Решение по делу № 2-1019/2017 от 25.01.2017

                Дело № 2-1019/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 декабря 2017 года                                                                                        г. Солнечногорск

Солнечногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Байчорова Р.А.,

при секретаре Антонове Э.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к Кириченко Алексею Валерьевичу об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,

У С Т А Н О В И Л:

Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в суд с иском к Кириченко А.В. об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения.

В обоснование заявленных требований указал, что ответчик является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 15532 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. При проведении сопряженного пространственного анализа данных о границах земельных участков и границ земель лесного фонда, а также при натурном обследовании лесных участков, установлено, что указанный земельный участок частично расположен на землях государственного лесного фонда выдела 7 квартала 21 Клинского сельского участкового лесничества в Солнечногорском районе и выделов 2,4 Новинского участкового лесничества Клинского филиала ГКУ МО «Мособлес».

С учетом проведенной по делу судебной экспертизы истец, уточнив требования, просит суд истребовать из чужого незаконного владения ответчика спорный земельный участок площадью наложения 8708 кв.м. в координатах, указанных в экспертном заключении и признать недействительными сведения ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером .

В судебном заседании представитель истца по доверенности – Ялыманов Р.М. поддержал заявленные требования.

Представители ответчика – Зоренко Е.В. и Никитин Д.В. против удовлетворения иска возражали.

Представители третьих лиц – администрации Солнечногорского муниципального района Московской области и Управления Росреестра по Московской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, дав оценку установленным обстоятельствам и собранным доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В силу ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства не лесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

По смыслу ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

В силу ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии со ст. 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статьями 68 и 69 ЛК РФ, а также пунктами 3 - 4 Лесоустроительной инструкции установлено, что объектом лесоустройства является лесничество (лесопарк), его часть (участковое лесничество), лесной участок.

Лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам их границам и площади. Местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных и лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.

Согласно пунктам 1 и 2 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществляется, признаются ранее учтенными объектами недвижимости, а план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015 г., признается юридически действительным.

Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (п. 2 ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ).

Из материалов дела следует, что ответчик является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 15532 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.

Указанный земельный участок был образован из земельного участка с кадастровым номером , право собственности на который зарегистрировано за АОЗТ «НИВА» в 1993 году. Право собственности на спорный земельный участок с кадастровым номером возникло у предыдущего собственника ЗАО «Нива» 12 декабря 2012 года, участок поставлен на кадастровый учет 12 ноября 2012 года, границы участка установлены в установленном земельным законодательством порядке.

Заявляя требования об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, истец ссылается на то, что при проведении сопряженного пространственного анализа данных о границах земельного участка с кадастровым номером и границ земель лесного фонда установлено, что указанный земельный участок частично расположен на землях лесного фонда выдела 7 квартала 21 Клинского сельского участкового лесничества в Солнечногорском районе и выделов 2,4 Новинского участкового лесничества Клинского филиала ГКУ МО «Мособлес».

В подтверждение доводов иска Комитетом представлены: справка о пересечении границ земельного участка с землями лесного фонда, карты-схемы и акт осмотра территории, копия плана лесных участков лесоустройство 2006-2008 Клинское сельское участковое лесничество, копия таксационного описания.

Согласно выводам проведенной по делу судебной землеустроительной экспертизы, производство которой было поручено экспертам ООО «Проектно Изыскательское Предприятие «ВИСХАГИ-ЦЕНТР-Геоинформ», в ходе исследования установлено наложение границ земельного участка с кадастровым номером на границы земель государственного лесного фонда согласно плану лесных участков. В результате сравнения местоположения, за пределами диапазона средней квадратичной погрешности определения характерных точек границ лесничества (13,11 м) установлено пересечение (наложение) границ земельного участка ответчика по сведениям государственного реестра недвижимости, и границ земель лесного фонда (выдел 7 квартала 21 Клинского сельского участкового лесничества Солнечногорского района Московской области), восстановленных по плану лесных участков, что графически отображено в Приложении 2 заключения.

За пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ лесничества площадь наложения границ земельного участка ответчика на границы выдела 7 квартала 21 Клинского сельского участкового лесничества Солнечногорского района Московской области, восстановленного по плану лесных участков составляет 8708 кв.м.

В судебном заседании эксперт Пельмегов А.С. поддержал выводы экспертного заключения и пояснил, что ограждения и строений на спорном земельном участке не имеется, что следует из представленных к заключению фотографий. Кроме того, при исследовании использовались GPS-приборы, на осмотре участка выезжал эксперт Кудряшов.

11 августа 2017 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», которым внесены изменения в Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

В силу пункта 5 статьи 10 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, могут быть обжалованы в порядке и в сроки, которые установлены арбитражным и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции настоящего Федерального закона). Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

По смыслу вышеприведенных норм права при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель приоритет имеют сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости либо сведения, указанные в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки.

При этом, данное правило применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Как следует из правовой позиции, указанной в Определении Конституционного Суда РФ от 21.09.2017 № 1795-О, для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7). Кроме того, в часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости; данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ). Тем самым федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.

В своем Определении от 21.09.2017 № 1793-О Конституционный Суд РФ указал, что в правоприменительной, в частности судебной, практике не исключалось такое толкование статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации, при котором суды исходили из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и допускалась возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных. Такое толкование вело к неправомерному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и тем самым - к нарушению конституционных гарантий права собственности.

В части 6 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» указаны земельные участки, на которые положения части 3 настоящей статьи не распространяются.

Спорный земельный участок к земельным участкам, поименованным в части 6 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», не относится. Доказательств того, что спорный земельный участок, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, не используется по целевому назначению или используется с нарушением законодательства Российской Федерации, в материалах дела не имеется.

Учитывая установленные фактические обстоятельства дела, а также, что право ответчика на спорный земельный участок, приобретенный на законном основании, возникло до 1 января 2016 года, принимая во внимание вышеприведенные нормы права и их разъяснения, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку в силу указанных выше норм земельный участок ответчика не может быть отнесен к землям лесного фонда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

    Исковые требования Комитета лесного хозяйства Московской области к Кириченко Алексею Валерьевичу об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения – оставить без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Солнечногорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме 29 декабря 2017 года.

Судья                                                Байчоров Р.А.

2-1019/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Комитет лесного хозяйства Московской области
Ответчики
Кириченко А.В.
Другие
Администрация Солнечногорского района МО
Росреестр
УФСГРКиК по МО
Суд
Солнечногорский городской суд Московской области
Дело на странице суда
solnechnogorsk.mo.sudrf.ru
25.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.01.2017Передача материалов судье
27.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.01.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.02.2017Предварительное судебное заседание
06.04.2017Судебное заседание
07.11.2017Производство по делу возобновлено
19.12.2017Судебное заседание
25.12.2017Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее