УИД 72RS0009-01-2023-000469-19 Дело № 2-9/2024 (2-388/2023)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
село Исетское 25 января 2024 года
Исетский районный суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Чемеренко О.Ю.,
с участием истца Садыковой М.В., представителя истца Семёновой М.А., представителя ответчика Администрации Исетского муниципального района Тюменской области Нургалиевой А.М., представителя ответчика Управления делами Правительства Тюменской области Шияновой Э.С.,
при секретаре Мужикян К.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Садыковой М.В. к Администрации Исетского муниципального района Тюменской области, Управлению делами Правительства Тюменской области, Департаменту здравоохранения Тюменской области, Департаменту имущественных отношений Тюменской области о призвании недействительным отказа в приватизации жилого помещения, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, обязании передачи и приема жилого помещения из муниципального жилищного фонда Исетского района в жилищный фонд Тюменской области,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась с указанными исковыми требованиями к ответчикам.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и Администрацией Исесткого муниципального района был заключен договор № найма специализированного служебного из двух комнат, общей площадью <данные изъяты> кв. м. по адресу: <адрес>, указанный договор был расторгнут по соглашению сторон, взамен указанного помещение предоставлено иное помещение большей площадью в связи с рождением ребенка ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ между ней и Администрации Исетского муниципального района был заключен договор № найма специализированного служебного жилого помещения, состоящего из двух комнат, общей площадью <данные изъяты> кв. м. по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию Исетского Муниципального района с заявлением о приватизации. ДД.ММ.ГГГГ от Администрации Исетского муниципального района истцом получен письменный отказ№, в котором было указано, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, предоставленное по договору служебного найма, относится к жилым помещениям муниципального специализированного жилого фонда и приватизации не подлежит. Считает решение об отказе в приватизации незаконным. Ранее не принимала участия в приватизации жилых помещений, имеет стаж работы в организации, предоставившей Жилое помещение в качестве служебного, либо в общей сложности в организациях, финансируемых за счет бюджета <адрес>, 10 и более лет, что подтверждается трудовой книжкой. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время имеет непрерывный трудовой стаж на территории <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в ГБУЗ ТО «Областная больница№» <адрес>. Просит признать недействительным отказ № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Исетского муниципального района и отказ № от ДД.ММ.ГГГГ. Департамента здравоохранения <адрес> в приватизации жилого помещения, состоящего из двух комнат, общей площадью <данные изъяты> кв. м. по адресу: <адрес>, признать за ней право собственности на указанное помещение, в порядке приватизации.
Позже по инициативе истца, к участию в деле в качестве соответчика привлечены Департамент имущественных отношений Тюменской области, Управление делами Правительства Тюменской области и представитель истца увеличила исковые требования, помимо вышеуказанных просила обязать Администрацию Исетского района Тюменской области передать, а Правительство Тюменской области принять спорное жилое помещение из муниципального жилищного фонда Исетского района в жилищный фонд Тюменской области.
В судебном заседании истец и ее представитель поддержали заявленные требования по доводам, изложенным в иске. Кроме того, представитель истца указала, что Садыкова М.В. относится к медицинским работникам оказывающих первичную медицинскую помощь в амбулаторных условиях, круглосуточно оказывает медицинскую помощь на дому (оказывает скорую медицинскую помощь), оказывает первичную специализированную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, продолжительность стажа работы в должностях медицинских работников государственных медицинских организаций <адрес>, а также иных медицинских организациях, учрежденных <адрес>ю, муниципальных медицинских организаций в <адрес> составляет 10 лет и более, продолжительность проживания нанимателя в служебном жилом помещении специализированного фонда с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ. Администрации Исетского муниципального района жилое помещение, состоящего из двух комнат, общей площадью <данные изъяты> кв. м. по адресу: <адрес> приобретено на основании муниципальных контрактов «Приобретение жилого помещения в специализированный жилищный фонд в рамках государственной программы <адрес> «Развитие жилищного строительства».
В соответствии с указанной государственной программой между Главным управлением строительства Тюменской области и Администрацией Исетского района заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении субсидии из областного бюджета. Предметом указанного соглашения является предоставление из областного бюджета в ДД.ММ.ГГГГ году субсидии Администрации Исетского муниципального района на приобретение жилых помещений в рамках государственной программы <адрес> «Развитие жилищного строительства», целевая статья № приобретение жилых помещений. Пунктом 4.3.8.7. указанного соглашения предусмотрены обязательства включать приобретенные жилые помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям с соблюдением требований и в порядке, установленном Правительством РФ, при этом указанным соглашением не определено, отнесение приобретенных жилых помещений к муниципальному жилищному фонду. Соответственно, субсидии, предоставляемые региональным бюджетом на программу «Развитие жилищного строительства» в пользу муниципальных образований направлены, в т.ч. и на реализацию пункта 2 перечня Поручений Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № пр-1755 и Распоряжение №-рп от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>. Управлением делами <адрес> в ответе № от 05.12.2023г. разъяснено субсидии для реализации пп. б ч.2 Перечня поручений по итогам совещания по вопросам модернизации первичного звена здравоохранения (утв. Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ № ПР- 1755) действующим законодательством не предусмотрены, в адрес <адрес> не направлялись. Жилые помещения на территории <адрес> медицинским работникам Управлением делами не передавались. В соответствии с п. 1 ст. 6 ГК РФ применяется аналогия закона. Следовательно, в рассматриваемой ситуации применяются общие нормы жилищного законодательства по приватизации жилого помещения специализированного жилищного фонда. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Статьей 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" установлен перечень оснований для отказа в приватизации жилых помещений, данный перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Исетского района Тюменской области Нургалиева А.М. исковые требования не признала, по доводам, изложенным в отзыве (л.д. 50-52, 120-121).
В судебном заседании представитель ответчика Управления делами Правительства Тюменской области Шиянова Э.С. исковые требования не признала, по доводам изложенным в отзыве (л.д. 135-136, 203, 205).
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Тюменской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, представили в суд возражения (л.д.46), где просили в иске отказать в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области в судебное заседании не явился, извещены надлежащим образом, представили отзыв на иск (л.д. 234-236), просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в иске по следующим основаниям.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Садыковой М.В. и Администрацией Исесткого муниципального района заключен договор № найма специализированного служебного из двух комнат, общей площадью <данные изъяты> кв. м. по адресу: <адрес>. (л.д. 18-21).
ДД.ММ.ГГГГ указанный договор по соглашению сторон был расторгнут (л.д.22).
ДД.ММ.ГГГГ между Садыковой М.В. и Администрации Исетского муниципального района был заключен договор № найма специализированного служебного жилого помещения, состоящего из двух комнат, общей площадью <данные изъяты> кв. м. по адресу: <адрес>. Состав семьи: муж ФИО6, сын ФИО7 (л.д. 53-57), что также подтверждается распоряжением Администрации Исетского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 62).
В соответствии с п. 1.3 Договора специализированное жилое помещение предоставляется Садыковой М.В. на период ее работы в ГБУЗ ТО «Областная больница № (<адрес>). Жилое помещение не подлежит приватизации, обмену и сдаче в поднаем (аренду).
ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением о приватизации.
ДД.ММ.ГГГГ Администрация Исетского муниципального района вынесла письменный отказ№, в котором было указано, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, предоставленное по договору служебного найма, относится к жилым помещениям муниципального специализированного жилого фонда и приватизации не подлежит, также Садыкова М.В. не имеет право на предоставление жилого помещения из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, поскольку малоимущей не признана, на учет в местной Администрации как малоимущая не состоит. (л.д. 66-67).
На аналогичное обращение Садыковой в Департамент здравоохранения Тюменской области ДД.ММ.ГГГГ получен отказ № (л.д. 29-30).
Квартира, расположенная по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью администрации Исетского муниципального района, относится к специализированному жилому фонду (служебное) с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 65), реестром и распоряжением Администрации Исетского муниципального района (л.д. 28-61).
Согласно сведениям из трудовой книжки истца (л.д.10-14) Садыкова М.В. работает в ГБУЗ ТО «Областная больница № с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время врачом акушером-гинекологом.
В соответствии с ч.1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.
В силу ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены жилищным законодательством.
В соответствии со ст. 208 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно п.п.1,2,3 ст. 92 ЖК РФ жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся служебные жилые помещения.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно Закону Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии с положениями распоряжения Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ №-рп «О категориях граждан, имеющих право на приватизацию служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Тюменской области», действия распоряжения распространяются на медицинских работников, перечисленных в Распоряжении, проживающих в служебных жилых помещениях специализированного жилищного фонда Тюменской области, при соблюдении ряда условий, предусмотренных Распоряжением, в том числе при условии, что служебные жилые помещения предоставлены медицинским работникам Управлением делами Правительства Тюменской области в соответствии с Порядком предоставления служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Тюменской области, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что в соответствии с вышеуказанными нормами права, спорная квартира не подлежит приватизации без разрешения собственника – Администрации Исетского муниципального района. Также не имеется законных оснований для обязания Администрации Исетского муниципального района передать спорную квартиру без его согласия в жилищный фонд Тюменской области, обратное являлось бы нарушением конституционных прав собственника на свободу распоряжения своим имуществом, и соответственно и не имеется законных оснований для обязания Правительства Тюменской области принять от Администрации Исетского муниципального района в свой жилой фонд спорную квартиру.
Положения Распоряжения Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ №-рп, как указано выше, относятся к специализированному жилому фонду Тюменской области и к муниципальному жилому фонду Администрации Исесткого района не относятся.
В рассматриваемом случае не имеет значение, каким образом спорная квартира перешла в муниципальную собственность Исетского муниципального района, правовые акты, вынесенные в связи с этим, никем не оспорены, соответственно и не подлежат пересмотру. Также не имеет значение определения стажа работы истца в Исетском муниципальном районе, поскольку в силу закона, спорное жилое помещению приватизации не подлежит и не является объектом Распоряжения Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ №-рп.
Также безосновательны доводы истца о применении аналогии закона в соответствии со ст. 6 ГК РФ, поскольку гражданско-правовые отношения в рамках рассматриваемого спора, прямо урегулированы вышеуказанными правовыми нормами, и оснований для применения аналогии закона в связи с этим не имеется.
Само по себе желание истца получить в порядке приватизации спорную квартиру не является безусловным основанием для игнорирования норм гражданского и жилищного законодательства, действующих на территории Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
P Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Садыковой М.В. к Администрации Исетского муниципального района Тюменской области, Управлению делами Правительства Тюменской области, Департаменту здравоохранения Тюменской области, Департаменту имущественных отношений Тюменской области о призвании недействительным отказа в приватизации жилого помещения, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, обязании передачи и приема жилого помещения из муниципального жилищного фонда Исетского района Тюменской области в жилищный фонд Тюменской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Исетский районный суд Тюменской области.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий /подпись/ О.Ю. Чемеренко
Копия верна:
Судья О.Ю. Чемеренко