дело № 2а-121/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Депутатский 15 мая 2019 года
Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Новожилова Е.Я., с участием К., действующей по поручению группы лиц, представителя ответчика Б., действующей по доверенности, при секретаре Кадырове Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению коллектива работников МБОУ «Депутатская СОШ» к МО «Усть-Янский улус (район)» о признании недействующими Распоряжений Главы МО «Усть-Янский улус (район)» № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в сеть муниципальных учреждений и штатные расписания», № от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации муниципальных учреждений», № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в распоряжение Главы МО «Усть-Янский улус (район)» от ДД.ММ.ГГГГ в части, касающейся МБОУ «Депутатская СОШ», как несоответствующими законодательству, о признании реорганизации юридического лица МБОУ «Депутатская СОШ» недействительной
УСТАНОВИЛ:
Коллектив работников МБОУ «Депутатская СОШ» обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими Распоряжений Главы МО «Усть-Янский улус (район)» № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в сеть муниципальных учреждений и штатные расписания», № от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации муниципальных учреждений», № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в распоряжение Главы МО «Усть-Янский улус (район)» от ДД.ММ.ГГГГ в части, касающейся МБОУ «Депутатская СОШ», как несоответствующими законодательству, о признании реорганизации юридического лица МБОУ «Депутатская СОШ» недействительной, мотивируя свои требования тем, что вышеуказанные Распоряжения противоречат действующему законодательству, так как Главой МО «Усть-Янский улус (район)» при принятии Распоряжений были нарушены требования п. 11 ст. 22 ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 г., правовые акты приняты без положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения, без каких либо правовых актов, регламентирующих порядок реорганизации муниципальной образовательной организации, и кроме того, могут привести к ущемлению трудовых прав административных истцов.
В судебном заседании К., наделенная административными истцами полномочиями по ведению административного дела, сославшись на приведенные доводы и представленные доказательства, иск просит удовлетворить полностью, пояснив, что выявленные нарушения законодательства при принятии оспариваемых муниципальных актов установлены прокуратурой, проверявшей обоснованность и соблюдение порядка принятия оспариваемых Распоряжений по заявлению работников МБОУ «Депутатская СОШ».
Представитель ответчика Б. в судебном заседании просит в административном иске отказать, пояснив, что истцом неправильно понимается Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в силу которого решение вопросы по образованию и образовательным учреждениям входят в компетенцию органов местного самоуправления. Кроме того, полагает, что при принятии оспариваемых административным истцом Решений ответчиком нарушений не допущено, положительное заключение комиссии по оценке последствий реорганизации образовательных учреждений имеется, указанные прокуратурой недостатки при реорганизации образовательных учреждений устранены, а ссылки административного истца на нарушение прав работников образовательных учреждений являются надуманными и ничем не подтверждены.
Выслушав пояснения сторон, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 222 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд, в силу п. 2 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, выясняет
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом п.11 ст. 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья относится, в силу п. 11 ст. 15 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Определение порядка принятия решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений подпунктом 6 п. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
В силу ч. 11 ст. 22 Федерального закона N 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерацию" и ч. 2 ст. 13 Федерального закона N 124-ФЗ от 24.07.1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" принятие органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации государственных организаций, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.
Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации в Республике Саха (Якутия), включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), Порядок создания комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации в Республике Саха (Якутия) и подготовки ею заключений утверждены Приказом Министерства образования Республики Саха (Якутия от 16 июня 2014 года № 01-16/2294.
Под оценкой последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации понимается определение степени последствий от принятия такого решения в реализации права на образование, а также удовлетворение потребностей в образовательных услугах граждан, в целях защиты прав и интересов участников отношений в сфере образования (далее - экспертная оценка).
Решение о реорганизации или ликвидации образовательной организации принимается учредителем образовательной организации на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации, находящейся в Республике Саха (Якутия) (далее - Комиссия).
Оценка последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации на проводится основании следующих критериев:
а) соблюдение прав и гарантий, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия) в отношении обучающихся и работников реорганизуемой или ликвидируемой образовательной организации;
б) минимизация возможных социальных рисков в отношении обучающихся и работников реорганизуемой или ликвидируемой образовательной организации;
в) наличие возможности приема граждан в другие образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации соответствующих образовательных программ, их территориальной доступности, в том числе с учетом возможности организации транспортного сопровождения обучающихся к таким образовательным организациям и (или) их круглосуточного пребывания в них;
г) сохранение в административно-территориальной единице места нахождения образовательной организации условий для получения гражданами образования соответствующего уровня согласно федеральным государственным образовательным стандартам (при их наличии) с учетом прогноза демографической ситуации (в том числе возможного увеличения (уменьшения) плотности населения в соответствии с документами территориального планирования). (п.п. 2, 3 и 5 Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации в Республике Саха (Якутия), включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций).
Положение о Комиссии и ее состав утверждаются распорядительным актом органа местного самоуправления муниципального образования Республики Саха (Якутия), осуществляющего функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных организаций в Республике Саха (Якутия), в отношении которых рассматриваются вопросы о реорганизации или ликвидации таких образовательных организаций (далее - Учредитель).
В состав комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации в Республике Саха (Якутия) включаются представители Учредителя, местной администрации муниципального образования, на территории которых расположены реорганизуемые или ликвидируемые образовательные организации, представители образовательных организаций, органов государственно-общественного управления образовательными организациями, а также общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования, другие заинтересованные лица.
Член Комиссии не принимает участие в голосовании, если на заседании Комиссии рассматриваются вопросы о реорганизации или ликвидации образовательной организации, работником которой он является (п. 2 и 3 Порядка создания комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации в Республике Саха (Якутия) и подготовки ею заключений).
Судом первой инстанции из представленных сторонами доказательств и пояснений установлено, что 04.07.2018 г. Главой Республики Саха (Якутия) А.С. Николаевым утвержден Пр-631-А1 перечень поручений об оптимизации консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2018 годи на плановый период 2019-2010 годов, согласно п. 9.1 которого главам муниципальных районов рекомендовано оптимизировать структуру и численность муниципальных учреждений с учетом рекомендаций, разработанных ГАУ «Центр стратегических исследований Республики Саха (Якутия).
Главой муниципального образования «Усть-Янский улус (район)» во исполнение Перечня поручений Вр.и.о. Главы Республики Саха (Якутия) по оптимизации консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2018 годи на плановый период 2019-2010 годов № Пр-631-А1 от 04.06.2018 года, Протоколом совещания при Главе МО «Усть-Янский улус (район) по вопросу реорганизации муниципальных учреждений от ДД.ММ.ГГГГ № изданы оспариваемые административными истцами Распоряжения: № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в сеть муниципальных учреждений и штатные расписания», № от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации муниципальных учреждений» и № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в распоряжение Главы МО «Усть-Янский улус (район)» от ДД.ММ.ГГГГ.
Административные истцы, не согласившись с изданными правовыми актами, обратились в прокуратуру с заявлением о проверке законности и обоснованности оспариваемых Распоряжений (л.д. 29).
По результатам проверки заявления прокуратурой Усть-Янского района РС (Я) ДД.ММ.ГГГГ заявителям дан ответ, из содержания которого следует, что администрацией МО «Усть-Янский улус (район)» нарушен порядок принятия муниципального правового акта (далее – МПА), а именно Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № по созданию комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации МО «Усть-Янский улус (район)» и Положения о такой комиссии в части состава комиссии, перечня предоставления документов в адрес комиссии, опубликования заключения комиссии, также выявлено нарушение при увольнении гражданина без предоставления альтернативных вакансий, в адрес МО «Усть-Янский улус (район)» внесено представление об устранении нарушений законодательства, принесен протест на противоречащее закону постановление администрации МО «Усть-Янский улус (район)» (л.д. 31-32, 48-59).
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ прокурору Усть-Янского района РС (Я) направлены письма о рассмотрении представления и протеста (л.д. 60-64), в которых указано, что нарушения, выявленные прокуратурой при издании МПА по реорганизации образовательного учреждения, а именно Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, устранены.
Заключением по результатам проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Депутатская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» путем присоединения к нему МБУ «СОК «Олимп» и структурного подразделения МКУ «Усть-Янское РУО» «Межшкольная учебно-производственная мастерская» от ДД.ММ.ГГГГ., подписанным комиссией, негативных последствий принятия решения о реорганизации образовательной организации не выявлено (л.д. 155-157).
Из заключения по реорганизации МБОУ «Депутатская СОШ», подписанного руководителем департамента экономики и финансов МО «Усть-Янский улус (район)» П. следует, что права и гарантии учащихся и педагогов данного учреждения при его реорганизации соблюдены.
Из материалов дела видно, что действительно оспариваемы МПА были изданы до получения Заключения по результатам проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Депутатская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» путем присоединения к нему МБУ «СОК «Олимп» и структурного подразделения МКУ «Усть-Янское РУО» «Межшкольная учебно-производственная мастерская» от ДД.ММ.ГГГГ
Вместе с тем, суд оценивает доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, в силу которой суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы и в том числе суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Административными истцами не названы и не доказаны конкретные обстоятельства, которые бы свидетельствовали о наступивших для них существенных последствиях допущенного нарушения порядка принятия оспариваемых Распоряжений, влекущих его незаконность.
Пояснения административных истцов, что педагоги реорганизуемого образовательного учреждения должны были быть включены в состав комиссии существенного значения не имеют, так как указанные лица согласно п. 3 Порядка создания комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации в Республике Саха (Якутия) и подготовки ею заключений, утвержденного Приказом Министерства образования Республики Саха (Якутия от 16 июня 2014 года № 01-16/2294, не принимает участия в голосовании, если на заседании Комиссии рассматриваются вопросы о реорганизации или ликвидации образовательной организации, работниками которой они является
Доводы административных истцов о том, что в результате реорганизации образовательного учреждения будут нарушены их права, свободы и законные интересы в части ухудшения условий труда и оплаты, между тем, в нарушение требований п.11 ст. 226 КАС РФ, в судебном заседании ничем не подтверждены и основаны на предположении, в то время как предположение закон не допускает класть в основу судебного акта.
Таким образом, оспариваемые административными истцами МПА приняты лицом, наделенным полномочиями на принятие оспариваемого решения, в соответствии с нормативным правовыми актами, регулирующим спорные отношения и порядком принятия оспариваемого решения, а нарушений каких-либо прав и законных интересов административных истцов принятыми муниципальными правовыми актами в судебном заседании не установлено.
При таких установленных в судебном заседании обстоятельствах у суда основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления коллектива работников МБОУ «Депутатская СОШ» к МО «Усть-Янский улус (район)» о признании недействующими Распоряжений Главы МО «Усть-Янский улус (район)» № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в сеть муниципальных учреждений и штатные расписания», № от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации муниципальных учреждений», № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в распоряжение Главы МО «Усть-Янский улус (район)» от ДД.ММ.ГГГГ в части, касающейся МБОУ «Депутатская СОШ», как несоответствующими законодательству, о признании реорганизации юридического лица МБОУ «Депутатская СОШ» недействительной – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) путем подачи жалобы через Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия).
Резолютивная часть решения составлена в совещательной комнате 15 мая 2019 года.
Решение в окончательной форме составлено 17 мая 2019 года.
Председательствующий Е.Я. Новожилов