Решение по делу № 2-3497/2024 от 09.07.2024

№ 2-3497/2024

44RS0001-01-2024-006596-44

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июля 2024 года                                                                 г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Серобабы И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Секановой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Костромы в интересах несовершеннолетнего Готовцева Андрея Александровича к Департаменту здравоохранения Костромской области об обязании организовать обеспечение лекарственным препаратом,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Костромы в интересах несовершеннолетнего Готовцева А.А. обратился в суд к Департаменту здравоохранения Костромской области с исковым заявлением об обязании ответчика организовать обеспечение материального истца лекарственным препаратом «...» (международное непатентованное наименование) в виде таблеток из расчета 274 таблетки по 30 мг на год до его отмены или замены по медицинским показаниям.

В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что в ходе надзорных мероприятий по обращению Готовцевой М.Н. установлено, что несовершеннолетний Готовцев А.А. является ребенком-инвалидом, страдает редким (орфанным) заболеванием – .... Согласно протокола консилиума врачей ФГАУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Минздрава России Готовцеву А.А. разрешен к индивидуальному применению и ввозу незарегистрированный на территории Российской Федерации лекарственный препарат МНН ...» по жизненным показаниям длительно из расчета 274 таблетки по 30 мг на год. <дата> Готовцева М.Н. обратилась в ДП №6 ОГБУЗ ГБ г.Костромы, <дата> в Департамент здравоохранения Костромской области по вопросу организации обеспечения Готовцева А.А. вышеуказанными лекарственными препаратами. Письмом заместителя директора департамента здравоохранения <адрес> от <дата> истцу сообщено, что указанный лекарственный препарат не зарегистрирован на территории Российской Федерации и не включен в перечень для обеспечения по программам льготного лекарственного обеспечения, в связи с чем осуществление закупки данного препарата по программе льготного лекарственного обеспечения не представляется возможным. До настоящего времени не обеспечен лекарственным средством. Полагая, что ответчиком необоснованно отказано в обеспечении Готовцева А.А. лекарственным обеспечением, прокурор просит возложить соответствующую обязанность на ответчика в судебном порядке.

В судебном заседании прокурор Орлова Л.В., законный представитель несовершеннолетнего Готовцева А.А. –Готовцева М.Н. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнительного ходатайствовали об обращении судебного акта в немедленному исполнению в порядке ст.212 ГПК РФ, в связи с наличием угрозы жизни материального истца без необходимого лекарственного обеспечения.

Представитель Департамента здравоохранения Костромской области на основании доверенности Садова Ю.В. исковые требования не признала, представила письменные возражения, в которых указала, что назначенный Готовцеву А.А. лекарственный препарат не включен в перечни лекарственных препаратов для обеспечения по программам льготного лекарственное обеспечения, в связи с чем его закупка по программам льготного обеспечения не представляется возможным. Представителем ответчика заявлено также о привлечении к участию в деле в процессуальном статусе третьих лиц Департамента финансов Костромской области, территориального отдела Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонд поддержки детей с тяжелыми и жизнеугрожающими, хроническими, в том числе редкими орфанными заболеваниями «Круг добра».

Третьи лица ОГБУЗ «Городская больница города Костромы», ТО Росздравнадзора по Костромской области для участия в деле своего представителя не направили, ходатайствовали о рассмотрения дела в отсутствии представителя.

Третье лицо ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России для участия в деле своего представителя не направило, извещено надлежащим образом.

Ходатайство ответчика о привлечении третьих лиц отклонено судом с учетом материально-правового обоснования иска, поддержанного прокурором и законным представителем материального истца в судебном заседании. По убеждению суда, заявленные правые и фактические основания иска не влияют на права и обязанности обозначенных в ходатайстве третьих лиц.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Данное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, охраны здоровья, включая медицинскую помощь.

Принимая во внимание заявленные прокурором фактические обстоятельства, представленное в материалы дела письменное обращение Готовцевой М.Н., адресованное прокурору г. Костромы, основанием которого являются доводы о защите нарушенного права на обеспечение лекарственными средствами, суд признает за истцом право на предъявление настоящего искового заявления в порядке ст.45 ГПК РФ.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Готовцев А.А. является ребенком-инвалидом, страдает редким (орфанным) заболеванием – ....

Протоколом консилиума врачей ФГАУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Минздрава России Готовцеву А.А. разрешен к индивидуальному применению и ввозу незарегистрированный на территории Российской Федерации лекарственный препарат МНН «Дефлазакорт» по жизненным показаниям длительно из расчета 274 таблетки по 30 мг на год.

Лекарственный препарат «Дефлазакорт» (МНН) не зарегистрирован на территории Российской Федерации и не входит в перечень жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов.

<дата> Готовцева М.Н. как законный представитель Готовцева А.А. обратилась к ответчику по вопросу организации обеспечения вышеуказанными лекарственными препаратами.

Письмом заместителя директора Департамента здравоохранения Костромской области от <дата> истцу сообщено, что указанный лекарственный препарат не зарегистрирован на территории Российской Федерации и не включен в перечень для обеспечения по программам льготного лекарственного обеспечения, в связи с чем осуществление закупки данного препарата по программе льготного лекарственного обеспечения не представляется возможным.

В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции Российской Федерации).

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (ст. 10 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», далее – Федеральный закон №124-ФЗ).

Исходя из приведенных норм Конституции Российской Федерации, Федерального закона №124-ФЗ, право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (ч.ч. 1, 2 ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», далее – Федеральный закон №323-ФЗ).

В силу ч. 15 ст.37 Федерального закона №323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (ч.2 ст.48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 48 Федерального закона №323-ФЗ консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.

Положениями ст. 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч. 2 ст. 19 Федерального закона №323-ФЗ

При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (п. 2 ч. 3 ст. 80 Федерального закона №323-ФЗ).

Согласно п. 11 постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 №771 «О порядке ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации» основанием для ввоза лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента является, в том числе, заключение консилиума врачей федерального учреждения или учреждения Российской академии медицинских наук, в котором оказывается медицинская помощь конкретному пациенту, подписанное главным врачом (директором) или лицом, исполняющим его обязанности, и его электронная копия, подписанная электронной цифровой подписью, о назначении этому пациенту незарегистрированного лекарственного препарата для оказания ему медицинской помощи по жизненным показаниям и необходимости его ввоза.

Согласно п. 3 приказа Минздравсоцразвития России от 09.08.2005 № 494 «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям» в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 №2497.

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст. 81 Федерального закона №323-ФЗ).

В силу п. 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона №323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Администрации Костромской области от 30.12.2022 N 680-а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее – Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Согласно Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи дополнительно к объемам медицинской помощи, оказываемой гражданам в рамках Программы, осуществляется дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи (при необходимости за пределами Российской Федерации) детям, страдающим тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, включая обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе не зарегистрированными в Российской Федерации, а также техническими средствами реабилитации, не включенными в федеральный перечень реабилитационных мероприятий и услуг, предоставляемых инвалиду.

    Из приведенных нормативных положений федерального законодательства, а также из содержания Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и регионального законодательства Костромской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе не зарегистрированными в Российской Федерации.

    Отсутствие лекарственного препарата «Дефлазакорт» (МНН) в перечне жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов для медицинского применения не может являться основанием для снижения уровня государственных гарантий по сравнению с установленными программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

    Готовцев А.А. как ребенок-инвалид имеет право на обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.

    В материалы дела представлены допустимые доказательства, подтверждающие, что незарегистрированный препарат «Дефлазакорт» (МНН) был назначен Готовцеву А.А. по жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации и в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2005 №494.

    Вышеуказанное медицинское назначение – единственно возможный вариант лечения материального истца, в связи с отсутствием альтернативных методик и препаратов для лечения выявленного у него заболевания.

    В соответствии с пунктом 1 Положения о департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, отраслевому управлению, нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения Костромской области.

В силу пункта 59 Положения Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.

Доказательств того, что по жизненным показателям несовершеннолетнему возможно применение иного лекарственного препарата, в том числе включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения в рамках государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, либо аналога препарата, материалы дела не содержат.

Отказ Департамента здравоохранения Костромской области в обеспечении Готовцева А.А. лекарственным препаратом «Дефлазакорт» за счет средств бюджета нарушает его право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора г.Костромы являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Поскольку лекарственное средство, обязанность по обеспечению истца которыми возложена на ответчика, необходимо Готовцеву А.А. по жизненным показаниям, замедление исполнения решения может привести к негативным последствиям для жизни и здоровья материального истца.

При таких обстоятельствах ходатайство об обращении решения к немедленному исполнению суд находит обоснованными.

руководствуясь ст. ст. 194-198, 212 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Костромы в интересах несовершеннолетнего Готовцева Андрея Александровича – удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Готовцева Андрея Александровича, <дата> года рождения, уроженца <адрес> (СНИЛС ) лекарственным препаратом «...» (международное непатентованное наименование) в виде таблеток из расчета 274 таблетки по 30 мг на год до его отмены или замены по медицинским показаниям.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья                                                                                                           И.А. Серобаба

Мотивированное решение изготовлено 22.07.2024

2-3497/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Костромы
Информация скрыта
Готовцева Марина Николаевна, действующая в интересах н/л Готовцева Андрея Александровича
Ответчики
Департамент здравоохранения Костромской области
Другие
ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России
ОГБУЗ "Городская больница г.Кострома"
ТО Росздравнадзора по Костромской области
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Серобаба Илья Александрович
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
09.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.07.2024Передача материалов судье
10.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.07.2024Судебное заседание
22.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее