Решение по делу № 2-680/2015 от 23.07.2015

Дело № 2-680/2015 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 августа 2015 года г. Бологое

Бологовский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Морозовой Н.В.,

при секретаре Андайкиной А.В.,

с участием заявителей Рассказова В.Л., Рассказовой А.А., Зайцева И.Н., Зайцевой Е.В., представителя заявителей Никитина В.Н.,

представителей Управления Федеральной миграционной службы России по Тверской области Орловой Т.А. и Сударевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Рассказова В.Л., Рассказовой А.А., Зайцева И.Н. и Зайцевой Е.В., действующей в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей Зайцевой Я.И. и Зайцевой С.И., о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы России по Тверской области об отказе в предоставлении статуса беженцев на территории Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Рассказов В.Л., Рассказова А.А., Зайцев И.Н. и Зайцева Е.В., действующая в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей Зайцевой Я.И. и Зайцевой С.И., обратились в суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы России по Тверской области об отказе в предоставлении статуса беженцев на территории Российской Федерации. Свои требования заявители мотивируют следующим. В связи с вооружённым конфликтом на востоке Украины, на территории Донецкой и Луганской областей Украины, ведутся боевые действия, начавшиеся 7 апреля 2014 года, между вооружёнными силами Украины и отрядами сторонников самопровозглашённых Донецкой и Луганской Народных Республик. Президент Украины Пётр Порошенко неоднократно называл конфликт «Отечественной войной». Руководство России действия украинской стороны в данном конфликте называют карательной операцией, а конфликт в целом — гражданской войной. Международный комитет Красного Креста квалифицирует боевые действия на востоке Украины как «не международный вооружённый конфликт». Обострение политического кризиса на Украине и последовавшая смена власти в стране были негативно восприняты российским руководством, которое поставило легитимность новой украинской власти под сомнение. 23 февраля Россия отозвала своего посла Михаила Зурабова из Украины — «в связи с обострением ситуации на Украине и необходимостью всестороннего анализа». 24 февраля Министерство иностранных дел России выступило с официальным заявлением, в котором выразило «глубокую озабоченность, с точки зрения легитимности действия» в Верховной Раде Украины: «Ссылаясь фактически лишь на «революционную целесообразность», там штампуют «решения» и «законы», в том числе нацеленные на то, чтобы ущемить гуманитарные права русских и других национальных меньшинств, проживающих на Украине». 1 марта президент России Владимир Путин внёс в Совет Федерации обращение «об использовании Вооружённых Сил Российской Федерации на территории Украины», В тот же день Совет Федерации, собравшись на внеочередное заседание, единогласно принял постановление «Об использовании Вооружённых Сил Российской Федерации на территории Украины», в соответствии с которым президенту давалось право на использование российских войск на территории Украины «до нормализации общественно-политической обстановки в этой стране». В заявлении руководства ДНР от 15 апреля 2014 года говорилось: «Руководство Украины, пришедшее к власти в результате вооружённого антиконституционного переворота, развязало военные действия на территории Донецкой Народной Республики, используя солдат украинских вооружённых сил, боевиков незаконных военных формирований и служащих частных иностранных военных компаний, финансируемых США. Под прикрытием лживых заявлений о якобы проведении антитеррористической операции, на самом деле объявлена война против народа с привлечением тяжелой боевой техники и авиации. Опасности подвергнута жизнь мирных жителей. По предупреждению Киева, не исключена возможность нанесения масштабных ракетно-бомбовых ударов по городам. Образование Донецкой Народной Республики — это объективная реальность, необходимость в которой возникла вследствие полной потери государственности Украины после антиконституционного переворота и с целью защиты конституционных прав и свобод граждан, проживающих на её территории».Вооружённый конфликт на востоке Украины привёл к многочисленным жертвам со стороны не только военных, но и мирного гражданского населения, а также значительным разрушениям гражданской инфраструктуры и сотням тысяч беженцев. Также на территории Украины был сбит авиалайнер, в котором находились и погибли ни в чем не повинные люди, данный факт указывает на несостоятельность власти и потерю контроля, как над военными, так и над находящимися на территории Украины наемниками с других государств.В ноябре 2014 года украинское правительство прекратило выплачивать пенсии и пособия.В связи с вооружённым конфликтом на востоке Украины и событиями, вызвавшими опасения за свою жизнь и жизнь членов семьи, заявители вынуждены были выехать из страны своей гражданской принадлежности (своего обычного местожительства). ДАТА Рассказов В.Л., ДАТА года рождения, Рассказова А.А., ДАТА года рождения, Зайцев И.Н., ДАТА года рождения, Зайцева Е.В., ДАТА года рождения, Зайцева Я.И., ДАТА года рождения, и Зайцева С.И., ДАТА года рождения, все – граждане Украины и жители г. Донецка Донецкой области, зарегистрированные по месту пребывания по адресу: ..., обратились с письменным ходатайством в Управление Федеральной миграционной службы по Тверской области г. Бологое о признании беженцами на территории Российской Федерации. ДАТА в соответствии с решением УФМС России по Тверской области от ДАТА заявителям были выданы свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцами на территории Российской Федерации по существу. ДАТА Рассказовым В.Л. получен ответ от ДАТА на обращение в Бологовскую межрайонную прокуратуру о нарушении Управлением Федеральной миграционной службы по Тверской области законодательства о предоставлении государственных услуг. Бологовской межрайонной прокуратурой выявлены недостатки, в организации работы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории России. ДАТА решением Управления Федеральной миграционной службы России по Тверской области по итогам рассмотрения ходатайств о признании беженцами на территории Российской Федерации граждан Украины, а именно Донецкой области, было отказано, в признании беженцами на территории Российской Федерации, в связи с тем, что заявители не соответствуют требованиям подпункта 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах». Обязанность доказывать наличие законных оснований для отказа в предоставлении статуса беженца, а также соблюдение процедуры проверки и рассмотрения ходатайства лежит на органе, действия которого обжалуются, а не на заявителе, для установления статуса беженца несомненна ценность точной, подробной, своевременной и достоверной информации, а также соответствие данных заявителя событиям, вызвавшим его опасения и выезд из страны своей гражданской принадлежности (своего обычного местожительства). В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации, и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Определяя понятие «беженец», как Женевская конвенция о статусе беженцев, так и Федеральный закон «О беженцах» говорят о лице, которое имеет вполне обоснованные опасения стать жертвой преследований. При этом, понятие «преследования» включает в себя: причины нахождения лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, вне страны своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства); интересы - желание быть признанным беженцем по обстоятельствам, предусмотренным пп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона «О беженцах»; меры, которые затрагивают интересы групп или отдельных лиц либо бывают направлены против них вследствие их расовой принадлежности, вероисповедания, гражданства, принадлежности к конкретной социальной группе или их политических убеждений. Преследования имеют место, когда данные меры наносят вред интересам, неприкосновенности и достоинству человека настолько, что это считается недопустимым по действующим международным нормам или по стандартам, существующим в Российской Федерации. Предоставление статуса беженца установлено ст. 1 Конвенции 1951 г. и пп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона, учитывая положение отдельного соискателя убежища или заявителя, ходатайствующего о предоставлении статуса беженца. Так, в соответствии со ст.3 Федерального закона «О беженцах», лицо, подавшее ходатайство о признании его беженцем, обязано сообщить соответствующим органам государственного управления сведения, необходимые для рассмотрения указанного ходатайства. Как следует из содержания Закона, гражданин обязан лишь сообщить сведения, необходимые для признания его беженцем. В Законе нет указаний о том, что гражданин обязан представить доказательства, в данном случае, что причиной выезда с постоянного места жительства является совершение в отношении него насилия или преследование в иных формах либо имеется реальная опасность подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку национальной принадлежности. В Методических указаниях о порядке работы с иностранными гражданами и лицами без гражданства, обратившимися с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации (утверждены приказом Федеральной миграционной службы России от 15.07.1993 г. № 110), также не определено, что гражданин представляет названные доказательства. В п.3 Методических указаний отмечено, что процедура определения статуса беженцев включает, в частности, проверку (оценку) достоверности сведений, сообщенных заявителем. В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона «О беженцах» установлено, что решение об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований. Данный порядок признания лица беженцем является исчерпывающим и не предусматривает представление заявителями доказательств о том, что они испытывали обоснованные опасения стать жертвой преследований по указанным в пп. 1 п. 1 ст. 1 Закона признакам.

Поскольку Закон не содержит определения семьи и/или понятия иждивенца, суды разрешали гражданские дела данной категории на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и, в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации, применяли нормы иностранного права (ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При этом - если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суды при разрешении гражданских дел применяли правила международного договора. Согласно ст. 398 ГПК РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации имеют право обращаться в суды Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие /бездействие/ органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданское судопроизводство способствует укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду. Из рекомендаций Совета Европы №773(1976) о, де - факт о беженцах и от 1984 г. о защите лиц, формально не признаваемых беженцами, согласно положениям которых, такие лица (независимо от того, признано это лицо беженцем в соответствии с Конвенцией) нуждаются в более благосклонном отношении по сравнению с обычными иностранцами. В силу статей 8, 13, 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и п. 1 статьи 33 Женевской конвенции: а) каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными
национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему
конституцией и законом; б) человек имеет право свободно выбирать себе место жительства в пределах каждого государства; в) каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах;
г) договаривающиеся государства не будут никоим образом высылать или возвращать беженцев в страны, где их жизни или свободе угрожает опасность вследствие их расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. В силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Так, Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 года), которая вступила в силу для России 1 февраля 1993 г., в статье 1 дала определение понятия «беженец». В указанной Конвенции под термином «беженец» подразумевается лицо, которое в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года, и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Конвенция 1951 г. распространяется только на тех лиц, которые стали беженцами в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года. Пунктом 2 статьи 1 Протокола, касающегося статуса беженцев (Нью - Йорк, 31 января 1967 года) были внесены изменения в определение понятия «беженец». Исходя из смысла указанного Протокола под термином «беженец» имеется в виду любое лицо, подпадающее под определение статьи 1 Конвенции о статусе беженцев с опущением в статье 1 «А»(2) этой Конвенции слов «в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года...» и слов «...в результате подобных событий». Россия присоединилась к данному Протоколу 2 февраля 1993 года (Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 13 ноября 1992 года №3876- 1). Правовое положение вынужденных мигрантов, находящихся на территории Российской Федерации, определяется принятым в развитие указанных норм международного права Федеральным законом «О беженцах» от 19.02.1993 г. (в редакции Федеральных законов от 28.06.1997 г. № 95 - ФЗ, от 21.07.1998 г. № 117 - ФЗ). В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О беженцах», беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Гарантируя защиту прав и основных свобод лица, ходатайствующего о признании его беженцем или признанного беженцем либо утратившего статус беженца, Федеральный закон «О беженцах» в пункте 2 статьи 10 установил, что решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением этого Федерального закона, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд. Указанные причины миграционной службой не анализировались и не были приняты во внимание, при принятии решения об отказе в удовлетворении ходатайства о предоставлении статуса беженца. Не выяснялись конкретные обстоятельства дела и возможности получения статуса беженца на территории иностранного государства. В своей анкете и опросном листе заявители ссылались на то, что не могут возвратиться на родину, так как опасаются за свою жизнь. Миграционная служба не провела надлежащую проверку сведений, на которые ссылались заявители в анкете и опросном листе. Территориальной миграционной службой не анализировались объективные факторы политического положения в Украине и особые обстоятельства дела при рассмотрении ходатайства. Территориальной миграционной службой не приняты во внимание заявления о том, что дом заявителей находится рядом с Донецким аэродромом и ежедневно через дом летят снаряды. Территориальной миграционной службой не приняты во внимание заявления о том, что на Украине принят закон о статусе Украинского языка, и в связи с тем, что заявители являются носителями русского языка исходя из того, что дед был родом из ..., и дети не будут иметь возможности изучать, разговаривать и т.д. на Русском родном для них языке. Территориальной миграционной службой не приняты во внимание заявления о том, что буквально в трех-пяти километрах от дома заявителей упала и взорвалась баллистическая ракета Точка У, при этом заявителя отбросило ударной волной метра на два - на три, и это происходило дважды. Территориальной миграционной службой не приняты во внимание заявления о том, что Украинские власти готовят «Центры временного содержания» для жителей Донецкой и Луганской не признанных республик, а попросту «Концентрационные лагеря», в которых будут проводить исправление инакомыслящих. Территориальной миграционной службой не приняты во внимание заявления о том, что почти ежедневно, особенно в ночное время заявители, в том числе и дети видели и слышали, как работают системы залпового огня - Град, Ураган, системы работали по жилым кварталам, что приводило к гибели мирного населения, в результате аналогичного обстрела пострадал отец Зайцева И.Н., т.е. получил тяжелые ранения ног и брюшной полости. Территориальной миграционной службой не приняты во внимание заявления о том, что поселок Шахта Лидиевка (пригород Донецка) обстреливался минометами 82 и 120 мм калибра, что приводило к разрушению домов и т.д., у заявителя в связи с этим были неоднократно выбиты стекла, и стены квартиры в осколках от снарядов (были представлены фото документы). Территориальной миграционной службой не приняты во внимание заявления о том, что почти каждый день приходилось спускаться в сырые, темные (без света, воды, туалета, тепла), не пригодные к проживанию подвалы жилого дома, в котором находились жильцы дома и других домов, в тесном, замкнутом пространстве, особенно тяжело это переносили дети. Территориальной миграционной службой не приняты во внимание заявления о том, что заявители перенесли стресс в результате начавшихся боевых действий. Территориальной миграционной службой не приняты во внимание заявления о том, что Донецкой народной республике со стороны Украины объявлена экономическая блокада, в связи с чем перестали выплачивать пенсии, пособия на детей; прекратились поставки продовольствия, прекратились поставки медикаментов - у заявителя (диабет); прекратились поставки газа, питьевой воды, частично электроэнергии; из-за остановки работы всех предприятий перестали платить зарплаты. Указанные обжалуемые действия совершены в нарушение Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», приказа ФМС России от 21 марта 2014 г. № 208 «Об организации работы с обращениями граждан и организаций в Федеральной миграционной службе и ее территориальных органах», ФЗ от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах», Приказа Федеральной миграционной службы от 19 августа 2013г. № 352r. «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации». В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2012 № 711 «О вопросах Федеральной миграционной службы», Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», считают данное решение незаконным и необоснованным. В соответствии с ч. 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации, регламентирующей действия суда при рассмотрении конкретного дела, который установив не соответствие правового акта закону не применяет его, а принимает решение, руководствуясь законом. Отказываясь от применения не соответствующего закону акта, суд может одновременно своим определением (постановлением) обратить внимание органа или должностного лица, издавшего такой акт, на необходимость привести его в соответствие с законом, изменить или отменить его. Просят отменить решения УФМС России по Тверской области об отказе в удовлетворении ходатайств о предоставлении статуса беженца и удовлетворить ходатайства о предоставлении статуса беженца на территории Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела от заявителя Зайцевой Е.В. также поступили дополнения к заявленным требованиям, в которых в обоснование позиции заявителя по делу указано следующее. Лидер партии «Свобода» Олег Тягнибок сообщил, что в новой Украине должно быть министерство национального самосознания, по его мнению, Украина должна ввести для русских статус «не гражданин Украины». Тягнибок также призывает запретить говорить на русском языке, вплоть до уголовной ответственности. Начиная с мая 2014г., велась прослушка телефонов (во время беседы по тел. могли вмешаться в разговор и запугивать, что вы будете подвергнуты «люстрации». Люстрация — политическая практика, состоящая в законодательном ограничении прав некоторых категорий лиц (выделяемых по профессиональным, партийным, религиозным или иным признакам) на: занятие государственных должностей; профессиональную практику («запреты на профессию»); неприкосновенность личной жизни (допускается публичное распространение любой информации о происхождении, деталях биографии и т.п). «Люстрация» описывается как комплекс «законодательных мер и практика недопущения в аппарат управления, правоохранительные органы, на иные важные посты и в учреждения системы образования лиц, неугодных правящим кругам по политическим, религиозным и т. п. мотивам», или как очищение государственного аппарата и некоторых важнейших общественных институтов (церковь, СМИ, адвокатура и т. д.). Всем противникам киевской власти, голосовавшим за ДНР угрожали (в средствах массовой информации СМИ, интернет, ТВ и др.) – переселением всех жителей Донбасса в фильтрационные лагеря. 11.06.2014г. министр обороны Украины - Михаил Коваль заявил, что для жителей юго-востока будут созданы специальные фильтрационные лагеря). Министр подчеркнул, что в фильтрационные лагеря будут помещены все совершеннолетние жители мятежных областей, включая женщин. Фильтрационные пункты - тюрьма массового содержания - по сути своей, те же самые знакомые нам со времен Второй мировой войны концентрационные лагеря, в которых заключенные в них будут проверяться на лояльность к незаконной киевской власти, пришедшей путем переворота). Несовершеннолетних детей киевская власть хочет поместить в специализированные учреждения. Всех совершеннолетних мужчин Киевская власть приравняла к сепаратистам, в связи с чем, в случае прихода к власти в Донецкой и Луганской областях всем совершеннолетним мужчинам угрожают полным уничтожением. Начиная с 2014г. Донецк подвергается ежедневным обстрелам (грады, минометы, точки «У» - баллистические ракеты и др.) На расстоянии примерно 5 км от их дома упали и взорвались несколько баллистических ракет, взрывы двух они ощутили на себе и могут описать, как это было (сначала мощная яркая вспышка, потом гриб, далее мощная ударная волна). Ударной волной в их доме сотрясало стены, вылетели стекла из рам, открылись все двери. Отец во время взрыва находился на кухне, и его ударной волной откинуло в коридор к стене. Они оказались в эпицентре боевых действий, им вместе с детьми приходилось прятаться от залпов Градов и Ураганов в необорудованном подвале дома, где нет света, вентиляции, тепла, воды, еды, медикаментов и т.д., отсутствовали электричество, газ, вода, телефонная связь, интернет, отопление и т.д. из за ежедневных обстрелов в необорудованном подвале дома. Незаконной киевской властью была введена финансовая блокада. Ее родители перестали получать пенсии, ей самой перестали выдавать декретные и социальные пособия на двоих детей. Незаконной киевской властью была введена продовольственная блокада, в магазинах отсутствовали
продукты питания первой необходимости, детей просто нечем было кормить. Гуманитарной помощи из России на всех не хватало. Из-за ежедневных обстрелов и блокады, устроенной киевской властью, в аптеках исчезли
лекарства, в том числе от сахарного диабета, которым болеет мать заявителя. В связи с этим возникла угроза для её жизни и здоровья. У отца гипертония и сужение сосудов головного мозга (последствия работы под землей на шахте, в том числе в период СССР), в связи с отсутствием лекарств для него так же существовала угроза жизни и здоровья. Из-за ежедневных обстрелов, отсутствия еды, воды, тепла, света, необходимых лекарственных средств возникла угроза жизни и здоровью детей. Дети с каждым взрывом сильно пугались, это привело к тому, что ее дочь 5 лет, Я боялась находиться в любом месте одна. У ребенка появилось заболевание - энурез, причем не только в ночное время, но и в дневное при взрыве снарядов, отключении света и т.д. У младшей дочери 2,5г. С из-за перенесенных нервных и психологических травм вследствие ежедневных обстрелов, отсутствия медикаментов, еды, тепла, света и т.д. развилось заболевание колит, которое в условиях полной блокады вылечить просто невозможно, вследствие чего для жизни С также возникла угроза жизни и здоровья. Они вынужденно покинули место постоянного проживания, избрав страну для дальнейшего проживания - Россию, так как у них имеются российские корни по линии отца, матери, мужа. На сегодняшний день киевская хунта, пришедшая к власти вооруженным путём в результате государственного переворота, не соблюдает условия перемирия (Минские соглашения), продолжает ежедневно обстрелы Донецка, в том числе района, в котором они проживали. Ежедневно гибнут мирные люди, есть раненые и погибшие из их знакомых, в начале июля в результате миномётного обстрела был убит дядя ее мужа М.Р.А., который в это время находился на остановке и ждал автобус, также был тяжело ранен отец ее мужа З.Н.Н.. Они всей семьёй посещали храм Украинской Православной церкви Московского патриархата. На Украине националисты захватили 23 храма, принадлежащих Украинской православной церкви Московского патриархата. Об этом заявил синод УПЦ МП. «В последнее время религиозные общины нашей Церкви неоднократно подвергались и подвергаются попыткам захвата храмов в пользу так называемого «Киевского патриархата». На данный момент силой отняты 23 храма, люди лишаются возможности посещать собственные храмы и беспрепятственно совершать в них богослужения», — цитирует заявление синода УПЦ МП ТАСС. Дискриминация по религиозному признаку в отношении УПЦ МП на Украине в 2014 году после событий, связанных с захватом власти Киевской хунтой и падением режима В.Януковича, факты дискриминации и нападений на культовые сооружения УПЦ МП приобрели массовый и системный характер. Таким образом, украинская паства и священники УПЦ МП, оказались абсолютно беззащитными в условиях политических и религиозных репрессий.

16 июня 2015 года вступили в силу новые правила пропускного режима транспорта и
физических лиц, которые въезжают и выезжают из ДНР и ЛНР, въезд и выезд общественного транспорта с оккупированных территорий будет запрещен, а грузы, за редким исключением, можно будет провозить только железнодорожным транспортом. Вводится запрет на перемещение целого ряда товаров. В целом, эти мероприятия можно считать обещанным ужесточением блокады оккупированных территорий.

В судебном заседании заявители Рассказов В.Л., Рассказова А.А., Зайцев И.Н. и Зайцева Е.В., действующая от своего имени, а также как законный представитель своих несовершеннолетних детей Зайцевой Я.И. и Зайцевой С.И., заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в письменных заявлениях. При этом пояснили, что должностные лица органов Федеральной миграционной службы сразу же после подачи ими ходатайств о предоставлении статуса беженцев сказали, что данный статус они не получат, что, по их мнению, свидетельствует о том, что решение об их судьбе было принято заранее. Альтернативу статусу беженцев им сотрудники миграционной службы не предлагали, порядок получения временного убежища не разъясняли. Когда проводился опрос, Рассказов В.Л. и Рассказова А.А. говорили о наличии у них серьезных хронических заболеваний, однако в решениях по их ходатайствам указано, что все здоровы. Также хотят отметить, что их дом в г. Донецке постоянно находился в зоне минометного обстрела, в связи с чем им часто приходилось прятаться в необорудованном подвале дома. Снаряды трижды разрывались в непосредственной близости от их дома, два из них видел лично Рассказов В.Л. Что касается церкви, прихожанами которой они являлись, то она также находилась в зоне минометного обстрела, в связи с чем посещение церкви для них в период вооруженного конфликта на Донбассе было затруднительно. Настоящее обращение в суд было вызвано отказом в предоставлении статуса беженцев, который был расценен ими как обязанность незамедлительно покинуть территорию РФ, как было указано в уведомлении. В настоящее время настаивают на том, чтобы им предоставили именно статус беженцев, а не иной альтернативный статус.

В судебном заседании представитель заявителей Никитин В.Н. также поддержал заявленные требования по изложенным выше основаниям. При этом пояснил, что в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 года № 4528-I «О беженцах» лица, подавшие ходатайство на получение статуса беженца, не являются гражданами РФ, обоснованно опасаются за свою жизнь, обоснованно опасаются стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, политических убеждений. Все сведения о фактах преследований и угроз для жизни и здоровья заявителей были представлены ими в миграционную службу. В своих возражениях представитель УФМС России по Тверской области ссылается на то, что при представлении соответствующих сведений заявители должны были привести доказательства, подтверждающие данные факты. Полагает, что в данном случае, сотрудники миграционной службы неверно трактуют норму закона, поскольку в нем четко указано, что заявители должны были представить только факты, а сотрудники ФМС должны быть проверить их и вынести решение на основании проверенных данных. Заявителями были представлены исчерпывающие факты, свидетельствующие о том, что они носители русского языка, что им запрещают разговаривать на русском языке на территории Украины, что заявители – христиане, которые не могут свободно посещать свою церковь. Заявители настаивают на предоставлении им статуса беженцев, а не иной альтернативы законного нахождения на территории РФ, поскольку среди них имеются пенсионеры, которые не смогут устроиться на работу по состоянию здоровья. Если им не предоставят статус беженцев, то существовать на территории России им будет не на что, при другом статусе, будь то временное убежище или иная альтернатива, они не могут претендовать на получение пенсии. Также среди заявителей есть несовершеннолетние, на которых никаких пособий не выплачивается, поэтому их законные представители также не согласны на получение иного статуса, кроме статуса беженца. Полагает, что представителем миграционной службы неверно трактуются нормы закона. Бологовская межрайонная прокуратура установила, что отделением УФМС России по Тверской области в Бологовском районе были допущены нарушения действующего законодательства. Представление прокуратуры не было обжаловано сотрудниками УФМС России по Тверской области, видимо, ими были приняты какие-то меры для устранения допущенных нарушений. Прокуратура указала на законность обращения заявителей в Бологовское отделение миграционной службы с ходатайством о предоставлении статуса беженца, то есть по месту фактического пребывания. Поэтому считает доводы представителя Сударевой О.В. несостоятельными, так как в обоснование своей позиции она не ссылалась на нормы закона. Также не может согласиться с доводами представителя УФМС о том, что заявители не подпадают под признаки, необходимые для получения статуса беженца. Так, при заполнении опросных листов заявителями было указано, что среди них есть член коммунистической партии Украины – Рассказова А.А., член партии Регионов – Зайцева Е.В., однако это не нашло отражение ни в одном из документов, поскольку сотрудник миграционной службы просто не вносила указанные данные, проверкой данных фактов также никто не занялся.

Представитель Управления Федеральной миграционной службы по Тверской области Сударева О.В. в судебном заседании не согласилась с доводами заявителей по следующим основаниям. Решениями УФМС России по Тверской области от ДАТА. Рассказову В.Л., Рассказовой А.А., Зайцеву И.Н. и Зайцевой Е.В., действующей в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей Зайцевой Я.И. и Зайцевой С.И. отказано в признании беженцами на территории Российской Федерации. Проанализировав общественно-политическую и социально-экономическую обстановку на Украине, согласно информации представленной Управлением по вопросам гражданства и видов на жительства ФМС России «О ситуации на Украине» сообщают следующее. В настоящее время на Украине завершается процесс переформирования власти, который был запущен «победившей» оппозицией после совершенного ею при поддержке Запада госпереворота и свержения В.Ф.Януковича в феврале 2014г. Далее сколоченная на «скорую руку» правящая коалиция взялась за новый передел власти в стране, пытаясь насадить свои «революционные» порядки в других регионах станы, в том числе на юго-востоке, и устанавливать там свои порядки. Их действия сопровождались насилием, ущемлением прав местного населения. Совершенно естественно, что здравомыслящие люди не могли спокойно на это реагировать. Они стали отстаивать свои права интересы. Именно тогда возникло движение сопротивления юго-востока Украины против преступных действий радикалов. 13 апреля с.г. новый киевский режим начал проведение антитеррористической операции, которая на практике переросла в карательный поход на Донбасс и обернулась фактически гражданской войной. Сформированная коалиция большинства, состоящая из 5 партий, подписала проевропейское коалиционное соглашение. Ключевым вызовом для Украины в этом документе названа угроза ее независимости, которая «исходит от России, аннексировавшей Крым, развязавшей агрессию на юго-востоке страны и планомерно уничтожающей экономической потенциал украинского государства». Выход в Киеве видят в скорейшей реализации задач по интеграции стран в евроатлантические структуры. Другими приоритетами для правящей коалиции обозначены решение вопросов энергетической независимости страны, борьба с коррупцией, проведение новой политики безопасности и восстановление государственного суверенитета Украины над Крымом и Севастополем. Борьба на Украине за властные полномочия неизбежно продолжиться, что негативно скажется на процессе урегулирования внутриукраинского кризиса. Одновременно Киев рискует в ближайшее время столкнуться с проявлениями растущего недовольства населения из-за резкого снижения уровня жизни и происходящего дальнейшего ухудшения социально-экономической ситуации в стране. ДАТА. Рассказов В.Л., Рассказова А.А., Зайцев И.Н. и Зайцева Е.В. вместе с детьми на территорию Российской Федерации прибыли легально по паспортам граждан Украины, выданных Кировским РО ДГУ УМВД Украины в Донецкой области. Покинули г.Донецк на автомобиле и прибыли на территорию Российской Федерации в Ростовскую область. До прибытия на территорию Российской Федерации проживали в г. Донецке Республики Украины. ДАТА от Рассказова В.Л., Рассказовой А.А., Зайцева И.Н. и Зайцевой Е.В., действующей от своего имени и от имени несовершеннолетних детей, УФМС России по Тверской области было принято ходатайство о признании беженцами на территории Российской Федерации. С момента прибытия на территорию РФ и до настоящего времени заявители состоят на миграционном учете по адресу: .... Свое ходатайство о признании беженцем Рассказов В.Л. обосновал тем, что на Украине у него существует угроза преследования по причине русскоязычности, в связи с ведением полномасштабных военных действий (п.11 Анкеты). Однако, в политических, религиозных, военных, общественных организациях в государстве гражданской принадлежности Рассказов В.Л. не состоял (п. 44 анкеты). С ходатайствующим было проведено индивидуальное собеседование с заполнением анкеты и опросного листа, в ходе которого он сообщил, что территорию Украины покинул ДАТА в связи с невозможностью проживания из-за введения полномасштабных боевых действий, постоянных обстрелов артиллерии, постоянной угрозы жизни, экономической блокады (п.42 Анкеты). В ходе проведения анкетирования сообщил, что не желает возвращаться на Украину по причине ведения полномасштабных боевых действий, с постоянными обстрелами места проживания, отсутствием пенсионного обеспечения, экономической блокадой, отсутствием условий для мирной жизни (п.47,48 Анкеты). Свое ходатайство о признании беженцем Рассказова А.А. обосновала тем, что на Украине в Донецке идет антитеррористическая операция (война), стреляют, бомбят (п.11 Анкеты). Однако, в политических, религиозных, военных, общественных организациях в государстве гражданской принадлежности Рассказова А.А. не состояла (п. 44 анкеты). С ходатайствующей было проведено индивидуальное собеседование с заполнением анкеты и опросного листа, в ходе которого она сообщила, что территорию Украины покинула ДАТА по причине опасения за свою жизнь, жизнь своих внуков, детей и мужа (п.42 Анкеты). В ходе проведения анкетирования сообщила, что не желает возвращаться на Украину по причине военных действий, нет работы и не известно, будет ли она, полная блокада, полная разруха, отсутствие продовольствия, не работают детские сады, школы (п. 47, 48 Анкеты). Свое ходатайство о признании беженцем Зайцев И.Н. обосновал тем, что на Украине у него существует угроза преследования по национальности, по политическим взглядам (п.11 Анкеты). Однако, в политических, религиозных, военных, общественных организациях в государстве гражданской принадлежности Зайцев И.Н. не состоял (п. 44 анкеты). С ходатайствующим было проведено индивидуальное собеседование с заполнением анкеты и опросного листа, в ходе которого он сообщил, что территорию Украины покинул ДАТА в связи с военными действиями на Украине, национальной неприязни, языковой неприязни, отсутствием выплат социальных пособий, отсутствием медицинской помощи, опасением за жизнь детей (п.42 Анкеты). В ходе проведения анкетирования сообщил, что не желает возвращаться на Украину по причине боевых действий, национальной, языковой неприязни, экономической блокадой Донецкого региона, отсутствием работы, питания (п. 47, 48 Анкеты). Свое ходатайство о признании беженцем Зайцева Е.В. обосновала тем, что на Украине по причине военных действий со стороны Правительства Украины ведется преследование русскоязычного населения, которое выражается в том, что требуют разговаривать на украинском языке, документооборот ведется на украинском языке. На данный момент, находясь на территории Донецка, они разговаривают на русском языке, но выезжая за пределы Донецкой области, видят, что отношение к ним кардинально меняется со стороны местного населения и властей Украины. Донецк сейчас находится в полной блокаде, въезд и выезд с его территории запрещен, выезд возможен только по пропускам, пропуск получить невозможно. Пропуска выдаются только по определенным случаям. В Донецке полностью ограничен завоз продуктов питания средств первой необходимости. Закрыты все банки, не выплачиваются декретные (с июня месяца), заработная плата, пенсии. Однако, в политических, религиозных, военных, общественных организациях в государстве гражданской принадлежности Зайцева Е.В. не состояла (п. 44 анкеты). С ходатайствующей было проведено индивидуальное собеседование с заполнением анкеты и опросного листа, в ходе которого она сообщила, что территорию Украины покинула ДАТА по причине боевых, военных действий на территории Донецкой области, блокады Донецка, отсутствием въезда, выезда, доставки продовольствия, медикаментов, сбои электричества, газа, воды; в связи с отсутствием выплат пенсий, заработной платы, декретных (п.42 Анкеты). В ходе проведения анкетирования сообщила, что на территорию Украины вернуться не может по причине военных действий, безработицы, отсутствия продовольствия, медикаментов, заработной платы, ограничения выезда за территорию Донецка. Также не видит дальнейшей жизни на территории Украины, хочет жить с семьей на территории Российской Федерации (п. 47, 48 Анкеты). Рассказов В.Л., Рассказова А.А., Зайцев И.Н. и Зайцева Е.В. сообщили, что в посольство, консульский отдел и другие представительства своей страны не обращался. Правоохранительными органами каких-либо стран не разыскивается (п. 18 Анкеты). В соответствии с медицинскими заключениями Рассказов В.Л., Рассказова А.А., Зайцев И.Н. и Зайцева Е.В. - здоровы. ДАТА. Рассказову В.Л., Рассказовой А.А., Зайцеву И.Н., Зайцевой Е.В. и ее несовершеннолетним детям было отказано в признании беженцами на территории Российской Федерации, как не соответствующим определению «беженец» согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (далее - Закон), поскольку доводы Рассказова В.Л., Рассказовой А.А., Зайцева И.Н. и Зайцевой Е.В. о преследовании по признаку расы, вероисповедания, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений не были обоснованы. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 1 Закона, «беженец - это лицо, которое не является
гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений
стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства,
национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических
убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может
пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений». Также, согласно Конвенции 1951 года о статусе беженцев, опасения просителя должны считаться вполне обоснованными, если он может доказать в пределах разумного, что его пребывание в стране происхождения стало невыносимым для него по причинам, указанным в Конвенции в общем определении понятия «беженец», или по тем же причинам было невыносимым, если бы он вернулся назад (п. 2 раздела А ст. 1 Конвенции 1951г.). Таким образом, лицо, ходатайствующее о признании беженцем, для признания его беженцем должно соответствовать указанным выше критериям, а именно: 1.Находится вне государства своей гражданской принадлежности; 2. Имеет вполне обоснованные опасения стать жертвой преследования в государстве своей гражданской принадлежности по признакам: расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений; 3. Из-за этих опасений не может или не желает пользоваться защитой своего государства вследствие таких опасений. При этом лицо, ходатайствующее о признании беженцем, должно привести убедительные причины, почему оно лично опасается стать жертвой преследования по перечисленным выше признакам. Причины, названные Рассказовым В.Л., Рассказовой А.А., Зайцевым И.Н. и Зайцевой Е.В., по которым существует реальная угроза безопасности в случае их возвращения в Украину не входят в печень обстоятельств, определяющих понятие «беженец». Заявители не привели фактов, указывающих на то, что покинули страну своего гражданства по причинам указанным в п.п. 1 ст. 1 Закона. Следует отметить, что лица, вынужденные покинуть страну происхождения в результате нестабильной ситуации в данной стране, а также вооруженного конфликта,обычно не рассматриваются как беженцы по смыслу Конвенции о статусе беженцев от 31.01.1967 года, а также российского законодательства о беженцах. Также следует отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона устанавливает: временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированными) за пределы территории Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 г. № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» предусмотрено предоставление временного убежища в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания лица на территории Российской Федерации. Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего места жительства), куда это лицо должно быть выдворено, ему не будет оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства), куда лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица, в случае его возвращения на территорию государства его гражданской принадлежности (обычного местожительства) стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. В соответствии с изложенным, просила отказать в удовлетворении заявления Рассказова В.Л., Рассказовой А.А., Зайцева И.Н. и Зайцевой Е.В., действующей в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей Зайцевой Я.И. и Зайцевой С.И. об оспаривании решений УФМС России по Тверской области от 22.07.2015 года. Также пояснила, что граждане Украины обратились в миграционную службу в г. Бологое с просьбой предоставить им статус беженцев и поставить их на миграционный учет. Сотрудниками ФМС был разъяснен порядок обращения с ходатайством о предоставлении статуса беженца, в ходе беседы заявителям также пояснили, что отделение УФМС России по Тверской области в Бологовском районе не уполномочено принимать подобные ходатайства, заявителям было рекомендовано обратиться в Управление ФМС России по Тверской области. Считает, что заявители и их представитель неверно трактуют понятие структуры органа власти, используемое в законе. Так, территориальным структурным подразделением ФМС России, правомерным принимать ходатайства о предоставлении статуса беженца, является Управление ФМС России по Тверской области, отделение миграционной службы в г. Бологое является структурным отделением УФМС России по Тверской области, а не территориальным подразделением ФМС. При проведении служебной проверки по жалобе представителя заявителей на неправомерность действий Бологовского отделения миграционной службы в связи с непринятием ходатайств о предоставлении статуса беженца УФМС России по Тверской области нарушений не выявило. Есть представление Бологовской межрайонной прокуратуры, на которое ссылаются заявители, однако, по ее мнению, сотрудником, готовившим данное представление, не в полной мере проанализировано законодательство, прокуратура ссылается на то, что отказ в принятии ходатайств о предоставлении статуса беженца является незаконным, однако Тверская областная прокуратура нарушений в наших действиях не выявила. Не согласна с доводами заявителей о том, что им не был разъяснен порядок обращения с ходатайством о предоставлении статуса беженца. Кроме того, заявители ссылаются на то, что сотрудники миграционной службы им не разъясняли о наличии возможных альтернатив статусу беженца, считает эти доводы несостоятельными, поскольку в решениях по их ходатайствам о признании беженцем подробно описана возможность и порядок получения временного убежища на территории РФ, при вручении уведомления им также был разъяснен порядок обращения с заявлением о предоставлении временного убежища, порядок вступления в государственную программу и процедура получения гражданства РФ. С их стороны были предприняты все необходимые меры доведения до сведения заявителей о наличии возможностей их законного пребывания на территории РФ. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. Такая угроза должна исходить лично по отношению к конкретному лицу. Также следует отметить, что согласно смыслу Конвенции 1951 года лица, вынужденные покинуть страну происхождения в результате нестабильной ситуации в данной стране, а также вооруженного конфликта, обычно не рассматриваются как беженцы по смыслу Конвенции о статусе беженцев от 31.01.1967 года, а также российского законодательства о беженцах. Также хочет обратить внимание суда на то, что граждане в своих ходатайствах и опросных листах указывали в качестве причины, вследствие которой они не могут находиться на территории Украины - ведение военно-боевых действий, а это является критерием для предоставления временного убежища на территории РФ, которое, согласно постановлению Правительства РФ, должно быть предоставлено в течение 3 рабочих дней. В настоящее время уже более 7000 граждан Украины получили временное убежище на территории Тверской области. Также заявители указывали, что они не состоят ни в общественных, ни в религиозных, ни политических организациях, поэтому преследований по данным признакам не имеется. По поводу доводов заявителей о том, что им не были выплачены денежные средства, хочет отметить, что в соответствии с ФЗ «О беженцах» единовременное денежное пособие для лиц, обратившихся с ходатайством о предоставлении статуса беженца, составляет 100 рублей, право на получение единовременной выплаты было разъяснено заявителям, они в устной форме отказались от получения денежных средств. По поводу пунктов временного размещения следует отметить, что они предоставляются иностранным гражданам, прибывающим в массовом и экстренном порядке, заявители не подпадали под указанные критерии.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной миграционной службы по Тверской области Орлова Т.А. также не признала заявленные требования, поддержав позицию представителя УФМС Сударевой О.В., дополнив, что по указанию ФМС России граждане Украины административному выдворению за пределы РФ подвергнуты не будут, опасения заявителей необоснованны.

