ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 мая 2022 года г. Братск
Братский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Куклина Ф.С., при секретаре Неграшевой Л.Н., с участием старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-531/2022 по иску прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Ремизову Алексею Юрьевичу, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Служба по охране животного мира Иркутской области, о возмещении ущерба, причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате незаконной рубки лесных насаждений,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований прокурор Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга указал, что прокуратурой района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды и объектов животного мира проанализирована судебная практика о привлечении к уголовной ответственности граждан, совершивших в 2021 году - истекшем периоде 2022 года на территории района, незаконные рубки лесных насаждений. 10.02.2022 Братским районным судом Иркутской области вынесен обвинительный приговор в отношении Ремизова А.Ю., действия которого квалифицированы по п. «г» ч. 2 ст. 260 УК РФ - как незаконная рубка лесных насаждений, совершенная в крупном размере. Преступление совершено при обстоятельствах, изложенных в приговоре суда. При этом судом установлено, что действия, связанные с незаконной рубкой лесных насаждений, совершены Ремизовым А.Ю. 11.10.2021 на лесном участке, расположенном в выделе № 6 квартала № 65 Технического участка № 5 Тарминского участкового лесничества Братского лесничества.
По требованию прокуратуры Братского района Службой по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области выполнен расчет ущерба (вреда), причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания Ремизовым А.Ю. в результате незаконной рубки лесных насаждений, совершенной 11.10.2021 на лесном участке, расположенном в выделе № 6 квартала № 65 Технического участка № 5 Тарминского участкового лесничества Братского лесничества. Числовые и видовые показатели плотности населения объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на территории охотничьих угодий Братского района, используемые в расчете, применены на основании отчета министерства лесного комплекса Иркутской области по проведению зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных в Братском районе Иркутской области в 2021 году. Данные, отраженные в отчете, являются официальной информацией о видовом составе и плотности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на территории охотничьих угодий Братского района Иркутской области. При выполнении расчета применены средние показатели плотности населения охотничьих ресурсов, отнесенных к объектам охоты по Братскому району Иркутской области за 2021 год. При рубках леса среда обитания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты (охотничьи ресурсы), со временем восстанавливается. Дикие животные, покинувшие данные участки вследствие антропогенного воздействия на них, постепенно возвращаются в привычные места обитания. Таким образом, период воздействия (лаг времени) для зоны необратимой трансформации (прямого воздействия) принят равным периоду восстановления хвойных молодняков - 25 лет. Период воздействия в зонах косвенного воздействия (сильного, среднего и слабого) принят равным времени, в течение которого осуществлялось непосредственное воздействие фактора беспокойства - работы бензопил, автотранспорта и другой техники в целях спиливания деревьев и их трелевки до места складирования и вывозки. Продолжительность негативного воздействия фактора беспокойства - период рубки (лаг времени) на объекты животного мира (охотничьи ресурсы) составляет 1 день (0,05 года). В соответствии с Методикой, для каждой зоны воздействия вводится соответствующий пересчетный коэффициент, в том числе: 0,75 - пересчетный коэффициент для зоны сильного воздействия; 0,5 - пересчетный коэффициент для зоны среднего воздействия; 0,25 - пересчетный коэффициент для зоны слабого воздействия. Для зоны необратимого воздействия пересчетный коэффициент будет равен 1. Расчет выполнен по всем четырем зонам воздействия. Площадь зоны необратимого воздействия (полностью уничтоженной среды обитания охотничьих ресурсов) принята равной площади вырубленных лесных насаждений - 0,2 га. Площадь зон косвенного воздействия (сильного, среднего, слабого), где вред охотничьим ресурсам наносится посредством воздействия на них фактора беспокойства (работа механизмов, бензопил и т.п.) определена по формуле (площадь круга) S=?*R2, где S - площадь круга; ?-3,14; R2-квадрат радиуса зоны воздействия. С учетом особенностей воздействия на охотничьи ресурсы (выборочная рубка лесных насаждений) общий радиус зон косвенного воздействия принят равным 1,0 км (от центра воздействия), т.е. по 0,333 км для каждой из 3-х зон косвенного воздействия. Применяя вышеуказанные значения в расчетную формулу, получаем данные о площадях зон косвенного воздействия, которые будут равны: для зоны сильного воздействия - 34,319 га; для зоны среднего воздействия - 104,46 га; для зоны слабого воздействия - 174,10 га.
Общий размер ущерба (вреда), причиненный Ремизовым А.Ю. объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания вследствие незаконной рубки лесных насаждений на участке лесного фонда в Братском районе Иркутской области (выдел № 6, квартал № 65, Технического участка № 5 Тарминского участкового лесничества Братского лесничества) составляет 72 245,34 руб. Ремизов А.Ю. по вопросу компенсации причиненного ущерба (вреда) объектам животного мира (охотничьим ресурсам) самостоятельно в территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству не обращался, что дает право прокурору в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц для обращения с исковыми требованиями в судебном порядке. Несоблюдение требований законодательства приводит к нарушению интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, которые заключаются в неисполнении требований о соблюдении всеми без исключения Конституции РФ и законов, действующих на ее территории, что предусмотрено ст. ст. 4, 15, 42 Конституции РФ.
Просит суд взыскать с Ремизова А.Ю. в пользу муниципального образования «Братский район» в счет возмещения ущерба (вреда), причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате незаконной рубки лесных насаждений сумму в размере 72 245,34 руб., с зачислением денежных средств по следующим реквизитам: Банк получателя - Отделение Иркутск Банка России//УФК по Иркутской области г. Иркутск, БИК: 012520101, кор/счет: 40102810145370000026, счет банка получателя 03100643000000013400; в поле платежного поручения 16 «Получатель»: УФК по Иркутской области (Служба по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области л/с 04342J05930), в поле платежного поручения 61 «ИНН»: ИНН службы - 3808275989, в поле платежного поручения 103 «КПП»: КПП службы - 380801001, в поле платежного поручения 104 «КБК дохода»: КБК 815 1 16 11050 01 4801 140; в поле платежного поручения 105 «ОКТМО»: 25604000 - Братский район, в поле платежного поручения 24 «Назначение платежа»: Фамилия, имя, отчество плательщика, паспортные данные, место жительства, номер уголовного дела, дата судебного решения.
В судебном заседании старший помощник прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд исковые требования удовлетворить.
Ответчик - Ремизов А.Ю. в судебное заседание не явился, причины неявки суду не известны, судебное извещение направлено по адресу регистрации, который подтверждается сведениями из Отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Братское», конверт возвращен в адрес суда с отметкой «истек срок хранения».
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Служба по охране животного мира Иркутской области в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Суд, с учетом мнения старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, в порядке ст. 167 ГПК РФ, и не явившегося ответчика, в порядке заочного судопроизводства, предусмотренного ст. ст. 233-237 ГПК РФ.
Выслушав старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 58 42 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Согласно абз. 11 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
Согласно абз. 14 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды (абз. 14); ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (абз. 21).
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» охотничьи ресурсы - объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты.
В п. 15 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указано, что под охотничьими угодьями понимаются территории, в границах которых допускается осуществление деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
В силу п. п. 1 п. 1 ст. 34 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относится, в том числе утверждение схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляются территориальное охотустройство и внутрихозяйственное охотустройство.
Документом территориального охотустройства является схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации.
Указом Губернатора Иркутской области от 04.02.2019 № 22-уг утверждена Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Иркутской области, содержащая информацию об общедоступных и закрепленных охотничьих угодьях, в том числе на территории Братского района Иркутской области.
В судебном заседании установлено, что приговором Братского районного суда Иркутской области от 10.02.2022, вступившим в законную силу, Ремизов А.Ю. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 260 УК РФ, ему назначено наказание в виде обязательных работ на срок 80 часов на объектах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Приговором Братского районного суда Иркутской области от 10.02.2022, вступившим в законную силу, установлено, что 11.10.2021 у Ремизова А.Ю. возник преступный корыстный умысел, направленный на совершение незаконной рубки лесных насаждений - сырорастущих деревьев породы береза в лесном участке, вблизи д. Кумейка Братского района, Иркутской области, с целью извлечения материальной выгоды. 11.10.2021 в дневное время, Ремизов А.Ю. на тракторе МТЗ-80, государственный регистрационный знак 0210АК38, с прицепом 2 ПТС4, прибыл на лесной участок, расположенный на расстоянии 5 км от д. Кумейка Братского района Иркутской области, в котором самостоятельно определил место незаконной рубки деревьев в квартале № 65 выдел № 6 Технического участка № 5 Тарминского участкового лесничества Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству на территории Братского района Иркутской области, где произрастают деревья, по целевому назначению относящиеся к категории защитных лесов, будучи осведомленным о правилах лесозаготовительных работ, действуя умышленно, из корыстных побуждений, имеющейся при нем бензопилой «STIHL MS 180» выборочным способом незаконно спилил - сырорастущие деревья породы берёза в количестве 12 штук, диаметрами у пня от 32 см до 44 см, общим объемом 14,68 кубических метра, находящихся в федеральной собственности, по целевому назначению относящихся к категории защитных лесов. После чего, при помощи бензопилы, произвел откомлёвку, отпилил ветви и сучья и распилил стволы на чурки длинной около 50 см. В результате умышленных преступных действий Ремизова А.Ю. лесному фонду Российской Федерации причинен ущерб согласно расчетам, произведенным на основании Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», - ставка платы за 1 плотный куб. метр деловой древесины средней категории крупности породы берёза - 30,06 руб.; ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях находящихся в федеральной собственности, установленные в 2021 году, применяются с коэффициентом 2,72 согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 1318 «О применении в 2021-2023 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»; Постановлению Правительства РФ от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» (в ред. Постановления Правительства РФ № 2164 от 18.12.2020 «О внесении изменений в приложение № 4 к особенностям возмещения ущерба вреда, причинённого лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства») размер такс подлежит увеличению в 2 раза при определении размера вреда, причиненного в связи с нарушением лесного законодательства в защитных лесах, причинен ущерб на общую сумму 120 028 руб., из расчета (14,68 куб. м. х 30,06 руб./ куб. м х 2,72 х 50 х 2), что является крупным размером.
Согласно ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Таким образом, данные обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором суда, в силу ч. 4 ст. 61 ГПК РФ являются обязательными для суда при рассмотрении данного спора и не требуют доказывания в данном деле.
В соответствии со ст. 99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 100 ЛК РФ возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке. Размер возмещения имущественного вреда, причиненного лесным участкам и имущественным правам, возникающим при использовании лесов, определяется на основе оценки лесов, осуществляемой в соответствии со статьей 95 настоящего Кодекса. Размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно п. 1 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.
В силу ч. 1 ст. 56 Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Также в судебном заседании установлено, что Постановлением Правительства Иркутской области от 30.11.2021 № 908-пп утверждено Положение о Службе по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области, Служба по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере охраны и использования объектов животного мира, в том числе в сфере охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания в Иркутской области, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании п.п. 5 п. 9 Положения, Служба в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством осуществляет расчет размера ущерба (вреда), нанесенного (причиненного) объектам животного мира и среде их обитания, за исключением ущерба (вреда), нанесенного (причиненного) объектам животного мира и среде их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
Приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам» утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам.
Согласно п. 1 Методики, Методика предназначена для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Согласно п. п. «б» п.2 Методики, Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, в том числе вследствие нарушения или уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов, если в результате такого нарушения охотничьи ресурсы навсегда (или временно) покинули территорию обитания, что повлекло их гибель, сокращение численности на данной территории, снижение продуктивности их популяций, а также репродуктивной функции отдельных особей.
Согласно п.п. «б» п. 5 Методики, при расчете размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов учитываются: территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания; численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия, которая определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (в случае, если воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов оказано ранее, чем были предоставлены данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, используются данные государственного мониторинга на смежной территории со сходными ландшафтными и физико-географическим характеристиками); допустимый объем добычи каждого вида ресурсов; период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания.
Согласно п. 6 Методики, размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов в отношении одного вида охотничьих ресурсов на территории воздействия (суммарный вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной и иной деятельности на территории воздействия) исчисляется как сумма вреда одному виду охотничьих ресурсов по каждой территории воздействия (территория необратимой трансформации, территория сильного воздействия, территория среднего воздействия и территория слабого воздействия).
В судебном заседании установлено, что Службой по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области произведен расчет ущерба (вреда) объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания, причиненного в результате незаконной вырубки лесных насаждений Ремизовым А.Ю. на участке лесного фонда в Братском районе Иркутской области (выдел № 6, квартал № 65, Технического участка № 5, Тарминского участкового лесничества, Братского лесничества).
Согласно данному расчету общий размер ущерба (вреда), причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате незаконной вырубки лесных насаждений Ремизовым А.Ю. на территории Братского района Иркутской области в 2021 году на участке лесного фонда в Братском районе Иркутской области (выдел № 6, квартал № 65, Технического участка № 5 Тарминского участкового лесничества Братского лесничества) составляет 72 245,34 руб.
Суд принимает расчет ущерба (вреда) объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания, причиненного в результате незаконной вырубки лесных насаждений Ремизовым А.Ю., представленный истцом, поскольку данный расчет произведен в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948, при этом суд учитывает, что ответчиком не оспорены наличие и размер ущерба (вреда) объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания, причиненного в результате незаконной вырубки лесных насаждений, доказательств, подтверждающих уплату указанного ущерба либо его части, суду не представлено.
В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии с п. п. 2 ст. 1 ЛК РФ к одним из основных принципов лесного законодательства относятся: сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечение охранены и защиты лесов и использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде.
В силу ч. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с земельным законодательством и лесным законодательством, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 42 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» плата за пользование охотничьими ресурсами устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу п. 1 ст. 333.1 НК РФ плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов, признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории Российской Федерации.
Таким образом, ответчик своими незаконными действиями, выразившимися в незаконной рубке лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов), в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на участке охотничьих угодий, нарушил интересы Российской Федерации как собственника лесных участков пользоваться, владеть и распоряжаться лесными участками и лесными насаждениями; интересы Российской Федерации и Иркутской области, поскольку в результате уничтожения ответчиком среды обитания охотничьих ресурсов в федеральный и областной бюджеты не поступили и не поступят средства от использования животного мира.
Кроме того, в результате незаконных действий ответчика была уничтожена среда обитания животных и других организмов, чем нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц (граждан), осуществляющих охоту в данном охотничьем угодье согласно нормам действующего законодательства, на защиту окружающей среды от негативного воздействия.
В судебном заседании установлено, что до настоящего времени ущерб (вред), причиненный объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания, в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов Ремизовым А.Ю. не возмещен.
Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что поскольку в результате незаконных действий Ремизова А.Ю., выразившихся в причинении ущерба (вреда) объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов, в результате незаконной рубки лесных насаждений Российской Федерации причинен ущерб в размере 72 245,34 руб., то исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга о взыскании с Ремизова А.Ю. в счет возмещения ущерба (вреда), причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате незаконной рубки лесных насаждений, суммы в размере 72 245,34 руб., законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Согласно п. 22 ст. 46 БК РФ Платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов, если иное не установлено настоящим пунктом.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга о взыскании с Ремизова А.Ю. в счет возмещения ущерба (вреда), причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате незаконной рубки лесных насаждений, суммы в размере 72 245,34 руб. в пользу муниципального образования «Братский район» с зачислением денежных средств по следующим реквизитам: Банк получателя - Отделение Иркутск Банка России//УФК по Иркутской области г. Иркутск, БИК: 012520101, кор/счет: 40102810145370000026, счет банка получателя 03100643000000013400; в поле платежного поручения 16 «Получатель»: УФК по Иркутской области (Служба по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области л/с 04342J05930), в поле платежного поручения 61 «ИНН»: ИНН службы - 3808275989, в поле платежного поручения 103 «КПП»: КПП службы - 380801001, в поле платежного поручения 104 «КБК дохода»: КБК 815 1 16 11050 01 4801 140; в поле платежного поручения 105 «ОКТМО»: 25604000 - Братский район, в поле платежного поручения 24 «Назначение платежа»: Фамилия, имя, отчество плательщика, паспортные данные, место жительства, номер уголовного дела, дата судебного решения, подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. п. 1 п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, госпошлина при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей; при подаче искового заявления неимущественного характера для физических лиц - 300 руб.
Таким образом, государственная пошлина в размере 2 367 руб. подлежит взысканию с Ремизова А.Ю. в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворить.
Взыскать с Ремизова Алексея Юрьевича, **.**.**** года рождения, уроженца ... Иркутской области, в счет возмещения ущерба (вреда), причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате незаконной рубки лесных насаждений, суммы в размере 72 245,34 руб. в пользу муниципального образования «Братский район» с зачислением денежных средств по следующим реквизитам: Банк получателя - Отделение Иркутск Банка России//УФК по Иркутской области г. Иркутск, БИК: 012520101, кор/счет: 40102810145370000026, счет банка получателя 03100643000000013400; в поле платежного поручения 16 «Получатель»: УФК по Иркутской области (Служба по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области л/с 04342J05930), в поле платежного поручения 61 «ИНН»: ИНН службы - 3808275989, в поле платежного поручения 103 «КПП»: КПП службы - 380801001, в поле платежного поручения 104 «КБК дохода»: КБК 815 1 16 11050 01 4801 140; в поле платежного поручения 105 «ОКТМО»: 25604000 - ..., в поле платежного поручения 24 «Назначение платежа»: Фамилия, имя, отчество плательщика, паспортные данные, место жительства, номер уголовного дела, дата судебного решения.
Взыскать с Ремизова Алексея Юрьевича, **.**.**** года рождения, уроженца ... Иркутской области, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 367 руб.
Разъяснить ответчику, что он вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Ф.С. Куклин
Мотивированное решение изготовлено 31.05.2022.