Дело № 2-148/2021
УИД 61RS0014-01-2021-000122-68
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2021 г. г. Донецк
Донецкий городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Степанян Ш.У.,
с участием истца Баглюк А.Т.,
представителя истца в порядке ст. 53 ГПК РФ Кириченко Н.Н.,
представителя ответчика по доверенности Ворониной О.С.,
представителя Администрации г. Донецка Ростовской области Проценко Е.О.,
при секретаре Плешаковой Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Баглюк А.Т. к МУ «Управление ЖКХ, транспорта и связи Администрации г. Донецка» об обязании предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение,
у с т а н о в и л :
Баглюк А.Т. обратилась в суд с исковым заявлением к МУ «Управление ЖКХ, транспорта и связи Администрации г. Донецка», в котором просит обязать ответчика вне очереди по договору социального найма предоставить ей другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, в черте г. Донецка.
В обоснование исковых требований истец указала, что она, Баглюк А.Т. на основании решения Донецкого городского суда Ростовской области от ... была признана бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. Своего жилья не имеет, проживает временно у родственников. Она неоднократно обращалась в Администрацию г. Донецка Ростовской области с просьбой о предоставлении ей жилого помещения. Постановлением администрации г. Донецка Ростовской области № ... от ... она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, состав семьи 1 человек, относящуюся к категории «бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны».
В судебном заседании истец Баглюк А.Т. и ее представитель Кириченко Н.Н. поддержали исковые требования, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Воронина О.С. возражала против удовлетворения исковых требований, указала, что не имеется законных оснований для предоставления истице жилого помещения ни в связи с тем, что она относится к категории бывших узников фашистских концлагерей, гетто, других мет принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, ни в связи с признанием ее малоимущей, поскольку материальное положение истицы не позволяет признать ее малоимущей.
Представитель третьего лица Администрации г. Донецка Ростовской области Проценко Е.О. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что постановление от ... о принятии на учет Баглюк А.Т. в качестве нуждающейся в жилом помещении отменено.
Представитель третьего лица Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные возражения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Администрации г. Донецка от ... № ... Баглюк А.Т., ... года рождения, составом семьи 1 человек, относящаяся к категории «бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Постановлением Администрации г. Донецка от ... № ... отменено вышеуказанное постановление Администрации г. Донецка от ... № ...
Предметом спора по настоящему делу является право Баглюк А.Т. на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма в связи с тем, что она имеет статус «бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны».
Разрешая исковые требования, исходя из заявленного истцом предмета и оснований исковых требований, суд руководствуется следующим.
Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.
Отношения, связанные с установлением статуса и предоставлением мер социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, регулировались Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны"
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (пункт 1 Указа).
Вышеприведенный Указ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2005 года.
Согласно пункту 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает, что бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрены меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны. Так, среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона.
Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (подпункт 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах").
В соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23.2 указанного Закона средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Согласно пункту 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных на реализацию переданных полномочий по обеспечению жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года N 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которые определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 Правил от 15 октября 2005 года N 614).
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 следует, что в связи с предстоящим 65-летнем Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Данным нормативно-правовым актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах".
При этом в предусмотренный названным Указом Президента Российской Федерации перечень лица, относящиеся к категории «бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей», не включены.
Баглюк А.Т. при обращении в суд с названными требованиями в обоснование своего иска ссылается на положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
Поскольку категория граждан, имеющих статус "бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей", в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 не поименована, суд считает, что реализация права указанной категории граждан на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем не может осуществляться в соответствии с положениями названного Указа Президента Российской Федерации.
Приведенная позиция изложена в Обзоре Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2012 г.
На иные основания возникновения у Баглюк А.Т. права на предоставление по договору социального найма благоустроенного жилого помещения истица не ссылается, доказательств наличия у нее права на получение вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения суду не представлено. На день рассмотрения настоящего дела Баглюк А.Т. не находится на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Баглюк А.Т. не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать в удовлетворении исковых требований Баглюк А.Т. к МУ «Управление ЖКХ, транспорта и связи Администрации г. Донецка» об обязании предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Донецкий городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ...
Председательствующий: