дело № 2-2013/2023
№ 33-7409/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Оренбург 24 октября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Наумовой Е.А.,
судей Наливкиной Е.А., Султанова Р.А.,
при секретаре Елизарове А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района г. Оренбурга в интересах ФИО1 к товариществу собственников жилья «Липа» о признании действий незаконным, обязании произвести корректировку размера платы за отопление за 2019 г.,
по апелляционной жалобе товарищества собственников жилья «Липа»
на решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 19 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Наумовой Е.А., пояснения представителя ответчика ФИО5, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора отдела Оренбургской областной прокуратуры ФИО6, просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
установила:
прокурор Дзержинского района г. Оренбурга, действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с названным иском, указав, что прокуратурой была проведена проверка исполнения ТСЖ «Липа» законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при проведении корректировки платы за отопление собственникам помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: (адрес). ФИО1 является собственником (адрес), площадью 65,75 кв.м, в указанном доме.
В ходе проверки выявлено следующее.
Согласно Постановлению Правительства Оренбургской области на территории г. Оренбурга в 2019 году применялся способ оплаты за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года. В этой связи начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в 2019 г. производилось исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии в размере 0,016 Гкал/кв.м.
В соответствии с требованиями действующего законодательства расчет суммы корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению должен был быть произведен по формулам № 3, 3 (4), 3 (6) Приложения № 2 к Правилам № 354 следующим образом:
Определяется размер платы за коммунальную услугу по отоплению по формулам 3, 3 (6) Приложения № 2 к Правилам № 354, приходящийся на жилое помещение № 305, исходя из фактического объема потребления коммунальной услуги по отоплению:
1 полугодие: (65,75 кв. м (площадь квартиры) * 2 149,55 Гкал (объем потребленной тепловой энергии на отопление за период с января по апрель 2019 года по Д11У) / (22 776,84 кв. м (площадь жилых помещений) -0 + 2 633,55 кв. м. площадь мест общего пользования) + (65,75 кв. м (площадь квартиры) * (2 149,55 Гкал (объем потребленной тепловой энергии на отопление за период с января по апрель 2019 года по ОДПУ) – 1 926,77 Гкал (суммарный объем потребления тепловой энергии на отопление, приходящийся на помещения в многоквартирном доме за период с января по апрель 2019 года) / 22 776,84 кв. м (площадь жилых [помещении) = (5,56 Гкал + 0,64 Гкал) * 1 762,51 руб./Гкал (тариф в указанный период) = 10 927,5 руб.
2 полугодие: (65,75 кв.м (площадь квартиры) * 1 650,21 Гкал (объем потребленной тепловой энергии на отопление за период с октября по декабрь 2019 года по ОДПУ) / 22 776,84 кв. м (площадь жилых помещений) -0 + 2 633,55 кв. м. (площадь мест общего пользования) + (65,75 кв. м (площадь квартиры) * (1 650,21 Гкал (объем потребленной тепловой энергии на отопление за период с октября по декабрь 2019 года по ОДПУ) — 1 479,18 Гкал (суммарный объем потребления тепловой энергии на отопление, приходящийся на помещения в многоквартирном доме за период с октября по декабрь 2019 года) / 22 776,84 кв. м (площадь жилых помещений) = (4,26 Гкал + 0,49 Гкал) * 1735,28 руб./Г кал (тариф в указанный период) = 8 242,5 руб.
Итоговой размер платы за коммунальную услугу по отоплению, приходящийся на жилое помещение ФИО1 (№), рассчитанный из фактического объема потребления коммунальной услуги по отоплению по ОДПУ тепловой энергии по итогам 2019 года составил 19 170 руб.
Сумма начисленной платы за коммунальную услугу по жилому помещению ФИО1 за период с января по декабрь 2019 г., рассчитанная исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии в размере 0,016 Гкал/кв.м. составила 22 247,43 руб. (сумма предъявленная в платежных документах за период с января по декабрь 2019 года).
Сумма корректировки платы за указанную коммунальную услугу по итогам 2019 г. по жилому помещению №, должна была составить (- 3 077,43 руб.) = 19 170 руб. – 22 247,43 руб.
Таким образом, ответчиком не произведен возврат суммы корректировки платы за отопление в отношении (адрес), расположенной по адресу: (адрес), по итогам 2019 года в размере 3 077,43 руб.
Уточнив исковые требования, истец просил суд признать действия ТСЖ «Липа» по не произведению по итогам 2019 года корректировки платы за отопление в отношении (адрес) в размере 3 077,43 руб. незаконными; обязать ТСЖ «Липа» произвести корректировку размера платы за коммунальную услугу отопление за 2019 год собственнику (адрес) многоквартирного дома, расположенного по адресу: (адрес), ФИО1 в размере 3 077,43 руб. (л.д. 147-148).
Решением Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 19 июля 2023 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В суд апелляционной инстанции не явились ФИО1, представитель ГЖИ по Оренбургской области, извещенные надлежащим образом. Судебная коллегия с учетом положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ определила рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из ст. 548 ГК РФ следует, что к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами, применяются правила договоров энергоснабжения (параграф 6 гл. 30 ГК РФ). Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Абонент обязан оплатить фактически принятое количество энергии (п. 1 ст. 539, п. 1 ст. 541 ГК РФ).
Порядок расчета размера платы за поданный ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный дом коммунальный ресурс должен быть согласован с исполнителем и указан в соответствии со ст. 544 ГК РФ в договоре ресурсоснабжения, заключаемом исполнителем (управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. Единоличное определение (расчет) ресурсоснабжающей организацией количества (объема) коммунального ресурса в соответствии с законодательством РФ не допускается.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством РФ. В случаях, установленных законодательством РФ в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) (ч. 1, ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).
Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном Правилами предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).
Согласно пункту 42(1) Правил № 354 оплата коммунальной услуги по отоплению в жилом или нежилом помещении многоквартирного или жилого дома, который оборудован общедомовым или индивидуальным прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, осуществляется равномерно в течение календарного года исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, при отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год начисление осуществляется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 18 октября 2016 г. № 716-п для собственников и пользователей помещений многоквартирных домов на территории Оренбургской области принят способ оплаты за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, в том числе на 2019 год.
В соответствии с пунктом 3 (4) приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов от 6 мая 2011 г. N 354 срок проведения корректировки по итогам года - первый квартал года, следующего за расчетным. Из приведенной нормы следует, что корректировка платы за отопление осуществляется один раз в календарный год, и выявленная разница (положительная или отрицательная) учитывается в платежных документах в следующем календарном году после отчетного. Корректировка производится ресурсоснабжающей организацией в целях полной оплаты всего объема полученной конечными потребителями тепловой энергии, что предполагает отсутствие убытков вследствие применения установленного норматива потребления. Корректировка размеры платы за отопление возможна только один раз в год при наличии данных о фактическом потреблении тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета за год, поскольку норматив потребления устанавливается из расчета равномерного годового потребления тепловой энергии.
Из материалов дела следует и судом установлено, что ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: (адрес)
Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ТСЖ «Липа» на основании договора управления от (дата)
По итогам 2019 года ТСЖ «Липа» произвело жителям многоквартирного дома корректировку платы за коммунальную услугу по отоплению в размере 289 864,95 руб. При этом собственнику (адрес) ФИО1 корректировка платы не была произведена.
Из представленного истцом расчета следует, что исходя из фактического объема потребления коммунальной услуги по отоплению, итоговый размер платы за коммунальную услугу по отоплению, приходящийся на жилое помещение №, рассчитанный из фактического объема потребления коммунальной услуги по отоплению по ОДПУ тепловой энергии по итогам 2019 года составил 19 170 руб., а именно:
I полугодие: (65,75 кв. м (площадь квартиры) * 2149,55 Гкал (объем потребленной тепловой энергии на отопление за период с января по апрель 2019 года по ОДПУ) / (22776,84 кв. м (площадь жилых помещений) -0 + 2633,55 кв.м. (площадь мест общего пользования) + (65,75 кв. м (площадь квартиры) * (2149,55 Гкал (объем потребленной тепловой энергии на отопление за период с января по апрель 2019 года по ОДПУ) - 1 926,77) Гкал (суммарный объем потребления тепловой энергии на отопление, приходящийся на помещения в многоквартирном доме за период с января по апрель 2019 года) / 22 776,84 кв. м (площадь жилых помещений) = (5,56 Гкал + 0,64 Гкал) * 1 762,51 руб./Гкал (тариф в указанный период) =10 927,5 руб.
II полугодие: (65,75 кв.м (площадь квартиры) * 1 650,21 Гкал (объем потребленной тепловой энергии на отопление за период с октября по декабрь 2019 года по ОДПУ) / 22 776,84 кв. м (площадь жилых помещений) -0 + 2 633,55 кв. м. (площадь мест общего пользования) + (65,75 кв. м (площадь квартиры) * 1 650,21 Гкал (объем потребленной тепловой энергии на отопление за период с октября по декабрь 2019 года по ОДПУ) - 1 479,18 Гкал (суммарный объем потребления тепловой энергии на отопление, приходящийся на помещения в многоквартирном доме за период с октября по декабрь 2019 года) / 22 776,84 кв. м (площадь жилых помещений) = (4,286 Гкал + 0,496 Гкал) * 1735,28 руб./Гкал (тариф в указанный период) = 8 242,5 руб.
При этом, фактическая сумма начисленной платы за коммунальную услугу по указанному жилому помещению за период с января по декабрь 2019 г., рассчитанная исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии в размере 0,016 Гкал/кв., составила 22 247,43 руб. (сумма, предъявленная к оплате в платежных документах за период с января по декабрь 2019 года).
Таким образом, сумма корректировки платы за указанную коммунальную услугу по итогам 2019 года по жилому помещению № в указанном многоквартирном доме, рассчитанная по формуле 3 (4) Приложения № 2 к Правилам № 354 (P(i) = P(kpi) - P(npi), должна была составить (- 3 077, 43 руб.) = 19 170 руб. - 22 247, 43 руб.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции руководствуясь приведенными выше нормами права и изложенными обстоятельствами, пришел к выводу о признании незаконными действий ТСЖ «Липа» по не произведению корректировки в отношении жилого помещения ФИО1 по итогам 2019 г. и обязании произвести такую корректировку на сумму 3 077,43 руб.
Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, поскольку они следуют из анализа всей совокупности представленных и исследованных доказательств и основаны на правильном применении действующего законодательства.
Довод апелляционной жалобы о том, что истец в нарушение ст. 39 ГПК РФ одновременно изменил предмет и основание иска, подлежит отклонению, поскольку данный довод материалами дела не подтверждается. Из уточненного искового заявления на л.д. 147 следует, что истец дополнил исковые требования просьбой признать незаконными действия ответчика, об обязании выполнить которые он изначально и просил суд. Такое дополнение не указывает на нарушение ст. 39 ГПК РФ.
Также подлежит отклонению, как не нашедший своего подтверждения, довод жалобы о том, что истцом занижен объем потребленной тепловой энергии за первое полугодие 2019 г., что подтверждается посуточными ведомостями.
Не влияют на правильность выводов суда доводы жалобы о том, что снятие показаний общедомовых приборов учета ТСЖ «Липа» осуществляет путем привлечения сторонней организации, а также о порядке снятия таких показаний.
Довод апелляционной жалобы о том, что истцом пропущен срок исковой давности, поскольку получив квитанции на оплату услуг отопления в январе, феврале, марте 2020 г. в которых не была отражена корректировка, истец должна была узнать о нарушении своих прав подлежит отклонению, поскольку материалами дела подтверждается, что ответчик произвел корректировку платы по оплате отопления в многоквартирном (адрес) в июле 2020 г., однако, квартира ФИО1 не вошла в эту корректировку, соответственно именно с этого периода времени истец могла узнать о нарушении своего права.
Из этого следует, что срок исковой давности на защиту нарушенного права истекал в июле 2023 г., с иском в суд истец обратился (дата), то есть в пределах трехлетнего срока исковой давности.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что ответчику не понятна позиция суда относительно приостановления срока исковой давности в приказном производстве, который не выносился по данному спору, не влечет отмену обжалуемого судебного акта, поскольку приведенные судом в обжалуемом решении нормы действующего законодательства и разъяснения в их применении относительно расчета срока исковой давности, не привели к неверному определению срока как такового.
Указание в апелляционной жалобе на то, что участие прокурора в деле противоречат нормам ст. 45 ГПК РФ, поскольку ФИО1 не обращалась к прокурору за защитой своих прав по корректировке отопления за 2019 г. является безосновательным ввиду следующего.
Полномочия прокурора по обращению в суд с исковыми заявлениями, в том числе при обращении к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов, регламентированы частью 1 статьи 45 ГПК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 27 Закона N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона N 2202-1 при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
В материалах гражданского дела имеется заявление ФИО1 по вопросу не произведения корректировки платы за отопление адресованное прокурору Дзержинского района г. Оренбурга, которое послужило основанием проведения проверки и последующего обращения прокурора в суд в интересах ФИО1
Требований относительно объема проведения проверки по заявлению граждан, а также возможность или запрет на проверку иных обстоятельств, вытекающих, но не указанных заявителем при обращении к прокурору действующее законодательство не содержит.
В целом доводы апелляционной жалобы ТСЖ «Липа» сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и выводов суда, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не усматривает.
Вместе с тем, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда следует отменить в части признания незаконными действий ответчика по не произведению корректировки платы за отопление, поскольку удовлетворение этого требования само по себе не приведет к восстановлению нарушенного права, с учетом удовлетворения требования о возложении обязанности, по сути, оно является излишне заявленным.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 19 июля 2023 года отменить в части признания действий товарищества собственников жилья «Липа» по не произведению по итогам 2019 года корректировки платы за отопление в отношении (адрес), расположенной в многоквартирном доме по адресу: (адрес), в размере 3 077, 43 руб., незаконными.
Принять в отмененной части новое решение, которым в данной части требований прокурора Дзержинского районного суда г. Оренбурга к товариществу собственников жилья «Липа» отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи