Дело № 2а-768/2022
г. Приозерск 25 мая 2022 года
Решение
Именем Российской Федерации
Приозерский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Строгановой О.Г.,
при секретаре Фоменко Е.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Приозерского городского прокурора Ленинградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Плодовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности поставить на кадастровый учет земельный участок, используемый под размещение автомобильной дороги общего пользования местного значения,
установил:
Приозерский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с данным административным иском, указав, что автомобильная дорога на <адрес> в <адрес> включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Плодовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район, но право собственности на нее не зарегистрировано и земельный участок, на котором расположена указанная автомобильная дорога, на кадастровом учете не состоит. Указанное приводит к тому, что содержание автодороги не осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов. Данное обстоятельство приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц (пользователей автодорог) на безопасность дорожного движения. В этой связи прокурор просит признать бездействие административного ответчика по непринятию мер по постановке на учет указанного земельного участка незаконным и обязать администрацию муниципального образования Плодовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда осуществить мероприятия, в результате которых будет произведена постановка на кадастровый учет земельного участка, используемого под размещение вышеуказанной автомобильной дороги.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Плодовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> ФИО2 в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что согласно программы «Развитие автомобильных дорог МО Плодовское сельское поселение на 2022-2024 годы» ответчиком запланировано мероприятие на 2023 год по образованию границ земельного участка в <адрес>, в связи с чем просит суд в случае удовлетворения требований прокурора увеличить срок исполнения решения суда до 24 месяцев (л.д. 24).
Административный истец помощник Приозерского городского прокурора ФИО3 административный иск поддержал, просил удовлетворить в полном объеме, не возражал против увеличения срока исполнения решения суда.
Заслушав мнение сторон, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в реестр автомобильных дорог общего пользования местного значения МО Плодовское сельское поселение включена автомобильная дорога общего пользования местного значения по на <адрес> в <адрес> (л.д. 26-30).
Судом установлено, что указанная дорога местного значения как объект капитального строительства не зарегистрирована, не поставлена на кадастровый учет, как и земельный участок, на котором она расположена, право собственности на земельный участок не зарегистрировано (л.д. 8, 9, 21).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Исходя из положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений указанный вопрос может быть закреплен за сельскими поселениями.
Областным законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 48-оз "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений <адрес>" за сельскими поселениями <адрес> закреплен вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Под дорожной деятельностью, согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, представленные собственниками данных дорог.
Исходя из положений ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения
При этом, согласно ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества согласно которого реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.
Частью 7 ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", предусмотрено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый номер – это неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер объекта недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости.
Как указано в приказе Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 80 «О Едином государственном реестре автомобильных дорог» в реестр, в том числе, вносятся сведения о собственнике автомобильной дороги, которые должны содержать вид и основные реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов, на основании которых возникло вещное право на автомобильную дорогу. Реквизиты должны содержать наименование документа, его серию и номер, дату выдачи и название государственного органа (организации), выдавшего документ.
Согласно пп. 4 п. 9 раздела IV Классификации работ по содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Как определено в п. 1.1 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 Типовой инструкции).
При этом постановка на кадастровый учет автомобильной дороги, как сооружения, невозможна без постановки на кадастровый учет дороги, на которой она располагается.
В этой связи отсутствие постановки на кадастровый учет земельного участка, занимаемого автомобильной дорогой, влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, а также приводит к тому, что содержание автодорог не осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов.
Данное обстоятельство приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц (пользователей автодорог) на безопасность дорожного движения, в связи с чем требование прокурора о возложении обязанности на административного ответчика поставить на кадастровый учет автодорогу подлежат удовлетворению.
При установлении срока, в течении которого необходимо выполнить решение суда, то с учетом правильного распределения бюджетных денежных средств административного ответчика, трудоемкости самих работ, суд считает возможным установить данный срок равным 18 месяцам.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административный иск Приозерского городского прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования Плодовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес>, выразившееся в не проведении мероприятий по постановке на кадастровый учет земельного участка, используемого под размещение автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования Запорожское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> осуществить предусмотренные законом меры, в результате которых в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества будет поставлен на кадастровый учет земельный участок, используемый под размещение автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенный по адресу: <адрес>, в течении 18 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Ленинградский областной суд через Приозерский городской суд <адрес>.
Судья О.Г. Строганова
Мотивированное решение составлено 26.05.2022