Решение по делу № 2-2431/2022 от 11.05.2022

55RS0007-01-2022-003168-03

Дело № 2-2431/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 июля 2022 года                                                       город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Калининой К.А. при секретаре судебного заседания Осипенко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ООО «Монолит», Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области о возложении обязанности, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «Монолит», Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области (далее – ОПФР по Омской области) о возложении обязанности, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование указал, что осуществлял трудовую деятельность:

- в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в 1267 треста «Омскцелинмонтаж» в должности мастера по СПМК (5 лет 9 месяцев 24 дня),

- в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Монолит» в должности мастера СМР.

Продолжительность специального стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, составила 6 лет 4 месяца 8 дней.

Поскольку общий страховой стаж истца составляет 40 лет 2 месяца 22 дня, а специальный стаж – 6 лет 4 месяца 8 дней, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в орган пенсионного обеспечения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ОПФР по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. При этом, в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, не включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Монолит» в должности мастера СМР.

Причинами невключения указанного периода в специальный стаж явились: отсутствие сведений о работе в тяжелых условиях труда, предусмотренной в пункте 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также неуплата ООО «Монолит» дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам в связи с работой в тяжелых условиях труда, предусмотренной в пункте 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

С учетом изложенного, просил обязать ООО «Монолит» оплатить дополнительные страховые взносы по соответствующим тарифам в связи с работой ФИО1 в тяжелых условиях труда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве мастера СМР в ООО «Монолит», обязать ООО «Монолит» предоставить в ОПФР по Омской области сведения о работе ФИО1 в тяжелых условиях труда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве мастера СМР в ООО «Монолит», обязать ОПФР по Омской области включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве мастера СМР в ООО «Монолит», обязать ОПФР по Омской области назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец ФИО1 в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, ранее в ходе судебного разбирательства заявленные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Ответчик ОПФР по Омской области в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, в материалы дела представлены письменные возражения на иск.

Иные лица, участвующие в деле, в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще.

Исследовав материалы гражданского дела, обозрев оригинал пенсионного дела (отказное) в отношении ФИО1, проверив фактическую обоснованность и правомерность заявленных исковых требований, суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулировались ранее действовавшим Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в настоящее время регулируются вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях).

В силу пункта 1 статьи 8 Закона о страховых пенсиях, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, женщины, достигшие возраста 60 лет.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Закона о страховых пенсиях.

В соответствии со статьей 30 Закона о страховых пенсиях основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Как предусмотрено в части 1 статьи 11 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 указанного закона.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Закона о страховых пенсиях).

При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Закона о страховых пенсиях).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 названного Порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми условиями труда.

В пункте 3 данного Порядка также указано, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.

Из статьи 3 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий).

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 указанного закона).

Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 приведенного закона в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе, периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

В соответствии со статьей 28 Закона о страховых пенсиях работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Часть 6 статьи 30 Закона о страховых пенсиях предусматривает, что периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 названной статьи, имевшие место после ДД.ММ.ГГГГ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (с 01.01.2017 - статья 428 Налогового кодекса Российской Федерации). При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 названной статьи применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 названной статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях -О от ДД.ММ.ГГГГ, -О от ДД.ММ.ГГГГ, -О от ДД.ММ.ГГГГ, -О от ДД.ММ.ГГГГ Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета трудового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с работой с вредными условиями труда, и при этом наделяет Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно (подпункт 1 пункта 1 и пункт 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пункт 1 части 1 и часть 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях).

При этом на работодателей, применяющих труд работников на указанных видах работ, была возложена обязанность по уплате начиная с ДД.ММ.ГГГГ дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (с ДД.ММ.ГГГГ - статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации), а также было предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после ДД.ММ.ГГГГ, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов; условия же назначения трудовой пенсии по старости применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда (пункт 3 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», часть 6 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Такое правовое регулирование направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда, а потому не может рассматриваться как нарушающее права лиц, не относящихся к указанной категории, включая заявителя.

Как следует из материалов дела, истец ФИО1 неоднократно обращался с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ).

По всем фактам обращений истца в орган пенсионного обеспечения приняты решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

При этом, в специальный стаж истца пенсионным органом не был включен, в том числе, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Монолит» в должности мастера СМР.

Основанием для отказа во включении указанного периода работы в льготный стаж послужило отсутствие в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица кода льготы, свидетельствующего об особом характере работы, а также отсутствие оплаченных дополнительных тарифов страховых взносов.

Указанное явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные истцом требования, суд исходит из следующего.

Как указано выше, по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет (пункт 1 статьи 8 Закона о страховых пенсиях).

Для определенных категорий граждан, в том числе, занятых на производствах с вредными условиями труда, законодателем предусмотрена возможность досрочного пенсионного обеспечения.

В соответствии со статьей 30 Закона о страховых пенсиях основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Согласно части 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется:

- Список производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

- Список производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших трудовую деятельность на работах с тяжелыми условиями труда, льготных условий приобретения права на страховую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение страховой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.

Порядок исчисления стажа, дающего право на льготное назначение пенсии, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила исчисления).

В силу абзаца 1 пункта 4 Правил исчисления в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Исходя из пункта 5 Правил исчисления периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено названными Правилами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 3 Разъяснения «О порядке применения Списков и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ », утвержденного постановлением Государственного Комитета ФИО4 по труду и социальным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ , право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками и 2, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

Аналогичное понятие «полного рабочего дня» приведено в пункте 5 Разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Под полным рабочим днем согласно пункту 5 названного Разъяснения понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.

При этом вышеизложенные Разъяснения подлежат применению к периодам работы, имевшим место после ДД.ММ.ГГГГ, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П.

Таким образом, в силу действующего правового регулирования для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением трудовой деятельности на работах с тяжелыми условиями труда периоды работы после ДД.ММ.ГГГГ требуют не только подтверждения факта соответствия работы Списку года, но и факта ее выполнения постоянно в течение полного рабочего дня, то есть в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

В трудовой книжке истца относительно спорного периода работы имеются следующие сведения:

ДД.ММ.ГГГГ – принят в ООО «Монолит» по трудовому договору мастером СМР (приказ от ДД.ММ.ГГГГ),

ДД.ММ.ГГГГ – уволен по собственному желанию, пункт 3 статьи 77 ТК РФ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, спорный период работы истца в ООО «Монолит» в должности мастера СМР приходится на период действия Списка производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с разделом XXVII «Строительство, реконструкция,                 техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» позиция 2290100б-23419 Списка производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ , правом пользуются мастера строительных и монтажных работ.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. При этом в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, а также страховой стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (подпункт 10 пункта 2).

Согласно статьям 8 и 11 названного Закона сведения о застрахованных лицах представляются страхователями в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации на основании данных бухгалтерского учета (сведения об уплачиваемых страховых взносах) и на основании приказов и других документов по учету кадров (сведения о страховом стаже).

В силу пункта 2 статьи 11 Закона такие сведения предоставляются страхователями ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, и включают в себя, в том числе периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (подпункт 10).

Таким образом, в соответствии с вышеприведенными нормами права для возложения на ответчика обязанности отразить в индивидуальном персонифицированном учете сведения о работе истца ФИО1 в ООО «Монолит» в спорный период как о работе с особыми условиями труда, требуется установление факта соответствия выполняемой истцом работы названному Списку , также факта ее выполнения постоянно в течение полного рабочего дня, то есть в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени, поскольку одного лишь наименования профессии работника недостаточно для зачета периода его работы по указанной профессии в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение.

Вместе с тем, таких доказательств суду не представлено.

По данным, представленным в материалы дела ООО «Монолит», в организации на рабочих местах не предусмотрены особые условия труда. Указанное отражено, в том числе, в трудовом договоре от ДД.ММ.ГГГГ , заключенном ООО «Монолит» с истцом ФИО1 (л.д. 34, 36-38).

Об указанном свидетельствует также представленная ООО «Монолит» в материалы дела должностная инструкция по должности мастера СМР, которую занимал в спорный период ФИО1 (л.д. 39-41).

По сведениям УФНС России по <адрес>, работодателем ООО «Монолит» дополнительные страховые взносы, установленные статьей 428 НК РФ, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, не исчислялись (л.д. 83).

Таким образом, материалами дела не подтверждается выполнение истцом функциональных обязанностей мастера строительных и монтажных работ по Списку года.

Доводы истца о том, что факт его работы подтверждается записями в трудовой книжке, не может быть принят во внимание, учитывая, что самого факта работы истца в указанной должности не достаточно для назначения досрочной страховой пенсии без предоставления документов, подтверждающих особые условия труда.

Принимая во внимание изложенные нормативные положения применительно к установленным по делу обстоятельствам, суд приходит к выводу о недоказанности истцом факта выполнения им функциональных обязанностей мастера строительных и монтажных работ по Списку года, и как следствие, отсутствие в рассматриваемом случае предусмотренной законом совокупности условий для установления льготного характера работы истца ФИО1

При таких обстоятельствах, судом по материалам дела не установлено несоответствия поданных ответчиком ООО «Монолит» в Пенсионный фонд РФ сведений о характере работы истца как о работе в обычных условиях.

Доказательств, свидетельствующих о незаконном характере таких действий ООО «Монолит», истец не предоставил.

Исходя из изложенного, правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований к ответчикам ООО «Монолит» и ОПФР по Омской области не имеется. В удовлетворении иска надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО «Монолит», Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области о возложении обязанности, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                             К.А. Калинина

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

2-2431/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Штаб Владимир Георгиевич
Ответчики
ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Омской области
ООО "Монолит"
Суд
Центральный районный суд г. Омск
Судья
Калинина Ксения Алексеевна
Дело на сайте суда
centralcourt.oms.sudrf.ru
11.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.05.2022Передача материалов судье
18.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.06.2022Подготовка дела (собеседование)
16.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.06.2022Судебное заседание
11.07.2022Судебное заседание
18.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2022Дело оформлено
11.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее