УИД 47RS0005-01-2020-002616-90
Гражданское дело № 2-544/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Выборг 10 января 2023 года
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Киселевой С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тролетовым А.П.
гражданское дело по иску Военного прокурора Выборгского гарнизона, действующего в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации об обязании провести мероприятия по ликвидации свалок,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Выборгского гарнизона обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением об обязании провести мероприятия по ликвидации свалок.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Военной прокуратурой Выборгского гарнизона проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологической безопасности, которой выявлены нарушения.
Установлено, что места несанкционированного размещения отходов производства и потребления расположены на территории земельного участка с кадастровым номером 47:01:1014001:53, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, а именно в кварталах № № 181, 182 Боровского участкового лесничества Морозовского лесничества Министерства обороны Российской Федерации – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации.
Дополнительным осмотром части указанного выше земельного участка, проведенного 16 ноября 2023 года установлено, что меры к ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления не приняты.
Несанкционированные свалки расположены на земельном участке:
- в 0,12 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8км+800м Яшинского шоссе Выборгского района вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива вдоль грунтовой песчаной дороги - координаты свалки: широта 60°46"2,38"N, долгота 28°30"9,59"Е (60.767327, 28.502663);
- в 0,25 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8км+800м Яшинского шоссе Выборгского района вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива вдоль грунтовой песчаной дороги - координаты свалки: широта 60°45"59,53"N, долгота 28°30"3,14"Е (60.766535, 28.500872);
- в 0,28 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8 км+800м Яшинского шоссе Выборгского района вблизи отработанного песчаного карьера вдоль грунтовой песчаной дороги - координаты свалки: широта 60°45"57,34"N, долгота 28°30"4,34"Е (60.765928, 28.501207);
- в 0,7 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8 км+800м Яшинского шоссе Выборгского района на территории отработанного песчаного карьера - координаты свалки: широта 60°45"43,97"N, долгота 28°30"8,5Г"Е (60.762213,28.502365);
- в 0,9 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8км+800м Яшинского шоссе Выборгского района вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива - координаты свалки: широта 60°45"42,72"N долгота 28°30,14,57"Е (60.761867, 28.504048);
- в 1 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8км+800м Яшинского шоссе Выборгского района вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива - координаты свалки: широта 60°45"37,19"N, долгота 28°30"13,56"Е (60.760330, 28.503767).
Для организации защиты от захламления отходами крупногабаритного мусора, а также сбора и вывозы отходов в границах лесничеств Минобороны России создало ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России, а также выделяет для этого лимиты бюджетных средств в соответствии со сметой, утвержденной Министерством как главным распорядителем бюджетных средств.
Истец, с учетом уточнения требований, просит суд обязать ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, осуществить комплекс мероприятий, направленных на ликвидацию свалок ТБО на землях Министерства обороны Российской Федерации в Выборгском районе Ленинградской области, расположенных на территориях кварталов №№ 181, 182 Боровского участкового лесничества Морозовского лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России по следующим адресам (географическим координатам):
- в 0,12 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8км+800м Яшинского шоссе Выборгского района вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива вдоль грунтовой песчаной дороги - координаты свалки: широта 60°46"2,38"N, долгота 28°30"9,59"Е (60.767327, 28.502663);
- в 0,25 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8км+800м Яшинского шоссе Выборгского района вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива вдоль грунтовой песчаной дороги - координаты свалки: широта 60°45"59,53"N, долгота 28°30"3,14"Е (60.766535, 28.500872);
- в 0,28 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8 км+800м Яшинского шоссе Выборгского района вблизи отработанного песчаного карьера вдоль грунтовой песчаной дороги - координаты свалки: широта 60°45"57,34"N, долгота 28°30"4,34"Е (60.765928, 28.501207);
- в 0,7 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8 км+800м Яшинского шоссе Выборгского района на территории отработанного песчаного карьера - координаты свалки: широта 60°45"43,97"N, долгота 28°30"8,5Г"Е (60.762213,28.502365);
- в 0,9 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8км+800м Яшинского шоссе Выборгского района вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива - координаты свалки: широта 60°45"42,72"N долгота 28°30,14,57"Е (60.761867, 28.504048);
- в 1 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8км+800м Яшинского шоссе Выборгского района вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива - координаты свалки: широта 60°45"37,19"N, долгота 28°30"13,56"Е (60.760330, 28.503767).
Представитель ответчика Минобороны России возражал против удовлетворения требований, считает, что надлежащим ответчиком является ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте слушания дела, в судебное заседание свих представителей не направили, об отложении слушания дела не просили. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Из письменного отзыва Федеральное государственное унитарное предприятие «Оборонпромэкология» следует, что ответчик требования не признает, так как не обладает какими-либо вещными правами вещными правами в отношении земельного участка, на котором расположены свалки мусора. Унитарное предприятие в силу п. 6 ст. 113 ГК РФ не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества. Предприятие не вправе заниматься видами деятельности которые не внесены в ЕГРЮЛ.
Из возражений ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России следует, что согласно п. 1,2 статьи 121 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) на землях обороны и безопасности могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель. Для использования лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, создаются военные лесничества в соответствии со статьей 23 ЛК РФ. Леса в границах Морозовского лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России (далее-Морозовское лесничество) относятся к лесам, расположенным на землях обороны и безопасности.
Таким образом, леса в границах Морозовского лесничества не относятся к лесам, расположенным на землях лесного фонда, а относятся к лесам, расположенным на землях обороны и безопасности.
В соответствии с постановлением Правительства Российской: Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, является Минобороны России, осуществляя в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
Реализация указанных полномочий Минобороны России в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации: от 3 сентября 2020 года. № 444 «Об утверждении Положения о Департаменте военного, имущества Министерства обороны Российской Федерации» осуществляется департаментом военного имущества Минобороны России (далее - Департамент).
При осуществлении уставной деятельности по реализации полномочий Минобороны России в сфере лесного хозяйства ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России находится в ведомственном подчинении у Департамента,
В соответствии с п. 14 раздела II устава учреждения, утвержденного приказом директора департамента 26 января 2022 года № 317 предметом и целями деятельности учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством: Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в области управления лесным хозяйством (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) и природопользования в лесах, расположенных в границах военных лесничеств в части планирования, организации, управления, анализа и контроля.
Согласно п. 20 раздела II устава учреждения не вправе осуществлять виды деятельности и выполнять работы, не предусмотренные уставом.
Приказом директора Департамента от 07 октября 2023 года № 1620 в устав внесены изменения. Устав дополнен п. 34 следующего содержания: «по поручению Департамента осуществление закупок и заключение государственных контрактов на выполнение работ по очистке лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, в том числе на рекультивацию в лесах».
В соответствии с п. 24 раздела II устава учреждения по поручениям Департамента совместно с уполномоченным органом военного управления учреждение осуществляет мероприятия по рекультивации нарушенных земель в границах лесничеств Министерства обороны Российской Федерации.
Также в штате Морозовского лесничества, введенным в действие приказом №5 от 30 января 2020 года отсутствуют должностные лица, обладающие специальными знаниями и уполномоченные на проведение работ связанных с очисткой лесов от загрязнения отходами производства и потребления, ликвидации свалок ТБО.
Таким образом, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России осуществляет реализацию предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в области управления: лесным хозяйством (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) и природопользования в лесах, расположенных в границах военных лесничеств в части планирования, организации, управления, анализа и контроля. ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России фактически и объективно не может осуществить мероприятия, заявленные в исковых требованиях.
Суд, выслушав стороны, исследовав и оценив материалы дела, полагает, что заявленные прокурором в интересах неопределенного круга лиц требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В силу ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 51 Федерального закона от «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологического благополучия населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.
Из пункта 4 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и захламления земель.
В пункте 6 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в целях охраны земель собственники земельных участков землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению их в оборот.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В части 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен (пункт 1 части 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Из статьи 3 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» следует, что экологическая экспертиза основывается на принципах презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (статья 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Статья 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» содержит обязанность юридических лиц при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
Статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11, частью 3 статьи 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия.
Как следует из материалов дела, Военной прокуратурой Выборгского гарнизона проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологической безопасности, которой выявлены места несанкционированного размещения отходов производства на территории земельного участка с кадастровым номером 47:01:1014001:53, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, а именно в кварталах № № 181, 182 Боровского участкового лесничества Морозовского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации.
Дополнительным осмотром части указанного выше земельного участка, проведенного 16 ноября 2023 года установлено, что меры к ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления не приняты.
Несанкционированные свалки расположены на земельном участке:
- в 0,12 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8км+800м Яшинского шоссе Выборгского района вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива вдоль грунтовой песчаной дороги - координаты свалки: широта 60°46"2,38"N, долгота 28°30"9,59"Е (60.767327, 28.502663);
- в 0,25 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8км+800м Яшинского шоссе Выборгского района вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива вдоль грунтовой песчаной дороги - координаты свалки: широта 60°45"59,53"N, долгота 28°30"3,14"Е (60.766535, 28.500872);
- в 0,28 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8 км+800м Яшинского шоссе Выборгского района вблизи отработанного песчаного карьера вдоль грунтовой песчаной дороги - координаты свалки: широта 60°45"57,34"N, долгота 28°30"4,34"Е (60.765928, 28.501207);
- в 0,7 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8 км+800м Яшинского шоссе Выборгского района на территории отработанного песчаного карьера - координаты свалки: широта 60°45"43,97"N, долгота 28°30"8,5Г"Е (60.762213,28.502365);
- в 0,9 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8км+800м Яшинского шоссе Выборгского района вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива - координаты свалки: широта 60°45"42,72"N долгота 28°30,14,57"Е (60.761867, 28.504048);
- в 1 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8км+800м Яшинского шоссе Выборгского района вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива - координаты свалки: широта 60°45"37,19"N, долгота 28°30"13,56"Е (60.760330, 28.503767).
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации являются государственной военной организацией, составляющей основу обороны Российской Федерации.
Как предусмотрено п. 3 ст. 10.1 названного закона, комплектование формирований Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими, гражданским персоналом, обеспечение материально-техническими средствами и предоставление входящим в их состав военнослужащим и гражданскому персоналу медицинского и иных видов обеспечения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Согласно статье 11 Федерального закона «Об обороне», Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций.
На основании части 12 статьи 1 Федерального закона «Об обороне», имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу действия оснований статьи 71 Конституции Российской Федерации, статей 1, 10, 11, 13, 25 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», Положения о Министерстве обороны Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года № 1082) Вооруженные Силы РФ - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации, которые состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей. Имущество Вооруженных Сил РФ, в том числе воинских частей относится к федеральной собственности, и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Из положений приведенной статьи следует, что обязанность по содержанию собственности может быть возложена не только на собственника, но и на других лиц.
В соответствии с пунктом 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что защита гражданских прав может осуществляться, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082 утверждено положение о Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Положение), в соответствии с п. 1 которого указанное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Министерство обороны Российской Федерации является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации (п. 2 Положения).
Согласно пп. 71 п. 7 Положения указанное министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Министерство обороны Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации.
При этом согласно п. 5 Положения Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Министерству обороны Российской Федерации организации.
Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны России от 01 ноября 2019 года № 2276 утвержден Устав ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны России.
Приказом директора Департамента от 07 октября 2023 года № 1620 в устав внесены изменения.
В соответствии с. 13 Устава ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны России предметом и целями деятельности Учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны России в сферах управления лесным хозяйством (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) природопользования в лесах, распложенных на землях обороны и безопасности.
При этом п. 14 Устава содержит указания лишь на основные виды деятельности учреждения, среди которых, однако, указаны такие как организация и контроль использования лесопользователями лесов, а также мероприятий по охране и воспроизводству лесов, осуществление мероприятий по выявляемым в ходе осуществления деятельности Учреждения правонарушениям, организация и контроль за рекультивацией земель обороны в границах лесничеств, осуществление контроля за соблюдением правил санитарной безопасности в лесах, а также охраны, защиты и воспроизводства лесов.
В свою очередь, в силу п. 20 Устава ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны России учреждение в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества осуществляет права владения, пользования им в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
Следовательно, в том числе для организации защиты от захламления отходами крупногабаритного мусора, а также сбора и вывоза таких отходов в границах лесничеств ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны России, отведенных для нужд обороны, Министерство обороны России создало названное учреждение.
Установлено, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация.
Как указано выше, в соответствии с уставом ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны России учреждение осуществляет свою деятельность в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на землях Морозовского лесничества, предоставленных для нужд обороны.
Кроме того, в соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 ст. 60.3 Лесного кодекса РФ, меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований.
Согласно подпункту б) пункта 4 и подпункту б) пункта 5 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09 декабря 2020 года № 2047, осуществление государственного лесопатологического мониторинга, проведение лесопатологических обследований и предупреждение распространения вредных организмов обеспечиваются в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, и земель обороны и безопасности, предназначенных для лесовосстановления, - соответствующими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны, безопасности, а не органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.
Мероприятия по очистке земельного участка лесного фонда от загрязнений относится к бремени содержания имущества.
Помимо этого, правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, определены в Федеральном законе от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в развитие которого Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Закона об отходах производства и потребления накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
С учетом владения ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации земельным участком на праве постоянно (бессрочного) пользования бремя содержания участка, в том числе обязанность по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором лежит на ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны.
Суд приходит к выводу, что неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, их жизнь и здоровье, нарушает право граждан на благоприятную среду обитания, а также может повлечь за собой причинение вреда здоровью граждан.
Согласно положениям ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Устанавливая срок, в течение которого ответчиками должна быть ликвидирована несанкционированная свалка отходов, суд учитывает, что для проведения соответствующих работ требуются временные затраты и финансовые затраты. Исходя из принципа исполнимости решения, суд полагает возможным определить срок для исполнения решения суда в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Военного прокурора Выборгского гарнизона, действующего в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации об обязании провести мероприятия по ликвидации свалок удовлетворить.
Обязать ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, осуществить комплекс мероприятий, направленных на ликвидацию свалок ТБО на землях Министерства обороны Российской Федерации в Выборгском районе Ленинградской области, расположенных на территориях кварталов №№ 181, 182 Боровского участкового лесничества Морозовского лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России по следующим адресам (географическим координатам):
- в 0,12 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8км+800м Яшинского шоссе Выборгского района вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива вдоль грунтовой песчаной дороги - координаты свалки: широта 60°46"2,38"N, долгота 28°30"9,59"Е (60.767327, 28.502663);
- в 0,25 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8км+800м Яшинского шоссе Выборгского района вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива вдоль грунтовой песчаной дороги - координаты свалки: широта 60°45"59,53"N, долгота 28°30"3,14"Е (60.766535, 28.500872);
- в 0,28 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8 км+800м Яшинского шоссе Выборгского района вблизи отработанного песчаного карьера вдоль грунтовой песчаной дороги - координаты свалки: широта 60°45"57,34"N, долгота 28°30"4,34"Е (60.765928, 28.501207);
- в 0,7 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8 км+800м Яшинского шоссе Выборгского района на территории отработанного песчаного карьера - координаты свалки: широта 60°45"43,97"N, долгота 28°30"8,5Г"Е (60.762213,28.502365);
- в 0,9 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8км+800м Яшинского шоссе Выборгского района вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива - координаты свалки: широта 60°45"42,72"N долгота 28°30,14,57"Е (60.761867, 28.504048);
- в 1 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8км+800м Яшинского шоссе Выборгского района вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива - координаты свалки: широта 60°45"37,19"N, долгота 28°30"13,56"Е (60.760330, 28.503767).
На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.
Председательствующий подпись
Мотивированное решение изготовлено 17 января 2024 года.
Председательствующий подпись
Копия верна
Судья Выборгского городского суда С.Н. Киселева
Помощник Д.А. Наторхин
Подлинный документ находится в гражданском деле № 2-544 за 2024 год в Выборгском городском суде Ленинградской области.