ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Максимов А.А.
дело №33-2421/2018
поступило 09 июня 2018 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 июля 2018 года г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Нимаевой О.З., судей коллегии Гончиковой И.Ч., Вольной Е.Ю., при секретаре Петровой Е.М., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Администрации МО ГП «Селенгинское» об обязании принять меры по строительству очистных сооружений, по апелляционной жалобе представителя Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Шаракшанэ А.В. на решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 09 апреля 2018 года, которым постановлено:
Исковое заявление Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию МО ГП «Селенгинское» Кабанского района Республики Бурятия, Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия в срок до 01.12.2018 г. принять участие в осуществлении финансирования мероприятий по строительству объекта коммунальной инфраструктуры - новых очистных сооружений п. Селенгинск Кабанского района Республики Бурятия путем предоставления администрацией МО ГП «Селенгинское» Кабанского района Республики Бурятия в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия документов, предусмотренных п. 3.1 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, и приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 08.10.2014 г. № 490, рассмотрения указанных документов Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, направления сводной бюджетной заявки по результатам рассмотрения документов в Министерство экономики Республики Бурятия в порядке пункта 3.2 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, и приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 08.10.2014 г. №490.
Обязать Администрацию МО ГП «Селенгинское» Кабанского района Республики Бурятия в срок до 01.01.2021 г. осуществить ввод в эксплуатацию объекта коммунальной инфраструктуры - новых очистных сооружений п. Селенгинск Кабанского района Республики Бурятия.
Обязать Администрацию МО ГП «Селенгинское» Кабанского района Республики Бурятия в срок до 01.12.2018 г. организовать водоотведение в соответствии с установленными требованиями законодательства путем:
- согласования с органами Роспотребнадзора проекта нормативов предельно допустимых сбросов веществ в водный объект реку Селенга для очистных сооружений пгт. Селенгинск;
- обеспечению в постоянном режиме профилактических, в том числе дезинвазионных мероприятий на очистных сооружениях п. Селенгинск Кабанского района Республики Бурятия;
- обеспечить сброс сточных вод с очистных сооружений п. Селенгинск Кабанского района Республики Бурятия в реку Селенга с соблюдением пределов допустимых концентраций веществ, установленных нормативами для реки Селенга.
Заслушав доклад судьи Вольной Е.Ю., пояснения представителей Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры Качиной Е.Г., Баженова А.Н., представителя Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Шаракшанэ А.В., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском с учетом уточнений, Восточно-Байкальский природоохранный прокурор, в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, просил обязать администрацию МО ГП «Селенгинское» и Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия в срок до 01 декабря 2018 г. принять участие в осуществлении финансирования мероприятий по строительству объекта коммунальной инфраструктуры – новых очистных сооружений пгт. Селенгинск Кабанского района Республики Бурятия путем предоставления администрацией МО ГП «Селенгинское» Кабанского района РБ в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия документов, предусмотренных п. 3.1 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, и приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 08.10.2014 г. №490, рассмотрения указанных документов Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, направления сводной бюджетной заявки по результатам рассмотрения документов в Министерство экономики Республики Бурятия в порядке пункта 3.2 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, и приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 08.10.2014 г. № 490;
обязать администрацию МО ГП «Селенгинское» в срок до 01 января 2021 г. осуществить ввод в эксплуатацию объекта коммунальной инфраструктуры – новых очистных сооружений пгт. Селенгинск Кабанского района Республики Бурятия;
обязать администрацию МО ГП «Селенгинское» в срок до 01 декабря 2018 г. организовать водоотведение в соответствии с установленными требованиями законодательства путем:
- согласования с органами Роспотребнадзора проекта нормативов предельно допустимых сбросов веществ в водный объект реку Селенга для действующих очистных сооружений пгт. Селенгинск;
- обеспечения в постоянном режиме профилактических, в том числе дезинвазионных мероприятий на действующих очистных сооружениях пгт. Селенгинск;
- обеспечить сброс сточных вод с очистных сооружений пгт. Селенгинск в реку Селенга с соблюдением пределов допустимых концентраций веществ, установленных нормативами для реки Селенга.
Исковые требования мотивированы тем, что Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия, Байкальского управления Росприроднадзора, лабораторий ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому округу, Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия» проведена проверка соблюдения законодательства при эксплуатации очистных сооружений на Байкальской природной территории озера Байкал.
В ходе проверки установлено, что очистные сооружения пгт. Селенгинск Кабанского района находятся в полуразрушенном аварийном состоянии, их техническое состояние не соответствует Правилам технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (далее - ПТЭ), что создает угрозу причинения вреда окружающей среде в виде загрязнения воды в реке Селенга, загрязнения подземных вод и почвы недостаточно очищенными сточными водами.
Согласно акта комплексного обследования технического состояния здания, сооружений и оборудования Комплекса очистных сооружений п. Селенгинск от 12.04.2016 г., проведение капитального ремонта, реконструкции или модернизации очистных сооружений невозможно, поскольку вследствие отсутствия запасных аварийных резервуаров невозможно прекратить прием сточных вод на период проведения данных работ. Кроме того, в нарушение требований ст.ст. 11, 18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ, СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории РФ», не согласован с органами Роспотребнадзора проект нормативов предельно допустимых сбросов веществ в водный объект реку Селенга для очистных сооружений пгт. Селенгинск; не производятся профилактические, в том числе дезинвазионные мероприятия на очистных сооружениях непрерывно, допускается сброс не обеззараженных от возбудителей паразитарных заболеваний сточных вод в поверхностные водоемы, обезвреживание сточных вод и осадков от возбудителей паразитов не проводится.
Полагает, что Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса республики, являясь органом исполнительной власти Республики Бурятия, ответственным за финансирование проектирования и строительства очистных сооружений, не обеспечило своевременное финансирование и строительство объектов коммунальной инфраструктуры пгт. Селенгинск в рамках Федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 года», что не соответствует целям данной программы.
В судебном заседании представитель истца Марков Б.В. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Шаракшанэ А.В. в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. В письменном отзыве просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика АМО ГП «Селенгинское» Толчиначина Г.С. исковые требования признала.
Представители ответчика АМО ГП «Селенгинское» Бурьян В.Н., глава поселения Прошкин К.М. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Районным судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Шаракшанэ А.В. просит отменить решение суда в части удовлетворения требований к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, указывая на отсутствие доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц со стороны Министерства. Организация водоотведения отнесена к вопросам местного значения городского поселения, вопросы проектирования, реконструкции, строительства очистных сооружений и финансирования данных мероприятий должны решаться муниципальным образованием самостоятельно. Соответственно, обязанности по инициированию, самостоятельному финансированию и строительству очистных сооружений у Министерства нет. Финансирование мероприятий по строительству очистных сооружений возможно по заявке муниципального образования при наличии проектной документации согласно Порядку предоставления субсидий. При соблюдении требований, предусмотренных Порядком, возможно предоставление муниципальному образованию субсидии из республиканского бюджета на строительство очистных сооружений. Субсидии предоставляются главными распорядителями средств республиканского бюджета (к которым относится и Министерство) в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на основании закона Республики Бурятия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период и соглашения о предоставлении субсидий, заключенного между главным распорядителем средств республиканского бюджета и муниципальным образованием. Таким образом, обязанность по финансированию мероприятий по проектированию, по реконструкции, модернизации, строительству очистных сооружений возникает у Министерства при принятии закона Республики Бурятия о бюджете, где предусмотрены средства на осуществление указанных мероприятий. Процедура по обращению в Министерство с бюджетной заявкой администрацией МО «Селенгинский район» не начата, в связи с чем, оснований для возложения на Министерство обязанности по финансированию объекта нет. Кроме того, Министерством заявлялось письменно ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика Министерства экономики РБ и Министерства финансов РБ, однако ходатайство судом не разрешено.
Относительно апелляционной жалобы принесены возражения представителя истца Баженова А.Н., в котором он просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Шаракшанэ А.В. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры Качина Е.Г. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, полагала, что решение суда вынесено законно и обоснованно, поскольку Минстрой является органом, осуществляющим государственную политику в сфере охраны окружающей среды и в жилищно-коммунальной сфере, является распорядителем бюджетных средств, в том числе в рамках реализации федеральной программы «Охрана озера Байкал».
Представитель ответчика администрации МО ГП «Селенгинское» в заседание судебной коллегии не явился, извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия с учетом положений ч. 3 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, заслушав участников процесса, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует и установлено судом, в ходе проведения сотрудниками Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры совместно со специалистами Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия, Байкальского управления Росприроднадзора, лаборатории ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому округу, Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Республике Бурятия» проверки соблюдения законодательства при эксплуатации очистных сооружений на Байкальской природной территории озера Байкал установлено, что очистные сооружения пгт. Селенгинск Кабанского района расположены в водоохранной зоне реки Селенга, в границах Байкальской природной территории озера Байкал и их техническое состояние не соответствует Правилам технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 30 декабря 1999 г. №168, находятся в аварийном состоянии.
Результатом эксплуатации технически неисправных очистных сооружений является сброс недостаточно очищенных сточных вод в реку Селенга, что приводит к загрязнению реки Селенга, которая является основным притоком озера Байкал, создаёт угрозу причинения вреда водным биологическим ресурсам, обитающим в реке и озере Байкал, окружающей природной среде.
Согласно акта комплексного обследования технического состояния зданий, сооружений и оборудования Комплекса очистных сооружений п. Селенгинск от 12 апреля 2016 г., строительные конструкции и технологическое оборудование комплекса очистных сооружений находятся в предаварийном состоянии, что выражается в износе строительных конструкций блока емкостей и зданий – наблюдается массовое разрушение и обрушение защитного слоя бетона, многочисленные сколы бетона, разрушение ж/бетонных переливных лотков отстойников и лотка Вентури, сквозные трещины в разделительных стенах сооружений, коррозия арматуры металлических конструкций и отслоение от тела бетона; в результате износа внутренних рабочих частей, технологическое оборудование не вырабатывает требуемых параметров режимов работ ввиду снижения к.п.д. оборудования из-за длительного срока эксплуатации и низкой энергоэффективности. Проведение капитального ремонта или реконструкции невозможно, ввиду отсутствия запасных аварийных резервуаров на данных сооружениях.
Кроме того, нарушаются требования ст.ст. 11, 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 г.; п. 6.11 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.06.2000 г., не согласован с органами Роспотребнадзора проект нормативов предельно допустимых сбросов веществ в водный объект реку Селенга для очистных сооружений пгт. Селенгинск; п. 16.2. СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.08.2014 г. №50, не производятся профилактические, в том числе дезинвазионные мероприятия на очистных сооружениях непрерывно, допускается сброс не обеззараженных от возбудителей паразитарных заболеваний сточных вод в поверхностные водоемы, обезвреживание сточных вод и осадков от возбудителей паразитов не проводится.
Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Водного кодекса РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ, ФЗ «Об охране озера Байкал» от 01.05.1999 г. №94-ФЗ, ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 г. №416-ФЗ, исходя из того, что непринятие собственником очистных сооружений – Администрацией МО ГП «Селенгинское» и Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, как главным распорядителем бюджетных средств по участию в финансировании строительства новых очистных сооружений мер по строительству новых очистных сооружений и одновременно непринятие мер по устранению неудовлетворительного технического состояния действующих очистных сооружений, существенным образом нарушает права неопределённого круга лиц, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» на здоровье, благоприятную окружающую среду, защиту от негативного воздействия. Выявленные нарушения законодательства являются недопустимыми, поскольку создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проживающих в пгт. Селенгинск вблизи реки Селенга.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований Восточно - Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
С выводами суда судебная коллегия соглашается, находит их правильными, основанными на законе и обстоятельствах дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что организация водоотведения отнесена к вопросам местного значения городского поселения, вопросы проектирования, реконструкции, строительства очистных сооружений и финансирования данных мероприятий должны решаться муниципальным образованием самостоятельно, а обязанности по инициированию, самостоятельному финансированию и строительству очистных сооружений у Министерства нет, подлежат отклонению.
Так, Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия №131 от 14.04.2009 г., является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, производства строительных материалов, архитектуры, градостроительства, жилищных отношений, жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия и по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в установленной сфере деятельности.
Основными задачами Министерства являются, в том числе (п.п. 2.1.2, 2.4 Положения): развитие и совершенствование территории Республики Бурятия путем обеспечения территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства; создание безопасных и благоприятных условий для жизнедеятельности населения.
К полномочиям Министерства относятся: - организация работы с федеральными органами государственной власти по финансированию объектов капитального строительства; - разработка предложений по формированию перечня объектов капитального строительства на территории Республики Бурятия; - внесение в Министерство финансов Республики Бурятия предложений по формированию республиканского бюджета и финансированию подведомственных министерству учреждений; - осуществление полномочий получателя средств федерального бюджета, главного распорядителя, главного администратора средств республиканского бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на Министерство функций и обеспечение деятельности Министерства; - осуществление функции государственного заказчика при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Министерства или иных государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе функции единого государственного заказчика по объектам капитального строительства жилищно-коммунального назначения.
Таким образом, Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия в целях создания безопасных и благоприятных условий для жизнедеятельности населения, обеспечения повышения эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения наделено полномочиями по финансированию соответствующих мероприятий.
Федеральной целевой программой «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы» предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов соответственно по следующим направлениям деятельности: - строительство (реконструкция) объектов по управлению отходами (полигоны твердых бытовых отходов, мусоросортировочные и мусороперегрузочные станции); - строительство инженерных сооружений и берегоукрепление для защиты от затопления паводковыми водами населенных пунктов и объектов экономики; - строительство (модернизация) канализационных очистных сооружений.
В соответствии с п. 2 Правил предоставления и распределения субсидии из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы» субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств, в том числе на строительство (реконструкцию, модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и (или) предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам софинансирование соответствующих объектов капитального строительства муниципальной собственности.
Согласно п. 1.3 и п. 2.1 Порядка предоставления субсидий из Республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 08.10.2014 г. №490, главными распорядителями бюджетных средств выступают исполнительные органы государственной власти Республики Бурятия, ответственные за распределение объемов финансирования мероприятий государственной программы (подпрограммы), в рамках которых планируется осуществлять бюджетные инвестиции в объекты в пределах полномочий, определенных в установленной сфере ведения: в части строительства, реконструкции объектов капитального строительства, реализуемых в целях развития общественной инфраструктуры Республики Бурятия (социальная и инженерная инфраструктура), а также в части приобретения не завершенных строительством объектов недвижимого имущества - Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
Следовательно, финансирование мероприятий по строительству очистных сооружений возможно в рамках указанного порядка при осуществлении полномочий главного распорядителя бюджетных средств Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
Пунктом 2.4 вышеназванного Порядка предоставления субсидий предусмотрено, что проектную документацию строек и объектов, относящихся к муниципальной собственности, муниципальные образования разрабатывают за счет средств местного бюджета, за исключением объектов, расположенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории и на территориях Прибайкальского, Иволгинского, Тарбагатайского, Селенгинского и Кяхтинского районов Республики Бурятия, мероприятия по строительству, реконструкции, модернизации которых будут реализованы в рамках федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 -2020 годы».
Таким образом, у Министерства имеются полномочия по участию в финансировании разработки проектной документации в соответствии с указанным Порядком. После разработки проектной документации финансирование строительства очистных сооружений возможно в рамках Федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы».
Довод жалобы о том, что администрацией МО ГП «Селенгинское» не начата процедура по обращению с бюджетной заявкой в Министерство опровергается материалами дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом, администрация МО ГП «Селенгинское» обращалось в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия по вопросу необходимости строительства новых очистных сооружений в п. Селенгинск, в т.ч. с письмом №... от 14.11.2017 г. о включении объекта «Строительство очистных сооружений в п. Селенгинск Кабанского района РБ» в Федеральную целевую программу «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы» на 2018 г., однако обращение Министерством рассмотрено не было.
Доводы жалобы о том, что судом не было разрешено заявленное представителем Министерства ходатайство о привлечении к участию в деле третьих лиц Министерства экономики РБ и Министерство финансов РБ, являются не обоснованными, поскольку в соответствии с протоколом судебного заседания от 03.04.2018 г. (л.д. 247-248), заявленное ходатайство разрешено судом в установленном законом порядке.
Таким образом, оснований для признания доводов ответчика состоятельными судебная коллегия не усматривает.
Судом правильно определены юридические значимые обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, решение суда мотивировано, оснований для признания его необоснованным по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 09 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий: Нимаева О.З.
Судьи коллегии: Гончикова И.Ч.
Вольная Е.Ю.