Территориальный отдел социальной защиты населения Бологовского района, привлеченный к участию в деле определением суда от ДАТА и надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил, в поступившем в суд обращении руководитель отдела указал, что несовершеннолетние Зайцева Я.И., ДАТА года рождения, и Зайцева С.И., ДАТА года рождения, не относятся к категории детей, оставшихся без попечения родителей и имеют законного представителя, который в силу исполнения родительских обязанностей обязан защищать права и интересы несовершеннолетних, в связи с чем у территориального отдела социальной защиты населения Бологовского района Тверской области в настоящее время отсутствуют законные основания для участия в качестве стороны в гражданском деле.

Выслушав заявителей и их представителя, представителей Управления Федеральной миграционной службы по Тверской области, изучив материалы дела и доводы заявления, суд считает его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах», убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Согласно п.7 Порядка предоставления временного убежища на территории РФ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2001 года № 274, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации, либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.

Пункт 1 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации № 4528-1 от 19 февраля 1993 года «О беженцах» определяет беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Согласно ст.3 названного Федерального закона признание лица беженцем осуществляется в порядке, определенном настоящим Федеральным законом.

Признание лица беженцем в соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона Российской Федерации № 4528-1 от 19 февраля 1993 года «О беженцах» предусматривает следующие этапы: 1) обращение с ходатайством о признании беженцем (далее - ходатайство); 2) предварительное рассмотрение ходатайства; 3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (далее - свидетельство) либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу; 4) выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу; 5) рассмотрение ходатайства по существу; 6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем; 7) выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Согласно п.4 ст.3 Федерального закона Российской Федерации № 4528-1 от 19 февраля 1993 года «О беженцах» признание беженцами лиц, являющихся членами одной семьи, осуществляется в отношении каждого члена семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, с учетом обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Как было установлено в судебном заседании, ДАТА Рассказов В.Л., Рассказова А.А., Зайцев И.Н. и Зайцева Е.В. вместе с несовершеннолетними детьми Зайцевой Я, ДАТА года рождения, и Зайцевой С, ДАТА года рождения, легально, по паспортам граждан Украины, из г. Донецка на автомобиле прибыли на территорию Российской Федерации, в Ростовскую область. До прибытия на территорию Российской Федерации проживали в г. Донецке Республики Украины. Данное обстоятельство подтверждается копиями анкет заявителей, копиями решения УФМС России по Тверской области от ДАТА. по итогам предварительного рассмотрения ходатайств о признании беженцами на территории РФ, решения УФМС России по Тверской области от ДАТА. по итогам рассмотрения ходатайств о признании беженцами на территории РФ и не оспаривается участниками процесса.

ДАТА от Рассказова В.Л., Рассказовой А.А., Зайцева И.Н. и Зайцевой Е.В., действующей от своего имени и от имени несовершеннолетних детей, УФМС России по Тверской области было принято ходатайство о признании беженцами на территории Российской Федерации. С момента прибытия на территорию РФ и до настоящего времени заявители состоят на миграционном учете по адресу: .... Указанные обстоятельства подтверждаются копиями ходатайств заявителей о признании беженцами с отметкой о принятии ходатайств УФМС России по Тверской области ДАТА., копиями миграционных карт и уведомлений о прибытии иностранных граждан в место пребывания.

ДАТА УФМС России по Тверской области по итогам предварительного рассмотрения ходатайств о признании беженцами на территории РФ граждан Республики Украина Рассказова В.Л., Рассказовой А.А., Зайцева И.Н. и Зайцевой Е.В., действующей от своего имени и от имени несовершеннолетних детей, были приняты решения о принятии ходатайств указанных лиц о признании их беженцами на территории Российской Федерации к рассмотрению по существу, о чем свидетельствуют копии указанных решений, копии уведомлений, направленных заявителям и копии выданных заявителям свидетельств о рассмотрении ходатайства.

ДАТА УФМС России по Тверской области по итогам рассмотрения ходатайств о признании беженцами на территории РФ граждан Республики Украина Рассказова В.Л., Рассказовой А.А., Зайцева И.Н. и Зайцевой Е.В., действующей от своего имени и от имени несовершеннолетних детей Зайцевой Я, ДАТА года рождения, и Зайцевой С, ДАТА года рождения, были приняты решения об отказе в признании их беженцами на территории Российской Федерации ввиду несоответствия критериям, определяющим понятие «беженец» согласно п.п.1 п.1 ст.1 Федерального закона РФ от 19.02.1993г. № 4528-1 «О беженцах», о чем свидетельствуют копии указанных решений и копии уведомлений, направленных заявителям.

Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 года), которая вступила в силу для России 1 февраля 1993 года, в статье 1 дала определение понятия «беженец». В указанной Конвенции под термином «беженец» подразумевается лицо, которое в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года, и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

В соответствии с п.3 ст.3 Федерального закона от 19 февраля 1993 года № 4528-I «О беженцах» решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований. Данный порядок признания лица беженцем является исчерпывающим и не предусматривает представление заявителями доказательств о том, что они испытывали обоснованные опасения стать жертвой преследований по указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 1 Закона признакам.

По мнению суда, должностными лицами ФМС России были исследованы все признаки, определяющие понятие «беженец», применительно к заявителям, а именно: политические и религиозные убеждения, гражданство, национальная и расовая принадлежность, а также принадлежность к определенной социальной группе, о чем свидетельствуют данные анкет и опросных листов заявителей.

Суд соглашается с позицией представителей УФМС России по Тверской области, что доводы Рассказова В.Л., Рассказовой А.А., Зайцева И.Н. и Зайцевой Е.В. о преследовании по признаку расы, вероисповедания, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений заявителями не были обоснованы, поскольку убедительных аргументов в пользу своих опасений стать жертвой преследований в стране своей гражданской принадлежности заявителями не представлено. При этом наличие вооруженного конфликта и нестабильной экономической ситуации в стране прежнего обычного местожительства заявителей не может служить основанием для признания их беженцами; медицинских документов, свидетельствующих о наличии у заявителей заболеваний, препятствующих выезду за пределы РФ, заявителем также не представлено. К утверждениям заявителей о том, что должностными лицами ФМС были неверно заполнены документы по результатам опроса и анкетирования, без отражения полученной от заявителей информации, суд относится критически, поскольку данные документы были подписаны самими заявителями, в полном объеме владеющими русским языком, без каких-либо замечаний.

Ссылка представителя заявителей на то, что Бологовской межрайонной прокуратурой установлены нарушения действующего законодательства отделением УФМС России по Тверской области в Бологовском районе, по мнению суда, правового значения по делу не имеет, поскольку из информации, направленной Бологовским межрайонным прокурором начальнику Управления ФМС России по Тверской области, усматривается, что в действиях сотрудников ФМС были выявлены недостатки в организации работы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации, выразившиеся в нарушении срока выдачи свидетельства о признании беженцем на территории Российской Федерации. Однако данное обстоятельство не влияет на законность принятого решения об отказе в признании заявителей беженцами на территории Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела судом не было установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав, свобод и законных интересов заявителей, равно как и создания препятствий к осуществлению их прав и свобод.

Отказ в предоставлении статуса беженцев не налагает на заявителей обязанности незамедлительно покинуть территорию РФ и вернуться в страну своей гражданской принадлежности, где до настоящего времени продолжается вооруженный конфликт, поскольку не лишает их возможности обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, с ходатайством о предоставлении временного убежища.

Как указано в ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Данная норма закона отражена и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 г. № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации», которым предусмотрено предоставление временного убежища в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания лица на территории Российской Федерации. Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего места жительства), куда это лицо должно быть выдворено, ему не будет оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства), куда лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица, в случае его возвращения на территорию государства его гражданской принадлежности (обычного местожительства) стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Согласно ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Рассказова В.Л., Рассказовой А.А., Зайцева И.Н. и Зайцевой Е.В., действующей в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей Зайцевой Я.И. и Зайцевой С.И., о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы России по Тверской области об отказе в предоставлении статуса беженцев на территории Российской Федерации, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, то есть с 10 августа 2015 года.

Председательствующий Н.В. Морозова

2-680/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Зайцева Е.В.
Зайцева Я.И.
Зайцев И.Н.
Рассказова А.А.
Зайцева С.И.
Рассказов В.Л.
Другие
УФМС России по Тверской области в Бологовском районе
ТОСЗН Бологовского района Тверской области
УФМС России по Тверской области
Суд
Бологовский городской суд Тверской области
Дело на сайте суда
bologovsky.twr.sudrf.ru
23.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.07.2015Передача материалов судье
27.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.07.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.08.2015Судебное заседание
04.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее