.В.

при секретаре Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № <...> по заявлению Дерышевой О. В. об установлении факта принятия наследства

по апелляционной жалобе Дерышевой О. В.

на решение Новоаннинского районного суда Волгоградской области от 25 апреля 2023 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявления Дерышевой О. В. об установлении факта принятия наследства отказать».

Заслушав доклад судьи Чекуновой О.В., выслушав Дерышеву О.В. и ее представителя Ковалева Е.А., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам

УСТАНОВИЛА:

Дерышева О.В. обратилась в суд с заявлением об установлении факта принятия наследства в виде земельной доли мерою 17,7 га в праве общей долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснооктябрьского сельского поселения Алексеевского района Волгоградской области после смерти Дерышева С.В., умершего 10 марта 1998 года.

В обоснование заявленного требования указала, что 10 марта 1998 года умер ее супруг Дерышев С.В., после смерти которого открылось наследство в виде земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по адресу: <адрес> Данный земельный участок был предоставлен Дерышеву С.В. как работнику АОЗТ «Красный Октябрь» на основании постановления Алексеевского района Волгоградской области № <...> от 28 февраля 1992 года. Согласно архивной справке, выданной нотариусом Новоаннинского района Волгоградской области от 14 июня 2016 года № <...>, после смерти Дерышева С.В. наследство приняла его супруга Дерышева О.В.

24 ноября 2017 года она обратилась к нотариусу с заявлением о выдаче ей свидетельства о праве на наследство по закону после умершего Дерышева С.В., однако в выдаче данного свидетельства ей было отказано, в связи с отсутствием документов, подтверждающих право собственности умершего на указанное имущество.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Дерышева О.В. оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым заявленное требование удовлетворить в полном объеме.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Пункт 9 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ предусматривает возможность установления факта принятия наследства.

Право на наследование, гарантированное ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации, обеспечивает переход имущества наследодателя к другим лицам в порядке, определенном гражданским законодательством.

В силу ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что наследственные отношения регулируются правовыми нормами, действующими на день открытия наследства. В частности, этими нормами определяются круг наследников, порядок и сроки принятия наследства, состав наследственного имущества.

В силу ст. ст. 1111, 1112 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.

В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

На основании ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Согласно п. 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании», принятие наследником по закону какого-либо незавещанного имущества из состава наследства или его части (квартиры, автомобиля, акций, предметов домашнего обихода и т.д.), а наследником по завещанию - какого-либо завещанного ему имущества (или его части) означает принятие всего причитающегося наследнику по соответствующему основанию наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, включая и то, которое будет обнаружено после принятия наследства.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте положений п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что Дерышева О.В. являлась супругой Дерышева С. В., умершего 10 марта 1998 года.

При жизни Дерышев С.В. проживал и был зарегистрирован по адресу: совхоз «Красный Октябрь» отделение №4 Алексеевского района Волгоградской области, работал в должности механизатора в совхозе «Красный Октябрь» с 26 июня 1987 года по 01 декабря 1987 года и с 19 января 1990 года, уволен из АОЗТ «Красный Октябрь» - 02 ноября 1993 года.

Согласно архивной справки от 23 сентября 2016 года № <...>, АОЗТ «Красный Октябрь» является правопреемником совхоза «Красный Октябрь». АОЗТ «Красный Октябрь» было ликвидировано 19 июня 2000 года.

Как следует из постановления администрации Алексеевского района Волгоградской области от 28 февраля 1992 года № <...> «О выполнении Указа Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», в собственность хозяйства района были бесплатно переданы сельскохозяйственные угодья общей площадью 112439 га, в том числе пашни 53189, для последующей передачи этих земель членам колхоза. Однако документов, подтверждающих, что умершему Дерышеву С.В. при жизни был выдан какой-либо земельный участок, как работнику совхоза, не представлено.

Судом также установлено, что Дерышева О.В. обращалась к нотариусу с заявлением о выдаче ей свидетельства о праве на наследство по закону на земельный участок с кадастровым номером № <...>, расположенный по адресу: <адрес>, после смерти Дерышева С.В., однако получила отказ ввиду отсутствия документов, подтверждающих право собственности умершего на указанный земельный участок.

При этом, из архивной справки нотариуса Новоаннинского района Волгоградской области Ермиловой Г.К. от 14 июня 2016 года № <...> следует, что после смерти 10 марта 1998 года Дерышева С.В. наследство приняла по закону супруга Дерышева О.В.

Оценив представленные по делу доказательства, установив, что заявитель фактически приняла наследство по закону после смерти Дерышева С.В., умершего 10 марта 1998 года, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных требований и об отказе в их удовлетворении.

Оснований не согласиться с выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку суд правильно определил круг существенных обстоятельств дела и дал надлежащую оценку доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда первой инстанции мотивированы и последовательны, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.

Доводы апелляционной жалобы о том, что умерший Дерышев С.В. фактически участвовал в земельной приватизации сельскохозяйственных земель совхоза «Красный Октябрь» не могут быть приняты во внимание в качестве обстоятельств, влекущих отмену решения суда, поскольку надлежащих и безусловных доказательств подтверждение данного факта не представлено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Новоаннинского районного суда Волгоградской области от 25 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дерышевой О. В. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-7937/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Дерышева Ольга Вениаминовна
Другие
Управление Росреестра по Волгоградской области
нотариус Ермилова Наталья Николаевна
Межмуниципальный отдел по Алексеевскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области
Ковалев Евгений Александрович
Суд
Волгоградский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
26.06.2023Передача дела судье
19.07.2023Судебное заседание
21.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2023Передано в экспедицию
19.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее