Судья Эминов О.Н. Дело № 33-840/2020
№ 2-2261/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Ег. Элиста 08 декабря 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Басангова Н.А.,
судей Антакановой Е.В. и Коченковой Л.Д.
при секретаре Манджиевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сареева С<…> М<…> к администрации г. Элисты о признании незаконным отказа в направлении учетного дела на рассмотрение межведомственной комиссии по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жилым помещением по апелляционной жалобе истца на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13 октября 2020 г.
Заслушав доклад председательствующего об обстоятельствах дела, объяснения представителя ответчика Ожередова В.С., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Сареев С.М. обратился в суд с иском к администрации г. Элисты о признании незаконным отказа в направлении учетного дела на рассмотрение межведомственной комиссии по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жилым помещением.
В обоснование требований указал, что с декабря 2002 г. он временно проживал в качестве члена семьи нанимателя на условиях договора социального найма в общежитии, принадлежащем администрации г. Элисты. Постановлением администрации г. Элисты № <…> от 25 мая 2018 г. общежитие признано аварийным и подлежащим сносу в результате произошедшего пожара. Орган местного самоуправления не предоставил ему другое жилое помещение. С 2004 г. он является инвалидом по общему заболеванию. При обращении 21 июля 2020 г. в жилищную комиссию при администрации г. Элисты с заявлением о направлении его учетного дела на рассмотрение межведомственной комиссии для включения его в сводный список инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов по Республике Калмыкия и решения вопроса о выделении ему денежной субсидии на приобретение необходимого ему жилья, он получил отказ по тем основаниям, что вопрос о предоставлении ему субсидии для приобретения жилого помещения будет рассматриваться в порядке его очередности.
Просил признать незаконным решение администрации г. Элиста от 10 августа 2020 г. за № <…> об отказе в направлении его учетного дела на рассмотрение межведомственной комиссии по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, для включения его в сводный список инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов по Республике Калмыкия, имеющих право на предоставление социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета; возложить обязанность на администрацию г. Элисты РК направить его учетное дело на рассмотрение межведомственной комиссии по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, для включения его в сводный список инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по Республике Калмыкия, имеющих право на предоставление социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании истец Сареев С.М. поддержал исковые требования.
Представитель администрации г. Элисты Ожередов В.С. возражал против удовлетворения иска.
Представитель Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, надлежащим образом извещенный о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13 октября 2020 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении иска. Полагает, что суд пришел к неправильному выводу об отсутствии нарушения прав истца на жилье, поскольку он состоит в льготной очереди как <…> по общему заболеванию с 15 ноября 2004 г. Признавая право истца на получение мер социальной поддержки в виде субсидии, суд неверно указал о включении истца в сводный список инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов по Республике Калмыкия. Между тем Сареев С.М. с 2004 г. состоит на городском учете в списке <…> как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Суд не принял во внимание и уклонился от выяснения вопроса о предмете исковых требований, касающихся признания незаконным отказа ответчика в направлении учетного дела на рассмотрение межведомственной комиссии для включения истца в сводный список инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов по Республике Калмыкия для решения вопроса о выделении либо отказе в выделении субсидии.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лица, участвующего в деле, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия приходит к следующему.
В статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ установлено, что, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 г., осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Согласно положениям статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 г.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсации, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций субъектов РФ по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади 18 кв. метров и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Во исполнение указанных положений Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. № 614 были утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Данные Правила определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспеченностью жильем ветеранов и инвалидов вставших на учет до 01 января 2005 г.
В силу пункта 3 Правил субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 Правил, согласно заявке, предоставляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26 мая 2006 г. № 190 в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. № 614 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - Порядок).
В силу подпункта «б» пункта 3 Порядка право на обеспечение жильем за счет средств, полученных из федерального бюджета в виде субвенций, имеют вставшие на учет до 01 января 2005 г. инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что основанием для получения субсидии гражданами, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий является: а) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; б) обеспеченность жильем льготополучателя ниже 18 кв. м; в) проживание в жилом помещении, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; г) проживание в общежитии или в служебном жилом помещении при отсутствии другого жилья для постоянного проживания; д) проживание на условиях поднайма (найма у собственника) при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.
В соответствии с пунктом 7 Порядка формирование списков граждан-получателей субсидий осуществляется органами местного самоуправления районных муниципальных образований и г. Элиста, в которых эти граждане встали до 1 января 2005 г. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - органы местного самоуправления). Списки формируются в той хронологической последовательности, в какой граждане - получатели субсидий были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Органы местного самоуправления ежегодно уточняют указанные списки, заверенные в установленном порядке, и представляют их в Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Калмыкия до 1 декабря. Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Калмыкия на основании Списков, представленных органами местного самоуправления, формирует сводные списки по Республике Калмыкия.
Сводные списки формируются в той же хронологической последовательности, в какой граждане - получатели субсидий были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводных списках в алфавитном порядке. Распределение годового объема средств федерального бюджета, предусмотренных на предоставление субвенций, между гражданами в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» осуществляется по дате постановки на учет граждан, указанных в сводных списках.
Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Калмыкия определяет количество граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в планируемом году, в соответствии со сводными списками по дате постановки на учет, и представляет на утверждение в Комиссию.
Как следует из материалов дела, Сареев С.М. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с 15 ноября 2004 г. под № <…>, в списке инвалидов, имеющих право на предоставление социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, под № <…>.
Преимущественного права по отношению к другим первоочередникам, принятым на учет и включенным в соответствующий список ранее, он не имеет.
Согласно справке<…> от 29 декабря 2004 г. Сареев С.М. признан инвалидом <…> группы по общему заболеванию; с 19 января 2011 г. <…> установлена бессрочно.
Определением судебной коллегии на основании абзаца 2 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приняты в качестве дополнительных доказательств и приобщены к материалам дела копии: письма администрации г. Элисты от 3 декабря 2019 г. № <…>, списка инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на предоставление субсидии (стр. 20), сводного списка инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на предоставление социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вставших на учет до 1 января 2015 г.
В соответствии с письмом администрации г. Элисты от 3 декабря 2019 г. № <…> в адрес Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия администрацией г. Элисты направлен список инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на предоставление социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вставших на учет до 1 января 2015 г. (в котором под № <…> значится Сареев С.М.), для формирования сводного списка граждан вышеназванной категории на 2020 год.
По состоянию на 01 января 2020 г. в сводном списке инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на предоставление социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, Сареев Сергей Мутлович, 1974 года рождения, состоит под № <…> с датой постановки на учет 15 ноября 2004 г.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что Сареев С.М. с 15 ноября 2004 г. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в мэрии (администрации) г. Элисты и включен в сводный список инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на предоставление социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит правовых оснований для возложения на ответчика обязанности направить учетное дело Сареева С.М. на рассмотрение межведомственной комиссии по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жилым помещением для включения его в сводный список инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на предоставление социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
о п р е д е л и л а :
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13 октября 2020 г. оставить без изменения.
Председательствующий Н.А. Басангов
Судьи Е.В. Антаканова
Л.Д. Коченкова