Решение по делу № 2а-1493/2021 от 20.08.2021

Дело № 2А-1493/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 октября 2021 года                                               г. Елизово Камчатского края

Елизовский районный суд Камчатского края в составе:

    Председательствующего судьи    Кошелева П.В.,

    при секретаре    Минеевой Н.В.,

    с участием административного истца    Кузьменко М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кузьменко Михаила Вячеславовича к Администрации Паратунского сельского поселения о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

установил:

Кузьменко М.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Паратунского сельского поселения о признании незаконным и отмене решения № 799 от 24 мая 2021 года об отказе в принятии Кузьменко М.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложении на Администрацию Паратунского сельского поселения обязанности принять Кузьменко М.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В обоснование административного иска административный истец указал, что с 09 октября 1998 года по настоящее время он зарегистрирован и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение расположено в жилом доме, который на основании постановления Администрации Паратунского сельского поселения от 30 декабря 2011 года № 333 признан аварийным и подлежащим сносу. Жилой дом № 17 по ул. Санаторная в с. Паратунка Елизовского района Камчатского края включен в муниципальную программу "Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Паратунском сельском поселении на 2014-2017 годы".

27 апреля 2021 года Кузьменко М.В. в соответствии со ст.ст. 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) обратился к административному ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Иных жилых помещений для проживания у административного истца не имеется (л.д. 19). В этом заявлении Кузьменко М.В. просил рассмотреть вопрос о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, поскольку жилое помещение, расположенное в доме, в котором он проживает, признано аварийным.

Административный истец является законным представителем – отцом несовершеннолетней Кузьменко А.М., родившейся ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21).

Решением № 799 от 24 мая 2021 года административный ответчик отказал Кузьменко М.В. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, приведя в обоснование отказа решения судов апелляционной и кассационной инстанции по ранее рассмотренным гражданским делам с участием Кузьменко М.В., которыми установлено, что действующим законодательством возможность самостоятельного обеспечения членов семьи собственника жилого помещения, признанного в установленном законом порядке аварийным, подлежащим сносу и подлежащим включению в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, отказавшимся от приватизации и получившим бессрочное право пользования на условиях договора социального найма, не предусмотрена.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, поскольку полагает, что оспариваемым решением нарушены его жилищные права.

Административный истец Кузьменко М.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Администрации Паратунского сельского поселения Царьков Д.А. в судебном заседании участия не принимал, извещен, ранее в судебных заседаниях по настоящему административному делу против удовлетворения требований Кузьменко М.В. возражал.

Заинтересованное лицо Кузьменко Л.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

В соответствии с ч. 2 ст. 289 Кодекса Российской Федерации об административном судопроизводстве (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы настоящего административного дела, материалы гражданских дел № 2-76/2019, № 2-537/2019, № 2-1114/2019, материалы надзорного производства, выслушав административного истца, исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им, в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Права всех собственников защищаются равным образом.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12), в том числе в решении вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (статья 130, часть 1); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (статья 132, часть 1).

Конкретизируя на основе Конституции Российской Федерации принцип самостоятельности местного самоуправления и его компетенцию, Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) такие вопросы местного значения, как содержание и использование муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, относит к ведению муниципальных образований (подпункты 5 и 10 пункта 2 статьи 6).

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Из анализа указанных норм следует, что вопрос обеспечения жилыми помещениями на условиях социального найма граждан, проживающих на территории сельских поселений, находится в компетенции сельского поселения.

Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с порядком, определенным названным Положением, признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием для расторжения договоров найма и аренды жилых помещений в соответствии с законодательством.

Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп, а наниматель - на предоставление другого жилого помещения.

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством (часть 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ).

Статья 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что действие положений части 4 статьи 31 ЖК РФ не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.

Из пункта 2 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) следует, что переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации 04 июля 1991 года № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в редакции на 15 мая 2002 года граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласие лица, которое совместно проживает с собственником жилого помещения, является обязательным условием для приватизации. При этом следует учитывать, что, дав согласие на приватизацию жилого помещения, лицо исходило из того, что право пользования данным жилым помещением для него будет носить бессрочный характер, следовательно, его права должны быть учтены при переходе права собственности на жилое помещение другому лицу, поскольку иное толкование нарушало бы положения статьи 40 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен своего жилища.

В соответствии с пунктом 1 статьи 558 ГК РФ перечень лиц, сохраняющих в соответствии с законом право пользования жилым помещением после его приобретения покупателем, с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением является существенным условием договора продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, в которых эти лица проживают.

Из данной нормы следует, что при отчуждении жилого помещения в договоре должно быть указано право лица, которое в нем проживает, на пользование данным жилым помещением, в ином случае договор не может быть заключен, поскольку не достигнуто соглашение по всем существенным условиям. Следовательно, если бывший член семьи собственника на момент приватизации имел равные права с лицом, которое впоследствии приобрело в собственность данное жилое помещение, но отказался от приватизации, дав согласие на приватизацию иному лицу, то при переходе права собственности на жилое помещение к другому лицу он не может быть выселен из этого жилого помещения, поскольку имеет право пользования данным жилым помещением. При этом необходимо исходить из того, что право пользования носит бессрочный характер.

Из смысла вышеуказанных положений законодательства Российской Федерации с учетом статьи 7 ЖК РФ следует, что признать лицо, отказавшееся от участия в приватизации жилого помещения, изъятого у его собственника за выкуп для муниципальных нужд в связи с его нахождением в доме, признанным аварийным и подлежащими сносу, утратившим право пользования таким жилым помещение с последующим выселением без предоставления другого жилого помещения или иного обеспечения его жилищных прав невозможно.

В судебном заседании установлено, что жилое помещение (квартира) <адрес> <адрес> народных депутатов от 22 января 1992 года № 27 на условиях социального найма по ордеру от 29 января 1992 года № 2 отцу ответчика Кузьменко В.Г. на состав семьи из пяти человек, в том числе и на самого ответчика (л.д. 109-110, 111-112, 103 дела № 2-76/2019).

В соответствии с договором о передаче жилого помещения в собственность гражданина от 15 мая 2002 года указанная квартира в порядке приватизации была передана с согласия всех лиц, проживающих в ней на условиях социального найма и отказавшихся от участия в приватизации, в том числе и ответчика Кузьменко М.В., в единоличную собственность его матери Кузьменко Л.В. (л.д. 7, 8, 102, 104, 105, 106, 107, 108, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119 дела № 2-76/2019).

На основании Государственной программы Камчатского края "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края", утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 22.11.2013 № 520-П, 16 июня 2016 года Администрация Паратунского сельского поселения на основании муниципальной целевой программы "Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Паратунском сельском поселении на 2014-2017 годы", утвержденной постановлением Администрации от 06 марта 2014 года, в связи с признанием постановлением Администрации от 30 декабря 2011 года № 332 многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу, заключила с Кузьменко Л.В. соглашение № 10 о выкупе ее квартиры <адрес> в вышеуказанном доме, по условиям которого Кузьменко Л.В. обязалась продать вышеуказанное жилое помещение, а Администрация от имени Паратунского сельского поселения обязалась его выкупить в муниципальную собственность за 4 079 600 рублей, оплаченных Кузьменко Л.В. до подписания указанного договора в безналичной форме путем перечисления денежных средств на ее счет (л.д. 9-13, 120, 121-129, 130-134 дела № 2-76/2019).

30 июня 2016 года в связи с исполнением указанного соглашения его сторонами право собственности на квартиру <адрес> было зарегистрировано за Паратунским сельским поселением (л.д. 8, 14-15, 135-136, 137 дела № 2-76/2019).

Вместе с тем, в указанной квартире после перехода на нее права собственности к Паратунскому сельскому поселению остался зарегистрированным по месту жительства административный истец Кузьменко М.В., который на предложение истца отказывается сняться с регистрационного учета и прекратить свое право пользования спорной жилой площадью, до сентября 2018 года проживал в данном жилом помещении, вынужденно съехав из квартиры в связи с отключением дома от всех коммунальных слуг.

При этом административный истец Кузьменко М.В. наделен правом на постоянное бессрочное пользование квартирой <адрес>, который признан в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу.

    Решением Елизовского районного суда Камчатского края от 29 января 2019 года по гражданскому делу № 2-76/2019, оставленным без изменения апелляционным определение Камчатского краевого суда от 30 мая 2019 года, в удовлетворении исковых требований администрации Паратунского сельского поселения о признании Кузьменко М.В. утратившим право пользования вышеуказанным жилым помещением и его выселении из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения отказано (л.д.9-18 настоящего гражданского дела, л.д.210-213, 245-250 дела № 2-76/2019).

Обстоятельства, установленные настоящим судебным актом, являются преюдициальными для данного дела на основании ч.2 ст. 61 ГПК РФ.

Решением Елизовского районного суда Камчатского края от 02 августа 2019 года по делу № 2-1114/2019 отказано в удовлетворении исковых требований Администрации Паратунского сельского поселения к Кузьменко Лидии Вячеславовне о признании незаключенным соглашения № 10 от 16 июня 2016 года о выкупе жилого помещения, возложении обязанности (л.д.99-108 дела № 2-1114/2019).

Названное решение отменено апелляционным определением судебной коллегии Камчатского краевого суда от 21 ноября 2019 года с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований Администрации Паратунского сельского поселения, признании незаключенным соглашения № 10 о выкупе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, подписанного 16 июня 2016 года между Кузьменко Лидией Вячеславовной и администрацией Паратунского сельского поселения, возложении на Кузьменко Лидию Вячеславовну обязанности возвратить Администрации Паратунского сельского поселения денежную сумму в размере 4 079 600 руб., полученную по соглашению № 10 от 16 июня 2016 года о выкупе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в течение одного месяца с момента вступления апелляционного определения в законную силу (л.д.169-179 дела № 2-1114/2019).

Основанием для вынесения указанного апелляционного определения послужило то обстоятельство, что оспариваемое соглашение не содержало перечня лиц, сохраняющих в соответствии с требованиями закона право пользования жилым помещением после его выкупа покупателем, с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением, как того требуют положения ст. 558 ГК РФ, доказательств тому, что Администрация Паратунского сельского поселения знала о наличии таких прав и приобрела жилое помещение с установленными обременениями, в материалах дела не имеется. При таких установленных по делу обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что между сторонами оспариваемого соглашения не было достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, в связи с чем удовлетворил исковые требования Администрации Паратунского сельского поселения к Кузьменко Лидии Вячеславовне о признании незаключенным соглашения № 10 от 16 июня 2016 года о выкупе жилого помещения.

Решением Елизовского районного суда Камчатского края от 16 июля 2019 года по гражданскому делу № 2-537/2019 удовлетворен иск заместителя Елизовского городского прокурора, предъявленный в интересах Кузьменко Михаила Вячеславовича и его несовершеннолетней дочери Кузьменко Алисы Михайловны к Администрации Паратунского сельского поселения о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, на Администрацию Паратунского сельского поселения возложена обязанность предоставить Кузьменко Михаилу Вячеславовичу на состав семьи из двух человек благоустроенное, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах Паратунского сельского поселения жилое помещение с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (л.д.168-176 дела № 2-537/2019).

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 07 ноября 2019 года названное решение отменено с принятием по делу нового решения, которым в удовлетворении исковых требований заместителя Елизовского городского прокурора, действующего в интересах Кузьменко Михаила Вячеславовича и его несовершеннолетней дочери Кузьменко Алисы Михайловны, к администрации Паратунского сельского поселения о возложении обязанностей предоставить Кузьменко Михаилу Вячеславовичу на состав семьи из двух человек благоустроенное, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах Паратунского сельского поселения жилое помещение с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, - отказано (л.д.210-217).

Названное апелляционное определение оставлено без изменения определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 апреля 2020 года.

27 апреля 2021 года Кузьменко М.В. в соответствии со ст. ст. 51, 52 ЖК РФ обратился к административному ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Решением Врип главы Паратунского сельского поселения № 799 от 24 мая 2021 года Кузьменко М.В. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с тем, что действующим законодательством возможность самостоятельного обеспечения членов семьи собственника жилого помещения, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу и включенным в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, отказавшимся от приватизации и получившим бессрочное прав пользования, на условиях договора социального найма, не предусмотрена (л.д.8).

Часть 1 статьи 40 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.

Пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрена возможность бесплатного представления гражданам жилых помещений во внеочередном порядке по договорам социального найма для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Из положений ст. 85 ЖК РФ следует, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, жилое помещение признано непригодным для проживания (п.п. 1, 3).

В силу ч.1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое жилое помещение в связи с непригодностью занимаемого жилого помещения и его сносом должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 2 июля 2009 года "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Из изложенного следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.

В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В силу ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Как указано в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185Ф3 "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, жилое помещение может быть изъято у собственника путём выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачётом его стоимости в выкупную цену. При этом положения ст. 32 ЖК РФ, устанавливающие размер возмещения за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия, а также возможность предоставления взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.

При таких обстоятельствах, поскольку действующим законодательством возможность самостоятельного обеспечения членов семьи собственника жилого помещения, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу и включенным в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, отказавшимся от приватизации и получившим бессрочное прав пользования, на условиях договора социального найма, не предусмотрена, оснований для признания решения Администрации Паратунского сельского поселения № 799 от 24 мая 2021 года незаконным суд не усматривает.

Обстоятельств, предусмотренных пунктами 1, 2, 4 части первой статьи 51 ЖК РФ при рассмотрении гражданского дела не установлено.

На какие - либо иные предусмотренные законом основания, кроме проживания в непригодном жилом помещении, для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении административный истец в рамках настоящего административного дела не ссылается.

При таких обстоятельствах требования административного истца о признании незаконным и отмене решения Администрации Паратунского сельского поселения № 799 от 24 мая 2021 года об отказе в принятии Кузьменко Михаила Вячеславовича на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; возложении на Администрацию Паратунского сельского поселения обязанности принять Кузьменко Михаила Вячеславовича на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Поскольку в ходе рассмотрения административного дела суд пришёл к выводу, что права, свободы и законные интересы Кузьменко М.В. и его несовершеннолетней дочери, в интересах которой, в том числе, было подано заявление в Администрацию Паратунского сельского поселения, нарушены не были, в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 КАС РФ, суд

решил:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований Кузьменко Михаила Вячеславовича к Администрации Паратунского сельского поселения:

- о признании незаконным и отмене решения Администрации Паратунского сельского поселения № 799 от 24 мая 2021 года об отказе в принятии Кузьменко Михаила Вячеславовича на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма;

- о возложении на Администрацию Паратунского сельского поселения обязанности принять Кузьменко Михаила Вячеславовича на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме – 29 октября 2021 года.

Судья                                                                                        П.В. Кошелев

    КОПИЯ ВЕРНА. Подлинный экземпляр находится в материалах гражданского дела № 2-1493/2021 (RS002-01-2021-003836-53) в Елизовском районном суде Камчатского края.

    Решение в законную силу НЕ вступило.

    Судья     П.В. Кошелев

2а-1493/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кузьменко Михаил Вячеславович
Ответчики
Администрация Паратунского сельского поселения
Другие
Кузьменко Лидия Вячеславовна
Суд
Елизовский районный суд Камчатский края
Судья
Кошелев Павел Витальевич
Дело на странице суда
elizovsky.kam.sudrf.ru
20.08.2021Регистрация административного искового заявления
20.08.2021Передача материалов судье
23.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
23.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.09.2021Судебное заседание
07.10.2021Судебное заседание
14.10.2021Судебное заседание
15.10.2021Судебное заседание
29.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее