Решение по делу № 33-6855/2024 от 08.07.2024

Судья – Карелина С.Ю.                                                   Стр.156 г, г/п 150 руб.

Докладчик – Романова Н.В.           №33-6855/2024             3 сентября 2024 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Романовой Н.В.,

    судей Рассошенко Н.П., Фериной Л.Г.,

    при секретаре Бородиной Е.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Онежского межрайонного прокурора выступающего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район», муниципальному казенному учреждению «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям», Углову С.Е., Изотовой С .В., Кляжниковой С.И. о признании недействительными постановлений, межевых планов, соглашений о перераспределении земель по апелляционной жалобе Углова С.Е., Изотовой С .В., Кляжниковой С.И. на решение Онежского городского суда Архангельской области от 7 мая 2024 г.

Заслушав доклад судьи Романовой Н.В., судебная коллегия

установила:

Онежский межрайонный прокурор Федоровцев И.Д. обратился в суд с иском к администрации МО «Онежский муниципальный район», МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям», Углову С.Е. о признании недействительным постановления главы МО «Онежский муниципальный район» от 12 января 2023 г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка», межевого плана от 13 января 2023 г. изготовленного кадастровым инженером Поповой И.А. в отношении земельного участка, общей площадью 1 381 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, соглашения о перераспределении земель и (или) земельного участка заключенного 6 марта 2023 г. между МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям» и Угловым С.Е. (дело ).

В обосновании требований указано, что в ходе осуществления надзора за исполнением земельного законодательства на территории Онежского района выявлены нарушения закона. Установлено, что собственник земельного участка , общей площадью 903 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, Углов С.Е. обратился в администрацию МО «Онежский муниципальный район» с заявлением об утверждении схемы земельного участка, образуемого в порядке перераспределения земель, право собственности на которые не разграничено, и земельного участка, находящегося в его собственности с указанным кадастровым номером. Постановлением главы МО «Онежский муниципальный район» от 12 января 2023 г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка» в порядке перераспределения земель утверждена схема нового испрашиваемого заявителем земельного участка общей площадью 1 381 кв.м. Кадастровым инженером Поповой И.А. был подготовлен межевой план вновь образованного земельного участка. Вновь образованный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера . Между МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям» и Угловым С.Е. 6 марта 2023 г. заключено соглашение о перераспределении земель и (или) земельного участка, согласно которого образован новый, полученный в порядке перераспределения земель, участок с кадастровым номером , общей площадью 1381 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> Постановлением администрации МО «Онежский муниципальный район» от 19 ноября 2010 г. утверждена площадь земельного участка, расположенного по адресу <адрес> в кадастровом квартале , переданного из земель сельскохозяйственного назначения в постоянное (бессрочное) пользование СОТ «Сплавщик». Согласно картографического материала, чертежа границ территории СОнТ «Сплавщик», вновь образованный в порядке перераспределения земельный участок выходит за границы товарищества. Исходя из схемы уточненных границ СОнТ «Сплавщик», предоставленная заявителями схема расположения земельного участка, образованного путем перераспределения земель, на кадастровом плане территории пересекает границы СОнТ «Сплавщик». В силу системного толкования положений ст. 17 ФЗ от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ образование земельного участка путем распределения с землями, находящимися в государственной собственности, право на которое не разграничено, возможно исключительно при наличии решений общего собрания членов товарищества. Такое решение общим собранием членов СОнТ «Сплавщик» по вопросу образования земельного участка для нужд заявителя Углова С.Е. в порядке перераспределения не принималось. Также установлено, что кадастровый квартал территориально расположен в границах МО «Покровское» Онежского района Архангельской области по которому не подготовлены и не утверждены правила землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты по вопросам, указанным в ч. 6 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе по вопросам определения предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства на них. Отсутствие ПЗЗ также влечет запрет на предоставление земельного участка с основным видом разрешенного использования, предусматривающим строительство зданий, сооружений, из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, запрет на выдачу разрешений на строительство, отсутствие возможности изменения вида разрешенного использования земельных участков. При указанных обстоятельствах полученный Угловым С.Е. земельный участок не мог быть предметом сделки и оформления прав на него.

Онежский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации МО «Онежский муниципальный район», МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям», Изотовой С.В. о признании недействительным постановления главы МО «Онежский муниципальный район» от 16 января 2023 г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка», межевого плана от 5 февраля 2023 г. изготовленного кадастровым инженером Поповой И.А. в отношении земельного участка, общей площадью 1 744 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, соглашения о перераспределении земель и (или) земельного участка о перераспределении земель и (или) земельного участка, заключенного 28 февраля 2023 г. между МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям» и Изотовой С.В. (дело ).

В обосновании требований указано, что в ходе осуществления надзора за исполнением земельного законодательства на территории Онежского района выявлены нарушения закона. Установлено, что собственник земельного участка , общей площадью 1205 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, Изотова С.В. обратилась в администрацию МО «Онежский муниципальный район» с заявлением об утверждении схемы земельного участка, образуемого в порядке перераспределения земель право собственности на которое не разграничено и земельного участка находящегося в ее собственности с указанным кадастровым номером. Постановлением главы МО «Онежский муниципальный район» от 16 января 2023 г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка» в порядке перераспределения земель утверждена схема нового испрашиваемого заявителем земельного участка общей площадью 1 744 кв.м. Кадастровым инженером Поповой И.А. был подготовлен межевой план вновь образованного земельного участка. Вновь образованный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера . Между МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям» и Изотовой С.В. 28 февраля 2023 г. заключено соглашение о перераспределении земель и (или) земельного участка, согласно которого образован новый, полученный в порядке перераспределения земель, участок с кадастровым номером , общей площадью 1 744 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. Полагает, что полученный Изотовой С.В. земельный участок не мог быть предметом сделки и оформления прав на него по основаниям аналогичным указанным в исковом заявлении по делу .

Онежский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации МО «Онежский муниципальный район», МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям», Кляжниковой С.И. о признании недействительным постановления главы МО «Онежский муниципальный район» от 12 января 2023 г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка», межевого плана от 13 февраля 2023 г. изготовленного кадастровым инженером Поповой И.А. в отношении земельного участка, общей площадью 1 095 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, соглашения о перераспределении земель и (или) земельного участка о перераспределении земель и (или) земельного участка, заключенного 22.03.2023 между МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям» и Кляжниковой С.И. (дело ).

В обосновании требований указано, что в ходе осуществления надзора за исполнением земельного законодательства на территории Онежского района выявлены нарушения закона. Установлено, что собственник земельного участка , общей площадью 676 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Кляжникова С.И. обратилась в администрацию МО «Онежский муниципальный район» с заявлением об утверждении схемы земельного участка, образуемого в порядке перераспределения земель, право собственности на которое не разграничено, и земельного участка находящегося в ее собственности с указанным кадастровым номером. Постановлением главы МО «Онежский муниципальный район» от 12 января 2023 г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка» в порядке перераспределения земель утверждена схема нового испрашиваемого заявителем земельного участка общей площадью 1 095 кв.м. Кадастровым инженером Поповой И.А. был подготовлен межевой план вновь образованного земельного участка. Вновь образованный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера . Между МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям» и Кляжниковой С.И. 22 марта 2023 г. заключено соглашение о перераспределении земель и (или) земельного участка, согласно которого образован новый, полученный в порядке перераспределения земель, участок с кадастровым номером , общей площадью 1 095 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. Полагает, что полученный Кляжниковой С.И. земельный участок не мог быть предметом сделки и оформления прав на него по основаниям аналогичным указанным в исковом заявлении по делу .

Определением суда вышеуказанные дела объединены в одно производство, делу присвоен номер .

В ходе рассмотрения дела истцом также указано в обосновании требований, что Земельным кодексом Российской Федерации установлен приоритет предоставления земельных участков путем проведения торгов, предоставление земельных участков путем перераспределения является исключением из общих правил и должно применяться в исключительных целях. Как следует из представленных Угловым С.Е., Изотовой С.В., Кляжниковой С.И. в орган местного самоуправления одновременно с заявлениями схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, удовлетворение их заявлений по предложенному ими варианту и образование в связи с этим новых земельных участков привело к нарушению требований ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ.

В судебном заседании старший помощник Онежского межрайонного прокурора Васьковский Е.А. поддержал исковые требования по вышеуказанным основаниям.

Ответчики администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район», МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям» своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Как следует из представленных ими отзывов, с требованиями не согласны, поскольку в силу действующего законодательства допускается увеличение площади земельного участка, находящегося в собственности гражданина, предоставляемого для ведения личного подсобного хозяйства, при отсутствии предусмотренных п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении и соблюдении иных установленных законодательством требований. При этом наличие утвержденных правил землепользования и застройки в отношении территории, в пределах которой осуществляется перераспределение, не является обязательным условием для осуществления такого перераспределения. Пунктом 9 ст. 39.29 ЗК РФ не предусмотрен отказ в заключении соглашения о перераспределении по причине отсутствия правил землепользования и застройки.

Представитель СоНТ «Сплавщик» в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования.

Ответчики Изотова С.В., Кляжникова С.И., представитель Углова С.Е. просили отказать в удовлетворении исковых требований.

Другие лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Решением суда исковые требования Онежского межрайонного прокурора удовлетворены.

Признаны недействительными постановление администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» от 12 января 2023 г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка» вынесенного на основании заявления Углова С.Е., межевой план, изготовленный кадастровым инженером Поповой И.А. в отношении земельного участка площадью 1381 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков от 6 марта 2023 г., заключенное между МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям» и Угловым С.Е., постановление администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» от 12 января 2023 г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка» вынесенного на основании заявления Кляжниковой С.И., межевой план, изготовленный кадастровым инженером Поповой И.А. в отношении земельного участка площадью 1095 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков от 22 марта 2023 г., заключенное между МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям» и Кляжниковой С.И., постановление администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» от 16 января 2023 г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка» вынесенного на основании заявления Изотовой С.В., межевой план, изготовленный кадастровым инженером Поповой И.А. в отношении земельного участка площадью 1744 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков от 28 февраля 2023 г., заключенное между МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям» и Изотовой С.В.

Взыскана в доход местного бюджета с Углова С.Е., Изотовой С.В., Кляжниковой С.И. государственная пошлина в размере 300 руб. с каждого.

С указанным решением ответчики Углов С.Е., Изотова С.В., Кляжникова С.И. не согласились, подали апелляционную жалобу, в которой просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска прокурора отказать в полном объеме. В обоснование доводов жалобы ссылаются на то, что границы СОнТ «Сплавщик» фактически не определены. Администрацией МО «Онежский муниципальный район» были перераспределены земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Такими земельными участками распоряжается именно администрация муниципального образования, принимать решение на общем собрании собственников СОнТ «Сплавщик» не было необходимости. Спорные земельные участки не входят в состав СОнТ «Сплавщик». Перераспределение спорных участков не нарушает права иных лиц, поскольку на них нет самостоятельных проездов (проходов), они не перекрывают уже длительное время существующие проезды (проходы) к побережью Белого моря. Участки не имеют вид разрешенного использования для рекреационных целей, так как на них нет домов отдыха, пансионатов, кемпингов и других соответствующих объектов. Считают, что Онежская межрайонная прокуратура является ненадлежащим истцом, поскольку государственный контроль (надзор) за соблюдением земельного законодательства осуществляет Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Отсутствие правил землепользования и застройки территории у администрации МО «Покровское», в границах которого территориально расположен СОнТ «Сплавщик», не является основанием для отказа ответчикам администрацией МО «Онежский муниципальный район», так как ч. 9 ст. 39.29 ЗК РФ не содержит такого основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков как отсутствие правил землепользования и застройки. Ссылаются на ч.1-6 ст. 11.9, ч. 3 ст. 39.28, п. 4 ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ. Считают, что нарушений требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ к образуемым путем перераспределения земельным участкам, с учетом того, что спорные участки находятся в зоне общего пользования, не являются ограниченными в обороте и не нарушают права собственников (владельцев) смежных объектов недвижимого имущества, не установлено.

В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник Онежского межрайонного прокурора Васьковский Е.А. указал о несогласии с доводами подателей жалобы, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ответчиков – без удовлетворения.

Заслушав прокурора Фадееву А.В., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив решение суда, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 ст. 6 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Согласно ч.1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Частью 6 ст. 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Согласно ч. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 15 декабря 2022 г. собственник земельного участка , общей площадью 903 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, Углов С.Е. обратился в администрацию с просьбой перераспределить земли, находящиеся в муниципальной собственности и земельного участка с КН на кадастровом плане территории и утвердить прилагаемую схему земельного участка. Вид разрешенного использования земельного участка – ведение садоводства.

Постановлением главы МО «Онежский муниципальный район» от 12 января 2023 г. утверждена схема нового испрашиваемого заявителем земельного участка общей площадью 1 381 кв.м, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером земель, государственная собственность на которых не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного строительства: для садоводства, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения.

27 февраля 2023 г. Углов С.Е. обратился с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером и земель, государственная собственность на которых не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>.

Постановлением администрации МО «Онежский муниципальный район» от 6 марта 2023 г., Углову С.Е. предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1 381 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: для садоводства, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель собственность на которые не разграничена.

Между МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям» и Угловым С.Е. 6 марта 2023 г. заключено соглашение о перераспределении земель и (или) земельного участка, согласно которого стороны перераспределяют принадлежащий собственнику земельный участок площадью 903 кв.м с кадастровым номером и смежную с ним часть земель, государственная собственность на которые не разграничена площадью 478 кв.м, кадастрового квартала , расположенного в Онежском районе.

В результате перераспределения прекращается существование земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 903 кв.м, местоположение: <адрес>. Образуется земельный участок общей площадью 1 381 кв.м с кадастровым номером , местоположение: <адрес>. У собственника возникает право частной собственности на земельный участок общей площадью 1 381 кв.м с кадастровым номером .

Право собственности Углова С.Е. на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано в ЕГРН 31 марта 2023 г.

8 декабря 2022 г. собственник земельного участка , общей площадью 1 205 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, Изотова С.В. обратилась в администрацию с просьбой утвердить схему расположения земельного участка, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель находящихся в государственной собственности. Вид разрешенного использования земельного участка – ведение садоводства.

Постановлением главы МО «Онежский муниципальный район» от 16 января 2023 г. утверждена схема нового испрашиваемого заявителем земельного участка общей площадью 1 744 кв.м, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель, государственная собственность на которых не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного строительства: для садоводства, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения.

Постановлением администрации МО «Онежский муниципальный район» от 28 февраля 2023 г., Изотовой С.В. предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1 744 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: для садоводства, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель собственность на которые не разграничена.

Между МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям» и Изотовой С.В. 28 февраля 2023 г. заключено соглашение о перераспределении земель и (или) земельного участка, согласно которого стороны перераспределяют принадлежащий собственнику земельный участок площадью 1 205 кв.м с кадастровым номером и смежную с ним часть земель, государственная собственность на которые не разграничена площадью 539 кв.м, кадастрового квартала , расположенного в Онежском районе.

В результате перераспределения прекращается существование земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1 205 кв.м, местоположение: <адрес>. Образуется земельный участок общей площадью 1 744 кв.м с кадастровым номером местоположение: <адрес>. У собственника возникает право частной собственности на земельный участок общей площадью 1 744 кв.м с кадастровым номером .

Право собственности Изотовой С.В. на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ

15 декабря 2022 г. собственник земельного участка , общей площадью 1 205 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, Кляжникова С.И. обратилась с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером и земель, государственная собственность на которых не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>.

Постановлением главы МО «Онежский муниципальный район» от 12 января 2023 г. утверждена схема нового испрашиваемого заявителем земельного участка общей площадью 1 095 кв.м, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель, государственная собственность на которых не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного строительства: для садоводства, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения.

10 марта 2023 г. Кляжникова С.И обратилась в МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям» с просьбой заключить соглашение о перераспределении земельного участка.

Постановлением администрации МО «Онежский муниципальный район» от 22 марта 2023 г., Кляжниковой С.И. предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1 095 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: для садоводства, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель собственность на которые не разграничена.

Между МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям» и Кляжниковой С.И. 22 марта 2023 г. заключено соглашение о перераспределении земель и (или) земельного участка, согласно которого стороны перераспределяют принадлежащий собственнику земельный участок площадью 676 кв.м с кадастровым номером и смежную с ним часть земель, государственная собственность на которые не разграничена площадью 419 кв.м, кадастрового квартала , расположенного в Онежском районе.

В результате перераспределения прекращается существование земельного участка с кадастровым номером общей площадью 676 кв.м, местоположение: <адрес>. Образуется земельный участок общей площадью 1 095 кв.м с кадастровым номером местоположение: <адрес>. У собственника возникает право частной собственности на земельный участок общей площадью 1 095 кв.м с кадастровым номером .

Право собственности Кляжниковой С.И. на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано в ЕГРН 13 апреля 2023 г.

Постановлением администрации МО «Онежский муниципальный район» от 19 ноября 2010 г. уточнена площадь земельного участка, расположенного в кадастровом квартале , переданного из земель сельскохозяйственного назначения в постоянное (бессрочное) пользование для СОнТ «Сплавщик», постановлено считать ее <данные изъяты> кв.м.

    Межевание земель СОнТ «Сплавщик» не проведено.

Согласно представленных суду выкопировок с плана земель с указанием местоположения спорных земельных участков, схемы уточненных границ земельного участка СОнТ «Сплавщик», предоставленные истцами в орган местного самоуправления схемы расположения земельных участков образованные путем перераспределения пересекают границы СОнТ «Сплавщик», кроме того, земельный участок 539 кв.м, перераспределенный Изотовой С.В., включает в себя земли СОнТ «Сплавщик».

Удовлетворяя требования прокурора, суд указал, что основания для перераспределения земельных участков у ответчиков отсутствовали, формирование земельных участков было проведено по результатам распорядительных действий администрации, которые являются незаконными.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, а доводы апеллянтов об обратном отклоняет в силу следующего.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

С рассматриваемым иском прокурор обратился по результатам проведенной прокуратурой проверки соблюдения требований земельного законодательства, в ходе которой выявил нарушения прав неопределенного круга лиц на равный доступ к земле и законный способ оформления прав на нее, а также прав Российской Федерации, как собственника земель.

Таким образом, прокурор является надлежащим процессуальным истцом по настоящему спору.

Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности установлены ст. 39.28 ЗК РФ. Так, подп. 3 п. 1 указанной статьи предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (п. 2 ст. 39.28 ЗК РФ). В свою очередь, п. 3 поименованной статьи устанавливает, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован ст. 39.29 ЗК РФ, в соответствии с п.8 которой, уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю (подп. 1); направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (подп. 2); принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п. 9 названной статьи (подп. 3).

Из системного анализа приведенных норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.

Подпункт 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ в качестве общего правила закрепляет, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 названного кодекса.

Ответчиками администрацией МО «Онежский муниципальный район», МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям» не представлено доказательств того, что из состава земель, которые были добавлены при распределении и предоставлены Углову С.Е, Изотовой С.В., Кляжниковой С.И. (площадь земельных участков 478 кв.м, 539 кв.м, 419 кв.м) невозможно было формирование отдельных земельных участков без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ, с обеспечением доступа к ним как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута, также орган местного самоуправления не лишен возможности принимать меры к утверждению правил землепользования и застройки и другие действия по определению предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков соответствующим целям землепользования.

С учетом указанных обстоятельств, основания для перераспределения земельных участков отсутствовали.

Кроме того, в подп. 2 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ определено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если: не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в п. 4 ст. 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц.

Согласно выкопировок с плана земель с указанием местоположения спорных земельных участков, схемы уточненных границ земельного участка СОнТ «Сплавщик», предоставленные истцами в орган местного самоуправления схемы расположения земельных участков образованные путем перераспределения пересекают границы СОнТ «Сплавщик», кроме того, земельный участок 539 кв.м перераспределенный Изотовой С.В. включает в себя земли СОнТ «Сплавщик».

С учетом положений ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» образование в границах территории СОнТ «Сплавщик» земельных участков путем перераспределения с землями, находящимися в государственной собственности, возможно при наличии решения общего собрания членов соответствующего товарищества.

Поскольку такое решение на дату оспариваемых постановлений и соглашений принято не было, соответственно они являются недействительными как несоответствующие закону.

При этом оспариваемые постановления и соглашения о перераспределении земельных участков нарушают права неопределенного круга лиц для доступа к побережью Белого моря, на использование земельных участков в рекреационных целях.

Также суд принял во внимание имеющиеся в деле отказы другим собственникам земли в СОнТ «Сплавщик» в перераспределении земельных участков, где основания для отказа являются аналогичными вышеуказанным.

Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая дана судом первой инстанции, а также к иному толкованию норм материального права. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку установленные ст. 67 ГПК РФ правила оценки доказательств судом нарушены не были, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований к отмене либо изменению решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Онежского городского суда Архангельской области от 7 мая     2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Углова С.Е., Изотовой С .В., Кляжниковой С.И. – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено                        12 сентября 2024 г.

Председательствующий                                                     Н.В. Романова

Судьи                                                                                   Н.П. Рассошенко

                                                                                             Л.Г. Ферина

33-6855/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Онежский межрайонный прокурор
Ответчики
МКУ Администрация МО Онежский муниципальный район
Кляжникова Светлана Иосифовна
Углов Сергей Евгеньевич
МКУ Комитет по управлению муниципальным имуществом, архитектуре и земельным отношениям
Изотова Светлана Валентиновна
Другие
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Шельдяков Андрей Николаевич
Попова Ирина Альбертовна
СОНТ Сплавщик
Управление Росреестра по Архангельской области и НАО
Министерство строительства и архитектуры
Суд
Архангельский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.arh.sudrf.ru
08.07.2024Передача дела судье
03.09.2024Судебное заседание
13.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.09.2024Передано в экспедицию
03.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее