УИД №61RS0057-01-2021-002160-17
№2-987/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ростовская область
р.п.Усть-Донецкий 25 октября 2021 года
Усть-Донецкий районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Хачатуряна В.Г.,
с участием старшего помощника прокурора Усть-Донецкого района Ростовской области – Соломенцева М.Ю.,
при секретаре – Ермаковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Усть-Донецкого района Ростовской области в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ООО «Аквадобыча» об обязании утвердить зоны санитарной охраны на скважину <номер скрыт> и 3/10907,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Донецкого района Ростовской области в интересах РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Аквадобыча» об обязании утвердить зоны санитарной охраны на скважину <номер скрыт> и 3/10907, обосновывая свои требования тем, что во исполнение поручения прокуратуры Ростовской области от 14.04.2021 года <номер скрыт> прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере недропользования, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности ООО «Аквадобыча». Установлено, что ответчик использует подземный водный объект для целей производства пищевой продукции на основании лицензии РСТ <номер скрыт> ВЭ. Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер скрыт> введены в действие санитарные правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02». Согласно п.1.3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с п.1.4, 1.6 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка её проекта. В силу п.1.11 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. Согласно п.1.13 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. На основании изложенного прокурор просит суд обязать ответчика в течении 8 месяцев с момента вступления решения в законную силу утвердить зоны санитарной охраны на скважины <номер скрыт> и 3/10907, расположенные по адресу: 2 км. к северо-западу от <адрес>.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> соломенцев М.Ю. заявленные исковые требования поддержал и просил удовлетворить, ссылаясь на обстоятельства, указанные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «Аквадобыча» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере недропользования, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности ООО «Аквадобыча».
По результатам проведенной прокуратурой района проверки выявлены нарушения в деятельности ООО «Аквадобыча». Установлено, что ответчик использует подземный водный объект для целей производства пищевой продукции на основании лицензии РСТ <номер скрыт> ВЭ, что подтверждается Лицензией на право пользования недрами серии РСТ <номер скрыт> ВЭ и Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
Преамбулой Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.
Согласно ст.34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
На основании ч.1, 2 ст.39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.Согласно ч.3 ст.9 Водного кодекса РФ - юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
В соответствии со ст.1.2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ <номер скрыт> «О недрах» - недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Согласно ст.43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с п.6 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
Статьёй 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер скрыт> введены в действие санитарные правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02». Согласно п.1.3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с п.1.4, 1.6 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка её проекта. В силу п.1.11 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. Согласно п.1.13 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В силу ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.
В нарушение ст.43 Водного кодекса РФ, ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 - ООО «Аквадобыча» используется незащищенный от загрязнения и засорения подземный водный объект, проект зон санитарной охраны которого не утвержден министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области.
Прокурором района вынесено представление об устранении нарушений в сфере недропользования от ДД.ММ.ГГГГ.
В материалах дела имеется ответ от ДД.ММ.ГГГГ, на вышеуказанное представление, согласно которому, ответчик принял меры по устранению нарушения, выразившегося в использовании незащищённых от загрязнения и засорения подземного водного объекта, проект зон санитарной охраны которого не утверждён надлежащим образом.
В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Прокурора Усть-Донецкого района Ростовской области в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ООО «Аквадобыча» об обязании утвердить зоны санитарной охраны на скважину <номер скрыт> и 3/10907 - законны, обоснованны, в связи с чем подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ - издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Усть-Донецкого района Ростовской области в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ООО «Аквадобыча» об обязании утвердить зоны санитарной охраны на скважину <номер скрыт> и 3/10907 – удовлетворить.
Обязать ООО «Аквадобыча» в течении 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу утвердить зоны санитарной охраны на скважину <номер скрыт> и 3/10907, расположенные по адресу: 2 км. к северо-западу от <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Усть-Донецкий районный суд Ростовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 29 октября 2021 года.
Судья В.Г. Хачатурян