Решение по делу № 33-426/2023 (33-6080/2022;) от 20.12.2022

Судья Паршукова Н.В.                                      УИД 39RS0001-01-2022-002315-79

                                                                                                        дело №2-3434/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 33-426/2023

31 января 2023 года                                                                             г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего судьи                       Чашиной Е.В.

судей                                                                  Королевой Н.С., Яковлева Н.А.

при секретаре                                                    Юдиной Т.К.

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Пыкиной Татьяны Владимировны на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 11 октября 2022 г. по исковому заявлению Пыкиной Татьяны Владимировны к Государственному казенному учреждению Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» о признании незаконным отказа в постановке на регистрационный учет в качестве безработной, возложении обязанности по постановке на регистрационном учете.

Заслушав доклад судьи Чашиной Е.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Пыкина Т.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области» о признании незаконным отказа в постановке на регистрационный учет в качестве безработной, возложении обязанности по постановке на регистрационный учет, указав в обоснование заявленных требований, что вступившим в законную силу решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 9 февраля 2022 г. были частично удовлетворены ее исковые требования к ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области», признан незаконным приказ ответчика от 6 сентября 2021 г. , которым она была снята с учета в качестве безработной с 4 августа 2021 г., на Центр возложена обязанность восстановить ее на регистрационном учете в качестве безработной с 4 августа 2021 г. и выплачивать пособие по безработице в течение установленного Законом РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» периода времени. При этом судом было установлено, что она фактически проживала в г. Калининграде, несмотря на факт отсутствия постоянной регистрации на территории Калининградской области. В марте 2022 г. она обратилась к ответчику с заявлением для регистрации в качестве безработного после увольнения из ООО «<данные изъяты>» 16 марта 2022 г. Однако приказом ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области» от 31 марта 2022 г. ей было отказано в признании безработной по причине отсутствия регистрации на территории Калининградской области. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в отказе в признании в качестве безработной на основании приказа ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области» от 31 марта 2022 г.                        и обязать ответчика признать ее безработной с 31 марта 2022 г.

    Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 11 октября 2022 г. заявленные исковые требования были оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец Пыкина Т.В. выражает несогласие с вынесенным решением, полагает, что на дату его вынесения место ее проживания на территории Калининградской области было подтверждено представленным в материалы дела договором безвозмездного пользования квартирой, заключенным с Кашубиной В.Е., который в силу предоставления оригинала документа, каких-либо сомнений в его подлинности вызвать не мог. Обращает внимание, что ранее Ленинградским районным судом г. Калининграда при рассмотрении аналогичного дела с участием тех же сторон она была снята с регистрационного учета по прежнему месту жительства, факт ее проживания в другом регионе в ходе судебного разбирательства установлен не был, а ее явка в судебное заседание свидетельствует о ее проживании в Калининградской области. Указывает, что суд не установил наличие иных препятствий для признания ее безработной, кроме отсутствия регистрации по месту жительства или месту пребывания, и не дал оценки соответствующим документам в материалах дела. Кроме того, в нарушение положений ч.2 ст. 56 ГПК РФ суд не установил обстоятельства, имеющие значение для дела, не распределил между сторонами бремя доказывания таких обстоятельств. Судом были также допущены нарушения норм процессуального права, которые выразились в превышении срока рассмотрения гражданского дела, который в общей сложности составил шесть месяцев.

От ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области» поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых ответчик просит решение оставить без изменения.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области» имеется ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя ответчика. С учетом положений ст.ст. 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 18 марта 2022 г. Пыкина Т.В. обратилась в ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области» с заявлением в электронной форме о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, указав в заявлении местом своего жительства: <адрес>; тип адреса – постоянная регистрация.

В порядке межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой цифровой платформы ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области» запрошены в МВД РФ сведения о регистрации Пыкиной Т.В. по месту жительства.

Согласно поступившему ответу от 21 марта 2022 г. сведения о регистрации Пыкиной Т.В. по месту жительства на территории Калининградской области отсутствуют.

При этом истцом 25 марта 2022 г. в адрес ответчика было подано заявление, в котором она просила принять ее на учет без постоянной регистрации на территории Калининградской области, поскольку таковой у нее не имеется; одновременно привела обстоятельства в подтверждение своего проживания на территории области.

Приказом ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области» от 31 марта 2022 г. Пыкиной Т.В. было отказано в признании ее безработной в связи с представлением гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным; в качестве примечания указано: нет информации о постоянной и временной регистрации гражданина.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Пыкина Т.В. на момент обращения в Центр занятости не имела постоянную регистрацию по месту жительства и регистрацию по месту пребывания по указанному ею адресу, иных доказательств, подтверждающих факт ее проживания на территории Калининградской области, не представлено.

Однако, приходя к таким выводам, суд первой инстанции неправильно истолковал приведенные в решении нормы закона и разъяснения по их применению, не учел, что установлению на основании представленных документов подлежит сам факт проживания гражданина на территории определенного субъекта Российской Федерации, а не факт наличия у него постоянной или временной регистрации по месту жительства в этом субъекте РФ.

Так, согласно ч.3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 данного Закона РФ, в частности, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, либо документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2003 г. №105-О, введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы. Напротив, оно обусловлено необходимостью создать наиболее благоприятные условия для поиска территориальными органами службы занятости подходящей гражданину работы в пределах именно той местности, где он проживает. Вместе с тем, учитывая, что реализация указанного права предполагает получение соответствующего материального пособия, законодатель вправе предусматривать в федеральном законе как порядок и условия приобретения статуса безработного, так и определенные организационно-учетные правила, с одной стороны, способствующие беспрепятственной реализации каждым права на защиту от безработицы, включая право на получение предусмотренного в этом случае пособия, а с другой стороны - исключающие возможность злоупотребления данным правом, в частности путем его реализации не только по месту жительства. При этом из статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации не вытекает возможность выбора гражданином по своему усмотрению любых способов и процедур реализации права на защиту от безработицы. Напротив, соответствующая конституционная норма предполагает право и обязанность государства установить на законодательном уровне механизм и условия реализации данного права.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2021 г. №1909 утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, согласно пункту 6 которого регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане:

- указавшие в заявлении, что не претендуют на признание себя безработными, - независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации;

- указавшие в заявлении, что претендуют на признание себя безработными, - по месту жительства.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 6 октября 2015 г. №24-П, само по себе законодательное закрепление перечня документов, при представлении которых гражданин, зарегистрированный в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, должен быть признан безработным, не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя, поскольку является элементом правового механизма социальной защиты от безработицы и в силу этого не может рассматриваться ни как нарушение права граждан на защиту от безработицы, закрепленного ст. 37 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, ни как умаление государственных гарантий его реализации. Вместе с тем, формируя такой перечень, федеральный законодатель должен принимать во внимание целевое назначение включаемых в него документов и исходить из того, что их истребование от граждан может быть оправдано исключительно необходимостью надлежащего осуществления органами службы занятости возложенных на них функций по предоставлению безработным гражданам мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации их права на защиту от безработицы (абзац второй п. 3 названного постановления Конституционного Суда Российской Федерации).

В силу ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно ч.1 и ч.2 ст. 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. №5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

В соответствии с ч.2 ст. 3 этого же Закона РФ граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Абзацем восьмым ст. 2 названного Закона РФ определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. №4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Из содержания ст. 20 ГК РФ, ст.ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. №5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (пункт 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, №4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 г.).

По смыслу приведенных нормативных положений закона в их системной взаимосвязи, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация не совпадает с понятием "место жительства", является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания. Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Из вышеуказанных норм и разъяснений следует, что регистрация граждан в качестве безработных является федеральной мерой социальной поддержки, предоставляется гражданам Российской Федерации, не является мерой социальной поддержки, установленной только на территории определенного субъекта (в данном случае Калининградской области).

При обращении в центр занятости Пыкина Т.В. указала адрес своего места жительства в Калининградской области; при этом из сообщенных ею сведений о последнем месте работы также следовало, что она осуществлялась на территории Калининградской области. Более того, 25 марта 2022 г. ею самой было подано заявление в Центр занятости, в котором она указала на отсутствие постоянной регистрации по месту жительства в Калининградской области, а также на то, что и временная регистрация по месту пребывания у нее закончилась, поскольку собственник жилого помещения не оформил ей такую регистрацию на новый срок, также ссылалась на наличие судебного решения от 9 февраля 2022 г., которым подтвержден факт ее проживания в Калининградской области.

При этом в материалы дела было представлено вступившее в законную силу решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 9 февраля 2022 г. по спору между этими же сторонами, в котором оспаривался факт снятия Пыкиной Т.В. с учета в качестве безработной с 4 августа 2021 г.; основанием для такого снятия послужило отсутствие постоянной регистрации истца по месту жительства в Калининградской области; данное решение ответчика было признано незаконным, при этом в ходе рассмотрения дела суд установил обстоятельства, свидетельствующие о проживании Пыкиной Т.В. на территории Калининградской области, исходя из представленного договора найма жилого помещения от 18 марта 2020 г. по адресу: <адрес>; документов о транспортировке груза (личных вещей) из г. Санкт-Петербурга в г. Калининград; свидетельств о регистрации по месту пребывания по адресу: <адрес> (первое свидетельство сроком до 11 марта 2021 г., второе сроком до 20 февраля 2022 г.); расписок, подтверждающих передачу денежных средств за наем жилого помещения в период с марта 2020 г. по декабрь 2021 г.

Из полученного на запрос суда ответа адресного бюро следовало, что Пыкина Т.В. имела временную регистрацию по месту пребывания на территории Калининградской области с 21.08.2021 по 20.02.2022.

Истец 21 февраля 2022 г. была документирована паспортом гражданина РФ, паспорт ей был выдан УМВД России по Калининградской области. Данные этого паспорта Пыкина Т.В. указала в своем заявлении, поданном ответчику 18 марта 2022 г.

В этом же заявлении истец указала последнее место работы ООО «<данные изъяты>», расположенного в пос. Васильково Гурьевского района Калининградской области, а также дату увольнения – 16 марта 2022 г.

Также истцом были представлены данные пенсионного органа о местах ее работы от 7 февраля 2022 г., согласно которым до трудоустройства в ООО «<данные изъяты>» местом ее работы с мая по июль 2021 г. являлось ООО «<данные изъяты>», также располагающееся в Калининградской области

1 апреля Пыкиной Т.В. было подано заявление в ОВМ ОП по Полесскому району МО МВД России «Гвардейский» о регистрации по месту пребывания, а 25 апреля 2022 г. – заявление в Полесский районный суд Калининградской области об установлении юридического факта проживания на территории Калининградской области с 5 сентября 2019 г. по настоящее время (было оставлено судом без рассмотрения в связи с наличием спора о праве).

Также истцом был представлен договор безвозмездного пользования квартирой, заключенный 16 марта 2022 г. между Пыкиной Т.В. и ФИО1 согласно которому последняя предоставила истцу во временное пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о проживании Пыкиной Т.В. на территории Калининградской области, в том числе на дату ее обращения к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве безработной.

При этом в материалах дела отсутствуют какие-либо данные, указывающие на проживание Пыкиной Т.В. в ином субъекте Российской Федерации, равно как и о злоупотреблении ею правом при обращении в Центр занятости населения в Калининградской области.

Таким образом, требование ответчика о наличии только постоянной регистрации по месту жительства в Калининградской области для регистрации гражданина в качестве безработного является необоснованным. Оспариваемое решение лишило истца возможности реализовать свои конституционные права на труд и социальную защиту от безработицы, гарантированные государством, поскольку в указанный период регистрация по какому-либо иному адресу места жительства или места пребывания на территории иного субъекта Российской Федерации у нее отсутствовала, доказательств того, что в юридически значимый период истец проживала в ином регионе, в материалах дела не имеется, в связи с чем, исковые требования Пыкиной Т.В. являются правомерными, подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 11 октября 2022 г. отменить, вынести по делу новое решение, которым исковые требования Пыкиной Татьяны Владимировны удовлетворить.

Признать незаконным приказ Государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» от 31 марта 2022 г. об отказе в признании Пыкиной Татьяны Владимировны безработной.

Обязать Государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» зарегистрировать Пыкину Татьяну Владимировну в качестве безработной на основании ее заявления от 18 марта 2022 г.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 7 февраля 2023 г.

Председательствующий:

Судьи:

33-426/2023 (33-6080/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Пыкина Татьяна Владимировна
Ответчики
ГКУ Калининградской области "Центр занятости населения Калининградской области"
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Чашина Елена Васильевна
Дело на странице суда
oblsud.kln.sudrf.ru
22.12.2022Передача дела судье
25.01.2023Судебное заседание
31.01.2023Судебное заседание
09.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.02.2023Передано в экспедицию
31.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее