Дело № 2-1019/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 декабря 2017 года г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Байчорова Р.А.,
при секретаре Антонове Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к Кириченко Алексею Валерьевичу об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,
У С Т А Н О В И Л:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в суд с иском к Кириченко А.В. об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения.
В обоснование заявленных требований указал, что ответчик является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 15532 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. При проведении сопряженного пространственного анализа данных о границах земельных участков и границ земель лесного фонда, а также при натурном обследовании лесных участков, установлено, что указанный земельный участок частично расположен на землях государственного лесного фонда выдела 7 квартала 21 Клинского сельского участкового лесничества в Солнечногорском районе и выделов 2,4 Новинского участкового лесничества Клинского филиала ГКУ МО «Мособлес».
С учетом проведенной по делу судебной экспертизы истец, уточнив требования, просит суд истребовать из чужого незаконного владения ответчика спорный земельный участок площадью наложения 8708 кв.м. в координатах, указанных в экспертном заключении и признать недействительными сведения ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером №.
В судебном заседании представитель истца по доверенности – Ялыманов Р.М. поддержал заявленные требования.
Представители ответчика – Зоренко Е.В. и Никитин Д.В. против удовлетворения иска возражали.
Представители третьих лиц – администрации Солнечногорского муниципального района Московской области и Управления Росреестра по Московской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, дав оценку установленным обстоятельствам и собранным доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В силу ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства не лесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
По смыслу ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В силу ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со ст. 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьями 68 и 69 ЛК РФ, а также пунктами 3 - 4 Лесоустроительной инструкции установлено, что объектом лесоустройства является лесничество (лесопарк), его часть (участковое лесничество), лесной участок.
Лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам их границам и площади. Местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных и лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
Согласно пунктам 1 и 2 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществляется, признаются ранее учтенными объектами недвижимости, а план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015 г., признается юридически действительным.
Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (п. 2 ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ).
Из материалов дела следует, что ответчик является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 15532 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
Указанный земельный участок был образован из земельного участка с кадастровым номером №, право собственности на который зарегистрировано за АОЗТ «НИВА» в 1993 году. Право собственности на спорный земельный участок с кадастровым номером № возникло у предыдущего собственника ЗАО «Нива» 12 декабря 2012 года, участок поставлен на кадастровый учет 12 ноября 2012 года, границы участка установлены в установленном земельным законодательством порядке.
Заявляя требования об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, истец ссылается на то, что при проведении сопряженного пространственного анализа данных о границах земельного участка с кадастровым номером № и границ земель лесного фонда установлено, что указанный земельный участок частично расположен на землях лесного фонда выдела 7 квартала 21 Клинского сельского участкового лесничества в Солнечногорском районе и выделов 2,4 Новинского участкового лесничества Клинского филиала ГКУ МО «Мособлес».
В подтверждение доводов иска Комитетом представлены: справка о пересечении границ земельного участка с землями лесного фонда, карты-схемы и акт осмотра территории, копия плана лесных участков лесоустройство 2006-2008 Клинское сельское участковое лесничество, копия таксационного описания.
Согласно выводам проведенной по делу судебной землеустроительной экспертизы, производство которой было поручено экспертам ООО «Проектно Изыскательское Предприятие «ВИСХАГИ-ЦЕНТР-Геоинформ», в ходе исследования установлено наложение границ земельного участка с кадастровым номером № на границы земель государственного лесного фонда согласно плану лесных участков. В результате сравнения местоположения, за пределами диапазона средней квадратичной погрешности определения характерных точек границ лесничества (13,11 м) установлено пересечение (наложение) границ земельного участка ответчика по сведениям государственного реестра недвижимости, и границ земель лесного фонда (выдел 7 квартала 21 Клинского сельского участкового лесничества Солнечногорского района Московской области), восстановленных по плану лесных участков, что графически отображено в Приложении 2 заключения.
За пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ лесничества площадь наложения границ земельного участка ответчика на границы выдела 7 квартала 21 Клинского сельского участкового лесничества Солнечногорского района Московской области, восстановленного по плану лесных участков составляет 8708 кв.м.
В судебном заседании эксперт Пельмегов А.С. поддержал выводы экспертного заключения и пояснил, что ограждения и строений на спорном земельном участке не имеется, что следует из представленных к заключению фотографий. Кроме того, при исследовании использовались GPS-приборы, на осмотре участка выезжал эксперт Кудряшов.
11 августа 2017 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», которым внесены изменения в Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
В силу пункта 5 статьи 10 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, могут быть обжалованы в порядке и в сроки, которые установлены арбитражным и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции настоящего Федерального закона). Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
По смыслу вышеприведенных норм права при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель приоритет имеют сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости либо сведения, указанные в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки.
При этом, данное правило применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Как следует из правовой позиции, указанной в Определении Конституционного Суда РФ от 21.09.2017 № 1795-О, для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7). Кроме того, в часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости; данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ). Тем самым федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
В своем Определении от 21.09.2017 № 1793-О Конституционный Суд РФ указал, что в правоприменительной, в частности судебной, практике не исключалось такое толкование статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации, при котором суды исходили из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и допускалась возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных. Такое толкование вело к неправомерному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и тем самым - к нарушению конституционных гарантий права собственности.
В части 6 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» указаны земельные участки, на которые положения части 3 настоящей статьи не распространяются.
Спорный земельный участок к земельным участкам, поименованным в части 6 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», не относится. Доказательств того, что спорный земельный участок, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, не используется по целевому назначению или используется с нарушением законодательства Российской Федерации, в материалах дела не имеется.
Учитывая установленные фактические обстоятельства дела, а также, что право ответчика на спорный земельный участок, приобретенный на законном основании, возникло до 1 января 2016 года, принимая во внимание вышеприведенные нормы права и их разъяснения, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку в силу указанных выше норм земельный участок ответчика не может быть отнесен к землям лесного фонда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Комитета лесного хозяйства Московской области к Кириченко Алексею Валерьевичу об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Солнечногорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме 29 декабря 2017 года.
Судья Байчоров Р.А.